Суббота, 30.05.2020, 04:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ О

А.В.ПОЛЯКОВ

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся улучшения методики преподавания дисциплины «Оперативно- разыскная деятельность органов внутренних дел», качества приобретаемых курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД России при ее изучении навыков и умений, повышения уровня их заинтересованности в результатах обучения. Требования, предъявляемые к современной организации образовательного процесса, предполагают разработку и внедрение в него интерактивных форм и методов обучения, основанных на моделировании учебных ситуаций, максимально приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: интерактивные формы обучения, проведение занятий, деловая игра, квест, лекция, семинар, практическое занятие, мотивация, повышение качества знаний, образовательный процесс, образовательная организация.

 

Процесс изучения курсантами и слушателями образовательных организаций системы МВД России дисциплины «Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел» направлен на формирование и приобретение у них необходимых знаний и умений с целью последующего применения их в служебной обстановке. Для этого необходимо понимать значимость своей будущей профессии, цель и смысл службы, выполнять профессиональные задачи, проявляя психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, вырабатывать способность логически мыслить, анализировать, систематизировать информацию, выбирать пути решения, творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу. Требуется уметь анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, приобретать новые знания и навыки, правильно применять их в профессиональной деятельности.

Требования, предъявляемые к современной организации образовательного процесса, предполагают разработку и внедрение в него интерактивных форм и методов обучения, основанных на моделировании учебных ситуаций, максимально приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Стоит отметить значимость всех видов занятий. На лекционном занятии курсанты и слушатели познают теоретические основы, на семинарском - демонстрируют знания теории, практическое занятие призвано сформировать способность принимать решения в различных ситуациях. При проведении практического занятия уровень активности курсантов и слушателей значительно возрастает по сравнению с другими видами занятий.

Рассмотрим организацию такого занятия в форме деловой игры. Целями деловой игры являются формирование определенных навыков и умений, активизация мышления, повышение самостоятельности, подготовка курсантов и слушателей к практической деятельности. Деловую игру готовит и контролирует преподаватель. Если она проходит в запланированном режиме, он не вмешивается, а выступает в качестве наблюдателя и судьи, осуществляющего оценивание. В ходе деловой игры преподаватель может изменить ее условия, например, задавая вводные с помощью вопросов, начинающихся со слов «А если...», указывая на возможность иного развития события. Как отмечают В.А. Журбенко, Э.С. Саакян и Д.С. Тишков, «деловая игра способствует обмену опытом, развивает умение работать в коллективе, моделирует условия профессиональной среды, реализуя деятельностно-компетентно- стный подход в обучении, позволяет активизировать познавательную деятельность студентов, формировать практические навыки и профессиональные представления студентов» [1]. Деловая игра основывается на коллективной работе, загруженности и состязательности ее участников. Для повышения активности курсантов и слушателей преподаватель может использовать множество различных методов. Рассмотрим некоторые из них.

Брейн-ринг.

В ходе проведения семинарского или практического занятия учебная группа делится на две подгруппы, после чего каждый из участников первой подгруппы задает вопросы участнику второй подгруппы по темам лекционных занятий и наоборот. Допускается в целях закрепления знаний задавать вопросы по ранее пройденным темам. Примечательно, что вопросы может формировать как преподаватель, так и курсанты и слушатели. Необходимым условием является то, что каждый участник подгруппы должен задать вопрос, а не только один или несколько из них. Не исключено, что каждой из подгрупп могут быть подготовлены одинаковые вопросы. В этом случае балл засчитывается той команде, которая первым его задала. Тем самым достигается определенный положительный эффект, так как курсанты и слушатели, помимо пройденной темы, затрагивают и другие, не ограничиваясь только лекционным материалом, но и изучают иные источники информации. Роль преподавателя заключается в контроле правильности ответов и ее учете при выставлении оценок. Преподаватель может задавать контрольные вопросы обеим подгруппам.

Квест.

Суть квеста состоит в постановке перед учебной группой, которую также можно разделить на две подгруппы, незавершенного условия задачи, которая состоит из нескольких частей. Например, курсантам предлагается вводная фабула: преступная группа в составе двух человек совершила нападение на ювелирный магазин, похитив при этом золотые изделия и денежные средства, после чего скрылась в неизвестном направлении, используя легковой автомобиль. Получив необходимые для начального этапа сведения, курсанты начинают обсуждать их между собой: «Что следует в данной ситуации предпринять? Какие есть варианты решения, какой будет результат?» Приняв определенное решение, они озвучивают его преподавателю, а тот, в свою очередь, дает новое условие, дополняя тем самым первую часть задачи: в ходе проведения мероприятий по поиску преступников сотрудники полиции неподалеку от места преступления во дворе многоэтажного здания обнаружили автомобиль, схожий по приметам с транспортным средством, которое было использовано преступной группой при совершении преступления; двери транспортного средства в закрытом положении; на снегу видны следы обуви, одни ведут к многоэтажному дому, вторые - по направлению к месту совершения преступления (необходимо осуществить выбор дальнейших действий: пойти по следам к дому или к месту преступления). Определив порядок действий, обучающиеся получают следующую часть задачи и т.д. Курсанты и слушатели, решая задачи в определенных преподавателем ситуациях, развивают умения не только работать с имеющейся информацией, но и логическим путем находить правильное решение, прогнозируя возможные варианты развития событий, активизируя свои творческие возможности. Если же решение задачи будет неверным, это даст им возможность учиться на ошибках.

В.В. Сидоров отмечает, что «задачами за- нятия-квеста являются развитие креативного мышления, раскрытие творческого потенциала, формирование навыков рационального использования учебного времени, стимулирование познавательной мотивации. Занятие- квест позволяет активизировать учебный процесс, привлекает внимание к предмету, чтобы обучающиеся могли применить свои творческие способности, навыки самостоятельной деятельности» [2].

Ролевая (ситуационная) игра.

Суть ролевой игры заключается в создании определенной ситуации, аналогичной тем, которые складываются в практической деятельности, и предоставлении обучающимся возможности решать проблемы, возникающие в таких ситуациях. Ролевая игра - это имитация профессиональной деятельности в обстановке, приближенной к условиям реальной жизни. В игре участвуют несколько курсантов или слушателей, выполняющих различные роли. Для того чтобы дать возможность всем курсантам и слушателям учебной группы выступить в разных ролях, одна и та же ситуация может повторяться несколько раз.

Обучающиеся, выступающие в роли полицейских, выходят на некоторое время из аудитории. Преподаватель зачитывает остальным условия задачи, описывает ситуацию, которую необходимо разыграть перед полицейскими, и определяет роли участников (потерпевший, преступник, очевидцы, свидетели и т.д.). Примером может послужить сообщение о грабеже: к девушке, гуляющей в парке, подбегает молодой человек, вырывает из рук сумочку и убегает; в это время по парку гуляют люди, они становятся очевидцами происшедшего. Обучающийся, исполняющий роль полицейского, заходит в аудиторию, и к нему обращается потерпевшая с заявлением о совершенном преступлении, уточняя при этом, что лица нападавшего она не запомнила, но может описать приметы. Полицейскому необходимо определить порядок действий на месте преступления, провести необходимые мероприятия по установлению очевидцев преступления, свидетелей, поиску преступника и т.д. Условия задачи могут изменяться (дополнительно моделироваться) в зависимости от действий обучающегося.

На наш взгляд, проведение деловых игр улучшает качество образовательного процесса, формирует профессиональное мышление, развивает прогностические умения, помогает выработке и закреплению алгоритма осуществления определенных действий.

Выбор для проведения занятия того или иного вида деловой игры определяется конкретными задачами обучения. Однако вне зависимости от этого выбора необходимо соблюдать ряд условий проведения таких игр:

- реальность событий (они не должны быть фантастическими);

- возможность моделирования ситуации;

- значимость событий (возможность соотнести их с практической деятельностью);

- разрешимость задачи.

Несомненно, что проведение деловых игр требует значительных временных затрат. Поэтому в зависимости от изучаемой темы необходимо заранее предусмотреть не только вид игры, но и бюджет времени для каждого из ее этапов. В условиях проведения деловой игры в рамках двух академических часов (одной учебной пары) целесообразно определить этапы проведения занятия следующим образом:

- первый - ознакомление с условиями задачи;

- второй - определение участников, распределение ролей;

- третий - решение задачи;

- четвертый - обсуждение вариантов решения;

- пятый - подведение итогов.

Как заметила Л.В. Ловчева, «деловая игра помогает достижению учебных, воспитательных и развивающих целей коллективного характера на основе знакомства с реальной организацией работы. Деловая игра имеет высокую познавательную эффективность. Воспитательная эффективность деловой игры проявляется в том, что в процессе деловой игры формируется сознание принадлежности ее участников к коллективу, устанавливается взаимосвязь участников при решении общих задач» [3]. На наш взгляд, внедрение подобных методов обучения в образовательный процесс повышает заинтересованность курсантов и слушателей в изучении дисциплины «Оперативно-разыскная деятельность органов внутренних дел» и позволяет им приобрести практические навыки, необходимые для исполнения в будущем обязанностей сотрудников оперативных подразделений.

Библиографический список:

1. Журбенко В.А., Саакян Э.С., Тишков Д.С. Деловая игра как форма обучения студентов в медицинском вузе // Педагогика высшей школы. 2015. № 2. С. 38-40.
2. Сидоров В.В. Квест как интерактивная форма практических занятий (на примере обучения по кафедре уголовного процесса) // Прикладная психология и педагогика. 2017. № 2. С. 1-7.
3. Ловчева Л.В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 23. С. 42-46; URL: http://e-koncept.ru/2016/56389.htm.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 4 (58) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (31.03.2020)
Просмотров: 35 | Теги: интерактивные формы обучения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь