Суббота, 23.03.2019, 09:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

С.В.Калашникова, кандидат педагогических наук, доцент

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Коммуникативная компетенция, инновационные технологии, деловая игра, мотивация, профессиональное общение, образовательный процесс, индивидуальный подход, профессионально ориентированное обучение.

Статья посвящена формированию коммуникативной компетенции будущих сотрудников правоохранительных органов. Автор отмечает, что первостепенное значение в образовательном процессе приобретают игровые и компьютерные технологии, видеофильмы. Интеграция инновационных технологий в процесс обучения иностранному языку обеспечивает конструктивный подход к языковой подготовке обучающегося, переводя его из статуса пассивного приемника знаний в статус активного субъекта обучения, у которого вместо традиционной цели воспроизведения заученного материала появляется цель достижения реального результата, а сам процесс обучения приобретает черты состязательности, сотрудничества и рефлексии.

 

Значительные изменения, происшедшие в экономической и политической жизни России, ее стремительная интеграция в мировое сообщество повлияли на систему преподавания иностранных языков, сложившуюся в нашей стране за многие десятилетия. В настоящее время иностранный язык становится инструментом профессиональной деятельности, актуальным средством коммуникации, а его знание - непременным качеством востребованного специалиста любой сферы деятельности, в том числе и грамотного специалиста- юриста. Основной целью обучения иностранному языку в образовательных организациях МВД России является формирование коммуникативной компетенции, которая заключается в реализации языковой компетенции в конкретной ситуации профессионального общения. Развитие коммуникативных умений обеспечивает правильность вербальных высказываний в соответствии с нормами, отработку навыков выбора и использования языковых средств, эмоционально-экспрессивных форм. Коммуникативная компетенция личности будущего сотрудника правоохранительных органов раскрывается в отношении к людям, самому себе, особенностях взаимоотношения между людьми, умении контролировать и регулировать свое поведение, доказывать, грамотно аргументировать свою позицию и проявляется в умении моделировать личность собеседника, добиваться реализации коммуникативной интенции с помощью вербальных и невербальных средств и технологий, то есть продуктивно выходить из любой ситуации.

Задачей организации образовательного процесса является создание условий не только для формирования умений и навыков иноязычной речевой деятельности, то есть лингвистической компетенции, но и совершенствование коммуникативной компетенции, которая позволит использовать иностранный язык для профессиональных целей, выстраивать речевые отношения в профессионально ориентированных ситуациях, познакомиться с культурой профессионального общения на иностранном языке, проявить спонтанность речевых реакций, эмоциональную толерантность. Профессионально ориентированное обучение иностранному языку осуществляется при использовании инновационных технологий, которые помогают преподавателю учитывать потребности обучающихся, создавать условия для достижения более высоких результатов обучения. Инновационные технологии способствуют реализации коммуникативного подхода в процессе овладения всеми аспектами иноязычной компетенции, улучшению качества учебного материала, разнообразию форм и методов работы с обучающимися, усилению образовательных эффектов за счет дополнительных дидактических возможностей. Коммуникационные (технические) средства создают дополнительные возможности для развития креативности обучающихся, стимулируют их любознательность, прививают интерес к научной деятельности [6].

Одним из путей выявления речевых потребностей является анкетирование. Нами был проведен опрос обучающихся первого года обучения факультета подготовки сотрудников полиции и следователей. Его целью было установление общей мотивации овладения иностранным языком, что является необходимым условием формирования коммуникативных умений. Результаты опроса показали, что 76% респондентов видят необходимость изучения иностранного языка в образовательной организации и только 7% отрицают его значимость. Большая часть опрошенных (40%) собираются использовать иностранный язык в будущей работе, 22% занимаются им только потому, что этого требует учебный план, 14% изучают язык «для расширения кругозора», остальные ответили с использованием формулировок «для общего развития», «для изучения компьютера», «для путешествий» и др. Анкетирование позволило выявить следующие потребности обучающихся в различных видах речевой деятельности: чтение литературы по специальности - 54%; монологическая речь - 34%, диалогическая речь по специальности - 20%; аудирование в личной беседе - 54%, доклады, выступления - 32%; письмо, деловое письмо - 34%, реферирование - 16%. Более конкретно выделить интересующие обучающихся вопросы по специальности не удалось, респонденты отвечали обобщенно: розыск преступников (14%), знание своей профессии (20%), работа зарубежных коллег (10%), 12% опрошенных интересуют «все» вопросы специальности. Результаты проведенного нами анкетирования могут быть использованы для эффективной организации образовательного процесса.

Главная задача преподавателя - создать условия для самостоятельной активной мыслительной деятельности обучающихся в общении, в сотрудничестве. Выбор инновационных технологий заключается в создании условий мотивации, управлении обучением и оптимальным сочетанием методов с ориентацией на индивидуальные особенности личностей обучающихся, определении творческих возможностей педагога. Они позволят включить в образовательный процесс учебный материал, связанный со специальностью обучающихся, использовать новейшие достижения в области педагогики и методики, эффективные приемы контроля усвоения языкового материала, уровня сформированности речевых умений и навыков.

В процессе преподавания иностранного языка в Барнаульском юридическом институте МВД России мы считаем возможным использование следующих инновационных технологий: игровые технологии, проектное обучение, модульное обучение, мультимедийные технологии. Их применение перестраивает и преобразует аудиторные практические занятия по иностранному языку, ведет к интенсификации обучения. Чтобы выявить наиболее перспективные технологии обучения, мы провели анкетирование преподавательского состава кафедры. В результате был собран статистический материал об используемых активных методах обучения, наглядных пособиях и технических средствах обучения на факультете подготовки сотрудников полиции и следователей. Анализ собранных данных показал, что наглядные пособия и дидактический раздаточный материал нашли свое применение на всех аудиторных занятиях (100%). Активные формы проведения занятий представлены деловыми играми (37%), видеофильмами (10%), компьютерными технологиями (20%), круглыми столами (2%), организуются дискуссии, викторины-соревнования, олимпиады, конференции и т.д. Проведенный нами анализ позволил сделать вывод о творческом отношении преподавателей к процессу обучения иностранным языкам и определить наиболее значимые для формирования коммуникативной компетенции технологии: игровые технологии, просмотр видеофильмов, использование компьютерных технологий. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции являются деловые и ролевые игры, игровое проектирование. В число задач деловой игры входит: целостное воспроизведение и углубление теоретических знаний по дисциплине; систематизация и установление межпредметных связей с другими дисциплинами; осмысление практического значения изученного материала; формирование личностной установки на углубление профессиональных умений; выравнивание различий в иноязычной подготовке обучающихся за счет вовлечения в коллективную деятельность, интенсификации и взаимного контроля усилий партнеров по игре. Важная функция игры - имитация реальных профессиональных ситуаций, связанных с установлением отношений между людьми, моделирование будущей профессиональной деятельности.

Преподавателями кафедры иностранных языков Барнаульского юридического института МВД России разработаны ролевые и деловые игры для обучающихся очной и заочной форм обучения. В учебных изданиях «Развитие познавательной активности курсантов вузов МВД России на занятиях по английскому языку» (Барнаул, 2014), «Развитие лингво- коммуникативной компетенции у участковых уполномоченных полиции» (Барнаул, 2017) предлагаются сюжеты ролевых игр, которые могут быть использованы на аудиторных занятиях. В частности, изучая тему «Расследование преступлений», мы включаем в образовательный процесс ролевую игру «Расследование одного преступления». Организация игры предусматривает обширную подготовительную работу по микроситуациям «Допрос», «Расспрос», «Договор о совместных действиях». Обучающиеся анализируют ситуации, вычленяют проблему, разрабатывают способы и средства ее решения, осуществляют соответствующие практические действия, корректируют их с учетом полученных результатов. Предполагается, что ко времени проведения игры они владеют лексикой по охватываемой тематике, имеют достаточно сформированные грамматические навыки, что позволяет им сосредоточиться на общении. В условиях речевого взаимодействия осуществляется непроизвольное запоминание, автоматизация языковых структур, концентрация внимания, улучшается активность обучающихся с низким уровнем коммуникативной компетенции.

На первом этапе игры обучающиеся, которые выступают в роли подозреваемого, потерпевшего, родственников, соседей, получают индивидуальные карточки с текстом, описывающим ситуацию на английском языке, и опорными высказываниями, касающимися данной ситуации. На втором этапе предусмотрена индивидуальная репетиция ролей, например, возникает необходимость подготовить высказывания следователя, ведущего игры. Речь следователя должна быть информативной, направленной на собеседников. Элемент театрализации благоприятно сказывается на атмосфере занятия, стимулируется желание творческой реализации себя в языке, удовлетворяется потребность личности в игровой деятельности. При организации и проведении деловых и ролевых игр преподаватель является речевым партнером, который устанавливает с их участниками субъектно- субъектные отношения. Ему необходимы знания психолого-педагогических основ игровой деятельности, владение частными методиками, творческий подход к своей работе.

Опыт проведения практических занятий с использованием деловых игр показал, что они значительно повышают творческую активность, требуют развития и использования разнообразных способностей всех обучающихся, при этом естественным образом проявляются личностные качества, манера поведения, такт, умение слушать другого. Если на традиционных занятиях можно интеллектуально «спрятаться» за партнера, то в ситуации деловых игр участник находится на вершине интеллектуальной, нравственно-волевой, эмоциональной и эстетической сфер деятельности. Социальная значимость деловой игры заключается в том, что в процессе решения определенных коммуникативных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения. Достижение желаемого эффекта зависит от организации деловой игры, увлеченности обучающихся и преподавателя, от уровня его педагогического мастерства. Преподаватель должен быть заинтересован в профессиональном и личностном росте каждого участника игры, проявлять гибкость в ее поведении, предлагать способы решения возникающих проблем, быть носителем инновационной педагогической ментальности [3]. Внедрение игровых технологий позволяет повысить эффективность процесса обучения до 90%, интенсифицировать процесс обучения (на 30-50% уменьшается время усвоения учебного материала), активизировать образовательный процесс, делая его творческим и увлекательным, увеличивая заинтересованность обучающихся, совершенствовать коммуникативную компетенцию, совмещать усвоение теоретических знаний с приобретением практических навыков [1].

Еще одной формой обучения, обеспечивающей формирование речевых умений и навыков, является использование видеоматериалов. Они сочетают вербальные и невербальные компоненты, которые в своем единстве отражают специфику устного общения, при этом визуальный компонент может быть стимулом для речевого высказывания. Данная технология может быть эффективным инструментом обучения иностранному языку, если соблюдена последовательность этапов работы с видеоматериалами: преддемонстрационный, демонстрационный, последемонстрационный.

Первый этап включает в себя беседу преподавателя по теме, связанной с предлагаемым к просмотру эпизодом. Для снятия трудностей в понимании видеофрагмента выполняются упражнения, направленные на ознакомление с новыми лексикой и грамматическими структурами, а также на тренировку их использования. Второй этап предполагает тренировку слуховой и зрительной памяти обучающихся, правильного произношения, а также проверку понимания высказываний, которая осуществляется при помощи вопросов по содержанию просматриваемого отрывка. Ответы на вопросы к эпизоду демонстрируемого видео могут включать интерпретацию как аудио-, так и визуальных элементов. На заключительном этапе преподавателем организуется дискуссия, стимулирующая выражение обучающимися собственного мнения, проводятся ролевые игры. Обучающимся предлагается сочинить собственное продолжение просмотренного эпизода, он может быть темой для выполнения письменного задания.

Работа с видеофильмами предоставляет возможности для творчества преподавателя. Например, можно выключить звук и предложить обучающимся самостоятельно озвучить просматриваемый эпизод, разделить аудиторию на две группы и предложить одной просмотреть фильм с выключенным звуком, а затем рассказать второй половине о том, что произошло в эпизоде, или показать это при помощи мимики и жестов. Важным условием достижения максимального эффекта при работе с видеоматериалами является наличие печатной методической разработки, включающей задания для снятия лексико-грамматических трудностей, упражнения и задания, направленные на понимание сюжета, которые используются на демонстрационном и последемонстрационном этапах. Видеоматериалы достоверно демонстрируют язык в действии, обеспечивая обучающихся образцами речевой деятельности.

В современных условиях использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Специалистами установлено, что технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30% [4, 5]. В распоряжении преподавательского состава кафедры иностранных языков Барнаульского юридического института МВД России и обучающихся находятся два компьютерных класса с индивидуальной системой видеоконференцсвязи и интерактивная доска, которые обеспечивают возможность творческого подхода к процессу решения коммуникативных задач на иностранном языке и подготовки специалистов, способных вести общение в реальном и виртуальном пространстве.

В образовательном процессе используются электронные пособия по английскому языку, которые имеют профессионально ориентированный характер. Основными элементами этих пособий являются: теоретический материал по дисциплине, практикум с грамматическими и лексическими упражнениями, комплекты контрольно- измерительных материалов (тесты, опросники). Они, являясь дополнением к базовому учебнику, предоставляют обучающимся широкие возможности для самостоятельного изучения тем дисциплины, получения дополнительных информационно-справочных данных, самоконтроля усвоения учебного материала. Задача преподавателя сводится к информационно-контролирующей, консультирующей и координирующей деятельности на практических занятиях. К положительным качествам электронного пособия относятся: высокая технологичность создания, системность представления учебно-методических материалов, разнообразие функций и возможностей использования в процессе обучения.

Информативность и эффективность аудиторного занятия увеличивается при использовании мультимедийных компьютерных презентаций. Каждый слайд представляет собой фрагмент теоретического материала, который предлагается в виде текста, рисунков, таблиц, графиков, по мере необходимости в презентации включается анимация, видеовставки, звуковые фрагменты и т.д. Графическое представление учебного материала позволяет передать значительный объем информации при краткости изложения. Дизайн презентации влияет на мотивацию обучающихся, скорость восприятия материала, утомляемость. Выразительность представленной информации активизирует познавательную деятельность обучающихся, увеличивает практическую значимость изучаемого материала.

С 2016 года в Барнаульском юридическом институте МВД России осуществляется работа по модернизации системы дистанционных образовательных технологий на основе образовательной системы «Moodle». На кафедре иностранных языков данная платформа используется для развития коммуникативных умений обучающихся, организации самостоятельной работы. Она создает большие возможности для взаимодействия как между обучающимися и преподавателями, так и между обучающимися, которые обмениваются файлами любых форматов, сообщениями, переписываются в форуме. Имеется возможность проведения консультаций в ходе прямого общения. Система «Moodle» состоит из следующих элементов: 1) «Глоссарий»

- словарь, содержащий специальную лексику, который позволяет находить определение к заданному слову; 2) «Задание» - предлагаемые упражнения развивают умения описывать события, сообщать информацию, выражать собственное суждение; система фиксирует время, затраченное на выполнение задания, а преподаватель контролирует сроки; 3) «Семинар»

- этот элемент имеет более сложную техническую организацию и предназначен для проведения взаимного рецензирования письменных работ обучающихся; контролирующая функция преподавателя минимизирована, система суммирует баллы за письменные работы и рецензирование; 4) «Форум» - является интерактивным средством коммуникации, применяется для организации дискуссий, письменных высказываний по тематике дисциплины, может включать оценку (рейтинг) сообщений; 5) «Тесты» - этот элемент предназначен для промежуточного и итогового контроля. Результаты хранятся в ведомости, что дает возможность преподавателю контролировать учебную деятельность обучающихся, отслеживать их посещаемость и активность. Плановое использование платформы «Moodle» в процессе обучения иностранному языку позволяет разнообразить способы подачи информации, применять эффективные механизмы организации самостоятельной работы обучающихся, расширять практику оценивания уровня сформированно- сти коммуникативной компетенции.

Инновационные технологии имеют огромные преимущества перед традиционными методами обучения, позволяют создать в образовательном процессе условия для тренировки различных видов речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, обеспечивают реализацию индивидуального подхода. У обучающихся формируется способность ориентироваться в типичных ситуациях общения, которая включает адекватное восприятие ситуации, осознание проблемы общения, выбор коммуникативной цели и достижение результата. В процессе речевого общения развивается умение слушать, усваивать речевые функции сообщения, выяснения, толкования, комментирования, выражения отношения, добавления, указания, предположения [2]. Интеграция инновационных технологий в процесс обучения иностранному языку обеспечивает конструктивный подход к языковой подготовке обучающегося, переводя его из статуса пассивного приемника знаний в статус активного субъекта обучения, у которого вместо традиционной цели воспроизведения заученного материала появляется цель достижения реального результата, а сам процесс обучения приобретает черты состязательности, сотрудничества и рефлексии.

Библиографический список:

1. Веретенникова А.Е. Актуальность коммуникативной культуры для сотрудников органов внутренних дел // Омский научный вестник. 2010. № 3. С. 148-151.
2. Ермоленко В. А. Формирование профессиональных ценностных установок у курсантов вузов МВД // Среднее профессиональное образование. 2011. № 12. С. 25-27.
3. Карнаухова О.Г., Иванов Д.В. Внедрение методов активного обучения в образовательный процесс в системе высшего образования // Вестник Калининградского филиала Санкт- Петербургского университета МВД России. 2017. № 2. С. 127-129.
4. Кожевников Ю.В. Инновационные образовательные технологии на рубеже XX-XXI веков. М.: Наука, 2008.
5. Панюкова С.В. Информационные и коммуникативные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Педагогика-Пресс, 2005.
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 205 с.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (53)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (13.03.2019)
Просмотров: 30 | Теги: инновационные технологии, коммуникативная компетенция | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь