Вторник, 23.07.2019, 10:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Д.В.Пивоваров, кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Огневая подготовка, игровое моделирование, игровые формы обучения, эстафета, дуэль, викторина, скоростная стрельба, мотивация обучающихся, психологическая выносливость, организации огневой подготовки в органах внутренних дел.

В статье анализируется применение игровых форм обучения в процессе проведения занятий по огневой подготовке. Рассматриваются положительные аспекты основных видов игрового моделирования: эстафеты, дуэли, викторины. Предлагается внесение в действующее наставление по организации огневой подготовки в органах внутренних дел дополнений, которые будут способствовать повышению мотивации сотрудников, формированию устойчивых навыков выполнения серии выстрелов со сбивающими факторами на различных дистанциях. Подчеркивается, что применение игровых форм обучения позволит повысить эмоциональную насыщенность занятий и укрепить связь педагога с обучающимся.

 

В настоящее время многими преподавателями в различных сферах обучения используется такой распространенный метод, как «игровое моделирование», или просто «игра». Предлагаемый в процессе изучения различных дисциплин материал постепенно становится для обучающихся обыденным, повседневным и порой даже скучным, что связано с привыканием к уже устоявшимся и наиболее часто применяемым формам обучения. С целью увеличения объема знаний у курсантов (слушателей), а также совершенствования и закрепления сформированных навыков используется игровая форма обучения [1].

Анализ научной литературы по данной тематике, а также опыта применения игрового моделирования на практических занятиях позволяет сделать вывод о том, что этот метод обучения был широко распространен в конце 70-80-х годов ХХ века. Именно на этот период приходится издание основной массы посвященных ему научных трудов [2, с. 192; 10, с. 229; 11, с. 198]. Впрочем, тогда исследования, касающиеся игровой формы обучения, были обращены в большей степени к дошкольному, школьному образованию и спортивному воспитанию. В связи с этим научная основа применения рассматриваемого вида обучения в высших учебных заведениях отсутствовала, а игровое моделирование свелось в итоге к узкому кругу методов, основным из которых является «деловая игра». Без внимания остались учебные дисциплины, имеющие практическую направленность, первоочередной задачей которых является формирование практических навыков, их закрепление и совершенствование. В частности, это касается такой учебной дисциплины, как огневая подготовка [3]. Очевидно, что назрела необходимость в упорядочении опыта, накопленного в области проведения занятий подобного рода, с целью его дальнейшего использования в процессе обучения.

Учебно-воспитательный процесс имеет две основные задачи, которые логично закреплены в самом его названии: обучение и воспитание. Одним из наиболее эффективных методов решения этих задач является игра. Соответственно, можно выделить две группы задач:

- в сфере обучения: передача новых знаний, привитие практических навыков и умений и их совершенствование, обучение применению на практике полученных знаний и навыков;

- в сфере воспитания: формирование профессиональных качеств, ориентирование на создание системы ценностей [4].

Рассматривая вопросы, касающиеся вынесенной в название статьи тематики, в первую очередь необходимо обратиться к определению понятия «игровая форма обучения». По нашему мнению, под таковой следует понимать комплекс педагогических средств и методов, направленных на воссоздание человеческих отношений, событий и явлений, реально существующих в жизни, с целью подготовки обучающихся к практическому применению полученных знаний, умений и навыков.

Особенностью игровой формы обучения является то, что при ее использовании обучающийся переживает эмоциональный всплеск, связанный с победой или поражением, а также с самим состязательным процессом. Подсознательно он боится проиграть и стремится показать лучший результат как в относительном, так и в абсолютном значении. Дух соперничества заставляет курсантов и слушателей проявлять максимум собранности, внимания, ловкости, силы и, несомненно, целеустремленности. На этом фоне приобретение новых знаний будет носить ассоциативный характер, а изучаемый материал - находиться в неразрывной связи с эмоциональными переживаниями обучающегося. Повторяя пройденный материал, будь то теоретические вопросы или выполнение практических упражнений, он вспомнит процесс приобретения этих знаний и сопряженные с ним эмоциональные переживания [5].

В случае проведения занятия в игровой форме с условным разделением обучающихся на группы к вышеперечисленным приобретаемым качествам добавляется также ответственность за команду на фоне осознания зависимости конечного результата от показателей каждого ее члена - так называемое чувство локтя. Действуя в группе, обучающийся воспринимает себя не как отдельного индивида, а как часть сообщества, имеющего единую цель, достижение которой зависит от совместных усилий и вклада каждого в отдельности. Он учится уважать и ценить усилия, затраченные не только им самим, но и остальными членами группы, осознавая при этом, что ответственность за конечный результат возлагается на каждого участника данного условного сообщества.

Как уже было сказано, огневая подготовка по своей сути носит больше практический характер, нежели теоретический, поскольку ставит перед собой такие цели, как формирование, закрепление и совершенствование практических навыков владения боевым ручным стрелковым оружием [6]. Поэтому и игровой элемент в огневой подготовке затрагивает в большей степени ее практическую сторону. В связи с этим игра будет иметь вид соревнования или состязания между отдельными курсантами (слушателями) или их группами. Необходимо отметить, что игра в виде соревнования является одним из способов овладения навыками выполнения учебных упражнений, нормативов, развития таких физических качеств, как выносливость, быстрота, ловкость и сила, формирования моральных и волевых качеств (целеустремленности, мужества, самообладания). Такая форма обучения оказывает большое влияние на формирование личности обучающегося, ее направленность, характер, моральные черты.

Изучив опыт и практику преподавания на кафедре огневой подготовки Омской академии МВД России, мы можем говорить о трех основных вида состязания: «эстафета», «дуэль» и «викторина». Рассмотрим их подробнее.

Эстафета - вид соревнования, предполагающий выполнение различных нормативов, упражнений группой обучающихся, поэтапно заменяющих друг друга [7, с. 67].

В начале занятия группа делится на две (или более) команды. Эстафета может включать в себя 2-4 этапа на выбор преподавателя. Например: снаряжение магазина восемью патронами, неполная разборка-сборка пистолета, выполнение практического упражнения по стрельбе из пистолета. Возможны различные варианты выбора самих этапов и их последовательности. Победителем является та команда, члены которой правильно и в кратчайшее время выполнили задания. Однако необходимо отметить некоторые нюансы. Во-первых, при проведении эстафеты должны неукоснительно соблюдаться меры безопасности, поэтому в ее организации и проведении необходимо участие не менее двух преподавателей. Во- вторых, данный вид занятия должен соответствовать изучаемой теме учебной программы. В-третьих, количество успевающих курсантов (слушателей) во всех командах должно быть пропорциональным, для того чтобы примерно уравнять силы соперников. При наличии необходимой материально-технической базы возможно использование препятствий, введение физической нагрузки и других дополнительных элементов (выполнение боевых приемов борьбы, оказание первой медицинской помощи и т.д.).

Во время проведения занятия данного вида происходит оптимизация учебного процесса в рамках огневой подготовки, поскольку отрабатывается целый ряд нормативов с быстрым переключением внимания на производство серии выстрелов, выполнение физических упражнений, причем все происходит в достаточно высоком темпе. Таким образом, рассматриваемая форма обучения способствует прочному усвоению полученных знаний и закреплению сформированных навыков. Кроме того, курсанты (слушатели) учатся сохранять самоконтроль в ожидании своей смены, приучают нервную систему к психическим нагрузкам [8].

Рисунок 1. Условия проведения дуэли.

Другим видом занятия в форме соревнования является дуэль (см. рисунок 1). Это состязание двух обучающихся, заключающееся в скоростной стрельбе по цели (целям) либо стрельбе по цели (целям) без ограничения времени, но с ограниченным количеством патронов. Задача обучающегося - поразить цель раньше своего соперника (при скоростном выполнении упражнения) или показать лучший результат (при стрельбе с неограниченным временем). В отличие от регламентированного Курсом стрельб упражнения на время здесь добавляется психологический фактор: соперник может стрелять точнее и быстрее. Осознание обучающимся данного факта заставляет его мобилизоваться и сконцентрироваться на выполнении упражнения.

В ходе дуэли стрельба может вестись по различным мишеням (стандартные бумажные, падающие металлические тарелочки, попперы, установка «Бьянчо» и т.д.), находящимся на разных дистанциях, либо по внезапно появляющимся целям. В дуэли на время выиграет стрелок, который первым поразил цель (цели). Для выявления абсолютного чемпиона можно проводить дуэль по олимпийской системе, то есть победители каждых двух пар соревнуются друг с другом. Если стрельба производится без ограничения времени, победителем становится обучающийся, набравший наибольшее количество очков, при этом участники производят по несколько выстрелов, каждый в свою мишень. Такое соревнование также может проводиться в форме турнира с составлением таблицы результатов.

Данные соревнования помогают реализовать следующие цели: в скоростной стрельбе - совершенствование навыков, формирование психологической устойчивости, обучение максимальной концентрации на четком выполнении всех действий; в стрельбе без ограничения времени - обучение сосредоточению внимания на каждом выстреле вне зависимости от их количества, развитие выносливости к длительному психологическому и физическому напряжению.

Практическая составляющая любой сферы обучения (в том числе и огневой подготовки), как известно, базируется на теоретических знаниях и находится в неразрывной связи с ними. Именно с этим связаны особое значение и польза такой игровой формы проведения занятия, как викторина. Вопросы викторины разрабатываются преподавателем заранее и могут касаться содержания как конкретной темы, так и всей программы обучения по дисциплине. Преподавателю следует заблаговременно предупредить группу о проведении занятия в форме викторины. Непосредственно перед его началом группа делится на несколько равных команд. Количество успевающих курсантов (слушателей) во всех командах должно быть пропорциональным, для того чтобы примерно уравнять силы соперников. В ходе викторины следует чередовать различные виды заданий: теоретические вопросы по тактико-техническим характеристикам различных видов боевого ручного стрелкового оружия, вопросы по мерам безопасности, решение занимательных задач на время (например: преступник находится на расстоянии 360 метров от сотрудника полиции, целесообразно ли открывать по нему огонь из ПМ при условии правомерности действий сотрудника). Можно включить в занятие и выполнение некоторых нормативов (например неполную разборку ПМ, выполняемую одновременно капитанами команд). За правильный ответ на теоретический вопрос команда получает 1 балл, за верное решение задачи - 2, за выполнение норматива - 3. В конце занятия баллы суммируются, и выявляется команда-победитель. За первое место члены команды получают оценки «отлично», за второе - «хорошо», за третье - «удовлетворительно». Задачи, которые решаются с помощью викторины, таковы: формирование навыка сплоченной работы в коллективе, развитие быстроты мышления в условиях ограниченного времени, закрепление теоретических знаний в сознании курсантов на фоне эмоциональных переживаний.

Рассмотренные игровые виды обучения, по нашему мнению, достаточно эффективны, поскольку позволяют тесно переплетать процесс обучения, получения новых знаний с психологией обучающихся на фоне эмоциональных переживаний. Кроме того, игры мотивируют курсантов и слушателей к получению новых знаний. В связи с этим можно предположить, что и успеваемость в группах, где практикуются игровые формы обучения, будет выше. Представляется, что включение в п. 88.3 действующего Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации [9] упражнений, выполняемых в форме игры (например «Дуэли»), будет способствовать повышению мотивации сотрудников, формированию устойчивых навыков выполнения серии выстрелов со сбивающими факторами на различных дистанциях и т.д. Кроме того, применение рассмотренных игровых форм обучения позволит повысить эмоциональную насыщенность занятий и укрепить связь педагога с обучающимися.

 
Библиографический список:

1. Корягин С.В., Выштикалюк В.Ф. О содержании и развитии огневой подготовки сотрудников полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3. С. 55-58.
2. Бабанский Ю.А. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.
3. Жуков В.М., Меньщиков М.П. Формирование профессиональных компетенций по правомерному и эффективному применению огнестрельного оружия // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов 19-й международной научно-практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2017. С. 277-282.
4. Пенькова И.В., Осипов О.О. Самоанализ результатов стрельбы как важный фактор совершенствования огневой подготовки в образовательных организациях МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3. С. 62-65.
5. Юсупова О. А., Афанасьев А.В. О необходимости профессиональной психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел к деятельности в опасных условиях // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики: материалы 21-й международной научно-практической конференции. Красноярск, 2018. С. 217-220.
6. Лупырь В.Г., Осипов О.О. Становление и инновационное развитие кафедры огневой подготовки Омской академии МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2016. № 3. С. 52-55.
7. Ладенко И.С. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987.
8. Жуков В.М., Устинова О.В., Кочуров А.Г., Завирюха А.М. Вопросы психологической подготовки при обучении стрельбе // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы 20-й всероссийской научно- методической конференции. Иркутск, 2015. С. 198-202.
9. Приказ МВД России от 23.11.2017 № 880 «Об утверждении Наставления по организации огневой подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
11. Газман О.С., Харитонова Н.В. В школу с игрой. Книга для учителя. М., 1956.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (55) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (15.06.2019)
Просмотров: 30 | Теги: Огневая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь