Пятница, 09.12.2016, 16:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ИНТЕРНЕТ-ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

ИНТЕРНЕТ-ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

И.В. Сибиряков

На рубеже ХХ – ХХI вв. в социальной, экономической, культурной жизни многих стран произошли серьезные перемены. Важным фактором развития современной цивилизации стали новые информационные технологии, а самым ярким примером динамичного развития таких технологий оказался Интернет.

Влияние Интернета на разные аспекты жизни человека вот уже много лет вызывает интерес социологов, медиков, культурологов и других специалистов, занимающихся проблемами социума [1]. В последнее время к изучению роли Интернета в развитии общества все более активно подключаются историки [2]. Интернет уже стал частью истории, существенно изменив многие наши представления о будущем, настоящем и прошлом. Некоторые эксперты полагают, что буквально через несколько лет Интернет способен радикально модернизировать не только жизнь научного сообщества, медицину, спорт, но даже историческую судьбу некоторых этносов, государств, социальных групп.

С этой точки зрения проблема взаимоотношений Интернета и интеллигенции представляет не только теоретический, но и практический интерес. Показательно, что до сегодняшнего дня среди отечественных ученых, писателей, политиков нет единого согласованного варианта определения понятия «интеллигенция». Дискуссия о социальной, нравственной, информационной составляющей этого термина продолжается, правда, уже утратив ту особую эмоциональную остроту, которой она отличалась еще несколько лет назад [3]. На наш взгляд, при работе с понятием «интеллигенция» следует исходить из принципа дополнительности, который, как общенаучный принцип сформулировал Н. Бор. Для нас это означает отсутствие принципиального барьера между социологическим или морально-нравственным подходом к определению сути этого понятия. Большинство социологов под интеллигенцией понимают «социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры». Сторонники традиции, сформировавшейся в рамках русской социальной философии, причисляют к интеллигенции тех, кого можно считать «нравственным эталоном общества» [4].

В рамках данной статьи в центре нашего внимания будет находиться вопрос о роли Интернета в судьбе российской интеллигенции на рубеже ХХ - ХХI вв. Мы будем рассматривать его на основе очень своеобразной источниковой базы, а именно публикаций, размещенных в русскоязычном сегменте Интернета. При этом мы отдаем себе отчет в том, что в зоне нашего внимания находится лишь очень небольшая часть тех информационных ресурсов, которые существуют в Интернете, а за ее пределами сознательно оставлены публикации на традиционных носителях информации (книги, журналы и т.д.).

Мы признаем известную ущербность такого подхода, однако считаем, его возможным и даже оправданным, учитывая специфику предмета исследования. При этом мы сочли возможным лишь в минимальной степени использовать разработки других исследователей, занимающихся данной проблематикой, чтобы сформировать основы собственного авторского подхода к изучению данной темы и уже в дальнейшем сопоставить его достоинства и недостатки с исследовательскими технологиями, которые применяют социологи, культурологи, политологи.

По мнению одного из самых авторитетных в мире исследователей истории Интернета М. Кастельса корни современного Интернета можно обнаружить в компьютерной сети ARPANET, созданной в сентябре 1969 г., в рамках реализации одной из секретных программ Министерства обороны США.

Первые серьезные результаты в решении технических вопросов организации Интернет-пространства в нашей стране были достигнуты еще в конце 80-х гг. ХХ в. Один из первых русскоязычных сайтов в Интернете открылся в феврале 1994 г. (сайт отделения математики РАН). В 1995 г. в России на русском языке вышли первые книги, посвященные Интернету [5].

В конце ХХ в. темпы освоения Интернет-пространства россиянами значительно выросли. Если в 1996 г. в русском сектор Интернета (Рунете) было около 4 тысяч сайтов, то в 2005 г. по данным М. Сеславинского в российском секторе Интернета действовало уже более 180 тысяч сайтов. Если в 1992 г. в Интернете было 1,2 млн. пользователей из России, в 1996 г. 1,5 млн., в 2004 г. 14 млн. а к концу 2005г. их стало уже почти 22 млн. [6]. Суточная аудитория Интернета в России составляла в 2005 г. 5,7 млн. человек, т.е. 5% населения страны, и продолжает расти [7].

При этом существенно изменился внешний вид многих Интернет-ресурсов, выросла скорость передачи информации, расширились возможности доступа к этим ресурсам для рядовых пользователей сети.

Сегодня уже многие газеты, телевизионные программы, философские, исторические, литературные журналы, творческие союзы и объединения имеют собственные электронные версии. При поддержке правительства стремительно развиваются такие мощные порталы как "Грамота.Ру", "Известия.Ру" и портал "Нет наркотикам".

Активно формируются оригинальные Интернет - ресурсы, посвященные проблемам интеллигенции. Одно из самых известных Интернет изданий такого рода так и называется «Интеллигент». Как пишут создатели этого издания, оно «обращено к тем, кто занят интеллектуальной деятельностью, к тем, для кого умение понимать и мыслить составляет основу их профессии». Среди основных рубрик этого издания можно встретить такие разделы как «Россиеведение», «Национальный интерес», «Фабрика мысли» и т.д. Среди авторов в разные годы сотрудничавших с «Интеллигентом» стоит выделить особо Л.А. Аннинского, Ф.П. Искандера, В.К. Кантора, И.Б. Чубайса [8].

Постепенно завоевывают популярность интернет-журналы «Эйдос», «Православие.ru», «Глаголъ», «СВОИ (Свободный взгляд отечественной интеллигенции)» на страницах, которых так же активно обсуждаются проблемы истории, образования и воспитания интеллигенции [9].

Интернет-магазины активно продают самую разнообразную книжную продукцию, на Интернет форумах проходят дискуссии о месте и роли интеллигенции в современном мире, все больше представителей российской интеллигенции не только пользуется услугами электронной почты, но и открывают собственные странички в т.н. «живых журналах сетевых обитателей» таких как Thejournal.ru или Livejournal.com.

Вот как создатели проекта определили его своеобразную философию Thejournal.ru «Проект TheJournal.ru является местом, где каждый сетевой жители планеты Интернет может создать и в дальнейшем вести свой публичный живой журнал, в котором он может оставлять записи о событиях в его реальной или виртуальной жизни, о том, что его сильно волнует, о каких-нибудь злободневных или повседневных вопросах жизни. Причем каждому стороннему посетителю журнала, будет дана возможность оставить свой комментарий в таком сетевом дневнике. Итак, добро пожаловать в пространство разнообразий жизненных ситуаций, откровенных мыслей и людских мнений».

В 2007 г. еженедельно материалы таких «живых журналов» просматривали более 1 млн. 200 тысяч пользователей сети Интернет в России и еще примерно 1 млн. пользователей из-за рубежа.

С другой стороны, быстро растет число Интернет-ресурсов, выдержанных в "падонковской" стилистике» создатели, которых очень критично относятся к категории «интеллигенция» (например, ресурс «Udaff.com» и т.д.) [10]. В сетевом пространстве стремительно распространяются анекдоты «про интеллигентов», карикатуры, «фотоприколы» и т.д. Немало обидных и оскорбительных слов в адрес интеллигенции можно встретить и на страницах Интернет-форумов, и в блогах, и в электронных версиях газет и журналов.

Не случайно, отношение к Интернету, среди российской интеллигенции по-прежнему остается очень противоречивым.

С одной стороны, значительная часть отечественной интеллигенции изначально отвергала любые информационные технологии. По не доброй российской традиции они воспринимались, как очередное чудовищное изобретение Запада, призванное разрушить основы великой русской культуры.

Крайне сложно сегодня глубоко проанализировать истинные причины такого жесткого отторжения Интернет - технологий со стороны далеко не самой глупой части российского социума. Возможно, такая позиция была связана со слабым владением этими технологиями, а, возможно, с интуитивным пониманием того, что образовательный и воспитательный потенциал Интернет - технологий может существенно изменить статус самой интеллигенции.

Но, на наш взгляд, необходимо обратить внимание еще на ряд обстоятельств, объясняющих многочисленные критические или иронические высказывания некоторых маститых писателей, музыкантов, художников в адрес Интернета и Интернет-технологий.

Во-первых, большинство из них принадлежало представителям так называемой творческой интеллигенции, то есть тем, кто традиционно и вполне сознательно минимизирует роль технической составляющей в своем творчестве. В какой-то степени это стремление, безусловно, было связано со спецификой такого творчества, где процесс рождения образа неразрывно связан с особенностями человеческого тела и мышления и любой посредник может разрушить или существенно изменить конечный продукт творческого процесса. Не случайно, многие поэты и писатели очень негативно воспринимали использование пишущей машинки для записи своих произведений, отдавая предпочтение традиционной ручке или перу.

Во-вторых, наиболее жесткими критиками Интернета первоначально оказались самые успешные с формальной точки зрения представители интеллигенции, уже имевшие высокий статус в той сложной иерархии званий, должностей, чинов, что, к сожалению, присутствует в творческих организациях и союзах, распределяющих некий набор вполне материальных благ.

Заняв должности такого рода, чиновники от литературы, музыки, живописи были заинтересованы в том, что бы максимально осложнить путь к зрителю для молодых авторов. Это стремление носит вполне объективный характер, отражая общую тенденцию резкого обострения конкурентной борьбы в условиях сокращения необходимых для жизни ресурсов. Интернет грозил разрушить отлаженный механизм обновления интеллектуальной элиты, заметно ускорив этот крайне болезненный процесс.

В-третьих, для многих критиков Интернета изначально была неприемлема сама философия нового информационного пространства, в которой они видели угрозу не только основам мировой цивилизации, сколько угрозу информационной самостоятельности самой России. Мощь новых информационных потоков пугала не только некоторых представителей интеллектуальной элиты, воспитанных в условиях почти тотального дефицита информации, но и чиновников государственного аппарата, руководителей спецслужб, традиционных для России конфессий.

С другой стороны, на рубеже ХХ – ХХI вв. в российском социуме стал формироваться слой тех, кто воспринимал Интернет, как позитивный элемент новой культуры, новой системы образования, новой информационной цивилизации.

Важное место в этой группе занимают и представители российской интеллигенции. Если первоначально ее костяк составляли ученые, чье творчество было уже немыслимо без использования компьютерных технологий (математики, физики, химики), то в последние годы Интернет все более активно осваивают традиционные гуманитарии: политологи, социологи, музыканты, писатели, поэты. На 16 июня 2007 г. на сайте stihi.ru было зарегистрировано 134221 поэт, а на сайте proza.ru 44337 прозаиков [11].

Многие из них быстро оценили одно из главных преимуществ современных Интернет-технологий, а именно преимущество в скорости передачи информации на расстояние.

Кроме того, в распоряжении писателей и музыкантов, политологов и историков оказались огромные Интернет – ресурсы, посвященные самым разным областям жизни человечества. Большинство из них были свободны от цензуры и находились в открытом доступе.

Более того, представители российской интеллигенции получили возможность, не только заполнять собственными материалами уже существующие Интернет-ресурсы, но и возможность создавать новые собственные ресурсы, доступные широкому кругу пользователей, как в нашей стране, так и за рубежом. С появлением достаточно простых Интернет-конструкторов, создание таких ресурсов перестало быть серьезной технической или финансовой проблемой.

Именно свобода размещения своих произведений на всеобщее обозрение и свобода обсуждения любого вопроса в Интернет-пространстве являются главным фактором, определяющим участие многих представителей отечественной интеллигенции в жизни интернет-сообщества. Конечно, это свобода не является абсолютной. Существует множество механизмов, позволяющих контролировать развитие информационных ресурсов, однако ни один из них пока не может обеспечить ту степень контроля, которая существует в реальных государствах.

В свое время жажда творческой и не только творческой свободы как раз и вызвала к жизни такое явление как интеллигенция. И с этой точки, на наш взгляд, справедливо говорить о новом рождении интеллигенции или о рождении новой Интернет – интеллигенции. (Этот термин уже несколько лет активно используется в самых разных Интернет-ресурсах, начиная от журнала «для подключенных» «Вебпланета», до информационного сайта политических комментариев «ПОЛИТКОМ.РУ» и некоего городского форума «Тусовка») [12]. Показательно, что словосочетание интернет – интеллигенция, в большинстве случаев его использования в сети имеет ярко выраженные негативные коннотации и вызывает у многих в лучшем случае ироничную реакцию [13]. Сарказм и критику, как правило, вызывают социальная и политическая пассивность, самодовольство, неопределенность ценностных ориентиров данной социальной страты.

Сегодня Интернет-интеллигенция находится на самой первой, эмбриональной стадии своего развития, но отдельные черты этой будущей влиятельной социальной группы уже заслуживают внимание исследователей.

Очевидны следующие принципиальные моменты в поведении современной Интернет-интеллигенции, которые позволяют сравнивать ее с интеллигенцией предшествующих веков.

Во-первых, ее интеллектуальная неоднородность. Среди тех, кто открывает сегодня в Интернете собственные странички и дневники, есть студенты, аспиранты, профессора, врачи, учителя, артисты, безработные. Конечно, по-своему очень интересны и сайт «самого противоречивого профессора истории в мире» А.Квакина, и официальный сайт актера Л.Дурова, и страничка «ANutka2003» с планеты Земля [14]. Сегодня каждый из них может не просто произвести собственный интеллектуальный продукт, но и достаточно легко распространить его в сетевом пространстве или стать посредником при распространении такого продукта. Каждый способен дать собственную нравственную оценку любого события или процесса в жизни страны или даже мира. Каждый формирует собственный круг общения, включая в него тех, кто разделяет или не разделяет его взгляды, оценки и суждения. Но уровень восприятия, формулировки и решения проблемы у участников такого рода интернет – общения разный, что создает серьезные трудности для общения даже внутри Интернет-интеллигенции.

Во-вторых, очевидна тенденция к определенной самоизоляции новой Интернет - интеллигенции, которая лучше всего проявляется через попытки создания собственного языка (от языка смайликов, до знаменитого «Превед, Медвед»). Искусственность такого рода конструкций демонстрирует желание в минимальной степени, но обособиться от постоянно растущей армии пользователей Интернета. Возможно, оно связано с необходимостью создания границ социальной, но в большой степени культурной самоидентификации. Именно с этой проблемой отечественная интеллигенция уже не раз сталкивалась и на предшествующих этапах своей истории. Не случайно на смену форумам в русскоязычном секторе Интернета достаточно быстро пришли блоги, где каждый сам себе и редактор, и модератор.

В-третьих, Интернет-интеллигенция все еще находится в определенной технической зависимости от создателей Интернет-ресурсов и тех, кто обеспечивает их работу. Эта зависимость не афишируется, но признается. Более того, именно она придает особый кратковременный с исторической точки зрения, характер всему Интернет-творчеству и Интернет-сообществу.

Но, с другой стороны, есть ряд моментов, позволяющих констатировать существенные различия между российской Интернет-интеллигенцией и ее историческими предшественниками.

Во-первых, российская Интернет-интеллигенция в отличие от своих исторических предшественников пока явно не стремится к активным политическим действиям вне интеллектуального пространства. Флэш-мобы носят скорее развлекательный характер и проводятся лишь в столичных городах, а результатом непродолжительных дискуссий по большей части является усталость и озлобленность немногочисленных участников этих дискуссий. Даже спецслужбы вынуждены признать, что Интернет-пространство используется противниками существующего в России политического режима, гораздо менее интенсивно, чем в странах Запада.

Во-вторых, российская Интернет-интеллигенция очень слабо контактирует с мировым сообществом. Если отечественная интеллигенция XIX в. во многом ориентировалась на западные ценности и исторический опыт, то современная Интернет-интеллигенция пока находится в своеобразной самоизоляции, предпочитая создавать собственный виртуальный мир, который почти никак не интегрирован в мировое Интернет-пространство.

В-третьих, российская Интернет-интеллигенция практически игнорирует старую традиционную отечественную интеллигенцию, а та отвечает ей аналогичной жестокостью.

Но при этом Интернет-интеллигенция игнорирует и государственных чиновников, и военных, и ученых, которые по каким-либо причинам пока еще находятся вне современных Интернет-технологий. Отказ от диалога, какими бы причинами он не был формально обоснован, свидетельствует о формировании у российской Интернет-интеллигенции некоторых базовых установок очень напоминающих базовые ценности ее исторических предшественников.

Может быть, именно с этим удивительным тождеством связан новый виток бесконечных споров о смерти отечественной интеллигенции, отголоски которого можно и сегодня встретить на страницах Рунета. Вот как писал об этом А. Босненко. Интеллигенция «тихо выродилась, изныла, исчезла, превратившись в биологический вид мелких клерков и служащих, в обслуживающий персонал, в насекомых, гораздых спроворить что-то по мелочам в закромах истории на потребу среднестатистическому тягловому обывателю. Она страдает клептоманией, присваивая себе пышные титулы … Всюду она усилия направляет на отстаивание права первородства, хотя, как верно выразился один исторический персонаж: «Интеллигенция – два поколения не поротых мещан». Тоска по съезжей и полицейскому околотку как тоска по родине – в крови. Свобода, красота, честь, совесть, даже элементарный вкус, приписываемый ей молвой, слухами, которые она сама же и распускала, канули вместе с ней. Нынешние, заполнившие нишу, лакуну, ввиду отсутствия всех вышеприведенных качеств, выполняют роль прокладки, подстилки. Холуйство стало добродетелью. Продажность – нравственным императивом. Подлость – нормой и образом. Поэтому говорить об интеллигенции, значит болтать ни о чем, ввиду отсутствия оной»[15].

О роли Интернета в процессе «смертельной» трансформации интеллигенции очень интересно размышляет в книге «Общая теория социальных коммуникаций» А.В. Соколов. Полный текст книги тоже можно найти в Интернете. «… Обменивая привычные пенаты литературоцентризма на виртуальные пространства Интернета, русскому интеллигенту нельзя не задуматься над следующими вопросами:

а. Литературоцентризм основан на доверии к писателю, публицисту, ученому, который выступает не просто в роли автора литературного произведения, а в роли учителя и пророка. Интернет децентрализован, никакого общепризнанного центра нет, а есть множество, таинственных провайдеров, искусно управляющих из-за кулис Всемирной паутиной. Интеллигент-книжник мог повесить на стену портреты любимых писателей, пользователь Интернет этого сделать не может; если интеллигента-книжника вводили в заблуждение, рано или поздно он распознавал обманщика, Интернет же в принципе не несет ответственности за доброкачественность передаваемой информации. Пользователь Интернет одинок и беззащитен в отличие от обитателя уютного и патриархального мира книг.

б. Литература — национальна, она — важнейшая часть культурного наследия нации; Интернет интернационален и космополитичен, он предвестник общечеловеческой всемирной цивилизации. Поэтому интеллигенты-книжники ощущают родную почву под ногами, а пользователь Интернет — гражданин мира с атрофированным чувством патриотизма.

в. Интернет, как и всякая интеллектуальная машина, абсолютно рационален и абсолютно аморален, потому что он лишен совести и сочувствия. Литераторы же своей лирой стремились пробудить «чувства добрые» и воспитанные ими русские интеллигенты отличались самоотверженным правдолюбием, но никак не рациональной расчетливостью. Поэтому если они погибали ради утопической мечты, ради безумных идей, то это было прекрасно. Рациональному же мыслителю, слава Богу, не доступна абсурдная идея самопожертвования.

Вывод напрашивается один: лишаясь литературы как основного социально-коммуникационного института, нынешняя русская интеллигенция утрачивает духовную преемственность с предыдущими поколениями русских интеллигентов и превращается в новую социальную группу, напоминающую западных интеллектуалов. Эта трансформация, происходящая на наших глазах, — лишнее свидетельство могущества социальных коммуникаций. Видимо, она неизбежна…»[16].

Несколько иначе смотрит на эту проблему М. Палей, которая утверждает, что «любой из Сетевых людей (включая меня), который сроднился с Интернетом физическим, эфирным и даже астральным телом, интуитивно чувствует эту свою принадлежность к новой субстанции - и никакой Рудольф Штайнер с его объяснениями тут не нужен. Этот эволюционный прорыв имеет самые непредсказуемые, притом нарастающие с неподконтрольной скоростью, последствия для человека в его традиционном ("из праха – и в прах”) виде. … Жизнь в Инете – это совсем другая форма существования. Было бы наивным думать, что мы - исключительно механически - проецируем туда свою, нам самим же навязшую в зубах, земную сущность. Проецируем, конечно. Морочим друг другу головы. Воюем. Захватываем пространство. В целом – именно манипулируем сознанием. На всю катушку. А что ещё делать в Сети? Но правила игры там другие. И даже игры без правил – там другие, вот в чём дело. А виртуальная реальность, по моему убеждению, воздействует на (ведущего двойную жизнь) человека гораздо сильнее, чем реальность "с этой стороны монитора”. И, чем дальше во времени, тем мощней»[17].

И все-таки опыт изучения Интернет – ресурсов, созданных и поддерживаемых при участии отдельных представителей отечественной Интернет-интеллигенции, по нашему мнению, дает основания для некоторого исторического оптимизма. Он связан в первую очередь с появлением и активной работой в сетевом пространстве таких людей М. Мошков. Благодаря его подвижнической деятельности в Рунете с 1994 г. существует гигантское виртуальное собрание литературных произведений («библиотека Мошкова») равное по объему крупной библиотеке и принципиально работающее в режиме свободного доступа [18]. Начинание М. Мошкова было подхвачено многими его единомышленниками. И сегодня в Интернет-пространстве можно найти «Библиотеку Ихтика» (И. Шакирова), цифровой архив И. Анненского, публичную библиотеку В. Ершова и множество других аналогичных ресурсов, создатели которых ставят своей задачей сохранение возможности бесплатного доступа любого пользователя сети к произведениям классической и современной литературы. Многие модераторы ведут очень активную борьбу против использования в сетевом пространстве ненормативной лексики. Есть примеры, эффективного применения Интернет-технологий для проведения благотворительных и воспитательных акций [19]. Дальнейшая кропотливая работа в этом направлении может сформировать качественно новый образ отечественной Интернет-интеллигенции XXI в.

Проведенный анализ доступного нам материала позволяет констатировать несколько ключевых моментов.

1. Интернет уже стал важным элементом в политической, социальной, экономической, культурной жизни многих наиболее динамично развивающихся государств. В конце 2005 - в начале 2006 гг., по подсчетам экспертов Комитета ООН по торговле и экономическому развитию, «мир перевалил отметку в 1 млрд. Интернет-пользователей» [20]. Из них примерно 200000 никогда или почти никогда не отсоединяются от Сети. В первую тройку стран по числу пользователей интернета вошли США (200 млн.), Китай (111 млн.) и Япония (85,29 млн.). В странах Азии в конце 2005 г. насчитывалось около 40% всех интернет-пользователей в мире. Россия занимает 11-е место в мире. На конец 2005 года в нашей стране, по подсчетам экспертов комитета, пользовались интернетом 21,8 млн. человек. Это самый высокий показатель среди стран Восточной Европы и СНГ. Следом за Россией идут Украина (4,5 млн.) и Белоруссия (3,39 млн.) [20]. В результате исследования, проведенного весной 2007г. в 16 европейских странах, оказалось, что средний житель Европы в среднем использует интернет 16,5 дней в месяц. Совокупное время его пребывания в Сети составляет 24 часа в месяц, в течение которых он просматривает 2662 веб-страниц. Средний российский интернет-пользователь, согласно данным этого опроса, проводит онлайн 11,4 дней в месяц, а совокупное время его пребывания в сети составляет примерно 13 часов (в США эти цифры соответственно составляют 22 дня и 31 час) [21].

Попытки изолировать любую страну от мирового Интернет-пространства еще возможны с технической точки зрения, и даже предпринимаются по политическим мотивам в некоторых странах, но приносят их авторам лишь кратковременные дивиденты.

Большинство экспертов, занимающихся проблемами информационных технологий, убеждены, что возвращение в доинформационную эпоху возможно только в результате какой-то глобальной катастрофы. А это значит роль Интернет – технологий будет только возрастать, и вместе с тем будет возрастать роль тех, кто эти технологии создает и наполняет Интернет-пространство реальным содержанием. С точки зрения сторонников социологического подхода эти люди совершенно спокойно могут быть отнесены к категории интеллигенции. Учитывая, что основной объем работы, которую они осуществляют, неразрывно связан с Интернетом, данная группа, на наш взгляд, может называться Интернет-интеллигенцией без каких-либо негативных коннотаций.

Рост значения Интернет-интеллигенции в жизни Интернет-сообщества может привести и к резкому возрастанию политической активности всей интеллигенции в целом. Не случайно некоторые политики уже сегодня готовы учитывать этот фактор в своей деятельности. Так лидер партии «Гражданская сила» М. Борщевский неоднократно заявлял, что «Главной проблемой интеллигенции как класса является равнодушие власти к мнению и позиции его представителей. Отсутствие внимания власти к научной и творческой элите негативно сказывается как на самой интеллигенции – снижается ее самооценка, растет чувство неуверенности, уязвимости, – так и на ее отношении к власти. Невостребованность интеллигенции в качестве стороны для диалога приводит к росту в этой социальной группе оппозиционных настроений» [22].

2. Интернет положил начало необратимым изменениям в образе жизни отдельных групп отечественной интеллигенции. Характер, а главное динамика этих изменений могут еще существенно трансформироваться, но сам процесс перемен, на наш взгляд, носит уже необратимый характер. При этом сущностных изменений в психологии, мышлении, менталитете большинства представителей российской интеллигенции Интернет еще не произвел, либо они еще не носят массовый характер и поэтому не могут стать объектом масштабного научного исследования. Однако неизбежность таких изменений уже в ближайшие годы очевидна.

3. Интернет привел к возникновению качественно новой социальной группы, а именно Интернет-интеллигенции, развитие которой напрямую связано со скоростью внедрения новых информационных технологий в жизнь современного российского общества.

Основным вектором развития Интернета в ближайшие годы, по мнению многих экспертов, станет существенное увеличение скорости передачи информации и резкое упрощение доступа в Интернет для многих пользователей за пределами крупных городов в европейской, а затем и азиатской части России. Это означает, что в Интернет-сообщество войдут тысячи представителей провинциальной российской интеллигенции. Такого рода интервенция обязательно вызовет серьезные перемены внутри Интернет-интеллигенции и в ее отношениях с окружающим социумом. Ответ на вопрос: «Какими будут эти перемены?» не может быть простым по определению.

Не следует забывать и о том, что в Интернете набирают скорость процессы самоорганизации, которые могут привести к существенным изменениям не только в его внутренней структуре, но и к переменам в самой философии виртуального сообщества. Речь идет о структурах управления информационными потоками, которые рождаются, как внутри Интернета, так и за его пределами. В первую очередь - это поисковые машины и мощные Интернет-порталы, которые стремительно монополизируют наиболее интересные направления развития Интернет – сообщества. Самый яркий пример такой монополизации проект «Журнальный зал» (www.magazines.russ.ru), ставший на сегодняшний день основным каналом трансляции русскоязычных журнальных публикаций в Интернете.

С другой стороны, в Интернете все чаще звучат голоса тех, кто говорит о необходимости новых приемов и способов воспитания молодого поколения Интернет-пользователей, формирования нравственных принципов жизни в сетевом пространстве [23]. Возможно, именно эта миссия станет для Интернет-интеллигенции одной из самых важных уже завтра.

Споры о том, что ждет Интернет и Интернет – интеллигенцию, уже в ближайшие 10-15 лет, на наш взгляд, являются своеобразным продолжением споров об исторической судьбе России и ее интеллигенции, которые проходили в XIX-XX вв. Как показывает опыт истории, споры такого рода не имеют, как правило, жестких временных ограничений и четко выраженных конечных результатов.

____________________

1. Курицкий А.Б. Интернет: инфраструктура информационного общества. С.-Петербург: Судостроение, 1999; Садовничий В. А., Васенин В. А., Мокроусов А. А., Тутубалин А. В. Российский Интернет в цифрах и фактах, М.: Изд-во МГУ, 1999; Кастельс М. Информационная эпоха. М., 2000; Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова; Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2002; Арефьев П.Г. Российские интеллектуальные элиты в компьютерных сетях: проблемы интеграции в структуру глобального взаимодействия // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005; http://www. mavriz. ru/articles/2004/1/1811.html и др.

2. Информационный бюллетень ассоциации «История и компьютер». №32, апрель 2004. Материалы IX конференции АИК. Москва; Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004; Кузнецов С. Ощупывая слона: Заметки по истории русского Интернета. М.: Новое литературное обозрение, 2004; Сибиряков И.В. Интернет и российская интеллигенция // Интеллигенция и мир. 2007. №1. С. 7-15; Шустов Н.А. Роль интеллигенции в формировании информационного пространства современного российского общества // Интеллигенция и мир. 2007. №1. С. 16-31 и др.

3. Российская интеллигенция: ХХ век. Тезисы докладов и сообщений научной конференции 23 – 24 февраля 1994 г. Екатеринбург, 1994; Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее. Тезисы докладов международной научно-теоретической конференции. Иваново, 23-25 сентября 1998г. Иваново, Изд-во ИвГУ, 1998; Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. Тезисы докладов международной научно-теоретической конференции. Иваново, 20-23 сентября 2000г. Иваново, Изд-во ИвГУ, 2000, Российская интеллигенция: критика исторического опыта: Тез. докл. Всерос. конф. с международ. участием, посвященной 80-летию сборника "Смена вех". Екатеринбург, 1-2 июня 2001 г. Екатеринбург, 2001. и др.

4. http://www .krugosvet. ru/articles/105/1010526/1010526a1.htm

5. http://www .nethistory .ru/chronology?year=1994;

http://ru.arf. ru/Hrono/index.html и др.

6. http://www.socio .ru/wr/00-1/Castells.htm;

http://bd.fom .ru/report/map/ os010318;

http://www .allmedia .ru/newsitem.asp?id=751609

http://lenta .ru/internet/2004/09/30/runet/и др.

7. http://rumetrika .rambler .ru/auditory/;

8. http://www . intelligent .ru

9. http://www .pravoslavie .ru/jurnal/ideas/russkharakter.htm;

http://www. eidos. ru/journal/

http://www. glagol-online. ru/

http://www.smi-svoi.ru/и др.

10. http://www. udaff. com; http://stroybatych.ru/index.htm и др.

11. http:// www .proza. ru, http:// www.stihi.ru

12. http://www. politcom. ru/print.php?id=1744;

http://www. webplanet. ru/knowhow/advert/kavabatich/2006/09/14/anti.html

http://oldforum.sinelnikovo. net/topic.php?forum=13&topic=9

и др.

13. http://comnen.livejournal. com/229291.html?replyto=2212779;

http://lefside.livejournal .com/ и др.

14. http://www.levdurov .ru ; http://akvakin.narod. ru;

http://www.thejournal.ru/ANutka2003/

15. http://www.communist .ru/root/archive/culture/silentium1Silentium

16. http://lib.socio.msu. ru

17. http://magazines.russ .ru/novyi_mi/redkol/paley/zhz.html

18. http://www.lib .ru/

19. http://www .deti-life .ru/

20. http://rumetrika.rambler .ru/publ/article_show.html?article=2984

21. http://www. mediarevolution .ru/audience/behavior/803.html

22. http://www. astera. ru/rusnews/?id=47293

23. http://www .svoboda. org/programs/hr/2006/hr.010306.asp

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (08.02.2016)
Просмотров: 115 | Теги: интернет | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016