Понедельник, 23.07.2018, 11:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Г.В.Федотенко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Рассматривается использование современных компьютерных технологий в процессе обучения студентов на занятиях физической культуры в рамках новой системы образования.

Ключевые слова: студент, информационные компьютерные технологии, мыслительная деятельность, обучение, программы.

 

В данное время в России идет процесс становления новой системы образования. Он сопровождается ощутимыми изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы обучения конкурируют с использованием ИКТ (информационно- коммуникативным технологиям). В таких условиях преподавателю нужно уметь ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Современное информационное общество ставит перед преподавателем задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимую информацию, применять ее в жизни для решения разнообразных возникающих проблем:
-уметь самостоятельно критически мыслить, замечать возникающие проблемы и находить рациональное решение к ним, при этом используя современные технологии;
- четко осознавать, как и где приобретаемые им знания могут быть востребованы;
- уметь генерировать новые идеи и творчески мыслить;
- уметь грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать сообща в различных социальных группах, в различных ситуациях, не давая место любым конфликтным ситуациям;
- самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня[1].

При традиционном подходе к образованию довольно сложно воспитать личность, удовлетворяющую этим требованиям. Объединение образования и информационно-коммуникативных технологий имеет, по сравнению с традиционным обучением, рядом достоинств: ИКТ помогают активизации аналитической деятельности студентов. Имеется в виду не только воспроизведение информации, но и оперирование ею.

В настоящее время существует большой список различных обучающих программ, сопровождаемых методическим материалом, необходимым преподавателю. Естественно, любая программа может иметь некоторые недостатки, но факт их существования говорит о том, что они востребованы и имеют свою значимость.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели значительно улучшают процесс обучения.

На занятиях преподаватель может использовать разные виды компьютерных программ:
1. Учебные программы, в большинстве своем, используются при объяснении нового материала для наилучшего его усвоения.
2 Программы-тренажеры - используются для формирования и закрепления умений и навыков, а также для саморазвития учащихся. Обычно используются, когда студент закрепил материал в теории.
3. Контролирующие программы - используются для контроля определенного уровня знаний и умений. Такой тип программ представляет различие проверочные задания, в том числе в тестовой форме.
4. Демонстрационные программы - используются для наглядной демонстрации учебного материала, различных наглядных пособий.
5. Информационно - справочные программы - используются для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.
6. Мультимедиа-учебники - это комплексные программы, соединяющие в себе большинство элементов перечисленных видов программ[2].

Таким образом, ГОСТ могут значительно увеличить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой и творчески свободной личности.

Компьютерные технологии давно заняли свое место в образовательном процессе. Но, на данный момент, имеющиеся в наличии разработки в области использования интерактивных средств, на занятиях физической культуры имеют частный характер: создание баз данных учащихся, мониторинг их физического развития и физической подготовки, проектный метод.

Метод проектов позволяет создать «натуральную среду», то есть условия максимально близкие к реальным, для формирования компетентности учащихся.

Такой вид деятельности имеет ряд уровней:
1- создание проектного замысла (анализ ситуаций, анализ проблемы, планирование);
2- реализация проектного замысла;
3- оценка результатов проекта.

Таким образом, проект создает то, чего еще нет; он требует всегда иного качества или указывает на то, как можно его получить.

Понимание проекта позволяет увидеть новые возможности его использования в образовательном процессе. Перед преподавателем ставятся иные - дидактические или воспитательные цели. На основе такого перехода познавательной деятельности в искусственные рамки образовательного процесса и формируется учебная деятельность. Роль преподавателя при таком выполнении проектов меняется в зависимости от этапов работы над проектом. Но, на всех этапах педагог выступает как помощник. Преподаватель не передает знания, а обеспечивает деятельность студентов: консультирует; мотивирует; помогает; наблюдает.

Студент при выполнении проекта: может принимать, строить взаимоотношения, как с преподавателем, так и со студентами, оценивать и анализировать продукт своей деятельности.

Компьютер значительно увеличивает возможности предоставления информации. Применение графики, анимации, звука - современных средств видеотехники - помогает воссоздавать реальную обстановку деятельности.

На занятиях физкультуры применение интерактивной доски помогает облегчить процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбол, баскетбол). При работе с доской, преподаватель имеет возможность сначала разбить технический прием на слайды, а после показывать их с нужной ему скоростью (что помогает подстроиться под детальное изучение в конкретной группе). При помощи маркера на доске во время показов слайдов можно рисовать стрелками направления движения ног, рук, туловища. Возможен разбор ошибок. Стрелками показывается полет мяча при некорректной работе рук и ног. Такой метод обучения техническим действиям и приемам достаточно эффективен, нагляден и интересен учащимся.

Использование интерактивной доски на уроке физической культуре имеет ряд значительных плюсов:
1- абсолютная доступность при любой физической подготовленности;
2- заинтересованность студентов в изучении техники конкретного вида спорта;
3- применение знаний и умений на практике.

Мыслительная деятельность студентов на занятиях физической культуры с использованием компьютера будет помогать скорому обучению теоретическому материалу, а получение знаний и навыков станет интенсивнее и многообразнее.

В практике для подготовки занятий и внеурочной деятельности необходимо использовать ресурсы Интернета. Электронные образовательные ресурсы, также позволяют учащимся дома более подробно познакомиться с изученной темой на уроке, найти необходимые упражнения для совершенствования своих физических качеств и пополнить багаж своих знаний в области физической культуры и здорового образа жизни.

Чтобы создать правильное представление о технике конкретного вида спорта у студента, преподаватель должен быть очень хорошо готов, как физически так и методически. Ведь в противном случае обучаемого придется переучивать! Иногда, пока начинающий учитель приобретает нужные ему навыки, с учетом сложившихся традиций, наличия инвентаря и других особенностей учебного заведения, проходит значительное время, а студенты тем временем приобретают неправильные представления о двигательных действиях. Все эти трудности во время 21 века легко могут быть решены, если использовать компьютер в процессе физического воспитания.

Применение компьютера возможно на всех этапах занятий:
1 - при изучении нового материала,
2- на стадии закрепления знаний,
3- этапе повторения.

Формами контроля являются самоконтроль, взаимоконтроль и творческое применение полученных знаний в жизни.

В качестве домашнего задания каждый студент, используя пройденный материал, может получать набор элементов двигательного действия, из которых ему следует составить различные спортивные композиции.

Таким образом, на данный момент ИКТ являются инструментом улучшения качества образовательных услуг и необходимым условием для решения задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, и создания плацдарма для сознательного выбора и освоения профессиональных образовательных программ и их реализации.

Следует начать с составления тематического плана изучения темы в течение курса занятий, в котором использование КТ оптимально распределяется по всем разделам программы. При этом учитываются:
1- содержание изучаемого материала;
2- основная используемая педагогическая технология;
3- классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и др.).

Чтобы составить план конкретного занятия с применением компьютера преподаватель руководствуется тематическим планированием, ставит цель занятия и, в соответствии с ней, отмечает задачи, а так же способы их достижения.

Определяется целесообразность применения средств компьютерного обеспечения в сравнении с традиционными занятиями. Затем составляется план-конспект урока.

В результате использования вышеописанных методов в повышении эффективности и качества занятий физической культуры в современных условиях удается:
- раскрыть всесторонние способности учащихся;
- увеличить заинтересованность и увлеченность предметом среди студентов;
- научить учащихся быть более уверенными в себе;
- показать учащимся, как использовать полученные знания в различных ситуациях;
- повысить качество знаний студентов.

Таким образом, ИКТ помогают преподавателю вывести современное занятие физической культуры на более высокий уровень, повысить статус преподавателя данной образовательной области и повысить интерес обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Литература

1. Молокова А.В.[текст]: Информатизация образовательного процесса как средства социализации учащихся с особыми образовательными потребностями.- Новосибирск: ИЭПМСО РАО. 2006. - 148 с.
2 .Куликов Ю.А. [электронный ресурс]: Инновационные технологии на уроках физкультуры. -2010.
3. Фирсин С. А.: Применение инновационных технологий на уроках физической культуры[текст] : Фирсин Сергей Анатольевич// Академический Вестник Академии Социального Управления . - 2015.-№2(16).-112-116с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.04.2018)
Просмотров: 115 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь