Среда, 07.12.2016, 23:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИНТЕГРИРОВАННАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

Н.А.Фомина, Е.В.Адрова , Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

ИНТЕГРИРОВАННАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ТРЕНИРОВОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ

В тексте статьи представлены методические и организационные особенности процесса музыкально-двигательной подготовки девочек дошкольного и младшего школьного возраста, начинающих заниматься художественной гимнастикой. Идея авторской методики заключается в реализации интегрированного подхода, что позволяет в синтезе решать общеразвивающие, оздоровительные и учебно-тренировочные задачи. Авторы выделяют 4 основные группы средств музыкально-двигательной подготовки на начальном этапе тренировки в художественной гимнастике: общеразвивающие, оздоровительные, спортивно-технические и художественно-эстетические. В качестве критериев оценки эффективности разработанной методики рассматриваются в динамике параметры физического и психического развития девочек 6 - 7 лет, их физическая и техническая подготовленность, двигательная выразительность и общий уровень здоровья.

Ключевые слова: художественная гимнастика, начальный этап тренировки, музыкально-двигательная подготовка, интеграция, общеразвивающие, оздоровительные, спортивно-технические и художественно-эстетические средства.

 

Введение. Художественная гимнастика как вид спорта нацелена, прежде всего, на достижение спортивного результата. Однако широкий круг ее средств позволяет решать многочисленные задачи физического воспитания и оздоровления девочек различного возраста.

Начальный этап подготовки юных спортсменок дошкольного и младшего школьного возраста ориентирован в первую очередь на оздоровительно-развивающие занятия. В частности в процессе тренировок решаются немаловажные задачи оздоровления, касающиеся: расширения общего двигательного опыта, обеспечивающего успешную учебную, трудовую и бытовую деятельность; повышения уровня функционального состояния основных систем организма; комплексного развития физических качеств; формирования основных навыков поведенческого характера: осанки, походки, стиля поведения и общения; формирования культурологических и психологических качеств личности: восприятие красоты двигательных действий, управление эмоциональным состоянием, музыкальный вкус.

Многочисленный арсенал средств художественной гимнастики, вариативность подходов и приемов, применяемых при освоении техники базовых элементов, позволяют расширять двигательные возможности занимающихся, добиваться их гармоничного физического и психического развития, музыкально и эстетически воспитывать [1].

Вместе с тем, к занимающимся предъявляются и специфические требования, отражающие особенности художественной гимнастики. Уже на начальном этапе занятий гимнастки должны обладать такими координационными способностями, которые позволяют им успешно овладевать отдельными элементами и композиционными действиями без предмета и с манипулированием спортивными предметами. У начинающих гимнасток в достаточной степени должны быть развиты способности к сохранению различных равновесий статического и динамического характера [2]. Они должны быть пластичны и обладать чувством ритма, слышать музыку и согласовывать с ней свои действия. Именно такая исходная подготовленность позволяет развивать специализированные кондиции и добиваться в будущем высокого спортивного результата. Однако стремительное развитие художественной гимнастики в сторону увеличения сложности [1, 3] выполняемых элементов заставляет тренеров форсировать подготовку гимнасток.

В силу недостатка времени тренеры не в состоянии уделять достаточного внимания решению воспитательных и оздоровительных задач, которые лишь декларируются в программах детских спортивных школ. Музыкально-двигательная подготовка фактически ушла из художественной гимнастики - она представлена лишь фрагментарными уроками хореографии, которые направлены в основном на развитие специфических физических качеств («выворотности» и активной гибкости) и проводятся зачастую без музыкального сопровождения и многочисленными повторами соревновательных композиций под постоянную музыкальную фонограмму.

На наш взгляд разрешить сложившуюся ситуацию позволит поиск новых средств, методов и форм организации занятий художественной гимнастикой с учетом особенностей, возможностей и интересов девочек дошкольного и младшего школьного возраста на начальном этапе занятий. Существующая программа для ДЮСШ по художественной гимнастике (1991 г.) и методики занятий с юными гимнастками не обеспечивают в должной мере решение задач их всесторонней подготовки, развития и оздоровления. Программные разделы рассматриваются обособленно друг от друга и зачастую не отражают возрастные особенности девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Средства музыкально-двигательного воспитания представлены в минимальном формате, как фрагментарно используемые виды упражнений с музыкальным сопровождением (хореография, соревновательные композиции). Мало внимания уделяется средствам оздоровительной и развивающей направленности.

Цель: интегрированное решение развивающих, оздоровительных и учебно- тренировочных задач на начальном этапе занятий художественной гимнастикой на основе синтеза физической и технической подготовки с музыкально-двигательной и средствами оздоровительной направленности.

Рисунок 1. Структура экспериментальной методики интегрированной музыкально-двигательной подготовки на начальном этапе тренировок в художественной гимнастике

Интеграция видов подготовки на основе использования традиционных и инновационных средств музыкально-двигательного воспитания может стать решающим в возвращении художественной гимнастике артистизма, эмоциональности, музыкальной выразительности [2, 3]. А придача им оздоровительной направленности за счет использования специальных средств и методических приемов поможет эффективно решать задачи укрепления функционального состояния организма [4].

Методика. На основании предварительных исследований, изучения научно- методической литературы и программно-организационной документации, а также передового опыта ведущих тренеров по художественной гимнастике была разработана методика музыкально-двигательной подготовки, обеспечивающей интегрированное решение взаимосвязанных задач - развивающих, учебно-тренировочных и оздоровительных (рис. 1).

 

Рисунок 2. Основные средства авторской методики

К общеразвивающим задачам относятся: формировать интерес девочек к занятиям художественной гимнастикой; способствовать гармоничному физическому и психическому развитию девочек 6 - 7 лет с учетом их возрастных особенностей и зоны ближайшего развития; способствовать двигательному развитию девочек; развивать двигательную выразительность, учить создавать художественные музыкально-двигательные образы; развивать музыкально-двигательные способности.

К оздоровительным задачам: способствовать повышению функциональных возможностей организма занимающихся, обеспечивающих общеоздоровительный эффект; учить использовать упражнения оздоровительной направленности в повседневной жизни.

К учебно-тренировочным задачам: развивать специфические для художественной гимнастики физические качества и координационные способности; формировать специальные двигательные умения и навыки в упражнениях без предмета и с предметами; формировать музыкально-двигательные умения и навыки.

В связи с этим нами были выделены 4 основные группы средств музыкально- двигательной подготовки (рис. 2): развивающие, оздоровительные, спортивно- технические и двигательной выразительности.

К группе развивающих средств относятся доступные для детей 6 - 7 лет: ходьба и бег под музыку, комплексы общеразвивающих упражнений под музыку, комплексы упражнений ОФП и СФП под музыку, музыкальные подвижные игры, комплексы ритмической гимнастики.

В группе оздоровительных средств можно выделить: музыкально-ритмическую дыхательную гимнастику, музыкально-двигательную сказкотерапию, музыкальную игротерапию, танцевально-двигательную терапию, музыкотерапию и релаксацию.

Спортивно-техническими средствами являются: учебные композиции на овладение элементами без предмета (равновесия, повороты, прыжки, «волны» и др.)., предметная подготовка под музыку (учебные комплексы упражнений с мячом, скакалкой, обручем).

К средствам двигательной выразительности отнесены: сюжетно-ролевые комплексы ритмической гимнастики [4], ритмопластические этюды, танцевальные композиции; хореография, творческие задания.

В процессе спортивной тренировки используются различные методы обучения, воспитания, спортивной тренировки. Среди них выделяются: словесные и наглядные методы, игровой, метод строго-регламентированного упражнения, методы согласования движений с музыкой. При подборе методов мы следили за тем, чтобы они обеспечивали решение поставленных задач, соответствовали общедидактическим принципам, а также специальным принципам спортивной тренировки, возрастным и половым особенностям девочек, их квалификации и подготовленности.

Заключение. Эффективность использования средств и методов интегрированной музыкально-двигательной подготовки была выявлена в ходе эксперимента, продолжавшегося с сентября по май 2010 года, в ходе которого было установлено, что использование интегрированного подхода в процессе тренировки юных гимнасток способствовало:
- значительному улучшению их функционального состояния, выражающегося в высоких приростах результатов жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и нагрузочной пробы Мартинэ (P<0,05) и достоверными различиями межгрупповых показателей экспериментальной и контрольной групп (P< 0,05);
- приросту показателей физической подготовленности (достоверный прирост в экспериментальной группе отмечен по показателям быстроты (бег 30 м), скоростной силы (прыжок в длину с места), силы (подъем туловища из положения лежа на спине), статического равновесия, выносливости;
- быстрому развитию координационных способностей, таких как ритмичность, согласованность и дифференцировка двигательных действий, чувство равновесия (P<0,05);
- эффективному развитию двигательной выразительности (P<0,05);
- более высокому уровню развития по сравнению с контрольной группой познавательных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления): в экспериментальной группе - высокий уровень (8 баллов и выше), в контрольной - средний (6 баллов);
- улучшению уровня здоровья (по показателям дней пропущенных по болезни и совокупности исследуемых показателей физического и психического развития девочек 6 - 7 лет).

Таким образом, подтвердилась рабочая гипотеза предполагающая, что организация тренировочного процесса с использованием авторской методики интегрированной музыкально-двигательной подготовки на начальном этапе занятий художественной гимнастикой будет способствовать более эффективному решению не только учебно- тренировочных, но общеразвивающих и оздоровительных задач.

Литература

1. Винер, И. А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. А. Винер. - СПб., 2003. - 20 с.
2. Караватская, Н.А. Методика формирования навыков двигательной выразительности в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед .наук / Н.А. Каравацкая. - Смоленск, 2002. - 20 с.
3. Карпенко, Л. А. Методика составления произвольных комбинаций, формирования творческих умений и музыкально-двигательной подготовки в художественной гимнастике : метод. рекомендации / Л. А. Карпенко. - СПб.: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 1994. - 30 с.
4. Фомина, Н.А. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду: учебное пособие / Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Е.П. Прописнова. - Волгоград: ФГОУВ- ПО «ВГАФК», 2007. - 244 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.09.2016)
Просмотров: 72 | Теги: художественная гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016