Суббота, 03.12.2016, 03:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН - РАЗНОВИДНОСТЬ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

В.В.Тофановский

ИНТЕРНЕТ-ЭКЗАМЕН - РАЗНОВИДНОСТЬ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

В данной статье изложены основы условий проведения интернет - экзамена на примере безопасности жизнедеятельности, а также сформулированы некоторые направления повышения эффективности этого вида контроля знаний студентов в процессе преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Ключевые слова: интернет-экзамен, педагогические измерительные материалы (ПИМ), результат обучения, уровневая модель, уровень знаний, учебный план.

ONLINE EXAM - AS A FORM OF FINAL CONTROL OF STUDENTS' KNOWLEDGE
Tofanovskij V.V., Volgograd State Physical Education Academy
This article deals with basic conditions of conducting online exam, on the example of life safety and sets out some ways of increasing the effectiveness of this type of students ' knowledge control in teaching discipline "Safety".
Keywords: online exam, teaching materials, learning outcomes, level model, the level of knowledge, the curriculum.

 

Повышение эффективности обучения на всех этапах получения образования всегда было востребованной проблемой. В настоящее время эта проблема, по целому ряду общеизвестных причин, приобрела особую остроту. Одним из направлений, которое уже несколько лет используется для решения этой проблемы в вузах, является внешняя независимая оценка результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС - интернет-экзамен.

При проведении такого вида внешней независимой оценки уровня обученности студентов, каким является интернет-экзамен, должны быть заложены и реализованы соответствующие требования:
- используемые педагогические измерительные материалы (ПИМ) должны соответствовать требованиям ФГОС для направления подготовки студентов по соответствующей специализации;
- для объективной и достоверной оценки уровня знаний студентов целесообразно использовать многоуровневую модель;
- проведение интернет - экзамена должно реализовать оценку учебных достижений студентов на различных этапах обучения, что позволяет обратить внимание на результаты каждого отдельного студента - это необходимо при реализации компетентно- стного подхода, основанного на формировании и развитии компентности обучающихся.

Все эти требования продекларированы в проекте проведения Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО) и отмечено, что (ПИМ) прошли независимую экспертизу на их соответствие требованиям ФГОС.

Однако это не совсем так, как показала практика проведения экзамена и особенно по безопасности жизнедеятельности.
В рамках ФЭПО используется уровневая модель оценки знаний педагогических измерительных материалов в виде трех взаимосвязанных блоках.

Первый блок - задания на уровне «знать», в которых очевиден способ решения, усвоенный студентом при изучении дисциплины. Задания этого блока выявляют в основном знаниевый компонент по дисциплине и оцениваются по бинарной шкале «правильно-неправильно».

Второй блок - задания на уровне «знать» и «уметь», в которых нет явного указания на способ выполнения, и студент для их решения самостоятельно выбирает один из изученных способов. Задания данного блока позволяют оценить не только знания по дисциплине, но и умения пользоваться ими при решении стандартных, типовых задач. Результаты выполнения этого блока оцениваются с учетом частично правильно выполненных заданий.

Третий блок -задания на уровне «знать», «уметь», «владеть». Он представлен кейс - заданиями, содержание которых предполагает использование комплекса умений и навыков, для того чтобы студент мог самостоятельно сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы и привлекая знания из разных дисциплин. Кейс-задание представляет собой учебное задание, состоящее из описания реальной практической ситуации и совокупности сформулированных к ней вопросов. Выполнение студентом кейс - заданий требует решения поставленной проблемы (ситуации) в целом и проявления умения анализировать конкретную информацию, прослеживать причинно-следственные связи, выделять ключевые проблемы и методы их решения. В отличие от первых двух блоков задания третьего блока носят интегральный (summative) характер и позволяют формировать нетрадиционный способ мышления, характерный и необходимый для современного человека.

Решение студентами подобного рода нестандартных практико-ориентированных заданий свидетельствует о степени влияния процесса изучения дисциплины на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

В рамках ФЭПО используется модель оценки результатов обучения, в основу которой положена методология В.П. Беспалько.

В таблице 1 каждый уровень обученности студента соответствует определённой оценке по пятибалльной шкале:
- первый уровень оценка неудовлетворительно;
- второй уровень оценка удовлетворительно;
- третий уровень оценка хорошо;
- четвёртый уровень оценка отлично.

Предложенные показатели оценки результатов обучения позволяют сделать выводы об уровне знаний каждого отдельного студента и дать ему рекомендации для дальнейшего успешного продвижения в обучении.

Таблица 1
Показатель оценки результат обучения студента    

Такая схема контроля уровня обученности студентов позволяет действительно объективно реализовать соответствующий этап проверки знаний студентов.

Все изложенное выше бесспорно с точки зрения объективной разновидности внешнего контроля знаний студентов, при выполнении следующих вышеизложенных условий, а именно:
- используемые ПИМ соответствуют требованиям ФГОС с учетом направлений подготовки студентов в вузе:
- учебный план учитывает изучение студентами всех составляющих ПИМ до интернет - экзамена.

Опыт проведения интернет - экзамена по безопасности жизнедеятельности показывает, что соблюдение этих условий выполняется далеко не полностью.

В рамках этой дисциплины разработана структура условий безопасности на основе экологических принципов жизнедеятельности живых организмов - экологическая валентность:
- если экологические факторы находятся в зоне экологической валентности,
то это условия нашей повседневной жизни от оптимальных до границ выносливости;
- если экологические факторы выходят из экологической валентности, то это чрезвычайная ситуация с реальной угрозой жизни здоровью людей (число погибших и раненных).

В этой связи, когда речь идет о реализации, в рамках существующего учебного плана, компетентностного подхода к обучению студентов - это изучение условий безопасности жизнедеятельности при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.

С другой стороны, существуют условия безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни, и они определяются правовыми, экономическими, социально- общественными, профессиональными аспектами нашей жизнедеятельности. Эти условия излагаются в целой совокупности учебных дисциплин - составляющих практически значительная часть учебного плана. Поэтому, если эти обстоятельства не учитываются при независимой экспертизе соответствия ПИМ требованиям ФГОС, то она будет не достаточно объективной.

В ПИМ на интернет - экзамене для направления подготовки студентов «Физическая культура» в 2015г и в 2014г наряду с объективными модулями - это совокупность условий и характеристик чрезвычайных ситуаций, опасные явления, возникающие при этом, а также защита населения в условиях мирного и военного времени, гигиенические условия жизнедеятельности в повседневной жизни, первая медицинская помощь; включались, например, следующие модули:
- национальная и международная безопасность РФ;
- безопасность жизнедеятельности на производстве;
- организация мероприятий по безопасности в учреждениях разного типа;
- техника безопасности на производстве;
- безопасность жизнедеятельности в разных сферах жизни;
- теория риска и ее практическое применение.

В каждом из этих модулей включены несколько тематических направлений. Если первая медицинская помощь и основы гигиены включены в требования ФГОС для этого направления подготовки студентов, то по учебному плану они изучаются после прохождения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и контрольного Федерального интернет - тестирования. У других специализаций такое несоответствие более ярко выражено.

По условиям проведения интернет - экзамена учебное заведение имеет право исключить из ПИМ часть тематических направлений, но при этом в первом блоке они исключатся, во втором блоке они исключаются частично, а в третьем блоке их исключение запрещено. В дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» допускается исключение только двух модулей.

Таким образом, проведение интернет - экзамена в таких условиях требует от преподавателей и студентов значительных усилий, которые не связаны с выполнением требований ФГОС, сформулированных в виде компетенций.

В этой связи уровень результатов интернет - экзамена прямо пропорционален дополнительным усилиям преподавателей и студентов для компенсации неполного соответствия ПИМ направлениям подготовки студентов и отсутствия их согласования с учебными планами.

В 2014 году при подготовке студентов использовался интернет-тренажер, а в 2015году, при прочих равных условиях, было подготовлено и проведено контрольное тестирование по реальным ПИМ, что позволило студентам представить реальную структуру требований экзамена. При этом были получены следующие результаты:
- средний балл на интернет - экзамене в 2014 году составил 3.52;
- средний балл на интернет - экзамене в 2015 году составил 4.02.

Эти результаты подчёркивают, что для получения оценки обученности студентов, соответствующей современным требованиям качества обучения, при внешнем контроле с вышеуказанными недостатками в схеме его проведения, необходимо затратить значительные дополнительные усилия преподавателям и студентам. Такое положение не может способствовать эффективности обучения при использовании компетенций в соответствии с требованиями ФГОС.

Таким образом, инновационный проект «Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования (ФЭПО)» будет более эффективным, если ПИМ не станут требовать дополнительных усилий преподавателей и студентов для их освоения за рамками компетенций ФГОС. Будет учитываться структура учебных планов на предмет изучения всех дисциплин, включённых в модули ПИМ по безопасности жизнедеятельности, до интернет - экзамена.

Литература

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров / Каракеян В.И., Никулина И.Н. - Москва: Издательство Юрайт, 2012. - 456с
2. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / В.В. Тофановский. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. -101 с.
3. http://fepo.i-exam.ru

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.04.2016)
Просмотров: 141 | Теги: интернет-экзамен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016