Понедельник, 27.05.2019, 04:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Федорова Елена Юрьевна, канд. пед. наук, доцент кафедры иностранных языков Военного университета Министерства обороны РФ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ЮРИСПРУДЕНЦИИ

Аннотация: статья посвящена вопросам использования интерактивных средств обучения на занятиях по английскому языку в вузе. Автор рассматривает преимущества и недостатки интерактивной доски, вопросы формирования иноязыычных коммуникативных навыяков через аудирование в контексте мультимедийных технологий.

Ключевые слова: интерактивныые средства обучения, интерактивная доска SMART board, аудирование, преимущества и недостатки.

 

В связи с модернизацией структуры и содержания общего образования, вызванного социально-политическими и экономическими преобразованиями в жизни нашего общества, изменился и статус иностранного языка. Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Это делает необходимым переосмыслить цели и задачи, содержание и технологии обучения иностранным языкам, учитывая при этом уже накопленный отечественный и зарубежный методический опыт. В российской высшей школе курс иностранного языка включен в образовательные стандарты и обязателен для изучения во всех вузах независимо от их профильной ориентации. Основной задачей обучения иностранному языку является решение коммуникативной задачи, позволяющей осуществить формирование всесторонне развитой личности через воспитательную, образовательную и развивающие цели, поэтому в одобренной Правительством РФ концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. поставлены новые приоритеты. Новые задачи предполагают и изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала.

Цель применения различных инновационных технологий — научить студентов коммуникативно-ориентированному владению иностранным языком в профессионально-значимых ситуациях межкультурного делового общения. Под коммуникативными умениями и навыками понимается, наряду с языковыми, способность к принятию социокультурной специфики иноязычного социума и передаче информации профессионально-делового характера на иностранном языке. Предметом познавательной деятельности студентов, изучающих иностранный язык, становятся типичные ситуации, возникающие в деловом общении в англоязычном социуме, их структуризация и языковое выражение. Формирование способности к профессиональной интерактивной деятельности, познание мира профессионального общения и его правил, развитие навыков идентификации и порождения речевых моделей многообразных ситуаций делового сотрудничества — есть обучение стратегиям профессионального коммуникативного воздействия на партнера. Достигается это путем моделирования в учебном процессе ситуаций профессионального сотрудничества, в которых иностранный язык выступает как инструмент социального взаимодействия личности и профессионального коллектива, в нем отражаются все изменения социокультурных факторов, влияющие на иерархию смыслов и ценностей в картине мира личности, ее менталитет, прагматические установки. Наряду со специальным, профессионально-ориентированным, обучением целью применения подобной технологии является:

— обучение специальным речевым моделям, коррекции профессионального дискурса, реализации стратегии коммуникативного взаимодействия в каждой ситуации, направленной на достижение соглашения в решении практических задач;

— развитие необходимых, автоматизированных, речевых умений у учащихся, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в интеркультурных ситуациях (т.е. умение использовать лексические единицы, фразеологические обороты, устойчивые словосочетания в различных сферах и ситуациях);

— создание благоприятных условий для автономного обучения, формирования умений самостоятельной работы с юридическими материалами на иностранном языке, для самосовершенствования (в частности, накопления и расширения словарного запаса), а также для развития умения применять разные виды чтения для извлечения информации из разных типов текстов, т.е. для обеспечения зрелости чтения  .

На сегодняшний день перед преподавателями остро стоит проблема поиска путей повышения познавательного интереса студентов к изучению языка, укрепления их положительной мотивации в учении. Одной из возможностей решения данной проблемы является использование педагогической технологии интерактивного обучения. Н.Д. Хмель предлагает следующее определение понятия: «Педагогические технологии — комплекс последовательных действий перевода теоретических знаний в практическую реализацию функционирования целостного педагогического процесса, обеспечивающую возможности саморазвития личности педагогов и учащихся, результаты воплощения которой можно измерять поэтапно и видеть динамику, как развития личности, так и коллектива»  . Одним из важных направлений в системе образования в школе и в вузе становится разработка и внедрение педагогических технологий, соответствующих требованиям времени. В связи с развитием технического прогресса многие технические средства уходят в прошлое. Их место занимают более современные средства, такие как компьютер, интерактивная доска. Интерактивная доска, являясь мультимедийной системой, обеспечивает возможность работы с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимирован- ной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком. В контексте вышесказанного поистине революционным изобретением является интерактивная доска SMART BOARD. В 1991 г. компания SMART Technologies Inc. выпустила первую электронную интерактивную доску. С тех пор оборудование SMART пользуется неизменным успехом у профессионалов всего мира: в школах и вузах, проектных организациях, государственных и бизнес-структурах, силовых ведомствах. Компания SMART Technologies объявила, что согласно докладу европейской ассоциации European Schoolnet о влиянии информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) на успеваемость использование интерактивных досок помогает улучшить результаты студентов, особенно по английскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам. Интерактивная доска на занятиях по английскому языку выполняет функции активного экрана при демонстрации на ней презентаций, текстовых документов, рисунков, фильмов и т.д.; ее можно использовать в качестве традиционной доски, где мел заменен маркером, а изображение строится на панели электронной доски, но преимущественное использование заключается в совмещении функций экрана и традиционной доски с возможностью сохранения проектов для дальнейшего использования. Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материала. Задания, созданные с помощью интерактивной доски, направлены на развитие интеллектуальных способностей студентов. На занятиях по английскому языку интерактивная доска может применяться при обучении различным видам речевой деятельности: введение и отработка лексики и речевых моделей; активизация грамматического материала; восприятие иноязычной речи на слух и т.д. Так во время презентации грамматического явления можно представить схему, используя разные цвета для привлечения внимания студентов к тому или иному аспекту. Можно разбить поэтапно материал по слайдам для того, чтобы выработать алгоритм действий. На этапе тренировки грамматического явления можно использовать все типы упражнений и усложнять их по мере изучения материала. Все упражнения, которые можно выполнять на интерактивной доске, подразделяются на три типа:

Демонстрационные - используются для иллюстрации, разъяснения какого-либо материала. В таких упражнениях можно представлять примеры предложений, выражений и грамматических явлений. Например, при изучении неличных форм глагола, а именно инфинитива и герундия, процесс объяснения можно предварительно записать:

We use the -ing form after these verbs: can't stand, consider, don't mind, enjoy, hate, like, love, miss, prefer, spend (time):

E.g. He doesn't like wearing a uniform on Sundays.
He doesn't mind investigating this crime.
They prefer taking part in the factual investigation.
He can't stand abusing his power.

We use the -to infinitive after these verbs: agree, can't afford, choose, de-cide, hope, manage, need, pretend, refuse, want, would like, would love, would pre-fer.

E.g. He decided to become a good lawyer.
The investigator wanted to include all the facts in his report.

He would prefer to find the criminal as quickly as possible. Вариационные - предполагают выбор вариантов ответов, записывание форм слова и т.д. При первичном закреплении материала это могут быть задания типа: запиши правильную форму глагола, выбери правильный вариант, допиши слово и т.д.

E.g. Choose the correct options (the infinitive form or the - ing-form).
1. He refused engaging/to engage in the investigation.
2. She likes to tell/telling detective stories.
3. The advocates hope to get/ getting a favorable resolution.
4. The judge has decided returning/to return a verdict.
5. I can't stand to wait/waiting in queues.

Трансформационные — подразумевают изменение предложенного варианта, составление предложений из слов, слов из букв. Это задания типа: составить предложение из данных слов (эффективно при тренировке порядка слов в предложениях разного типа), составить неправильный глагол и записать его формы и т.д. Для закрепления грамматического материала можно использовать 2 видеоролика (Focus 2, Grammar animation, Verb + -ing or verb + to infinitive; Focus 4, Grammar animation, Verb patterns) из учебника Focus (авторы — Sue Kay, Vaughan Jones), который будет издан в 2016—2017гг. одним из самых старейших британских издательств «Pearson Longman», которое выпускает в основном учебную, методическую, политическую, историческую литературу. Если нужно объяснить грамматику и я хочу проиллюстрировать свое объяснение интересными примерами, то беру видеоролик. Давайте рассмотрим видеоролик (Focus 2, Grammar animation, Verb + -ing or verb +to infinitive)  , который предлагают авторы пособия. Сначала студенты могут прослушать диалог, в котором они встретят все пройденные грамматические структуры и увидят, как эти структуры используются в реальных жизненных ситуациях. Каждый видеоролик сопровождается комментариями преподавателя.

E.g. 1)

2)

SA( shop assistant) - Can I help you?
C (customer) - Oh! Thanks. I am looking for a skirt and top. SA - Ok, What colours do you like wearing? C - I prefer wearing very bright colours. I avoid wearing black or grey.
SA - How about these skirt and top?
C - Yes, I like them. But how much are they? I can't afford to buy designer clothes.
SA - How about these trousers?
etc.

После диалога преподаватель формулирует правило в краткой и доступной форме.

3)
 

In today's lesson we would look at verb patterns. When one verb follows another verb, you need to know which form to use. After some verbs you use the -ing form of a verb and after other verbs you use the -to infinitive. Unfortunately there are no simple rules for this. You just have to learn the correct pattern for each verb when you learn a verb. You can always check in a good dictionary if you are not sure.

4) Here are some examples of verbs or verb phrases followed by the

-ing form. that are

5) And here are some examples of verbs and verb phrases that are followed by the -to infinitive.

6) Notice the difference between like would like love and would love prefer would prefer

7) You use like, love and prefer with the -ing form to talk about enjoying ac-tivities in general.

8) However you use would like, would love and would prefer with the -to infinitive as a polite way of saying that you want to do something now or some day in future.

В конце видеоролика преподаватель подводит итог: So when one verb follows another verb, the important thing to remember is whether to use the -ing form or the -to infinitive. As I say before, there are no simple rules for verb patterns. It's a good idea to write some sentences about you and your life using the verbs in this lesson. But you need to check that you've used the correct verb pat-tern.

Этот видеоролик позволяет наглядно и ситуативно представить особенности употребления грамматического явления (verb+ ing form or verb+ to infini-tive), поэтому он может стать опорой для знакомства студентов с новыми для них грамматическими явлениями в интересной и творческой форме.

Следует отметить, что аудиозаписи, сделанные носителями языка, позволяют заинтересовать студента и добиться определенных результатов при обучении восприятию и пониманию иностранной речи на слух. Аудирование по характеру речевого общения, так же как и говорение, относится к видам речевой деятельности, реализующим устное непосредственное общение, и потому требует применения эффективных мультимедийных технологий, среди которых достойное место занимает вышеупомянутая электронная интерактивная доска SMART BOARD — неотъемлемый атрибут современного учебного процесса. Применение интерактивной доски в преподавании иностранных языков в высшей школе для обучения аудированию, тесно связанному с другими видами речевой деятельности, позволяет достичь больших результатов.

Так, после прохождения лексической темы «US Government» по учебнику Т.М. Десятковой «Английский язык для юристов» я предлагаю студентам посмотреть видеоролик «A Short Primer on the Structure of the US Government»  . Для создания установки на просмотр, пробуждения любопытства, формирования активности студентов для восприятия информации видеоролика можно использовать следующие задания: просмотрите первый видеофрагмент и догадайтесь, о чем пойдет речь; просмотрите видеоролик без звука и постарайтесь обобщить ранее полученную информацию по данной теме; напишите слова по теме и т.д. Целью демонстрационного этапа является дальнейшее развитие коммуникативной компетенции с опорой на слуховую и / или визуальную наглядность. Работа над содержанием и изображением каждого отдельного видеофрагмента должна вестись в последовательности, соответствующей развитию сюжета видеоролика. Для развития устно-речевых умений можно использовать следующие задания: применение кнопки «Пауза» (этот тип упражнений направлен на высказывание предположений о дальнейшем ходе событий, а также описание просмотренного видеофрагмента); просмотр видеофрагмента без звука (данный тип упражнения основан на описании, предугадывании диалогов/ монологов, озвучивании) и т.д. Целью последемонстрационного этапа является развитие продуктивных умений в устной и письменной речи на основе материала фильма. На данном этапе проверяется эффективность использования в процессе просмотра фильма предложенных на преддемонстрационном этапе ориентиров восприятия фильма учащимися, осуществляется контроль понимания содержания фильма. На последемонстрационном этапе могут быть использованы следующие типы заданий: вопросно-ответная работа по содержанию фильма; расширение и продолжение текста; составление диалога по теме и т.д. Я предлагаю студентам описать слайды, иллюстрирующие содержание просмотренного видеоролика.

Итак, мы можем с уверенностью утверждать, что систематическая работа с интерактивной доской обеспечивает целостность и последовательность усвоения учебного материала. Таким образом, можно сделать вывод, что преимущества использования интерактивной доски (ИД) на занятиях следующие: работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности; ИД позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала; использование интерактивной доски в учебном процессе значительно повышает эффективность усвоения материала при значительной экономии времени, а также мотивирует студентов на получение знаний и успешность; интерактивная доска удобна при работе в большой аудитории; большой экран ИД и наглядность позволяют разрешить вечную проблему раздаточного материала; преподаватели иностранного языка имеют хорошую возможность интерактивного использования видеофрагментов и изображений страноведческого характера для приобщения учащихся к культуре стран изучаемого языка; интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися; вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост. Так, например, в феврале-марте 2016 г. издательство «Pearson Longman» провело ряд вебинаров для преподавателей английского языка, а именно:

1) Ken Beatty - The Patient But Stupid Computer: What Computers Do Best and What Teachers do Best.

2) Vaughan Jones -Focus on Memory.

3) Rob Dean — Focus on Motivation.

4) Sue Kay — Focus on Meaning.

5) Magda Szewczyk — Focus on Teaching Tricks.

Вебинары — это мероприятия, проходящие в режиме онлайн.
Они похожи на обычные семинары — последовательные доклады, показ демонстраций, вопросы и ответы, однако все это происходит в режиме реального времени через интернет. Таким образом, несмотря на то, что все участники физически находятся далеко друг от друга, образуется виртуальная «аудитория», объединяющая всех. Вебинар — новая интернет-технология, но она очень активно используется теми, кто понимает ценность времени. По опыту известно, что успех студентов при изучении английского языка напрямую зависит от того, насколько задания, которые они выполняют, мотивируют, запоминаются и приближаются к ситуациям реального общения. На вебинарах «Bring your learning into Focus» мы узнали о трех ключевых факторах успешного обучения: мотивация, память и смысловое значение.

Наряду с преимуществами следует отметить и ряд недостатков использования ИД, а именно: недостаточно приспособленное для преподавателей программное обеспечение досок; подготовка занятий с использованием интерактивной доски является трудоемким процессом и требует больших затрат времени; невозможность обновления существующего ПО из-за отсутствия выхода в интернет; наличие чисто технических проблем: при скачках напряжения или отказе доски по неизвестной причине часто не удается быстро найти верное решение проблемы; поверхность интерактивных досок может повредиться, а замена поврежденной поверхности также очень дорогостоящая услуга. Большинство перечисленных недостатков не такие серьезные, чтобы привести к мысли об отказе использования интерактивной доски в образовательном процессе.

Таким образом, анализ занятий и интерактивных заданий к ним доказывает, что использование интерактивной доски позволяет включить всех студентов в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности, стимулировать развитие мыслительной и творческой активности, интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на занятиях по иностранному языку. Несомненно, что преподаватель, владеющий мультимедийными технологиями, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. Сейчас практически во всех школах и в вузах достаточное количество компьютерной техники, мультимедийных установок, интерактивных досок. Поэтому применение информационных технологий в обучении стало не только необходимым, но и вполне возможным. Наша цель — научить
студентов ориентироваться в безграничном информационном пространстве, используя новые технологии.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 2 (57) 2016


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.05.2019)
Просмотров: 36 | Теги: аудирование, доска SMART board | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь