Среда, 07.12.2016, 11:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Экология

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

Г.А.Адельшина

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»

Рассмотрены интерактивные методы, используемые в преподавании курса «Основы экологии». Проведено анонимное анкетирование студентов ВГАФК очного и заочного обучения по оценке изучаемой дисциплины. Подавляющему большинству студентов дисциплина понравилась, и они считают, что она должна преподаваться в вузах физкультурного профиля. По мнению студентов, наиболее интересным интерактивным методом оказалась демонстрация и последующее обсуждение видеороликов.

Ключевые слова: экология, интерактивные методы, наглядность, анкетирование.


В настоящее время современный специалист любого профиля должен обладать определенным уровнем экологической культуры, которая является элементом общей культуры человека, т.е. иметь определенное экологическое мировоззрение и мышление, позволяющие анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность относительно ее воздействия на окружающую природную среду (ОПС), уметь применять на практике знания экологических законов и закономерностей, оценивать результаты различных воздействий на экосистемы и возможности адаптации организмов к меняющимся условиям окружающей среды, отстаивать экологические основы охраны ОПС и уметь самостоятельно приобретать новые знания, используя различные источники информации. Таким образом, необходимость развивать экологическую культуру студентов продиктована самой жизнью. Современная экология связана почти со всеми естественными и техническими дисциплинами и преподается в том или ином объеме во всех учебных заведениях России, в том числе и в вузах физкультурного профиля.

В целях совершенствования подготовки специалистов, более полного удовлетворения потребности личности в получении образования и повышения степени социальной адаптации выпускников, в учебный план нашей академии была введена дисциплина по выбору «Основы экологии». Курс читается студентам очного и заочного отделений 2 курса профиля Менеджмент организации, студентам 3 курса профиля Психология и социальная педагогика и студентам-заочникам 5 курса профиля подготовки Адаптивное физическое воспитание. Кроме того, этот курс входит в состав дисциплины «Биология с основами экологии», который читается студентам 1 курса профиля подготовки Адаптивное физическое воспитание. Общая трудоемкость курса составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, из которых 32 часа аудиторной работы (среди них 10 и 6 часов интерактивных соответственно у ДО и ФЗО), а также 76 часов самостоятельной работы.

Реформирование системы образования, переход на стандарты третьего поколения и введение компетентностного подхода предъявляют новые требования к совершенствованию форм и методов преподавания в вузе. Это предусматривает переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям и более широкому использованию в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.

Интерактивные методы обучения соответствуют личностно- ориентированному подходу в образовании, способствуют взаимодействию студентов между собой и преподавателем, дают возможность использования опыта каждого студента, а также способствуют формированию у них умений и навыков самостоятельно ориентироваться в потоке экологической информации, выделять главное и прогнозировать развитие разнообразных экологических ситуаций.
Существуют разные формы активных и интерактивных методов, но мы использовали лишь некоторые из них, поскольку аудиторных часов по изучаемому курсу немного и, к сожалению, учебные аудитории не оснащены компьютерами.

При формировании основных компетенций во всех видах учебно- познавательной деятельности мы используем такую информационно-коммуникативную технологию обучения как визуализация и мультимедийное сопровождение в виде презентаций, показа различных рисунков, уточняющих иллюстраций, схем, таблиц и т.п. В этом случае эффективность лекции повышается, поскольку то, что студент должен усвоить, он видит на экране. Текст лекции воспринимается как комментарий к иллюстративному сопровождению. Такая наглядность обеспечивает эффективное и заинтересованное восприятие и запоминание информации, повышает степень мыслительной активности студента и его интерес к изучаемому предмету. При чтении лекции мы ориентируемся на то, что студенты пишут конспект, поэтому все, что необходимо законспектировать выносится на слайды, причем самое важное выделяется красным цветом.

На отдельных лекциях мы включали элементы лекции-диалога, подавая информацию через ряд вопросов, на которые студенты, используя свой опыт и знания, отвечали в ходе лекции. При этом преподаватель путем наводящих вопросов и примеров активизировал познавательную деятельность студентов и побуждал их самостоятельно прийти к правильному и обоснованному ответу.

При проведении практических занятий нами использовались такие интерактивные методы как дискуссия, демонстрация и обсуждение видеороликов, работа в малых группах по 2-3 человека. На занятии преподаватель, как правило, создавал условия для проявления инициативы студентов и выступал лишь в роли организатора процесса обучения и лидера группы.

Дискуссия является активным методом обучения, который позволяет студентам научиться высказывать и аргументировать свою точку зрения по изучаемому вопросу, а также слушать других. Иногда при проведении дискуссии студенты делились на группы по 2-3 человека. В таких группах отмечался высокий уровень обмена информацией, и наблюдалось меньше разногласий. В дискуссию вовлекались практически все студенты, даже самые слабые по успеваемости, которые, исходя из собственного опыта, учились высказывать и отстаивать свое мнение.

При необходимости для продолжения обсуждения в нужном направлении преподавателем предлагался ряд вопросов, которые способствовали заострению внимания студентов на правильной оценке конкретной экологической ситуации. Таким образом, дискуссия ориентировала студентов не на память, а на мышление. В ходе дискуссии они учились думать и мыслить научно, что обеспечивало сознательное усвоение учебного материала.

В процессе изучения курса по ряду тем проводилась демонстрация коротких (от 2 до 15 мин.) документальных видеороликов или фрагментов из них. Видеоролики брались из интернета и использовались нами как вид наглядности, оптимизирующий образовательную деятельность, повышающий мотивацию обучения, создающий определенные условия для дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности студентов. Использование видеороликов позволяет показать изучаемые явления в динамике и помогает более глубоко проникнуть в их сущность. Студенты в этом случае воспринимали новую информацию одновременно зрительно и с помощью слуха, кроме того затрагивалась их эмоциональная сфера, поэтому изучаемый материал хорошо ими воспринимался и запоминался.

Перед просмотром видеоролика преподаватель обычно объяснял тему занятия и предлагал несколько ключевых вопросов в качестве основы для дальнейшего обсуждения и подведения итогов по теме занятия. После просмотра видеосюжета студенты обычно бурно и эмоционально обсуждали его, высказывали свое мнение и приводили примеры исходя из своих знаний и опыта. Следует отметить, что темы, при изучении которых использовались видеоролики, отвечали все студенты только на положительную оценку.

Работа в малых группах по 2-3 человека дает студентам возможность практиковать навыки сотрудничества и межличностного общения. Подобная работа использовалась нами при подготовке и проведении семинарского занятия. Двум-трем студентам предлагалось подготовить материал по одному из изучаемых вопросов и выступить с докладом, используя различные варианты наглядности. Это позволяло студентам более детально обсудить данный вопрос, рассмотреть его с нескольких сторон, причем даже слабые студенты стремились найти интересный материал по своему вопросу, хорошо выступить и сделать презентацию. На занятии студенты по-разному представляли свой материал: либо один докладывал, а другой дополнял, либо по очереди выступали оба, либо один докладывал, а другой демонстрировал презентацию и т.д. После выступления каждой группы, любой студент мог задать вопросы по теме, доклад обсуждался, оценивалась презентация и использованный наглядный материал. В конце занятия подводился общий итог изучаемой темы, отмечались лучшие доклады и презентации.

Работа в малых группах активизирует работу студентов, развивает навыки исследовательской деятельности, умение работать с различными источниками информации, выделяя главное, что способствует более прочному усвоению учебного материала.

В целях оптимизации преподавания изучаемого курса на последних занятиях мы предлагали студентам ответить на вопросы анкеты. Для объективной оценки преподаваемого курса, проводимое анкетирование было анонимным, студенты могли свободно отвечать на вопросы и вносить свои предложения. В анкетировании приняло участие 52 студента очной и заочной форм обучения. Результаты тестирования приведены в таблице 1.

Анализ проведенного анкетирования показал (табл.1), что предлагаемый курс «Основы экологии» понравился практически всем студентам (94,3%), которые считали необходимым изучение этой дисциплины в вузах физкультурного профиля. Большинство из них (88,5%) имели достаточную базу школьных знаний для освоения этого курса, однако у 11,5% студентов подобных знаний оказалось мало.

При изучении курса студентам читались лекции и проводились практические занятия, включающие различные интерактивные формы обучения. Большинство студентов (73,2%) отметило, что им понравились и лекции, и практические занятия, 11,5% и 15,3% студентов понравились соответственно только лекции и только практические занятия.

На занятиях использовалась разная форма подачи нового материала: только объяснение, объяснение с мультимедийным сопровождением, объяснение с демонстрацией видеороликов и др. Большинство студентов (61,7%) отметило, что новый материал воспринимается ими лучше при объяснении и демонстрации видеороликов или мультимедийном сопровождении объяснения (30,7%). На вопрос как лучше усваивается и запоминается новый материал, мнение студентов разделилось: по 30,8% студентов отметили, что при проведении дискуссий и самостоятельной работе, 28,8% - при работе в малой группе, а 9,6% - при подготовке доклада и выступлении с ним.

Из всех проводимых интерактивных форм обучения подавляющей части студентов (61,7%) понравились демонстрация и последующее обсуждение видеороликов, а также мультимедийное сопровождение изучаемого материала (19,2%) и проведение дискуссий (15,3%). В качестве других интерактивных методов большинство студентов ничего не предложило (82,8%), однако некоторые из них порекомендовали ввести в учебный процесс проведение лабораторных работ (5,6%), работу в музее (7,8%) и демонстрацию наглядных пособий (3,8%).

Что касается подготовки к занятиям и их посещения, то 53,8% студентов отметили, что всегда готовятся к занятиям, 38,4% - только иногда и 7,8% студентов не готовятся к занятиям совсем. Большинство студентов (82,7%) указали, что всегда посещают занятия и только 17,3% из них отметили, что занятия посещают иногда.

В качестве итогового контроля значительная часть студентов (63,54) предпочитает тестирование на бумажных носителях, 23,1% студентов - тестирование на компьютере и только 13,5% - устный ответ по билетам.

Выводы:

1) дисциплина по выбору «Основы экологии» понравилась подавляющему большинству студентов (94,3%), которые считают необходимым изучение этой дисциплины в вузах физкультурного профиля;

2) применение интерактивных методов в преподавании курса «Основы экологии» способствует повышению собственной активности студентов, их мотивации к учебно-профессиональной деятельности, поддерживают процесс самореализации личности студентов и раскрытию их потенциальных возможностей;

3) использование учебном процессе разнообразных средств наглядного представления изучаемой учебной информации (мультимедийное сопровождение, демонстрация видеороликов и др.) облегчает успешное восприятие и запоминание материала, что повышает качество образования будущих специалистов;

4) данные анкетирования студентов будут учтены при дальнейшем совершенствовании преподавания курса «Основы экологии».

Таблица 1
Вопросы анкеты и ответы студентов

Литература

1. Инновационные методы обучения: Методические рекомендации для магистрантов, получающих квалификацию «Преподаватель высшей школы». - Нальчик: Каб.- Балк. Ун-т, 2006. - 35 с.
2. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2006. - С. 265-271.
3. Компетентностный подход. Инновационные методы и технологии обучения: учебно-методическое пособие / сост. Н.В. Соловова, С.В. Николаева.- Самара: «Универс групп», 2009.- 137 с.
4. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) / Е.А. Реутова.- Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012.- 58 с.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н.В. Бордовской. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2011.- 432 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1 (11) - 2015

Категория: Экология | Добавил: x5443x (11.08.2016)
Просмотров: 190 | Теги: экология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016