Вторник, 20.08.2019, 04:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

А.Н.Григорьев, доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административно-правовых дисциплин и информационного обеспечения ОВД Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России
В.П.Крамаренко, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса, криминалистики и правовой информатики Балтийского федерального университета имени И. Канта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Образование, профессиональная подготовка, практическая направленность обучения, полигонное обучение, ситуационный подход, правоохранительные органы, образовательные организации МВД России.

Статья посвящена исследованию проблем повышения практической направленности обучения в образовательных организациях МВД России. Рассматриваются возможности использования методологии ситуационного подхода при организации полигонного обучения. Авторы отмечают, что внедрение подобной формы обучения в образовательную практику не является универсальным средством решения задачи формирования профессиональной компетентности будущих специалистов органов внутренних дел. Однако это необходимое условие формирования готовности обучающихся к их будущей профессиональной деятельности.

 

Россия, как и весь остальной мир, вступила в эпоху турбулентности, характеризующуюся не только крайней неопределенностью в международных отношениях, но и возникновением целого ряда угроз внешней и внутренней безопасности. Необходимым условием преодоления этих вызовов развитию государства в начале третьего тысячелетия является укрепление правоохранительной системы, совершенствование деятельности органов внутренних дел, от качества работы которых в определяющей степени зависит создание благоприятных условий развития страны [1, с. 127]. «Развитие России как правового демократического государства должно подкрепляться успехами и в борьбе с преступностью, в защите прав и свобод граждан, - отметил в своем выступлении Президент Российской Федерации В.В. Путин. - Это прямая обязанность органов внутренних дел. Важно повышать раскрываемость преступлений, должна расти эффективность работы по охране общественного порядка, усиливаться борьба с незаконным оборотом нар - котиков, нарушениями правил дорожного движения, контроль над миграционными потоками» [2].

Несмотря на предпринимаемые усилия ситуацию с преступностью в стране вряд ли можно признать благополучной. Так, по данным официальной статистики, в январе-ноябре 2018 г. было зарегистрировано 1841,3 тысячи преступлений. При этом в 27 субъектах Российской Федерации отмечается устойчивый рост преступности [3].

Проблема эффективности деятельности органов правопорядка обусловлена целым рядом факторов, важнейшим из которых является качество кадрового состава органов внутренних дел. И это вполне закономерно, поскольку «к сотрудникам органов внутренних дел всегда предъявляются особые требования. Это трудная и в высшей степени ответственная миссия, требующая профессионализма и компетентности, безупречных личных качеств» [4].

Вместе с тем анализ практики правоохранительной деятельности свидетельствует о существенном росте степени сложности труда специалистов органов внутренних дел, выражающемся, кроме прочего, и в значительном увеличении нагрузок на сотрудников, повышении уровня профессионализации и интеллектуализации современной преступности. И все это - на фоне постоянного сокращения времени на принятие решений по направлениям деятельности по замещаемой должности. В этих условиях одной из важнейших задач, стоящих перед системой профессиональной подготовки кадров МВД России, является обеспечение так называемого «нулевого» времени перехода сотрудника органа внутренних дел от учебных мероприятий к решению практических задач в сфере профессиональной деятельности. При этом необходимым условием «нулевого» времени перехода является тождественность среды подготовки специалистов органов внутренних дел среде их профессиональной деятельности при выполнении должностных обязанностей.

Однако очевидно, что обеспечение абсолютной тождественности сред подготовки и профессиональной деятельности специалистов МВД России - задача в значительной степени утопическая. Такая тождественность труднореализуема хотя бы в силу того, что правоохранительная деятельность носит преимущественно проблемно-эвристический характер, и ее эффективность во многом определяется индивидуально-личностными качествами ее субъектов. Как представляется, речь должна идти о такой модели организации образовательного процесса, которая обеспечивала бы формирование способности курсантов и слушателей, с одной стороны, действовать в наиболее значимых, типовых ситуациях профессиональной деятельности, а с другой - творчески познавать и преобразовывать среду этой деятельности в поиске нестандартных решений различных профессиональных ситуаций, самосовершенствоваться и саморазвиваться в профессиональной сфере.

Полагаем, что решение данной задачи возможно путем разработки педагогических прак- тико-ориентированных технологий подготовки специалистов органов внутренних дел, базирующихся на методологии ситуационного подхода, представляющего собой общенаучный, дисциплинарный метод, обладающий общностью и универсальностью [5, с. 16]. Н.М. Со- лодухо в своем известном Манифесте ситуационного движения отмечает: «.конец ХХ века и начало ХХ! века характеризуются ярко выраженной ситуационностью во всех сферах бытия. Состояния этих сфер адекватно может быть выражено понятием ситуация, которая имеет следующие главные отличительные признаки: динамичность сменяемых состояний, многофакторность детерминаций, малая предсказуемость выдвижения доминирующего фактора. Отсюда важнейшие характеристики ситуационного понимания мира - мобильность, случайность, неопределенность, размытость границ, плюралистичность, факторная равнозначность, поливариантность» [6, с. 3]. В связи с этим, по мнению Н.М. Солодухо, «на рубеже ХХ и ХХI веков в методологии науки наиболее общим и адекватным для понимания как природного, так и социального мира. является понятие «ситуация» и соответствующий ей ситуационный познавательный подход» [6, с. 4].

Следует отметить, что в современном научном знании ситуационный подход нашел самое широкое применение в качестве методологического инструментария решения теоретических и прикладных задач в различных научных сферах и областях деятельности. Так, например, в криминалистике сформировалась и развивается школа криминалистической ситуалогии под руководством доктора юридических наук, профессора Т.С. Волчец- кой. В работах последователей данной школы исследуются различные аспекты использования ситуационного подхода для решения криминалистических задач [7].

Суть ситуационного подхода состоит в том, что «познаваемое событие, обстановка должны быть проанализированы с точки зрения ситуаций, их составляющих. В полученной мысленной модели ситуации отсекается все несущественное, и таким образом любая новая незнакомая ситуация может быть сведена к тому или иному известному типу» [8, с. 47]. Основное значение ситуационного подхода в науке состоит в попытке «теоретически сформулировать, эмпирически проверить и затем практически рекомендовать различные решения применительно к каждой из типовых ситуаций. Диагностика ситуации позволяет определить альтернативные алгоритмы по ее разрешению. А учет реальных субъективных и объективных факторов, влияющих на ситуацию, дает возможность выбрать наиболее оптимальный путь по ее разрешению» [1, с. 129].

Применение ситуационного подхода в образовательной практике «создает принципиально новую основу для формирования профессиональной компетентности будущего специалиста» [9, с. 29], поскольку позволяет уточнить, конкретизировать структуру и содержание профессиональной подготовки. С.Ю. Темина совершенно верно отмечает: «Ситуационный подход основывается на учете конкретных условий сложившейся. ситуации в процессе принятия профессиональных решений. Поэтому, базируясь на данном подходе, необходимо обучить студентов анализу... ситуаций, их типологии и рассмотреть проблему выбора наиболее эффективных решений в конкретных условиях» [10, с. 470].

Как представляется, одним из основных направлений использования ситуационного подхода в образовательной практике является проектирование дидактического содержания учебных дисциплин. Анализ различных исследований и правовых актов в сфере профессиональной подготовки кадров МВД России позволяет выделить в качестве важнейшей цели подготовки специалиста в ведомственном вузе формирование его профессиональной компетентности, под которой понимается «целостное социально-профессиональное качество, проявляющееся в адекватном решении стандартных и особенно нестандартных задач в различных социально-профессиональных ситуациях во взаимодействии с другими людьми» [11, с. 79]. В связи с этим принципиально важно добиться максимально возможного совпадения учебных ситуаций с теми ситуациями профессиональной деятельности, с которыми обучающимся придется сталкиваться в своей будущей работе. Необходимым условием этого является организация тесного взаимодействия ведомственных образовательных организаций с практическими органами. Только такое взаимодействие научно-педагогических работников и практиков позволит выявить наиболее значимые профессиональные ситуации в сфере правоохранительной деятельности, учитывающие, кроме прочего, и региональную специфику. Их моделирование в образовательном процессе позволит обеспечить качественную профессиональную подготовку будущих специалистов органов внутренних дел.

Вместе с тем использование методологии ситуационного подхода в образовательной практике подразумевает не только его применение при проектировании содержания образовательного процесса, но и создание комплекса специализированных учебных полигонов как материальных моделей обстановки будущей профессиональной деятельности курсантов и слушателей в качестве специалистов органов внутренних дел. В этих целях в Калининградском филиале Санкт-Петербургского университета МВД России создан комплекс учебно-наглядных полигонов, позволяющих существенно расширить возможности обучающихся по усвоению профильных юридических дисциплин. Одной из составляющих этого комплекса является специализированная учебная аудитория «Организация деятельности служб и подразделений охраны общественного порядка», которая закреплена за кафедрой административно-правовых дисциплин и информационного обеспечения органов внутренних дел и используется при организации образовательного процесса по административно-правовым дисциплинам.

Использование данной аудитории в ситуационно- ориентированном обучении будущих специалистов органов внутренних дел позволяет обеспечить решение следующих основных учебных задач:

- формирование у обучающихся навыков правильного применения на практике актов административного законодательства при решении служебных задач по профилю подготовки;

- формирование умений и навыков работы с поступившей в дежурную часть информацией о правонарушении, происшествии, осуществления разбирательства с лицами, доставленными в дежурную часть;

- подготовка обучающихся к осуществлению административно-процессуальных действий при выявлении административного правонарушения.

Необходимым условием успешного решения указанных задач является разработка соответствующего методического обеспечения учебных занятий, основанного на применении методологии ситуационного подхода и широком использовании активных форм обучения. В качестве примера можно привести методическую разработку проведения практических занятий по дисциплине «Административное право» по темам « Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного движения», «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти и порядок управления», «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность».

По каждой из этих тем практические занятия строятся следующим образом. Группа делится на несколько рабочих подгрупп. Одна из них располагается в учебном классе, где за пультом дежурной части находится дежурный по ОВД, здесь же - оперативно-следственная группа или необходимые для разрешения вводной сотрудники (участковый уполномоченный полиции, инспектор ПДН, инспектор ГИБДД, сотрудник ППСП и т.д.). Другая рабочая подгруппа отправляется на место происшествия в соответствии с вводной. Она делится на части - по 2-3 человека: нарушитель (нарушители), потерпевший (потерпевшие), свидетели, понятые, наряд ППСП (ГИБДД) и т.д. После разыгрывания ситуации на улице в дежурную часть поступает сигнал о происшествии. Это может быть личным обращением либо звонком по телефону. Дежурный по ОВД, следуя требованиям ведомственных приказов, должен среагировать на сообщение и направить на место происшествия соответствующего сотрудника.

Задания по вводным:

1) осуществить тактически грамотные действия на месте происшествия;

2) квалифицировать правонарушение;

3) составить на месте происшествия процессуальные документы, в случае необходимости доставить нарушителя в территориальный ОВД.

Вводная может не иметь окончания, и тогда обучающийся, исполняющий роль сотрудника полиции, направленного на место происшествия, должен действовать, исходя из создавшейся ситуации.

Безусловно, внедрение подобных форм обучения в образовательную практику не является универсальным средством решения задачи формирования профессиональной компетентности курсантов как будущих специалистов органов внутренних дел. Однако, как представляется, это - необходимое условие формирования готовности обучающихся к их будущей профессиональной деятельности. И здесь очень важно, чтобы у курсантов и слушателей не только сформировалась программа действий в той или иной типовой ситуации, но и выработались навыки анализа ситуаций, принятия решений в условиях динамики внутренних и внешних условий профессиональной деятельности.

 
Библиографический список:

1. Григорьев А.Н. Использование метода ситуационного моделирования при разработке информационно-педагогических технологий профессиональной подготовки специалистов силовых ведомств // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки (теория и методика профессионального образования). 2014. № 3 (29). С. 127-130.
2. Церемония представления Президенту высших офицеров и прокуроров // Официальный сайт Президента России // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/57612.
3. Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь- ноябрь 2018 года // Сайт МВД России // URL: https://мвд.рф/reports/item/15304733/.
4. Поздравление с Днем сотрудника органов внутренних дел // Официальный сайт Президента России // URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59083.
5. Ким Д.В. Проблемы теории и практики разрешения криминалистических ситуаций в процессе раскрытия, предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел: Автореф. дис. . д-ра юрид. наук. Омск, 2009. 39 с.
6. Солодухо Н.М. Манифест ситуационного движения // Вестник Татарстанского отделения Российской экологической академии. 2003. № 3. С. 3-4.
7. Ренер Н. А. О научной школе криминалистической ситуалогии Балтийского федерального университета им. И. Канта // Ситуационный подход в юридической науке и практике: современные возможности и перспективы развития. Материалы международной научно- практической конференции, посвященной 15-летию научной школы криминалистической ситуалогии. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2017. С. 7-11.
8. Волчецкая Т.С. Криминалистическая ситуалогия: Монография / Под ред. Н.П. Яблокова. Калининград: КГУ, 1997. 248 с.
9. Крысанова О. А. Ситуационный подход к формированию профессиональной компетентности будущего учителя физики в инновационной деятельности // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 1. С. 28-31.
10. Темина С.Ю. Интеграция системного и ситуационного подходов в процессе применения кейс-технологий в профессиональной подготовке учителя // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. № 3. С. 469-473.
11. Григорьев А.Н. Формирование информационной культуры специалиста в системе непрерывной профессиональной подготовки кадров МВД России: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 2010.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (56) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (01.08.2019)
Просмотров: 21 | Теги: профессиональная подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь