Четверг, 25.05.2017, 00:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Ионченков С.А. Тестирование как эффективный метод мониторинга профессиональных компетенций студентов ВУЗов

В нашем государстве идет процесс создания новой системы высшего образования, ориентированной на ее вхождение в мировое образовательное пространство. Создание новых отечественных стандартов высшего образования на основе компетентностного подхода и образовательных программ, основанных на отражении качественных результатов учебного процесса путем определения компетенций, по нашему мнению, обеспечит их сопоставимость с международными образовательными системами, укрепит позиции высшего образования ДНР в мировом образовательном и исследовательском пространстве, а также повысит адаптированность выпускников вузов к дальнейшей жизни.

Профессиональные компетенции специалиста необходимы для осуществления определенной профессиональной деятельности. Они неотъемлемы от объекта и предмета труда и отражают профессиональную квалификацию человека. Профессиональные компетенции имеют свою специфику, сочетают знания и навыки, необходимые для реализации трудовой деятельности и определенных должностных обязанностей.

Основным противоречием современной системы образования является быстрый темп накопления знаний наряду с ограниченными возможностями усвоения их индивидом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от существующего образовательного идеала (всесторонне развитая личность) и принять новый идеал - максимальное развитие способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Поэтому, приоритетными в формировании указанных компетенций выпускников педагогического вуза можно считать гуманистический, системный и акмеологический подходы.

Анализ оценивания учебной деятельности студентов должен осуществляться с соблюдением всех педагогических принципов. В зависимости от дидактической целей преподаватели используют различные виды контроля знаний: диагностический, текущий, повторный, периодический, тематический, итоговый

Диагностический (предварительный) контроль должен быть направлен на определение уровня образовательной компетентности студентов в определенной проблематике. Преподаватель выясняет уровень понимания опорных знаний и актуализирует их.
Текущий контроль предусматривает проверку качества усвоения знаний в процессе изучения конкретных тем.

Повторный контроль направлен на создание условий для формирования умений и навыков. При этом надо исходить из позиции, которую определил К. Д. Ушинский: хорошие дидактики то и делают, что без конца повторяют, и только каждый раз добавляют что-то новое. Повторная проверка как нельзя лучше способствует переводу знаний с кратковременной на долговременную память.
Тематический контроль связан с проверкой уровня знаний, умений и навыков в объеме раздела или темы конкретной учебной дисциплины.

Периодический контроль позволяет установить, каким объемом знаний студенты обладают по тем или иным вопросам с учетом требований программы.

Итоговый контроль ставит задачу выяснить уровень усвоения студентами учебного материала в конце семестра или после изучения дисциплины.

Объективный подход к оцениванию знаний студентов заключается в том, что для выявления наличия знаний всегда используется некоторый адекватный инструмент. Современная методика преподавания предлагает тест как один из самых эффективных инструментов измерения уровня учебных компетентностей, с помощью которого можно не только выявить качество обучения, но и оптимально управлять учебным процессом, универсально используя его во всех вышеперечисленных видах контроля.

В последнее время вместо традиционного понятия «контроль», кроме уже упоминавшегося понятие "диагностика", все чаще стали использовать понятие "мониторинг". При проектировании учебного процесса перед педагогом стоит задача выбора методов и форм контроля знаний учащихся, критериев качества усвоения изученного материала, разработки процедур осуществления контроля, обоснование способов индивидуальной коррекции учебной деятельности учащихся.

Тест (test) - слово английского происхождения, означающее экзамен, попытку, испытания. Тест - это стандартизированное задание, по результатам которого делают вывод о знаниях, умениях, навыках (способностях, профессиональной пригодности, одаренности и т.д.) того, кого испытывают. В современной теории и практике тестового контроля насчитывается более 20 разновидностей тестов: в зависимости от цели, характера и функций контроля, характера, формы ответа.

По результатам опроса, 47 % преподавателей ГОУП «Енакиевский политехнический техникум» постоянно используют тесты для контроля, а 53 % - эпизодически . Около 75 % преподавателей, которые используют тестовый контроль, работают по авторским тестам, при этом они ориентируются на стандартные тестовые методы. Как правило используются закрытые тесты с двум-тремя вариантами ответов. Вопросы носят случайный характер, отражая эмпирическое обобщение и формирование умения действовать по образцу. То есть недостатки традиционного умственно эмпирического обучения распространяется и на содержание тестирования.

Тест как система заданий специфической формы и соответствующего содержания является научно обоснованным инструментом оценки знаний, умений и навыков студентов, помогает осуществлять индивидуальный контроль результатов обучения каждого из них, мобильно управлять учебно-воспитательным процессом. По сравнению с традиционными формами контроля знаний (контрольная работа, экзамен, зачет, дифференцированный зачет.) тестирование нередко оказывается более эффективным методом. Ведь недостаточно оценить уровень знаний, надо спрогнозировать, как студент сможет эти знания использовать. То есть, возрастает роль психологического тестирования.

Очень важным при проведении тестового контроля является соблюдение организационного момента (объяснение цели, порядка выполнения и оформления теста, определение времени и его выполнения, обеспечение каждого студента бланком ответов стандартного образца, в значительной степени экономит время и студента, и преподавателя).

Тестовые задания значительно сокращают время ожидания студентами оценки, что является существенным фактором - как психологическим, так и воспитательным.

После тестирования, а оно может включать материал отдельной темы, раздела или курса в целом, обязательно анализируют его результаты. Анализ необходим для того, чтобы студент смог проверить, насколько адекватно он оценивает свои знания, поверить в собственные силы и скорректировать свою подготовку. Преподаватель не только фиксирует факт ошибок и называет правильные ответы, но и подробно объясняет студентам причины ошибочных действий.
Важным условием тестирования, как универсального педагогического инструмента, является частота его проведения. Данный фактор во многом зависит от дисциплины, ее роли и места в учебном плане, особенностей усвоения знаний.

Следует сделать тестирование привычной и удобной формой регулярного контроля знаний студентов. Необходимо помнить, что тестирование - это не самоцель, а эффективная форма повторения, обобщения и упорядочения изученного. Контрольно-оценочная функция обучения - это лишь элемент хорошо организованного и технологически продуманного учебно-воспитательного процесса. Если студенты будут иметь прочные знания, то их оценки не будет представлять особых трудностей, в какой бы форме оно не проводилось.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: podvyazka (24.02.2016) | Автор: Ионченков Сергей Александрович E
Просмотров: 514 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь