Вторник, 18.06.2019, 17:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

ВАВИЛОВА Л.Н., доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота
ТЮРИН Н.В., старший преподаватель кафедры тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России

ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Профессионально ориентированные задания, эффективность процесса обучения, интенсификация обучения, профессиональная идентичность.

В статье рассмотрены уровни формирования профессиональной идентичности будущего специалиста в юридическом вузе. Представлена педагогическая технология повышения эффективности обучения. Делается вывод о многокомпонентности структуры профессиональной идентичности, а также о необходимости описания профессиональной идентичности выпускника юридического вуза как показателя успешного освоения компетенций и готовности к их реализации в трудовой деятельности. Проведенное авторами исследование показало, что профессиональная идентичность носит интегральный характер и является универсальным основанием адаптации выпускников вузов в профессиональной сфере.

 

Практика показывает, что существующие формы подготовки специалистов в юридическом вузе не могут охватить весь спектр задач, которые в дальнейшем возникают перед специалистами. В настоящее время следует готовить специалистов, способных выполнять свои профессиональные обязанности с учетом современных требований, включающих формирование профессиональной идентичности специалиста и повышение ее уровня. В связи с этим профессиональное образование (с учетом требований рынка к подготовке специалистов) поставлено перед необходимостью быстро реагировать на изменения в социально-экономической и политической обстановке. Специалист должен постоянно находиться в курсе новых теоретических и практических разработок.

К числу важнейших компетенций будущего специалиста, очевидно, относится его умение самостоятельно мыслить, проектировать свою целенаправленную деятельность, анализировать промежуточные результаты указанной активной деятельности, вносить необходимые для получения конечного результата корректировки и добиваться результата в минимально возможные сроки. Уровень профессиональной подготовки определяется: качеством содержания и структуры учебного материала; качеством технологии обучения; качеством системы оценки и контроля; качеством организационной структуры; качеством взаимодействия субъектов образования [2].

Подготовка специалистов в юридическом вузе с точки зрения ее эффективности требует формирования критериев и показателей оценки профессиональных знаний, умений, навыков, уровня психологической готовности к профессиональной деятельности и к профессиональному самосовершенствованию. Профессиональной идентичности при этом предшествует профессиональное самоопределение, означающее нахождение смыслов выполняемой работы. Выделяют различные уровни профессиональной идентичности:

- профессиональная идентичность - не выраженная. Характеризуется тем, что в наличии имеются осознание
дальней и ближней профессиональных целей, стремление понять и овладеть специальностью, освоить все трудовые функции. При этом профессиональный опыт и профессиональное общение равны нулю. Соответствие профессии устанавливается в модальности «хочу»;

- профессиональная идентичность - пассивная. Характеризуется тем, что в наличии имеются усвоение основных знаний и требований профессии, осознанное представление о выполнении профессиональной деятельности, осуществление указанной деятельности по образцу. Профессиональный опыт не равен нулю. Имеет место установление профессиональных контактов, вхождение в профессиональное сообщество. Профессиональное общение не равно нулю. Соответствие профессии устанавливается в модальности «знаю»;

- профессиональная идентичность - активная. В наличии: практическая реализация сформированных профессиональных целей, осознанное выполнение деятельности, формирование собственного индивидуального стиля деятельности. Профессиональный опыт постоянный. Осуществляется формирование определенного круга профессиональных контактов, интенсификация процесса профессионального общения. Соответствие профессии устанавливается в модальности «могу»;

- профессиональная идентичность - устойчивая. В наличии: свободное выполнение профессиональной деятельности, поиск сложных профессиональных задач, профессиональное совершенствование, проявление творческого подхода к решению профессиональных задач. Профессиональный опыт бесконечен. Имеется ощущение значимости профессиональных контактов, осознание своей профессиональной неповторимости, желание передать свой опыт другим. Соответствие профессии устанавливается в модальности «делаю».

Формирование профессиональной идентичности специалиста в юридическом вузе представляет собой процесс. Это многомерное педагогическое явление характеризуется методологическим, структурным и функциональным уровнями.

На методологическом уровне формирование профессиональной идентичности должно рассматриваться с позиции целостного, системного и личностно-деятельностного подходов, что позволяет представить данный процесс как системную деятельность по развитию и организации саморазвития индивидуальности будущего специалиста. На структурном уровне формирование профессиональной идентичности представляется как система деятельности преподавателя и будущего специалиста в ходе реализации профессиональной подготовки. На функциональном уровне формирование профессиональной идентичности должно рассматриваться как взаимосвязь и взаимообусловленность профессиональной подготовки и новообразований в сферах психологии и физиологии будущего специалиста.
Понимание процесса формирования профессиональной идентичности будущего специалиста в юридическом вузе возможно при условии, что развитие тех или иных сфер психики, определенных свойств и качеств происходит не в порядке очередности, не в отрыве друг от друга, а в единстве и взаимодействии. При этом становление индивидуальности специалиста в процессе подготовки будет тем эффективнее, чем больше будет опора на самоактуализацию внутренних сил будущего специалиста [1].

Ряд проблем, связанных с подготовкой, адаптацией и формированием профессиональной идентичности будущих специалистов в юридическом вузе к условиям их работы, может решить совмещение познавательного и эмоционального процессов в ходе образования. В эту систему должно входить программно-методическое обеспечение, средства обучения, функционирующие на базе персональных компьютеров, и традиционные средства обучения. Необходимость этого обусловлена упрощением и удешевлением системы средств обучения и специфическими функциями обычных технических средств, которые передать компьютеру невозможно и нецелесообразно с психолого-педагогической точки зрения [3].

Формирование необходимых знаний при любой форме обучения всегда сопряжено с психоэмоциональной нагрузкой, уровень компенсации которой определяется опытом преподавателя и стилем его руководства учебным процессом, а также используемыми педагогическими приемами.

Эффективность обучения можно повысить за счет определенного смещения существующего акцента образовательной технологии с логико-знаковых форм передачи информации на ассоциативные, которые более естественны для восприятия человеческим мозгом. Человек мыслит, осуществляя воображаемую реконструкцию поведения или события. На подсознательном уровне мозг обладает ассоциативной природой процесса мышления. Данная схема обучения направлена на создание условий периодического переключения типов восприятия информации и активизацию подсознательного уровня усвоения информации [1].

Принимая во внимание изложенное выше, следует активно применять наряду с игровыми программами, стимулирующими достижение учебной цели, контролирующие программы, которые моделируют критические ситуации. Особенностью контролирующей программы является то, что обучающийся конструирует верный ответ в условиях специально создаваемых помех при фиксируемом времени ответа. Такие условия позволяют оценить некоторые психологические особенности обучающихся: память, внимательность, реакцию. Использование данной педагогической технологии позволит осуществить переход от схем «передачи готовых знаний» к схемам «приобретения знаний». Все это позволит сделать учебный процесс в юридическом вузе более управляемым, обеспечить его средствами обратной связи, обработки и представления информации о взаимодействии обучаемого с обучающей системой, а также даст возможность варьировать дидактические модели управления учебным процессом.

Реализация личностно-ориентированной модели профессионального образования обеспечит формирование профессиональной идентичности специалиста и повышение ее уровня. Большими возможностями в обсуждаемом плане располагает диалогизация педагогического процесса, которая требует преобразования суперпозиции преподавателя и субординизированной позиции обучающихся в личностно-равноправные позиции, в позиции сотрудничающих людей. При этом преподаватель не столько учит, сколько стимулирует стремление к образованию и профессиональному развитию. При этом требуется взаимодействие и взаимная передача эмоционально-ценностного опыта преподавателя и обучающегося, это позволит конструктивно решать проблемы формирования профессиональной идентичности [2].

На основе анализа работы отечественных и зарубежных авторов, разрабатывающих проектную методику, исходя из целей и логики учебной деятельности, учитывая практический опыт работы с проектной методикой при обучении будущих специалистов в юридическом вузе, предлагаем выделять четыре этапа проектной работы: ориентировочно-ознакомительный, поисковый, про- дуктивно-презентативный, рефлексивно-оценочный.

Обеспечение соответствия между планируемым уровнем подготовки специалистов и требованиями среды, в которой специалистам предстоит функционировать, является важнейшим методологическим принципом формирования содержания и структуры обучения. Формирование научно обоснованных по содержанию и объему учебных планов и программ является важнейшей задачей, которая требует разработки методик и алгоритмов оптимизации, позволяющих подойти к ее решению с единых методологических позиций на основе использования идей и разработок системного анализа, ориентированных на концептуальные модели, описанные в количественной форме [2].

Одним из наиболее эффективных методов, который может быть принят в качестве методологической основы подготовки специалистов, является программно-целевой метод планирования. Технология этого метода применима к задаче формирования учебных планов и программ и позволяет связать в единое целое разработку учебных планов с целями подготовки, а через них и с конкретными программами учебных дисциплин. Программно-целевой метод не вступает в противоречие с традиционными методами планирования подготовки специалистов в учебных заведениях. Он является дополнением и развитием, позволяющим с новых позиций подойти к планированию подготовки специалистов, повысить его эффективность и качество.

Учитывая вышеизложенное, следует сделать вывод о многокомпонентности структуры профессиональной идентичности. Современные требования к выпускнику юридического вуза создают необходимость описания профессиональной идентичности как показателя успешного освоения компетенций и готовности к их реализации в трудовой деятельности. «Пилотное» исследование, направленное на изучение профессиональной идентичности как одного из факторов адаптации в профессиональной среде, показало, что профессиональная идентичность носит интегральный характер и является универсальным основанием адаптации выпускников вузов в профессиональной сфере.

 
Библиографический список:

1. Вавилова Л.Н. К вопросу профессиональной идентичности бакалавров как субъектов трудовой деятельности // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота. 2015. № 1 (31). С. 181-185.
2. Вавилова Л.Н., Маханек А.Б. К вопросу профессиональной идентичности как основному критерию профессионального развития будущих специалистов правоохранительных органов // Правовая деятельность в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Сборник материалов всероссийской заочной научно-практической конференции. Калининград, 2015. С. 29-33.
3. Вавилова Л.Н. Развитие трудового законодательства в аспекте влияния на управление персоналом. Калининград: Изд-во БГАРФ, 2016. 152 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (18.05.2019)
Просмотров: 33 | Теги: Обучение, Интенсификация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь