Среда, 24.05.2017, 03:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
 

В статье приводятся интеграционные возможности музыкально-двигательного воспитания. Его объединение с технологиями артпедагогики и психогимнастики обеспечивают ему психокоррекционную направленность. Содержание статьи представляет интеграционный фактор, а так же личностный, целевой, процессуальный и содержательный компоненты музыкально-двигательного воспитания психокоррекционной направленности.


В последнее время в специальной педагогике весьма популярны такие инновационные направления как психогимнастика, артпедагогика, арттерапия. Педагоги- исследователи оценивают их эффективность, в практике работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как достаточно высокую [1, 2, 4, 5]. Такие характеристики вышеперечисленных технологий как природосообразность, доступность, вариативность, обуславливают возможность их применения в практике музыкально-двигательного воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР.

Интеграция двигательной и психокоррекционной деятельности в музыкально-двигательном воспитании предполагает максимально эффективное использование оздоровительного, развивающего, формирующего, коррекционного потенциала двигательной активности.

В процессе организации интегрированного физкультурно-оздоровительного процесса для детей с ЗПР целевые установки являются основным интеграционным фактором. С точки зрения государственной политики, главная цель адаптивного физического воспитания состоит в максимально возможной коррекции основного дефекта путём применения, начиная с момента его обнаружения, средств и методов физического воспитания для подготовки детей с отклонениями в состоянии здоровья к доступной образовательной деятельности.

Именно этот компонент педагогического процесса служит основанием для объединения разнонаправленных разделов специального образования в единое целое с целью усиления его развивающей и коррекционной направленности. Данная целевая установка декларирует необходимость организации таких условий двигательной активности для детей с ЗПР, в условиях функционирования которой будут создаваться предпосылки для формирования их познавательной, когнитивной и аффективной сфер.

Из представленного ниже рисунка (рис. 1) видно, что целевой компонент обусловил межпредметную интеграцию различных проявлений музыкально-двигательного воспитания и специальной педагогики. Результатом дидактического синтеза содержательного и процессуального компонентов данных образовательных дисциплин является музыкально-двигательное воспитание психокоррекционной направленности.

Интегрирующими факторами дополнительного плана, служащими основанием для объединения физической культуры и специальной педагогики являются:

-    тематические разделы общеобразовательной программы;
-    задачи социального и эмоционально-личностного развития;
-    задачи закрепления коррекционных сдвигов;
-    задачи закрепления знаний общеобразовательных областей.

Интеграция музыкально-двигательного воспитания и технологий специальной педагогики

 

Рис. 1. Интеграция музыкально-двигательного воспитания и технологий специальной педагогики

 

На рисунке 2 приведена модель музыкально-двигательного воспитания психокоррекционной направленности, позволяющая рассматривать его как целостный педагогический процесс. 
 

Модель музыкально-двигательного воспитания психокоррекционной направленности
Рис. 2. Модель музыкально-двигательного воспитания психокоррекционной направленности

В теоретико-методологических положениях интегрированного обучения [3] указывается, что в нем смещены акценты с обучающих задач на развивающие и воспитательные. В рамках музыкально-двигательного воспитания коррекционной направленности, имеющиеся у детей двигательные умения и навыки, выступают в качестве средств воспитания личности.

На основе двигательного материала строятся и воспроизводятся необходимые, для решения задач психокоррекции, педагогические ситуации, позволяющие содействовать формированию когнитивной и аффективной сфер детей с ЗПР. Такие условия организации педагогического процесса позволяют рассматривать его как наиболее комфортное для построения гармоничных субъект-субъектных отношений педагога и воспитуемого. Игровая основа двигательных занятий делает их легкими, доступными, интересными для детей, их активность в таких рамках максимальная, а директивность педагога минимальна.

В данных условиях создаются предпосылки для решения как содержательных (основных), так и формальных (дополнительных) целей коррекционно-оздоровительного процесса.

К содержательным целям относятся:

1. Укрепление здоровья детей, содействие их гармоничному физическому развитию.
2. Формирование двигательной базы детей, развитие их основных физических качеств.
3. Коррекция отклонений морфофункционального, двигательного и психического характера.
4. Стимулирование развития познавательной сферы (познавательной активности, потребностей, интересов и т.п.).
5. Стимулирование формирования когнитивной и эмоционально-волевой сферы детей.
6. Стимулирование формирования ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста и связанного и ним новообразований.

К формальным целям, относятся:

1. Уменьшение учебной нагрузки на ребенка при сохранении качества образования.
2. Обеспечение более эффективного формирования знаний, умений и навыков по какому-либо разделу программы.
3. Стимулирование развития творческих способностей детей.
4. Усиление воспитательной направленности процесса обучения.
5. Соблюдение норм длительности учебных занятий при уплотнении содержания.

Целевые установки обуславливают специфику содержания музыкально-двигательного воспитания психокоррекционной направленности. Оно строится на основе дидактического синтеза ценностей физической культуры, искусства, литературы, специальной педагогики. Причем тип взаимодействия вышеуказанных компонентов характеризуется сильным взаимопроникновением. К основным, двигательной и музыкальной составляющим, добавляется психокоррекционная часть. Её присутствие обуславливает модернизацию методики коррекционно-оздоровительной работы.

Содержание музыкально-двигательных коррекционных занятий сложно структурировано, поскольку в большинстве случаев представлено несколькими компонентами образовательных дисциплин, ведущим среди которых является физическое воспитание.

Процессуальный компонент интеграции двигательной и коррекционной деятельности представлен синтезом методов специальной и общей педагогики, специфических методов физического воспитания. Коррекционную направленность педагогическому процессу в данных условиях придают методы специальной педагогики. Их применение, в условиях двигательно-игровой деятельности, создает предпосылки для организации полноценных субъект-субъектных отношений педагога и ребенка, реализации творческих возможностей дошкольника, личностных переживаний, формирования его аффективной и когнитивной сфер.

Коррекционная направленность музыкально-двигательного воспитания просматривается во всех формах физкультурно-оздоровительной работы. В основной его форме - занятиях ритмической гимнастикой с успехом реализуются такие коррекционные направления как сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия. В условиях организации двигательной деятельности под музыку на основе сюжета сказки каждый из компонентов взаимосвязан и взаимообусловлен. В некоторых моментах сюжет сказки, характер её героев, диктуют организацию, содержание и направленность упражнений, решающих как формирующие, так и коррекционные задачи. В других случаях специфика двигательного материала обуславливает подбор сюжета сказки.

Интеграция двигательной и психокоррекционной деятельности находит свое отражение и в малых формах музыкально-двигательного воспитания. Методы игротера- пии, психогимнастики с успехом реализуются в физкультминутках, побудках, динамических паузах. В них выполнение двигательных заданий проходит в условиях концентрации внимания, запоминания музыкально-двигательного материала.

Таким образом, музыкально-двигательное воспитание психокоррекционной направленности, построенное на основе интеграции двигательных и коррекционных технологий, представляет собой целостный педагогический процесс. Он включает в себя комплекс таких взаимосвязанных и взаимно обуславливающих компонентов как личностный, целевой, содержательный и процессуальный. Его содержание обладает высоким развивающим, формирующим, коррекционным потенциалом и соответствует образовательным потребностям детей дошкольного возраста с ЗПР.

Литература

1. Батуева, С. В. Социально-личностное развитие дошкольника в условиях детской театральной студии: автореф. дисс.... канд. пед. наук : 13.00.07 / С.В. Батуева. - Екатеринбург, 2007. - 20 с

2. Гайворонская, А. А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. / А. А. Гайворонская. - Волгоград, 2009. - 23 с.

3. Лазарева,    М.В. Интегрированное обучение в дошкольных образовательных учреждениях : автореф. дис. . доктора. пед. наук : 13.00.01 / Лазарева Мария Васильевна. - Москва, 2010. - 53 с.

4. Медведева, Е.А. Изучение особенностей социокультурного становления личности ребенка с задержкой психического развития средствами искусства / Е.А. Медведева // Дефектология. - 2007. № 3. - С. 49-55.

5. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы с детьми раннего возраста: практич. пособие / Е.И. Рогов. - 4-е изд., прераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 412 с.

___________________

Максимова С.Ю.
Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: музыкально-двигательное воспитание, задержка психического развития.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (10.03.2015)
Просмотров: 610 | Теги: музыкально-двигательное, задержка психического, развития | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь