Вторник, 23.10.2018, 06:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАБОТКИ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Л.П.Кузнецова

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАБОТКИ И УСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ СТУДЕНТОМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Продолжительная реформа российского образования в сочетании с неоднозначной социальной обстановкой в стране, помимо инноваций, структурной перестройки, требований к качеству образования, к сожалению, приносит и негативные изменения как в общеобразовательных учреждениях, так и в вузах. Уровень современных абитуриентов, к сожалению, значительно ниже, чем был еще хотя бы 20 лет назад, а, тем более, в советское время.

По мнению многих ученых и специалистов, это обусловлено тем, что, с одной стороны - современные школьники практически не мотивированы к получению знаний, а с другой, тем, что качественный состав педагогов общеобразовательных учреждений, в настоящее время, значительно изменился - профессиональные учителя, подготовленные еще в советское время, постепенно заменяются молодыми педагогами, которые уже не обладают тем уровнем квалификации, который был характерен для педагогов советской школы.

В результате, вуз получает студентов, которые не привыкли работать с литературными источниками, пишут с ошибками, мало читают, считают основным источником знаний - Википедию, не имеют навыков структурирования материала, конспектирования, что, безусловно, отрицательно сказывается как при выполнении письменных работ (рефератов, учебно-исследовательских, курсовых и выпускных квалификационных работ, докладов и т.п.) и подготовке устных ответов, так и в процессе усвоения теоретических знаний на лекционных и практических занятиях. В этой связи, одной из актуальных проблем является научение студентов основам работы с материалом теоретических курсов, формированию понятийного аппарата, освоению новых знаний в процессе самостоятельной работы и выработке навыков творческой работы с уже имеющимися знаниями.

Одним из действенных методов, в этой связи, на наш взгляд, может служить применение интеллект-карт, основывающихся на принципе «радиального мышления». Интеллект-карта - это запись, особая схема, основанная на творческом мышлении и представляющая собой доступно воспринимаемый «план мыслей человека».

Применение интеллект-карты не только повышает компетентность человека, работает как мнемонический элемент, но и вносит в процесс обучения положительные эмоции, легкость в восприятии теоретического материала, ощущение творчества, а, следовательно, мотивирует студента к познавательной деятельности.

На протяжении довольно длительного времени в процессе обучения людей самого разного возраста, начиная с самого раннего и заканчивая пожилым, для более качественного и доступного изложения каких-либо знаний используются схемы, рисунки и графические символы. Однако, с 60-х годов прошлого века данный метод, способствующий усвоению и запоминанию, стали исследовать и развивать как особый способ мышления, способ представления и связывания мыслей - «Mind Maps» или «Concept mapping». То, как человек мыслит, влияет на то, как и что он изучает. Составление схем и графических изображений, как бы выстраивает последовательность мышления человека и помогает ему увидеть связи между знаниями и явлениями. Это, в свою очередь, составляет основу учебного движения, названного «конструктивизмом», в котором детерминирующим положением является то, что уже имеющиеся у человека знания должны являться основой для приобретения новых знаний.

Составление «схем мыслей» как методика создания новых идей, была названа «Mind Maps» (теория интеллект-карт) и использовалась разработчиками для создания компьютерных программ. В 1974 году эта теория впервые была представлена широкой общественности, как метод, когда любая мысленная карта структурируется на основании ключевого (главного) слова или концепции, вокруг которых «наращиваются» 5-10 существенных (главных) идей или положений, имеющих к ним непосредственное отношение.

В нашей стране учеными в рамках системологии разрабатывалась аналогичная идея, нашедшая свое применение в организационно - деятельностных играх, где основу интеллект-карты составлял принцип «радиального мышления» (от лат. radians - «испускающий лучи»). «Радиальное мышление» - это ассоциативное мышление, в основе которого также находится центральный образ, от которого «лучами» к границам листа расходятся ключевые слова (или их графические изображения), соединяющиеся между собой ветвящимися линиями. При этом, каждая новая ветвь как новая идея, является исходной для бесконечного продолжения данного процесса в пространстве и во времени.

Ученые, исследующие и разрабатывающие интеллект-карту, основанную на принципе радиального мышления, сравнивают ее с планом городской застройки, где центр - это самая важная идея, главные дороги, ведущие от центра, - наиболее существенные мысли, возникающие у человека в процессе мышления, второстепенные дороги или ответвления - менее значимые мысли и так далее. Если в плане специальными значками отмечают городские достопримечательности, то на интеллект-карте особыми значками (графическими изображениями) можно «маркировать» особенно интересные идеи. Так же, как и любая дорожная карта, интеллект-карта: дает обобщенное представление о какой-либо обширной области или предмете; позволяет планировать или выбирать маршрут и дает представление, куда направляется человек и где он уже был; собирает в единое целое значительное количество данных и хранит их в определенном месте; способствует решению проблемы, позволяя человеку увидеть новые пути и творческие подходы; поддерживает положительный эмоциональный и эстетический фон человека, работающего с ней.

Известно, что всегда лучше запоминается мысль, повторенная дважды. Если человек хочет каким-либо образом закрепить, зафиксировать объем мыслей, знаний, идей и представлений, возникающих у него, когда он о чем-либо думает, в виде таблиц, списков, обычного текста, то это требует дополнительных усилий, так как для мозга человека неестественно думать таким образом. Если же фиксировать этот поток в виде интеллект-карты, то это будет легко, ясно и понятно, она легко и просто воспринимается и запоминается, потому что записана на «языке мозга». Ученые предположили, что наиболее естественными для мозга человека являются ассоциативное (радиантное) и иерархическое виды мышления, а для запоминания информации, ее обработки, структурирования и понимания - визуальное мышление («лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»!).

При использовании в процессе обучения интеллект-карта обеспечивает создание ясных и понятных конспектов теоретических занятий (лекции, объяснения, рассказа и др.); позволяет достичь высокого уровня понимания при работе с текстовым материалом (учебники; дополнительный текстовой материал и др.); способствует качественному структурированию материала при подготовке (выполнении) рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, творческих заданий, докладов с презентациями, учебно-исследовательских и учебно- методических работ, подготовке ответов при устных формах контроля и, особенно, при сдаче комплексного государственного экзамена.

Любая интеллект-карта - это своеобразный «нелинейный», так называемый «беспорядочный» конспект, который не выстраивается в строчки и, более того, выполняется на чистой нелинованной бумаге. Чтобы овладеть умением составлять такие конспекты, необходимо разрушить привычный стереотип и включить в работу оба мозговых полушария, а также все фундаментальные принципы запоминания. В данной системе конспект составляется на основе ключевого образа для запоминания, выражающего главную тему. От этого центрального образа отходит множество соединительных линий (левое полушарие), над которыми написаны (левое полушарие) или нарисованы (правое полушарие) ключевые понятия для составления образа или просто рисунки, касающиеся основных подтем конспектируемого материала.

Студент не только быстро и практически точно запоминает законспектированные таким образом теоретические знания, но и получает возможность понять, проанализировать и критически оценить полученную информацию. При помощи ключевых слов, на основе которых строятся интеллект-карты, по мнению многих специалистов, можно запомнить целую книгу в виде одного четкого и красочного образа. Для построения интеллект-карты применяются принципы запоминания, основанные на творческом мышлении, что позволяет значительно легче освоить теоретические знания практически в любой новой дисциплине и пройти тесты различной степени сложности.

Интеллект-карты «Mind Maps» достаточно популярны в мире, но до настоящего времени еще не приобрели достаточную популярность в нашей стране. Это связано, прежде всего, с особенностями традиционного обучения, где доминирует левое полушарие мозга, то есть - логическое мышление (репродуктивное обучение, широкое использование алгоритмов - решение типовых задач и т.д.). А рекомендации по составлению интеллект-карт не содержат четкого алгоритма мыслительных действий. Они должны способствовать увеличению степени творческой, креативной свободы студента, основанной на уже имеющихся знаниях, что превращает процесс составления интеллект- карты в процесс конструирования «нового интеллектуального продукта», схожим с созданием небольшого, но уникального «произведения искусства». Таким образом, уровень творческих способностей каждого конкретного студента индивидуализирует процесс создания интеллект- карты и, практически, «сводит на нет» списывание, плагиат.

Учитывая особенности русского менталитета, доктор педагогических наук, профессор РАЕН Е.Е.Васильева создала «Russian Mind Maps». «Russian Mind Maps» - это технология развития эффективного мышления на основе интеллект-карт, развивающая: 1) логическое мышление, 2) воображение, 3) зрительную память, позволяющая мыслить «системно и целостно», запоминать на 100% учебный материал, анализировать, систематизировать и структурировать значительные объемы информации. «Russian Mind Maps» применяются в разных областях деятельности: обучении, профессиональной деятельности (бизнес-консультировании), повседневной жизни, процессе саморазвития (психологическом консультировании) и др.

Теория «Russian Mind Maps». Е.Е.Васильевой, несмотря на использование базовой теории «Mind Maps», тем не менее, значительно отличается от нее: системой, соединяющей процессы логики, воображения и зрения; системой оформления; системой выбора ключевых слов; системой иерархии и взаимосвязи ключевых слов; системой направленного воображения; системой мнемотехники; системой символизации и зрительного изображения (рисования); классификацией видов интеллект-карт.

Использование интеллект-карт в процессе обучения студентов различных направлений подготовки и профилей в сфере физической культуры и спорта имеет особое значение. Этот метод позволяет не только более эффективно усваивать материал таких теоретических дисциплин как «Теория спорта», «Научно-методическая деятельность в физической культуре и спорте», «Методика обучения и воспитания физической культуры», «Биомеханика двигательных действий» и других дисциплин учебного плана, но и применять свои знания в будущей профессии. Навык, полученный при составлении интеллект-карт обеспечит будущим тренерам возможность более качественного обучения своих воспитанников техническим, тактическим и психологическим основам избранного вида спорта; позволит более эффективно проводить научно-исследовательскую и методическую деятельность в профессии и т.д.

Освоение технологии использования интеллект-карт, безусловно, имеет значение и для преподавателей высшей школы. Интеллект-карта позволит преподавателю оперативно и качественно решать задачи обучения и воспитания студентов, структурировать свою профессиональную деятельность, эффективно организовывать собственные научные исследования и т.д., в том числе - использовать интеллект-карты как оценочное средство. Однако, по нашему мнению, внедрение данного метода имеет и некоторые трудности. Чтобы обучить студента методике составления интеллект-карты, преподавателю необходимо «израсходовать» некоторое количество учебного времени, выделенного на конкретную учебную дисциплину, что, естественно, приведет к увеличению объема самостоятельной работы студента по изучению данной дисциплины и может не лучшим образом повлиять на качество усвоения дисциплине, то есть, «приращения» качества усвоения знаний, на которое мы рассчитывали, внедряя интеллект-карту в процесс обучения, мы не получим. В этой связи, можно и нужно использовать такую дисциплину, как «Информатика» (и другие аналогичные дисциплины), которая позволит студенту еще в начале обучения в вузе, в процессе обучения на первом курсе, овладеть данной методикой и, впоследствии, пользоваться навыком составления интеллект-карты в процессе изучения любой дисциплины учебного плана.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (13.03.2018)
Просмотров: 214 | Теги: Интеллект-карта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь