Четверг, 25.04.2019, 23:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Гурьев С.В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация: Модернизация учебного процесса требует перехода от пассивных, главным образом лекционных, способов освоения учебного материала, к активным групповым и индивидуальным формам работы, организации самостоятельной поисковой деятельности студентов. Это позволяет готовить специалиста с выраженной индивидуальностью и организовать деятельность занимающихся в различных условиях. Этому может способствовать внедрение в учебный процесс информационных компьютерных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, компьютер, студенты, специалисты.

 

Актуальность. Национальную систему образования, близкую к идеальной, можно создать только с помощью информационных компьютерных технологий. Целью образования сегодня не может быть «насыщение» обучаемого как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений и навыков (подход, который с большим или меньшим успехом реализовывался в советской школе). Конечно, хорошие ремесленники всегда будут в цене. Но обществу все более не хватает: интеллектуально развитых, способных самостоятельно приобретать новые знания, рабо¬тать с различными источниками информации, умеющих самостоятельно и рационально решать сложные проблемы работников.

Информатизация образования должна быть направлена на достижение следующих целей:

1) подготовка специалистов для последующей профессиональной деятельности в условиях информатизации общества;

2) повышение уровня подготовленности специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий.

Первая цель, наиболее приоритетная сейчас и на ближайшую перспективу, должна достигаться современным подходом к содержанию образования, предполагающим изучение информационных технологий как средства предъявления, обработки и усвоения информации [1].

Знание данных технологий, умелое их использование создают реальные возможности для включения в подготовку специалиста принципиально нового со¬держания, ранее недоступного для применения в процессе обучения. Навыки поиска, отбора, оценки информации и ее дальнейшего использования постепенно начинают рассматриваться как базовый компонент общей грамотности.

Несмотря на значительные потенциальные возможности современных информационных технологий в системе высшего образования, они еще не нашли должного применения.

Для решения поставленных задач необходимо:

- разработать педагогическую концепцию подготовки специалистов в условиях использования современных информационных и коммуникационных технологий;

- сформулировать основные требования к информационной подготовке специалистов для включения в квалификационные характеристики и государственные образовательные стандарты нового поколения;
проводить дальнейшие научные исследования с целью изучения возможностей современных информационных и коммуникационных технологий в подготовке специалистов;

- подготовить к изданию учебники и учебно-методические пособия, в том числе и в электронном варианте, для обеспечения учебного процесса с учетом профессиональной направленности будущих специалистов;
планомерно осуществлять повышение квалификации профессорско- преподавательского состава по вопросам использования современных информационных технологий в образовании;

- целенаправленно решать вопросы, связанные с оснащением учебных заведений соответствующими техническими средствами и коммуникациями.

Будущие специалисты должны овладеть основами необходимых знаний и на¬копить личный опыт практического использования компьютерных технологий, иметь соответствующую подготовку для их применения в профессиональной деятельности.

Содержание основных компонентов информационной подготовки должно быть построено таким образом, чтобы они могли служить базой для формирования основ информационной культуры будущего специалиста по физической культуре и спорту.

При этом специфика предметной области будущей профессиональной деятельности должна находить свое отражение в решении конкретных прикладных задач на лабораторных и практических занятиях.

Идеальная система обучения должна:
- сформировать у обучающегося желание учиться;
- поддерживать мотивацию к обучению и творческой деятельности;
- обеспечить каждого обучающегося индивидуально адаптированными учебными пособиями;
- дать каждому обучающемуся возможность занятий по индивидуальному графику;
- непрерывно оценивать результаты обучения.

Основными задачами информационной подготовки в настоящее время являются:

1) обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информатики как научной дисциплины;

2) изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров;

3) формирование умений и навыков работы на персональном компьютере;

4) освоение методов работы с информационными и телекоммуникационными технологиями;

5) изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

Уже сейчас очерчиваются основные направления использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности специалистов.

К ним можно отнести:
- создание и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным учебным дисциплинам;
- обучающие мультимедиа-системы;
- создание и использование баз данных;
- использование информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности;
- использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;
- организацию дистанционного обучения и т.д.

Принципиальное решение задачи повышения уровня подготовки специалистов посредством совершенствования технологии обучения на основе использования современных информационных и коммуникационных технологий кроется не столько в области технических возможностей современных технологий, сколько в научно-методическом обеспечении использования этих достижений [2].

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы показать эффективность использования информационных компьютерных программ для усвоения студентами знаний по профилирующим дисциплинам.

В задачу проводимого нами педагогического эксперимента входила проверка разработанной системы формирования профессиональной готовности специали¬ста к использованию информационных компьютерных технологий в будущей профессиональной деятельности.

В подготовке специалиста можно условно выделить две составляющие части: умение работать с компьютерными технологиями и умение их использовать в учебно-воспитательном процессе.

С целью исследования первой составляющей подготовки нами был поставлен и проведен педагогический эксперимент, позволяющий оценить эффективность применяемой системы подготовки студентов факультета физической культуры по формированию умений работать с компьютерными технологиями. Содержание эксперимента состояло в сравнении эффективности двух разных вариантов обучения.

Студенты факультета физической культуры Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) были разделены на две группы, по 10 чел. в каждой. Контрольная группа студентов занималась по традиционной методике, а экспериментальная группа - с использованием электронного учебного комплекса, разработанного нами.

До начала педагогического эксперимента нами было проведено анкетирование студентов с целью определения их заинтересованности, практической возможности использовать информационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

Ниже представлена самооценка студентами 5-го курса факультета физической культуры мотивации на использование информационных компьютерных технологий в обучении.

Самооценка студентами РГППУ мотивации на использование  информационных компьютерных технологий в обучении

Примечание. Оценка - по 5-балльной шкале, где 1 балл - минимальное значение оценки, 5 баллов - максимальное значение. М - среднее значение оценки

Как и ожидалось, результаты педагогического эксперимента показали, что в контрольной группе результаты тестирования знаний по учебной дисциплине оказались хуже, чем в экспериментальной группе, что вполне естественно, по¬скольку для освоения учебного материала в контрольной группе использовался пассивный метод когнитивной деятельности - лекционные занятия, чтение учебного текста пособия. Экспериментальная группа работала с электронным учебным комплексом в режиме «тренаж по теории» в течение учебного года.

В ходе тренажа по теории учащемуся предъявляются тренировочные упражнения, последовательность выполнения и тип которых соответствуют логике усвоения учебного материала и положениям психологических концепций обучения.

После выполнения каждого упражнения следует сообщение о правильности ответа, предоставляется возможность посмотреть правильный ответ и соответствующие комментарии (разъяснение типовых ошибок, подсказки и т.п.). Роль комментариев нередко выполняют страницы учебной информации из режима просмотра теории.

Таким образом, учащийся вовлекается в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала. Естественно поэтому, что и результаты контрольного тестирования работавшей в этом режиме группы студентов оказались выше, чем в контрольной группе. Анализ экспериментальных данных показал, что применение разработанных заданий в комплексе с обучающими программами позволяет сократить время на объяснение нового материала вследствие активизации учебного процесса.

Это дает студентам больше времени на практическое закрепление материала, позволяет добиться более глубоких знаний и умений, повысить их качество. Преподаватель же за отведенное учебное время может больше времени уделить индивидуальной работе со студентами, помочь им лучше усвоить изучаемый материал.

В исследовании были выделены объективные условия, соблюдение которых необходимо для успешного формирования у студентов знаний, умений и навыков использования компьютерных технологий в учебном процессе. К ним относится усвоение студентами системы знаний о возможностях и роли информационных компьютерных технологий в процессе обучения, системы необходимых умений и навыков работы с компьютерными технологиями, а также способов использова¬ния информационных компьютерных технологий в учебном процессе.

Итоги проведенных педагогических исследований можно сформулировать следующим образом:

1. При использовании информационных технологий в обучение, качество подготовки по сравнению с аналогичными показателями использования различных традиционных методов может возрастать на 20-30% - при освоении учебного материала на уровне знакомства и на 30-40% - при решении типовых и нетиповых задач, причем прочность знаний также увеличивается (в эксперименте - на 10-20%).

2. Наибольший эффект (до 40%) обучение с помощью компьютера дает тогда, когда учащийся вовлекается в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в типовых и нетиповых ситуациях. Компьютерные обучающие программы такого типа предъ¬являют учащемуся задания - комплекс тренирующих упражнений, оценивают их выполнение, оказывают оперативную помощь в виде подсказок, разъяснений ти¬повых ошибок, соответствующего теоретического материала.

Литература

1. Гурьев С.В. Современные информационные технологии в физической культуре и спорте: монография / С. В. Гурьев. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. 84 с.
2. Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии в процессе обучения студентов факультета физической культуры // С.В. Гурьев. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 50. С. 279-288.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (09.02.2019)
Просмотров: 1247 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь