Понедельник, 15.10.2018, 19:07
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Н.Н.Сетяева, М.А.Скорнякова, А.Черникова

ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В настоящее время здоровье студентов является предметом пристального внимания, поскольку в силу разных причин в России сегодня на каждую тысячу обследованных студентов, приходится восемьсот человек больных. На сегодняшний день возникло много вопросов, связанных с формированием новых подходов к укреплению здоровья студентов. Этот процесс следует начинать ещё со школьной скамьи, воспитывая у школьников требовательное отношение к своему здоровью. Такая система подготовки даёт возможность сформировать, укрепить и сохранить здоровье подрастающего поколения.

Студенты являются одной из представительных групп населения нашей страны: в настоящее время в Российской Федерации более 3 миллионов студентов. Студенчество можно рассматривать как отдельную группу населения, которая имеет свои установки в поведении, отличия в образе жизни [2].

Причинами прогрессивного ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи являются факторы: нарушения режима отдыха и труда, академические перегрузки, стрессовые ситуации, напряженная и длительная умственная деятельность, гипокинезия во время учебных занятий - всё это обусловливает снижение активности функциональных систем организма студентов, уровня физической работоспособности и физического развития [3].

Исходя из актуальности проблемы, нами была разработана цель исследования: определить интегральную оценку уровня здоровья студентов Сургутского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось по методике аппаратно-программного комплекса (АПК) «Истоки здоровья», назначение которого является: оценка функциональных резервов здоровья и влияющих на них факторов окружения.

В состав АПК «Истоки здоровья» входят 4 модуля:
1) оценка здоровья;
2) анализ факторов, влияющих на здоровье;
3) анализ питания;
4) динамика.

Оценка здоровья включает 3 блока: тесты, анкету и заключение.В анкете фиксируются основные антропометрические параметры (рост, вес, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), динамометрия, артериальное давление), показатели проб Ромберга, Штанге, Генчи, а также значения ряда факторов, влияющих на здоровье.

Испытуемому предлагалось выполнить три вида тестов: функциональные, физические, психологические представленные в таблице 1. В процессе тестирования результаты отображаются на экране и сохраняются в компьютере для построения заключения, а так, же для определения динамики здоровья испытуемого. В итоге пройденных тестов результаты суммируются и выдаются по четырём компонентам здоровья: общие резервы, физические резервы, психические резервы и адаптационные резервы.

Таблица 1
Тесты АПК «Истоки здоровья»

В нашем исследовании участвовали юноши студенты Сургутского государственного педагогического университета в количестве 22 человек.

Эксперимент проходил в три этапа. На первом этапе (сентябрь- октябрь 2013 г.) было проведено первое исследование. Мы выяснили, что психические и адаптационные резервы организма юношей находятся на низком уровне, в связи с переходом их из школы в высшее учебное заведение.

На втором этапе (сентябрь - октябрь 2014 года) мы проанализировали динамику здоровья за период первого учебного года. У большинства студентов отмечался средний и выше среднего уровни. Динамика компонентов здоровья студентов педагогического вуза представлена в таблице 2.

Таблица 2
Динамика здоровья студентов педагогического вуза за 2013-2014 года

Из таблицы видно, что положительная динамика прослеживается в физических резервах и составляет 50%, отрицательная динамика - 33,3%, что обосновывается тем, что основная масса студентов ведет активный образ жизни и продолжают заниматься выбранным видом спорта. При рассмотрении психических резервов мы определили, что положительная динамика составляет 44,5%, а отрицательная динамика составляет 33,3%, незначительная - 22,2%. Та же динамика прослеживается и в показателях адаптационных резервов.

На третьем этапе(сентябрь - октябрь 2015 года) мы определили динамику состояния здоровья студентов за все три периода проведения эксперимента (табл. 3).

Таблица 3
Динамика здоровья студентов педагогического вуза за 2013-2015

Из таблицы мы видим, что у студентов в общих резервах здоровья преобладает положительная динамика, которая составляет 37,5%, у 25%- наблюдается отрицательная динамика, у 37,5% составляет незначительная динамика, эти студенты находятся в группе риска, так как это может быть, как положительная, так и отрицательная динамика.
Физические резервы характеризуются 50% положительной динамикой. Это обосновывается тем, что основная часть студентов активно тренируется, а также учебный процесс включает большое количество спортивных дисциплин из-за специфики факультета.

Далее мы оценивали психические резервы испытуемых. Только у 25% студентов наблюдается высокий уровень психических резервов, у большинства наблюдается отрицательная динамика (50%). Это говорит о том, что во время учебных занятий происходит высокая эмоциональная нагрузка на и не все студенты с ней справляются. Так же большое влияние на психическое состояние студента оказывают занятия спортом и выступления на соревнованиях. Переживание, эмоциональное, напряжение, стресс вовремя или перед соревнованиями - все эти составляющие негативно влияют на психическое состояние организма студентов.

Рассматривая адаптационные резервы, мы видим, что положительная динамика наблюдается у 75% студентов. Это говорит о том, студенты на третьем курсе уже адаптировались к учебным нагрузкам. Отрицательная динамикау12,5% студентов может быть вызвана занятостью в учебном процессе и регулярной тренировочной деятельностью, которая не позволяет за короткий период времени полностью восстановиться организму.

Полученные нами результаты подтверждаются исследованиями Т.В. Абызовой [2011], что у 68% студентов 1-3 курсов вуза снижены адаптационные возможности организма, обусловленные высокой степенью психической нагрузки.

Проанализировав научно-методическую литературу и интернет источники, мы выяснили, что в большинстве образовательных учреждениях существует много факторов способствующих улучшению так и ухудшению состояния здоровья студенческой молодёжи. Это проявляется в том, что большинство студентов совмещают учебное время, спортивные тренировки, а также работу в вечернее и ночное время суток. Это приводит к быстрому истощению организма. В некоторой степени спортивные тренировки помогают держать организм в норме, а также организация массового отдыха на свежем воздухе благоприятно влияет на молодой организм.

Нами проведена оценка функциональных, физических и психологических компонентов здоровья студентов педагогического вуза, которые охарактеризовали уровень у большинства студентов как выше среднего.
По результатам всех этапов исследования была выявлена отрицательная динамика общего резерва здоровья, адаптационных возможностей и психологических особенностей. Таким образом, выявив группу риска студентов педагогического вуза по уровню состояния здоровья, необходим поиск средств и методов коррекции компонентов здоровья с целью нормализации состояния студенческой молодежи.

Список литературы

1. Абызова, Т.В. Системный подход в комплексной биоинформационной диагностике и коррекции адаптационных возможностей организма студентов / Т.В. Абызова, Л.В. Шарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия. Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2011. - Вып. 26. - № 7 (224). - С. 39-40.
2. Агаджанян, H.A. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса [Текст] / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, Л.Ю.Кузнецова, А.Е. Северин, Н.В. Ермакова, Л.Ю. Кузнецова // Гигиена и санитария. - № 3. - 2005. - С.48-52.
3. Прошляков, В.Д. Физическое состояние студентов основной и специальной медицинских групп [Текст] / В.Д. Прошляков, А.Ю. Лутонин // Физическая культура - одно из основных немедикаментозных средств оздоровления: Материалы научно-практической конференции. - М., 2003. - С. 31-33.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.02.2018)
Просмотров: 167 | Теги: Здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь