Воскресенье, 19.11.2017, 22:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Гражданское право

«ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

О.А.Бондаренко

«ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА» КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ

Введение: «интересы ребенка» - понятие, которое имеет различное наполнение и звучание в теории права и практике его применения. Специалистами в области права высказываются мнения о замене существующего неопределенного термина «интересы детей» на конкретную и более содержательную норму о правах детей, в связи с чем автором в работе поставлена цель исследования понятия «интересы ребенка» как правовой категории. Методы: методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы системного и сравнительно-правового анализа, логического сравнения и сопоставления. Результаты: обоснованное в работе авторское отношение к проблеме соотношения понятий «права ребенка» и «интересы ребенка» опирается на мнение компетентной научной среды в вопросах правового статуса несовершеннолетних. Проводится исследование понятия «интересы ребенка» на предмет его закрепления в российских и международных документах в области защиты прав детей. Выводы: в результате исследования выявлены сущность и особенности интересов ребенка. Установлено, что «интерес» как правовая категория представляет ядро правового регулирования, определяет его направление, имеющее вполне определенные цели, ради достижения которых существует та или иная правовая норма. Указана значимость Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» как документа, устанавливающего основные гарантии прав и законных интересов детей, в целях создания правовых, социально-экономических условий для их реализации.

Ключевые слова: права и свободы ребенка, особенности прав ребенка, интересы ребенка, защита прав и интересов несовершеннолетних, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка.

 
Введение
Действующее российское законодательство и практика его применения постоянно подвержены динамическим изменениям, затрагивающим как нормативные, идеологические, так и ценностные основания права [5, с. 46].

Провозглашая человека высшей ценностью современной цивилизации, Конституция России призвана утверждать и обеспечивать идеалы гуманизма в качестве принципиальной установки, действующей в демократическом государстве и обществе [4, с. 64].

Подчеркивая ценность человеческой личности, за каждым ребенком признается право на уровень жизни, необходимый для его развития. Реализация данного положения возможна на основе принципа наилучшего обеспечения интересов ребенка. Данный принцип должен учитываться «во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами» [10, с. 195].

Сущность и особенности интересов ребенка

Наилучшие интересы ребенка являются предметом основной заботы родителей или в соответствующих случаях законных опекунов. Семья несет основную ответственность за воспитание детей и их подготовку к жизни в обществе, а также за привитие им чувства социальной ответственности и принадлежности к обществу. Семья обеспечивает материальную и нематериальную заботу и поддержку своим детям [9, с. 150].

На протяжении длительного периода времени ребенок выступал объектом родительской власти. Конвенция ООН о правах ребенка не только идентифицировала его как лицо, наделенное конкретными правами. Документ иначе расставляет акценты в отношении детей и взрослых, «требует, чтобы дети рассматривались... как субъекты со своими интересами и заботами» [11, с. 114]. Эта новация, подчеркивает Н.Е. Борисова, раскрывается в следующих положениях:
- дети, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического и физического состояния, любого другого статуса ребенка, его родителей или попечителей, не должны подвергаться дискриминации;
- дети имеют право на выживание и развитие во всех аспектах их жизни: физическом, духовном, социальном и культурном;
- дети должны быть вовлечены в социальную жизнь, восприниматься как активные участники всего, что затрагивает их интересы, и быть полностью свободны в выражении своего мнения. Они имеют право на то, чтобы с ними считались;
- наиважнейшие интересы ребенка должны учитываться при принятии любых решений или действий, имеющих непосредственное отношение к ребенку или группе детей [3, с. 72-73].

Необходимо выяснить, что вкладывается в понятие «интересы ребенка», ведь отсутствует четкое определение интересов несовершеннолетних, нет критериев установления соответствия интересов родителей интересам детей. «Интересы ребенка» - понятие, которое имеет различное наполнение и звучание в теории права и практике его применения.

Выявление сущности, особенностей интересов ребенка имеет значение прежде всего потому, что «интерес» как правовая категория представляет ядро правового регулирования, определяет его направление, имеющее вполне определенные цели, ради достижения которых существует та или иная правовая норма [8, с. 13].

Следуя Декларации прав ребенка, «ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно стать наилучшее обеспечение интересов ребенка» [6, с. 161].

И.А. Дубровская определяет интересы ребенка как субъективно обусловленную потребность ребенка в благоприятных условиях его существования, находящую объективное выражение в реализации родителями своих прав и обязанностей, предусмотренных семейным законодательством [7].

С точки зрения О.Ю. Ильиной, «интересы ребенка - это субъективно обусловленная потребность ребенка в благоприятных условиях его существования» [8, с. 27].

Н.М. Савельева рассматривает интересы ребенка в качестве элемента его правового положения [13, с. 22].

Ю.Ф. Беспаловым трактуется интерес ребенка как его потребность в создании условий, необходимых для содержания и благополучного развития, подготовки к самостоятельной жизни [2, с. 12].

Содержание интересов детей постоянно меняется. Оно объективно зависит от возраста, состояния развития ребенка. В силу многообразия жизни интересы несовершеннолетнего могут простираться в различных направлениях. Между тем ребенок в силу присущих ему объективных и субъективных особенностей не всегда осознает свои интересы, поэтому содержание интересов ребенка определяется через характеристику действий его законных представителей, органа опеки и попечительства [7].

Таким образом, «интересы ребенка» - это жизненно важные потребности ребенка, без реализации которых он не может жить и развиваться [16, с. 280].

Интерес предшествует правам и обязанностям независимо от того, находит ли он прямое закрепление в законодательстве или просто подлежит «правовой защите со стороны государства» [1, с. 49].

Понятие прав ребенка

Что касается прав ребенка, «это нечто иное, чем его основные потребности: не существует права на воспитание в счастливой семье или права на любовь, хотя это необыкновенно важные потребности каждого человека» [12].

В юридической науке понятие прав несовершеннолетних включает:
- неотъемлемые свойства и возможности детей, обусловливающие меру их свободы;
- возможности использования ребенком наиболее существенных благ, защиты его жизненных интересов;
- пределы осуществления государственной власти, способ свободного развития личностью ее способностей и талантов;
- формы защиты человека от глобальных угроз его существованию.

К концепции прав ребенка относят следующие положения:
- такие правомочия являются понятием из категории прав человека и вытекают из достоинства и неповторимости ребенка как человеческой личности;
- об этих правах речь должна идти под углом зрения «власть - личность»: если ребенок имеет право, то это значит, что государство должно обеспечить ему возможность пользоваться этим правом;
- права ребенка подлежат ограничениям, только таким, которые предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе для обеспечения интересов государственной безопасности, общественного порядка и предотвращения преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц; не могут быть ограничены права на защиту от пыток, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и защиту от рабства и подневольного состояния;
- если несовершеннолетний имеет право, то это значит, что должны существовать процедуры его истребования: иметь право - значит мочь, притязать; в ином случае право становится пустой декларацией.

С точки зрения И.Ю. Носовой, правам ребенка свойственны определенные особенности:
- они имеют естественный характер и возникают в результате самого факта рождения человека, они неотчуждаемы, неотъемлемы - являются непосредственно действующими и признаются высшей социальной ценностью; их содержание детерминируется условиями социально-экономического, политического и культурного развития общества;
- права детей опосредуют отношения личности с государством и международным сообществом;
- такие правомочия выступают необходимой частью права, определенной формой его главного содержания;
- они складываются объективно и не зависят от государственного признания;
- права ребенка зафиксированы в нормах не только внутригосударственного (конституционного, административного, гражданского и др.), но и международного публичного права;
- механизм защиты прав ребенка охватывает средства не только внутригосударственной, но и международной защиты [12].

Выводы
Таким образом, можно констатировать, что, выступая субъектом права, ребенок имеет возможность удовлетворить собственный интерес и достигнуть определенного социального блага. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»^], говоря о субъективных правах детей, более десяти раз оперирует термином «законный интерес», что позволяет не только всесторонне гарантировать надлежащий статус ребенка в государстве, но и всемерно содействовать реальному осуществлению зафиксированных прав в интересах защищаемой категории жителей [14, с. 113].

Улучшение положения детей в Российской Федерации, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и воспитание детей - ключевые цели национального развития. Именно со становлением и дальнейшим совершенствованием правового статуса ребенка, гарантированностью реализации его прав и свобод, приоритетом интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства связываются надежды на создание в России истинного демократического общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автономов, А. С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность / А. С. Автономов. - М. : Либеральная миссия : Новое литературное обозрение, 2009. - 408 с.
2. Беспалов, Ю. Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика) / Ю. Ф. Беспалов. - Владимир : Владимир. гос. пед. ун-т, 2001. - 123 с.
3. Борисова, Н. Е. Конституционные основы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации: Проблемы теории и практики : дис. ... д-ра юрид. наук / Борисова Наталья Евгеньевна. - М., 2004. - 379 с.
4. Воеводин, Л. Д. Юридический статус личности в России / Л. Д. Воеводин. - М. : Изд-во МГУ : Инфра-М - Норма, 1997. - 304 с.
5. Гаврилова, Ю. А. Аксиологическое обоснование правовых решений в отношении детского блага / Ю. А. Гаврилова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2012. - № 1 (16). - С. 46-52.
6. Декларация прав ребенка : (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 нояб. 1959 г) // Защита прав ребенка / общ. ред., сост. О. В. Пишкова, А. Ф. Радевич. - Ижевск : Центр социальных и образовательных инициатив, 2006. - 300 с.
7. Дубровская, И. А. Права ребенка / И. А. Дубровская. - М. : Гросс Медиа, 2008. - 176 с.
8. Ильина, О. Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации / О. Ю. Ильина. - М. : Городец, 2006. - 192 с.
9. Кабанов, В. Л. Защита семьи на повестке дня международного сообщества / В. Л. Кабанов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2015. - N° 1 (26). - С. 150-157.
10. Конвенция о правах ребенка : (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 нояб. 1989 г. Вступила в силу 2 сент. 1990 г.) // Защита прав ребенка / общ. ред., сост. О. В. Пишкова, А. Ф. Радевич. - Ижевск : Центр социальных и образовательных инициатив, 2006. - 300 с.
11. Лактюнкина, Е. А. Права ребенка в контексте концепции устойчивого развития : дис. ... канд. юрид. наук / Лактюнкина Елена Анатольевна. - Уфа, 2005. - 198 с.
12. Носова, И. Ю. О понятии и классификации прав ребенка / И. Ю. Носова // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 4. - С. 18-21.
13. Савельева, Н. М. Правовое положение ребенка в Российской Федерации: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Савельева Наталья Михайловна. - Белгород, 2004. - 196 с.
14. Субочев, В. В. Законные интересы / В. В. Субочев. - М. : Норма, 2008. - 496 с.
15. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ : (ред. от 28 нояб. 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
16. Ювенальное право / под ред. А. В. Заряева, В. Д. Малкова. - М. : Юстицинформ, 2005. - 320 с.

Вестник ВолГУ. Legal Concept = Pravovaya paradigma. Vol. 16. No. 1

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (26.10.2017)
Просмотров: 26 | Теги: права ребенка | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь