Понедельник, 05.12.2016, 07:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА (ЗАГАДОК) НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н.П.Леонова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА (ЗАГАДОК) НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время становится возможным реализация обучающей, развивающей и воспитывающей функции в процессе обучения разным математическим понятиям. Загадка как жанр народно-поэтического творчества является одним из эффективных и возможных средств решения данных задач.

Ключевые слова: фольклор, концепция, познание, логическое мышление, математические понятия.

Nowadays the realization of educational, developing and up-bringing function in the process of teaching various mathematical notions is growing practical. Riddle as a genre of folk-poetic work is one of the most effective and possible means for coping with this task.
Key words: folklore, concept, learning, logic thinking, mathematical notions.

 

 
Фольклор во все времена органически вписывался в народную педагогику. С его помощью в наиболее доступной форме передавались молодому поколению сложившиеся в течение столетий эстетические, морально-этические, трудовые идеалы, представления о мире и человеке. Художественные формы фольклорной культуры воспринимались народом как обязательные. Он звучал в народных песнях, играх, шутках, пословицах, поговорках и загадках.
Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Они наряду с другими фольклорными формами определяли и давали взрослым и детям жизненно необходимую информацию. Поэтому и знаменитая «Азбука» Ивана Федорова 1574 г., первый печатный учебник в России, помимо алфавита, слоговых таблиц, перечня слов, сведений по грамматике и правописанию, текстов для упражнения в чтении, содержит пословицы, поговорки, считалки и загадки. Огромную роль фольклору в процессе обучения отводили К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. К.Д. Ушинский советовал обращаться в первую очередь к материалу, который сочинил сам народ. На начальном этапе обучения родному языку это русские пословицы, поговорки, прибаутки и загадки. Он указывал на то, что по форме «это животрепещущее проявление родного слова, вылетевшее прямо из живого, глубокого источника - вечно юной, вечно развивающейся души народа». Изучение фольклорных произведений позволяет познать историю Отечества, приобщиться к традициям своего народа, творчеству и искусству, а педагогическая направленность фольклора помогает реализации преемственности поколений.

Загадки и сегодня любимая форма устного народного творчества. Они играют важную роль: обучают и воспитывают, расширяют кругозор, формируют мировоззрение. В Большом энциклопедическом словаре это слово трактуется следующим образом: Загадка, жанр нар.-поэтич. творчества; иносказательное поэтич. описание к.-л. предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. У загадки принято выделять две части: саму загадку, поставленную в виде описания объекта или вопроса, и отгадку - ответ. Она заключает в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса. Ценностью загадки является их поэтичность не только по содержанию, но и по форме изложения.

Педагогическая же ценность загадок состоит в том, что они знакомят ребенка с предметами и явлениями, их основными признаками, побуждают более глубоко вникать в смысл словесного обозначения, повышают мыслительную способность и т. д. Вместе с тем развивающий потенциал загадок определяется и заложенными в них возможностями, и формами работы с ними. Каждая разгаданная загадка укрепляет в ребенке чувство собственного достоинства, стремление повторить успех. В то же время мышление ребенка делает качественный скачок, движение вперед. Происходят коррекция и активизация умственных процессов, совершенствуется познавательная деятельность, развивается творческий потенциал. Поэтому работа, ограниченная только загадыванием загадок и сообщением отгадок, не позволит педагогу в полной мере реализовать их развивающие возможности. Возможности загадок в процессе обучения действительно велики, загадку можно использовать:
- как логическую задачу;
- как произведение устного народного творчества;
- как литературное произведение и т. д.

Как логическая задача загадка учит анализировать, выделять существенные признаки, сопоставлять их, делать выводы, как произведение народного творчества знакомит с жизнью и бытом предков, как литературное произведение вводит детей в мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями. Благодаря смысловому анализу становится возможной реализация обучающей, развивающей и воспитывающей функции в процессе обучения разным математическим понятиям. Поэтому приобщать детей дошкольного возраста к фольклорной культуре можно не только на занятиях по развитию речи, но и на занятиях по математике.

Концепция развития математического образования в Российской Федерации [2] и современные требования подготовки к школьному обучению предполагают не только усвоение детьми определенных знаний в области числа, счета измерения, знания геометрических фигур, умения ориентироваться в пространстве и времени - наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, поисковой деятельности, умение решать различные логические задачи. Поэтому сегодня занятия по математике должны выполнять следующие технологические функции с новым наполнением:
- обучающую (содержательную), она информирует дошкольника в области русского языка и его места при изучении математических понятий, формирует умения и навыки, предметные и частично общеучебные, содействует повторению, закреплению и обобщению учебного материала;
- организационно-методическую (процедурную): определяет форму подачи материала, т. е. его дозировку, размер дидактических единиц, последовательность изучения, управляет самостоятельной работой учащихся, реализует (в некоторой степени) дифференциацию и индивидуализацию обучения, помогает контролю усвоения учебного материала, играет роль справочника (если имеет справочный аппарат), дает возможность выбора материала для занятий по особым программам;
- развивающую: создает опыт творческой деятельности (через постановку и решение учебных проблем, творческих заданий), помогает формировать и развивать интеллект (память, мышление, самостоятельность и др.);
- воспитывающую: мотивирует учебную деятельность дошкольников, связывает обучение с жизнью. Передает определенное эмоционально-ценностное отношение к миру, формирует мировоззрение.
Следовательно, современные занятия в дошкольной образовательной организации (ДОО) все больше и больше оснащаются методическим аппаратом усвоения информации, различными технологиями и содержат следующие средства:
- информационный компонент (систему знаний);
- систему заданий, развертывающих логику понятийной линии курса в соответствии с дидактическими этапами и уровнем усвоения;
- деятельностный компонент (задания, нацеленные на конкретизацию и усвоение репродуктивных и творческих способов действия);
- организационно-методический компонент (обобщающие материалы, выполняющие одновременно рефлексивную функцию: размышление, самонаблюдение, самопознание, осмысление дошкольником социальных реалий в процессе социализации, на основе жизненного опыта и контрольную функции);
- эмоционально-ценностный компонент, заложенный в содержании (математическая терминология, ее стиль, содержание).

Все эти средства обеспечивают постепенный переход дошкольников от коллективно распределенной учебной деятельности к индивидуальной самостоятельной работе по заданию педагога. Любой учебный предмет в программе дошкольного образовательной организации - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производства, деятельности для изучения в общеобразовательных организациях. Формирование элементарных математических понятий в конечном счете лишь средство умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Однако познание - функция не только интеллекта человека, это функция его личности, и оно невозможно без таких качеств, как активность и самостоятельность в себе, в своих способностях и силах. Поэтому от того, какая психологическая атмосфера сложится в группе, зависит то, насколько проявятся и разовьются у каждого ребенка интерес к окружающему миру, логико-схематические представления о существующих взаимосвязях и отношениях, стремление узнать и учиться новому.

Появление в интеллектуальном арсенале ребенка разных математических понятий о числе, форме, величине, времени позволяет педагогу перейти от накопления разрозненных впечатлений к поиску закономерностей, лежащих в основе устройства мира. Таким образом, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями (цифра, число, величина, время и др.). Нужно помнить, что отношения с загадками у детей складываются неоднозначно. Иногда прямое и подробное описание знакомого детям предмета не ассоциируется у них с отгадкой, а иногда, когда основные характеристики предмета не так ярко выражены, ответ находится без усилий.

Например, при изучении состава числа из двух меньших можно предложить детям такую загадку:

Два пушистеньких котенка подросли немножко. Сколько лапок так хотят поиграть немножко? (Восемь)

При ознакомлении с цифрой и числом необходимо использовать загадки с разными отгадками. Многовариантность названия числа позволяет обогатить словарь детей новыми словами, которые употреблялись раньше или которыми пользуются сейчас.

Длинный нос, сама, как спица. Это цифра... (Единица)

Он прямой, совсем как ствол. Называют цифру... (Кол)

Вид ее - как запятая, Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А лентяи ее - нет. (Двойка)

Угадайте, что за утка - Крыльев нет, и нет хвоста. Это просто цифра... (Два)

Хорошенько посмотри Третья цифра - это... (Три)

После того как дети отгадали ответ, педагог может использовать систему упражнений по закреплению нового материала, разнообразить деятельность детей на занятии, вводить последовательно и постепенно в течение нескольких занятий следующие задания:
1) попросить детей вспомнить, о чем загадка, показать карточку с цифрой;
2) описать новую цифру;
3) найти ее изображение на карточке или математической кассе;
4) закрасить или заштриховать контур цифры;
5) сравнить число с предыдущим числом, найти его место в числовом ряду;
6) расставить знаки <; >; =;
7) назвать соседей числа, используя цифровое обозначение;
8) выполнить арифметические действия по увеличению (уменьшению) числа на одну единицу и др.

Понимание внутренней структуры загадки позволит педагогу также использовать доказательства правильности ответа и придумывать по аналогии собственные загадки. Но необходимо учитывать: чтобы дока
зать правильность отгадки, нужно научить детей правильному и логически последовательному рассуждению. При изучении частей суток или дней недели и их измерении уместно будет использовать серию загадок. Например, загадки о частях суток, времени и месяце года для детей разного дошкольного возраста. Для закрепления знаний о частях суток для детей 3-4 лет:

Солнышко встает Петушок поет, Ночь отступает. Когда это бывает? (Утро)

Солнышко садится,

Нужно спать ложиться. (Ночь)

Для детей старшего дошкольного возраста загадки более сложного содержания, так как определенные знания о днях недели и временах года они уже получили:

Черная корова, весь мир поборола.
(Ночь)

Белая кошка лезет в окошко.
(Рассвет)

Седая хозяйка перину встряхнет. И с неба посыплется белый горох. (Зима)

Щиплет уши, щиплет нос Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду - упадет Не вода уже, а лед. Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это? (Январь)

Что за гуси пролетают? По семерке в каждой стае, Вереницею летят, Не воротишь их назад. (Дни недели)

Для детей 6-7 лет загадка о часах как измерительном приборе:

Стучит, гремит, вертится, Никого не боится,

Ходит весь век, а не человек. (Часы)

Кто всегда идет, А с места не сойдет? (Часы)

Таким образом, загадки отражают последовательность знаний о временных интервалах и временах года.

Наблюдения показывают, что отгадки могут быть случайными, поэтому логика рассуждения при разборе дает возможность стимулировать умственную деятельность, приучает к точной логике и помогает тем детям, которые не нашли правильного ответа, прийти к нужному результату. Работа над загадками на занятии предусматривает не только отгадывание, но и использование их для решения той или иной дидактической задачи. Знакомя детей с математическими понятиями, нужно помнить, что стоящая перед педагогом ДОО задача существенно отличается от задач учителя школы. Важно не только передать те или иные знания или навыки, но и сформировать определенное отношение к миру, т. е. заложить основы личности ребенка. В содержании большинства загадок скрыты черты отгадываемого объекта, они побуждают ребенка активно мыслить, рассуждать, в процессе этих рассуждений выявляются свойства, отношения и признаки изучаемых понятий.

Использование загадок на занятиях по математике можно проводить с разными целями:
1) использование загадок в качестве источника знаний;
2) для развития творческих способностей (придумать самим загадку);
3) загадка как основа проблемной ситуации в начале занятия;
4) для выявления существенных признаков предмета, установки причинно-следственных связей, формирования умения сравнивать, классифицировать и др.

Например, отобрать из предложенных загадок те, которые относятся к числу, форме, величине или временным понятиям. В этом случае сначала целесообразно давать знакомые детям загадки, затем постепенно вводить новые. Для того чтобы задействовать весь потенциал загадок, необходима серьезная и последовательная работа с ними. При подборе следует учитывать цель и тему занятия, обращать внимание на текстовой смысл и содержание загадки, возраст детей. Знание загадок с математическим содержанием и отгадок к ним позволяет также применять их для контроля и исправления допущенных ошибок. Например, при ознакомлении детей с понятием величины при построении сериационного ряда и затруднениях детей воспитатель может напомнить детям такую загадку:
Вова выше Тани.
Таня выше Ани.
Как построить нам детей
в музыкальном зале?
(По росту, по высоте)

В данной ситуации дошкольник как бы учится составлять план собственных действий, что создает у него предпосылки для формирования действия оценки (справился или нет). Формирование способности к самопроверке дает возможность постепенно развивать способность к контролю собственного способа действий. Способность к проверке дошкольником правильности выполнения действий (все ли сделал, правильно ли сделал?) и исправлению допущенных ошибок отражает сформированность действий контроля и оценки. Таким образом, постепенно решается задача воспитывающего и развивающего обучения [1, с. 157]. Загадки помогают создать базу для активного развития мыслительных процессов (сравнивать, анализировать, выделить главное), стимулировать речевое развитие ребенка (обогащение, уточнение и активизация словаря, совершенствование грамматического строя речи), закреплять понятие о цвете, форме, величине, количестве предметов, развивать внимание, формировать и закреплять пространственные ориентировки.

Загадка - это интригующий и захватывающий мир, поиск и предвкушение открытий, необычный взгляд на знакомые предметы. Отгадывание загадок - это деятельность, которая заставляет думать, помогает познать окружающий мир в его многообразии. Следовательно, точность и строгость математики как науки не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения.

Библиографический список

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт творческого и экспериментального исследования / В.В. Давыдов. - М., 1986. - С. 157.
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р.
3. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: современные направления / Г.А. Репина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
4. Трофимов А.Я. Новости из прошлого : сб. очерков / А.Я. Трофимов. - Смоленск : Смолен. обл. кн. изд-во «Смядынь», 2002. - 334 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 23

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (08.04.2016)
Просмотров: 145 | Теги: фольклор, математика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016