Четверг, 08.12.2016, 10:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Н.В.Кучковская, М.П.Бондаренко

ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Для любой спортивной организации важна разумная и целенаправленная инвестиционная деятельность. Вложения денежных средств в реализацию различных проектов несут в себе задачу достижения определенных целей в зависимости от проводимой предприятием политики. Цели могут быть самыми различными: повышение рентабельности производственного процесса, замена устаревшего оборудования и, как следствие, повышение эффективности, расширение производства, увеличение доли рынка, технологический прорыв и т.д.

Ключевые слова: инвестиционная активность, инвестиции, капитал, хозяйствующие субъекты, инвестиционная деятельность спортивных организаций


Под инвестициями понимаются вложения капитала в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения дохода, социального или иного эффекта.

Вложения могут иметь различную форму и осуществляться разнообразными субъектами на разных уровнях экономической деятельности. Субъектами инвестирования могут быть государство в лице уполномоченных органов (центральный банк страны, Министерство финансов), органы местного управления и самоуправления. Они вкладывают средства в развитие социальной сферы, науку, культуру, здравоохранение, инфраструктуру (дороги, водопроводные сети и т.п.). Как правило, целью их инвестиционной деятельности является не извлечение прибыли, а обеспечение развития общества в целом [3].

Инвестиции в сфере физкультуры и спорта включают в себя расходы на новые капитальные товары (инвестиции в основной капитал) и на увеличение поддерживаемых фирмами товарных запасов (инвестиции в запасы). Поскольку деятельность коммерческих организаций должна обеспечивать получение прибыли, их инвестиции предназначены для поддержания и расширения бизнеса и, как правило, предполагают получение доходов, превышающих инвестиционные затраты.
Без первоначальных инвестиций не может быть организована работа вновь создаваемого предприятия, без дополнительных инвестиций на протяжении его деятельности не может быть обеспечено не только развитие, но и просто функционирование на достигнутом ранее уровне в долгосрочном периоде. Инвестиционный капитал необходим для обеспечения процесса простого и расширенного воспроизводства, он расходуется на покупку орудий и предметов труда, рабочей силы и других факторов производства, что определяет его значение для предприятий.

Роль и место инвестиций в обеспечении деятельности спортивных организаций представлены на рисунке 1. Как показано на схеме, за счет первоначальных инвестиций формируются активы предприятия, и нанимается персонал. В процессе использования активов создается продукция (работы, услуги), в результате продажи которых на рынке предприятие получает выручку.


 
Рис. 1. Кругооборот капитала спортивной организации

После уплаты налогов и других платежей и сборов государству, закупки факторов производства для осуществления нового производственного цикла у предприятия в случае успешной работы остается некоторый излишек средств (прибыль), а также ранее включенные в себестоимость и цену и возмещенные при получении оплаты за продукцию амортизационные отчисления [2].

Часть прибыли и амортизация должны использоваться на расширение бизнеса, восстановление выбывающих и закупку новых основных средств, увеличение оборотных активов, превращаясь таким образом в инвестиции. Кроме того, спортивная организация может получать инвестиции из внешней среды (посредством выпуска акций, облигаций, получения кредитов и т.д.) за некоторую плату. Спортивная организация может быть и поставщиком инвестиций во внешнюю среду (создавая дочерние предприятия, предоставляя займы и т.д.), рассчитывая получать доходы от этого.

Инвестиции могут быть классифицированы по различным признакам.

1. В зависимости от объекта инвестирования выделяют:
- реальные (капиталообразующие) инвестиции, связанные с вложением средств в предприятие, чаще всего покупкой материальных активов; как правило, это долгосрочные вложения;
- портфельные (номинальные) инвестиции представляют собой вложение средств в ценные бумаги, доли (паи) других фирм, кредитование бизнеса; чаще всего носят краткосрочный характер;
- интеллектуальные инвестиции - вложение средств в научные исследования, персонал, рекламу.

2. В зависимости от связи с процессом воспроизводства различают:
- нетто-инвестиции, осуществляемые при создании или покупке предприятия, а также направляемые на расширении бизнеса;
- реинвестиции, направляемые на восстановление изношенных и выбывающих основных средств, рационализацию оборудования, диверсификацию деятельности, подготовку и повышение квалификации кадров.

3. В зависимости от источников финансирования выделяют:
- внутренние инвестиции, осуществляемые за счет собственных средств спортивной организации;
- внешние инвестиции, осуществляемые за счет средств со стороны.

4. В зависимости от уровня риска различают:
- инвестиции, по которым уровень риска не определяется, к которым относятся обязательные вложения, к примеру, направляемые на замену выбывающих мощностей;
- инвестиции с уровнем риска ниже среднего, к которым относятся такие, как расходы на мероприятия по снижению затрат, на повышение качества продукции;
- инвестиции со средним уровнем риска, к которым можно отнести инвестиции, направляемые на расширение производства;
- инвестиции с уровнем выше среднего, в качестве которых могут рассматриваться вложения в производство новых видов продукции;
- инвестиции с наивысшим уровнем риска, направляемые на научные исследования и разработки [4].

5. В зависимости от степени охвата деятельности фирмы выделяют:
- локальные инвестиции, направленные на развитие отдельных направлений
- деятельности спортивной организации;
- глобальные инвестиции, затрагивающие все сферы деятельности и структуру фирмы.

6. В зависимости от предмета инвестирования выделяют:
- материальные инвестиции, которые включают в себя различные виды имущества;
- нематериальные инвестиции, к которым относятся патенты, лицензии, технологии, авторские права.

7. В зависимости от субъектов инвестирования различают:
- частные инвестиции, осуществляемые физическими и негосударственными юридическими лицами;
- государственные инвестиции, осуществляемые государством и государственными юридическими лицами;
- иностранные инвестиции - вложения иностранных государств, юридических и физических лиц;
- совместные инвестиции, которые осуществляются на долевой основе иностранными и отечественными инвесторами.

Инвестиционную деятельность ведут инвесторы - юридические и физические лица, осуществляющие инвестиции. Инвесторы имеют права, а также несут обязанности и риски, связанные с вложением инвестиций, могут быть национальными либо иностранными.

Инвестиционная деятельность осуществляется в формах:
1) создания юридического лица;
2) покупки имущества или имущественных прав (доли в уставном фонде юридического лица, недвижимости других основных средств, ценных бумаг, прав на объекты интеллектуальной собственности, концессий).

Единственный источник инвестиционного капитала - сбережения, которые образуются у предприятий, правительств и отдельных граждан в результате превышения их текущих доходов над расходами на текущие нужды.

Крупнейшим сберегателем является бизнес (юридические лица и предприниматели), в котором в странах с развитой рыночной экономикой формируется до 60% всего инвестиционного капитала. Однако эти сбережения поступают на финансовый рынок не в столь значительных объемах, поскольку образуются в виде прибыли и амортизации и напрямую используются в качестве инвестиций. Более того, финансовые потребности бизнеса, как правило, превышают его сбережения и в результате предпринимательский сектор экономики выступает на рынке капитала в качестве чистого конечного заемщика.

Другим крупным сберегателем является население, которое создает сбережения для каких-либо крупных вложений в предметы потребления (к примеру, покупка жилья, автомобиля, мебели) или для обеспечения своих будущих потребностей в случае отхода от активной трудовой деятельности (выход на пенсию, болезнь). Доля населения в инвестиционном фонде страны достигает 30%, но поскольку его сбережения носят потребительский характер и не рассматриваются как капитал (деньгами, приносящие новые деньги), население является чистым сберегателем на рынке инвестиционного капитала.
Национальные правительства могут быть как сберегателями, так и заемщиками, но достаточно часто страны имеют скорее дефицит (превышение расходов над доходами), чем профицит (превышение доходов над расходами) государственного бюджета. В большинстве случаев государственный сектор выступает в качестве чистого конечного заемщика [1].

Иностранный сектор (правительства, бизнес и граждане) может быть как чистым заемщиком, так и чистым сберегателем по отношению к данному государству.

Таким образом, определим источники инвестиционного капитала и установили, что сбережения превращаются в инвестиции тогда, когда попадают в руки тех, кто расходует их на покупку факторов производства, развитие бизнеса, что и является целью получателей инвестиций (рисунок 2).

Выделяют четыре основные цели инвестирования: безопасность, доходность, рост и ликвидность вложений.
Под безопасностью вложений понимается их неуязвимость от потрясений на рынке инвестиционного капитала и стабильность получения дохода. Безопасность обычно достигается в ущерб доходности и росту вложений. Наиболее безопасными являются банковские вклады, государственные долговые обязательства и облигации крупных компаний, за которыми стоит вся их экономическая мощь. Самыми рискованными являются вложения в спекулятивные ценные бумаги, акции молодых компаний, работающих в новых и новейших отраслях экономики.

 

Рис. 2. Схема движения инвестиционного капитала спортивных организаций

Доходность - это отдача инвестиций, которая определяется количеством полученных инвестором средств на единицу вложенных. Доходность часто обеспечивается наличием точной информации о состоянии рынка и способностью инвестора играть на нем, покупая растущие в цене активы и продавая активы с падающей ценой. Однако часто доходность и безопасность имеют обратную зависимость, а наиболее доходными являются корпоративные ценные бумаги с низким инвестиционным рейтингом.

Рост вложений или, иначе говоря, приумножение капитала, подразумевает увеличение рыночной стоимости вложенных средств через некоторый промежуток времени. Рост вложений обычно может быть достигнут только совладельцами предприятий, акционерами в случае успешного развития бизнеса, увеличивающего стоимость компании намного быстрее инфляции.

Ликвидность - это возможность быстрого обращения вложений в деньги без финансовых потерь для держателя.
Необходимо отметить, что не существует инвестиционных инструментов, удовлетворяющих всем этим требованиям одновременно. Если надежность инструмента высока, то доходность обычно низка. Если отчетливы перспективы роста компании, на ее акции возникает спрос, приводящий к увеличению цены.

Однако согласование инвестиционных целей в определенной степени возможно и достигается путем диверсификации вложений, т.е. их распределения по видам финансовых инструментов, отраслям экономики, регионам и странам, сроку погашения.

Инвестиционный портфель - это совокупность активов, которыми владеет инвестор. Когда инвестор получает желаемое «примирение» инвестиционных целей, его портфель становится сбалансированным. К диверсификации могут прибегать и индивидуальные инвесторы (если они имеют капитал в достаточном объеме, а не распыляют «копейки»), но в основном это способ деятельности институциональных инвесторов.

Сбережения, попадающие на рынок инвестиционного капитала, образуют два потока (рисунок 1.2). Один из них, меньший по величине, попадает в руки получателей капитала напрямую. Другой, основной поток, попадает сначала в руки посредников - промежуточных заемщиков, - а затем уже к конечным получателям капитала.

Промежуточные заемщики - это посредники, профессиональные участники фондового рынка, финансовые институты, которые вместе с некоторыми другими организациями образуют институциональную структуру рынка (вопросы функционирования фондового рынка подробнее будут рассмотрены во второй теме) и являются поставщиками инвестиционного капитала конечным потребителям.

В странах с развитой рыночной экономикой финансовые институты пользуются доверием инвесторов, которое основано на долгой истории, в основном, конструктивных и здоровых взаимоотношений обеих сторон, а также на законодательстве, предусматривающем жесткий контроль государства за деятельностью финансовых посредников.

Экономический смысл деятельности финансовых посредников на рынке заключается в том, что они обеспечивают:
- лучшие результаты от управления средствами и активами клиентов за счет профессионализма своих сотрудников;
- меньшие затраты на обслуживание операций на рынке за счет больших масштабов деятельности;
- эффективность операций за счет работы одновременно на многих рынках и в разных странах.

В результате, хотя сберегателями являются сфера бизнеса, население и государство, в качестве непосредственных поставщиков инвестиционного капитала в большинстве случаев выступают финансовые институты.

Рассмотрим подробнее основных поставщиков инвестиционного капитала спортивных организаций.

1. Коммерческие банки привлекают сбережения и выдают кредиты таким образом, что процентная ставка по кредитам превышает процентную ставку по вкладам. Это позволяет банкам покрывать собственные затраты и получать прибыль.

Основные виды услуг банков - краткосрочное кредитование бизнеса и населения, часто под залог имущества, поручительство или гарантию третьих лиц, среднесрочное и долгосрочное кредитование специального назначения, финансирование лизинга. Банки могут считаться поставщиками инвестиционного капитала лишь в той мере, в какой их кредиты носят долгосрочный характер, используются на расширенное воспроизводство.

На рынке инвестиционного капитала их роль не очень значительна. Это связано с тем, что основную часть активов банков представляют бессрочные вклады, которые могут быть изъяты в любой момент. Поэтому банки вынуждены держать значительные резервы в денежной форме или в форме высоколиквидных активов. Их сектор рынка - деньги и краткосрочные государственные ценные бумаги.

2. Инвестиционные фонды выпускают собственные акции, а выручку инвестируют в разнообразные активы с расчетом получить доход, управляя этим портфелем. Доход, как правило, достаточно велик, чтобы покрыть собственные затраты, получить прибыль и поделиться ею со своими акционерами, обеспечивая более высокую доходность, чем позволяет получить банковская система.

Инвестиционные фонды являются одной из наиболее удобных для граждан форм инвестирования и приращения капитала.

Один из основных их видов - управленческие инвестиционные фонды, которые могут быть закрытого и открытого типа. Наиболее распространены компании открытого типа - взаимные фонды, которые размещают свои акции среди неограниченного круга инвесторов и могут выкупать их обратно по стоимости чистых активов фонда, приходящихся на одну акцию.

Основной сектор рынка инвестиционных фондов - простые акции компаний, большая часть вложений в этот финансовый инструмент в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется именно инвестиционными фондами.

3. Трастовые компании (компании доверительного управления) осуществляют прием вкладов, управление ценными бумагами и другими активами клиентов, выдачу кредитов под залог имущества, ведение сберегательных счетов, т. е. по характеру операций близки к банкам. Доход трастовых компаний образуется за счет комиссионных от оказания услуг.

4. Страховые компании осуществляют медицинское, пенсионное и другие виды страхования.

5. Пенсионные фонды обеспечивают дополнительные поступления работникам после выхода на пенсию.

Главная инвестиционная цель страховых компаний и пенсионных фондов - безопасность доверенных им денежных средств.

Вложения в эти институты носят срочный характер и поэтому их интересы находятся в сфере качественных долгосрочных финансовых инструментов, к которым относятся государственные ценные бумаги, привилегированные акции крупных устойчивых компаний, простые акции, удовлетворяющие определенным требованиям надежности и доходности.

6. Кооперативные кредитные союзы охватывают обычно лиц, проживающих в одной местности или принадлежащих к одной этнической группе. В основном они предоставляют займы под залог имущества и вкладывают средства в ценные бумаги местных органов власти.

Существует также множество мелких поставщиков инвестиционного капитала. К ним относятся учебные заведения, медицинские учреждения, профсоюзы, церковь, организации, выпускающие кредитные карточки, компании ипотечного кредита и др.

Потребителями капитала являются сфера бизнеса, государство и местные органы власти, иностранный сектор. Крупнейший потребитель капитала - предпринимательские организации, которым необходимы инвестиции для осуществления процессов производства и воспроизводства, развития бизнеса.

Одна из важнейших функций управления - планирование, которое заключается в научном обосновании целей развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, установлении таких показателей их производства и продаж, которые при оптимальном использовании ресурсов приведут к достижению ожидаемых количественных и качественных результатов.

Планирование инвестиций является логическим продолжением стратегического (долгосрочного) планирования на предприятии и одной из основ тактического (среднесрочного) планирования его деятельности.

Стратегическое планирование представляет собой комплекс действий по разработке стратегий, обеспечивающих достижение целей функционирования фирмы. Его главная задача состоит в том, чтобы обеспечить гибкость и нововведения в деятельности фирмы, необходимые для достижения целей в изменяющейся среде. В ходе стратегического планирования формируется миссия, определяются цели и задачи деятельности, проводится оценка внешней среды и внутренней структуры, анализ стратегических альтернатив и разработка стратегии развития компании.

Выделяют группы стратегий роста (концентрированного, интегрированного и диверсифицированного) и сокращения. Любая из стратегий роста (развитие продукта, усиление позиций на рынке и развитие рынка; обратная или предшествующая вертикальная интеграция, горизонтальная интеграция; концентрическая, горизонтальная или конгломератная диверсификация) требуют инвестиций, поэтому после выбора одной или некоторой комбинации стратегий роста производится планирование инвестиций.

С другой стороны, планирование инвестиций, детализируя способы достижения стратегических целей, направления и источники финансирования, создает базу для более детального планирования в различных функциональных областях деятельности компании (производство, труд и заработная плата, себестоимость, финансы и т.д.).

Планирование инвестиций носит среднесрочный характер и, как правило, охватывает период 3-7 лет.

Процесс планирования инвестиций на предприятии осуществляется на основе сформированной стратегии его развития в три этапа:
1) оценка выбранной стратегии;
2) разработка бизнес-планов проектов;
3) сводное планирование инвестиций (рисунок 3).

 

Рис. 3. Процесс планирования инвестиций

На первом этапе производится оценка выбранной стратегии с целью выявления возможных проблем и разрабатывается система мероприятий по их преодолению, сведенная в план инноваций.

Инновации - нововведения, влекущие за собой качественные изменения в деятельности предприятия. При планировании инноваций вначале производится поиск идей, для чего важно вовлечь в процесс весь персонал предприятия.

Затем производится формулирование и отбор проектов, когда идеи превращаются в четко оформленные проекты нововведений. Проекты группируются по таким направлениям, как:
- новое строительство;
- развитие существующего производства;
- совершенствование производственного аппарата;
- сокращение затрат;
- повышение качества продукции;
- расширение коммерческих операций;
- совершенствование хозяйственного механизма.

Данные проекты инноваций рассматриваются как заявки на разработку бизнес- планов. Отбор проектов производится сначала по качественным параметрам, когда исключаются реально неосуществимые и противоречащие стратегическим целям проекты. Оценка целесообразности включения в план того или иного проекта инноваций производится на основе расчета его экономической эффективности.

На втором этапе разрабатываются бизнес-планы инвестиционных проектов. Необходимость их составления обусловлена следующими причинами:
- при разработке бизнес-плана проект рассматривается критически и беспристрастно, во всей полноте, что позволяет снизить риск потери инвестиций;
- бизнес-план является официальным документом, который представляется для рассмотрения инвесторам и другим заинтересованным лицам;
- бизнес-план является рабочим документом, с помощью которого осуществляется тактическое планирование.

На третьем этапе осуществляется сводное планирование инвестиций и принятие решений об источниках финансирования. Финансирование может быть внутренним и внешним, осуществляться с использованием различных способов. При принятии решения о внешнем финансировании необходимо представить фондовому рынку достаточно полную, достоверную и благоприятную информацию о предприятии и объектах инвестирования, что достигается в т.ч. с помощью составления бизнес-планов.

Сводное планирование инвестиций предусматривает определение по каждому инвестиционному проекту и в целом по предприятию следующих параметров:
- общие объемы инвестиций на планируемый период всего и в т.ч. по годам жизненных циклов проектов;
- структура инвестиций по направлениям использования;
- источники финансирования с разбивкой на внутренние и внешние;
- денежные потоки;
- конечные финансовые результаты;
- показатели эффективности.

Основным методом планирования инвестиций является программно- целевой метод. Метод основан на принципе выделения ведущих звеньев, который заключается в выборе главных целей развития и разработке мероприятий по их достижению в намечаемые сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и реализуется путем разработки программ.
При планировании инвестиций могут разрабатываться несколько взаимосвязанных видов документов: инвестиционный проект, бизнес-план и технико-экономическое обоснование (рисунок 4).


 
Рис. 4. Документы, разрабатываемые для обоснования инвестиций

Инвестиционный проект - документ, отражающий увязанный по ресурсам, срокам и исполнителям комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских, организационно-экономических и других мероприятий по достижению поставленной инвестиционной цели.

Бизнес-план представляет собой детальное изложение целей проекта и путей их достижения, предназначенное для обоснования инвестиций. Бизнес-план может быть частью инвестиционного проекта, заменять его или включать в себя несколько проектов.

Технико-экономическое обоснование проекта содержит инженерно- конструкторские, технологические и строительные решения, а также экономическое обоснование выбранного способа осуществления проекта, показывает его преимущества в сравнении с альтернативными вариантами.

В самом широком смысле под инвестиционным проектом понимается рассматриваемый вариант вложения капитала, предусматривающий обоснование направлений, объемов и порядка инвестирования средств, функционирования объекта инвестирования и полученных хозяйственных, экономических и финансовых результатов.

Разработка и реализация инвестиционного проекта может быть представлена в виде цикла, включающего в себя четыре последовательно осуществляемых стадии (Рисунок 5):
1) предынвестиционная;
2) инвестиционная;
3) эксплуатационная;
4) ликвидационная.

 

Рис. 5 Стадии жизненного цикла инвестиционного проекта и их содержание

Стадии крупных проектов могут разбиваться на этапы и очереди. Этап - одна из последовательно осуществляемых частей какой-либо стадии проекта. Очередь - вводимая в эксплуатацию часть проекта при возможности его реализации по частям.

Предынвестиционная стадия является подготовительной и включает в себя комплекс разнообразных работ, выполнение которых может занимать достаточно длительное время. С учетом результатов маркетинговых исследований рассчитываются производственно-экономические и финансовые показатели, которые могут быть достигнуты при осуществлении проекта. Прогнозируются альтернативные варианты реализации инвестиционного проекта, производится оценка их эффективности и степени риска. Работы на данной стадии заканчиваются разработкой бизнес-плана и принятием окончательного решения об инвестировании проекта.

На инвестиционной стадии происходит переход от организационной, «бумажной» к реальной работе по практической реализации выбранного варианта инвестирования, связанной с проектированием и созданием объекта, вводом его в эксплуатацию. Эта стадия может быть весьма длительной, занимать несколько месяцев или лет и выполняться в несколько очередей.

Эксплуатационная стадия охватывает период работы объекта, который зависит, как правило, от срока службы основных средств, но при планировании может искусственно ограничиваться.

Ликвидационная стадия связана с прекращением деятельности объекта.

Одним из основных и наиболее часто разрабатываемых при планировании инвестиций документов является бизнес-план инвестиционного проекта, который предназначен для обоснования инвестиций.

Существует широкое разнообразие зарубежной и отечественной литературы по инвестированию, в которой представлены несколько различающиеся подходы и рекомендации по составлению бизнес-планов инвестиционных проектов.

На сегодняшний день существует множество методик и стандартов бизнес- планирования, среди которых самые известными стандартами являются:
- Стандарты UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) - Организация по индустриальному развитию при ООН;
- Стандарты ЕБРР (Европейского Банка Реконструкции и Развития);
- Стандарт TACIS, разработанный для стран Восточной Европы и Центральной
Азии.

Свои стандарты бизнес-плнанирования имеют много компаний, которые профессионально занимаются этим видом деятельности. Самыми известными корпоративными стандартами бизнес-планирования являются стандарты компаний «Большой четверки» - Ernst&Young, PWC, Delloitte, KPMG.

Также свои стандарты бизнес-планирования разработаны во многих странах, в частности в нашей стране стандарты утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 №1470.

Литература

1. Бондаренко, М.П. Оценка эффективности маркетинга спортивной организации / М.П. Бондаренко, Ю.А. Зубарев, Г.В. Рябенко // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2013. - № 2 (23). - С. 62-66.
2. Губина, Е.М. Источники финансирования спортивных организаций / Е.М. Губина, Ю.А. Зубарев, М.П. Бондаренко // Вестник Евразийской академии административных наук. - 2012. - № 4 (21). - С. 75-85.
3. Кучковская, Н.В. Региональные аспекты социальной ответственности транснациональных корпораций в России / Н.В. Кучковская // Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - № 1 (94). - С. 15-20.
4. Кучковская, Н.В. Становление модели взаимодействия бизнеса с заинтересованными сторонами в условиях модернизации экономики России / Н.В. Кучковская // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №24(81). - С.39-45.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (13) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.05.2016)
Просмотров: 177 | Теги: спортивных организаций | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016