Понедельник, 27.05.2019, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В.С.Остапенко, доктор педагогических наук, профессор
И.С.Панферкина, кандидат педагогических наук

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

Полиция, профессиональная подготовка, сотрудник полиции, практико- ориентированные технологии, междисциплинарная интеграция, инновационные образовательные технологии, эффективность профессиональной подготовки.

В статье возможности повышения эффективности профессиональной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, исследуются с позиций интегративного подхода. Обосновывается использование инновационных практико- ориентированных технологий, основанных на междисциплинарной интеграции. Предлагаются теоретически обоснованные и апробированные в образовательной деятельности направления повышения эффективности профессиональной подготовки.

 

Способность органов внутренних дел эффективно решать сложнейшие задачи, встающие перед ними в условиях современной России, во многом определяется кадровой политикой, одной из важнейших составляющих которой является профессиональная подготовка лиц, впервые принимаемых на службу в полицию. «Сегодня к сотруднику полиции предъявляются самые высокие требования как со стороны профессиональной среды, так и со стороны общественности, - утверждает министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев. - Наряду с такими качествами, традиционно необходимыми каждому полицейскому, как профессионализм, физическая выносливость, порядочность, на первый план выходят хорошая морально-психологическая подготовка, стрессоустойчивость, умение быстро и объективно оценивать обстановку, принимать правильные решения в условиях дефицита времени» [1]. Это означает, что в период профессиональной подготовки сотрудников полиции необходимо обеспечить не только «первоначальную подготовку, предусматривающую приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей», как этого требует ст. 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2], но и формирование целостной личности сотрудника полиции, обладающего необходимыми личностно-про- фессиональными качествами, способностями и готовностью к осуществлению правоохранительной деятельности в строгом соответствии с действующим законодательством, стремлением к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию.

Система профессиональной подготовки сотрудников полиции претерпела существенные изменения после того, как функции центров по профессиональной подготовке были переданы в ведомственные образовательные организации (университеты, академии, институты). Такие изменения были закреплены Приказом МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации» [3]. Так, профессиональная подготовка лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, в Воронежском институте МВД России осуществляется на специально созданном факультете профессиональной подготовки. В основу настоящей публикации положен, в частности, и опыт образовательной деятельности на этом факультете.

Анализ действующих нормативных документов, результатов правовых и психолого-педагогических исследований, а также личный опыт осуществления образовательной деятельности на факультете профессиональной подготовки Воронежского института МВД России позволяют утверждать, что необходимо осуществление комплексного подхода к организации образовательного процесса с этой категорией обучающихся. Его результатом станет формирование целостной личности сотрудника полиции у тех, кто осознанно выбрал профессию «Полицейский». Нам представляется актуальным и своевременным поиск и научное обоснование направлений совершенствования образовательной деятельности применительно к ведомственным образовательным организациям с позиций интегратив- ного подхода. Ведь современные исследователи - философы (М.Г. Делягин, В.И. Кудашов, А.Д. Московченко, А.Н. Чумаков, А.Д. Урсул и др.), социологи (В.Н. Богуславский, В.В. Вольчик, С.Г. Кирдина, Н.В. Латова, С.В. Фатеева и др.), педагоги (Е.О. Галицких, И.А. Ларионова, Л.Н. Талалова, А.С. Фетисов, С.Н. Фомина, Н.К. Чапаев и др.) - единодушно характеризуют интеграцию как одну из тех глобальных тенденций, которые, зародившись в прошлом веке, будут иметь продолжение и в настоящем столетии.

Интеграция, которая развивается в социальном и образовательном пространствах и оказывает определяющее влияние на формирование среды каждой образовательной организации, представляет новые возможности осуществления рациональной образовательной деятельности, обеспечивающей эффективное достижение результата - формирования в процессе профессиональной подготовки целостной личности сотрудника полиции. При этом речь идет именно о формировании целостной личности сотрудника полиции, важнейшей, но лишь одной из составляющих которого (формирования) является «профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по должности «Полицейский» в целях приобретения основных профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для выполнения служебных обязанностей» [3].

Изучение и анализ психолого-педагогических исследованийроссийских ученых- А. А. Бодалева, А.Д. Деркача, В.Н. Келасьева, К.К. Платонова, В.В. Серикова, В.И. Слободчикова и др. - позволило нам определить целостность личности сотрудника полиции как многокомпонентное образование, в котором взаимосвязаны, с одной стороны, профессионально значимые знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для выполнения служебных обязанностей, и, с другой стороны, лич- ностно-профессиональные качества (личная и гражданская ответственность за результаты профессиональной деятельности, целеустремленность и решительность в исполнении профессионального долга, понимание важности неукоснительного исполнения приказов и распоряжений руководителей и др.). В таком представлении понятие целостности личности применительно к изучению интеграции теории и практики в профессиональной подготовке сотрудников полиции не противоречит философскому представлению о постижении целостности, которое в работе Г.Н. Васильева и В.Н. Келасьева обобщается следующим образом: «Вообще постижение целостности - это поле, на котором смыкается наше познание мира и самих себя. Это в высшем смысле гносеологическая проблема» [4, с. 116].

Обеспечивается ли достижение цели формирования целостной личности сотрудника полиции в указанном представлении в процессе профессиональной подготовки тех, кто впервые принимается на службу в полицию и проходит обучение в ведомственных образовательных организациях? Для ответа на этот вопрос мы провели анализ размещенных на сайтах образовательных организаций МВД России рабочих программ профессионального обучения, в соответствии с которыми осуществляется профессиональная подготовка инспекторов по исполнению административного законодательства, участковых уполномоченных полиции, инспекторов по делам несовершеннолетних и др. Анализ показал, что в соответствии с рабочими программами в результате их освоения обучающиеся должны овладеть профессиональными и профессионально-специализированными компетенциями, позволяющими грамотно, обоснованно и эффективно осуществлять профессиональную правоохранительную деятельность. Однако этими программами не предусматривается формирование общекультурных компетенций, что представляется их существенным недостатком. Результаты исследований красноречиво свидетельствуют о том, что для формирования целостной личности сотрудника полиции, обладающего необходимыми лич- ностно-профессиональными качествами, способностью и готовностью их грамотно применять в практической правоохранительной деятельности, помимо профессиональных и профессионально-специализированных компетенций, необходимо обеспечить и формирование общекультурных компетенций, что соответствует формирующейся в современном образовательном пространстве гуманистической парадигме. В связи с этим в разрабатываемых ведомственными образовательными организациями рабочих программах систему компетенций, которые должны быть сформированы в процессе профессиональной подготовки, необходимо дополнить следующей общекультурной компетенцией: способность осознавать гуманистический смысл правоохранительной деятельности, ее направленность на защиту интересов общества, государства и его граждан, понимать ценностно- мотивационную ориентацию правоохранительной деятельности. Введение в рассматриваемую систему такой компетенции будет не только способствовать повышению эффективности профессиональной подготовки указанной категории обучающихся, но и обеспечит решение стратегических задач, определенных министром внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцевым в приведенной нами в начале настоящей статьи цитате.

Решению как тактических, так и стратегических задач повышения эффективности профессиональной подготовки тех, кто впервые принимается на службу в полицию, безусловно, способствует и совершенствование педагогического инструментария, который разрабатывается и используется для проведения аудиторных занятий в рамках инновационных практико-ориентированных технологий, основанных на междисциплинарной интеграции (актуализации правоприменительных ситуаций, ситуационного моделирования, мультимедийного проектирования, интерактивного взаимодействия и др.). Совершенствование педагогического инструментария позволяет не только расширять и углублять получаемые обучающимися теоретические знания, но и обеспечивает успешное применение в предстоящей практической деятельности выработанных в процессе обучения профессиональных умений и навыков.

Уже в 70-е годы прошлого столетия многие педагоги-исследователи обращали внимание на перспективность использования тех преимуществ, которые представляет междисциплинарная интеграция, для разработки и реализации практико-ориентированных технологий обучения (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Н.Ф. Талызина и др.). Но и сегодня еще не найдено однозначного ответа на вопрос о том, как построить методику изучения конкретной дисциплины на основе выделенных и установленных межпредметных инвариантов соответствующей науки. И это несмотря на то, что в указанном направлении ведутся активные исследования (Н.И. Вьюнова, В.Ф. Ефименко, И.Б. Моргунов, Т.В. Нерсесов, М.М. Поташник, Н.И. Резник и др.). Еще не сложился и единый подход к разработке инновационных практико-ориентированных педагогических технологий, содержательные основы которых представлены междисциплинарной интеграцией. Проведенные нами исследования позволяют с уверенностью утверждать, что «с помощью дисциплинарных инвариантов можно решать задачи устранения параллелизма и дублирования изучаемого различными дисциплинами учебного материала, преодолевать информационные перегрузки» обучающихся [5, с. 175], что может существенно повысить эффективность образовательной деятельности по профессиональной подготовке лиц, впервые принимаемых на службу в полицию.

Значимыми для повышения эффективности образовательной деятельности с этой категорией обучающихся могут быть следующие полученные нами в процессе проведенных исследований выводы:

1) междисциплинарная интеграция способствует формированию целостной личности каждого обучающегося, вместе с тем она находит отражение в укреплении взаимосвязи процессов обучения, воспитания, личностного развития обучающихся, в формировании готовности сотрудников полиции к успешной реализации сформированных в процессе обучения компетенций в практической правоохранительной деятельности;

2) повышению эффективности образовательной деятельности способствует координация методического сопровождения изучаемых в процессе профессиональной подготовки дисциплин, базирующаяся на современных достижениях в области педагогической интеграции;

3) эффективность междисциплинарной интеграции может быть значительно повышена за счет усиления направленности образовательного процесса на предстоящую профессиональную деятельность сотрудников полиции посредством интеграции теоретической обоснованности и практической содержательности профессиональной подготовки;

4) преимущества, создаваемые междисциплинарной интеграцией, позволяют рационально использовать время, отведенное для представления теоретической информации по отдельным дисциплинам, и время, которое отводится для приобретения обучающимися практических умений и навыков осуществления профессиональной деятельности.

Особая категория лиц, направляемых в ведомственные образовательные организации для профессиональной подготовки по должности «Полицейский», - сотрудники, которые уже имеют определенный опыт практической правоохранительной деятельности. В организации образовательного процесса с этой категорией обучающихся особенно важно учитывать, что:

1) аудиторные занятия с ними необходимо выстраивать «от практики», при этом каждому обучающемуся должна быть предоставлена возможность осмыслить и проанализировать те ситуации, с которыми он уже сталкивался;

2) аудиторные занятия целесообразно ориентировать «на практику», то есть на грамотное представление и последующее изучение, аргументированный анализ и глубокое понимание определенных ситуаций, которые складываются или могут сложиться в профессиональной правоохранительной деятельности.

Своеобразное «двуединство» в направленности аудиторных занятий «от практики» и «на практику» в своей основе имеет интеграцию теории и практики и междисциплинарную интеграцию как ее составляющую. Теоретико-методологическое обоснование используемым на таких аудиторных занятиях практико-ориентирован- ным технологиям формируют подходы контекстного и личностно-ориентированного обучения, которые подробно представлены в многочисленных публикациях и вошли в классические учебники по педагогике. Использование практико-ориентированных технологий тесно связано с применением различных методических приемов. Наиболее эффективным, как показывает практика, становится перевод обучающихся в позицию развивающихся профессионалов с помощью профессионального позиционирования. Для этого осуществляется их своеобразное «погружение» в конкретную ситуацию профессиональной правоохранительной деятельности, в которой необходимо принять обоснованное решение, способствующее ее разрешению, проявить сформированную позицию профессионала. По мнению А. А. Вербицкого и М.Д. Ильязовой, которое мы разделяем, «в учебных профессионально ориентированных ситуациях происходят усвоение и актуализация профессиональных знаний, компетенций, становление смыслообразую- щих профессиональных мотивов, развитие профессионально важных качеств, профессионального мышления, приобретается опыт реализации знаний, а также эмоционально-волевой регуляции» [6, с. 92]. Этим определяются важное место указанного методического приема в используемых технологиях практико-ориентированно- го обучения и его значение для повышения эффективности профессиональной подготовки, формирования целостной личности сотрудников полиции.

Здесь особенно важно подчеркнуть, что профессионально ориентированные ситуации должны быть тщательно проработаны преподавателем еще до представления их обучающимся. Что касается сопровождающего их (ситуации) методического инструментария, то он должен включать такие средства обучения (слайды, аудиозаписи, видеосюжеты и др.), которые усиливают восприятие и помогают найти, обосновать и представить правильные и грамотные решения. При этом для организации обсуждения предлагаемых обучающимися решений в рамках каждой конкретной профессионально ориентированной ситуации полезно использовать такие эффективные и широко применяемые методы, как направляемые на достижение установленных целей дискуссии, выявление и обсуждение тех профессиональных и жизненных казусов, которые могут сопутствовать развитию конкретной ситуации, совещания профессионалов и др. Главным для преподавателя становится обеспечение гармоничного сочетания педагогических форм, методов и средств в используемой им практико- ориентированной технологии.

Исследование с позиций интеграции теории и практики проблемы повышения эффективности профессиональной подготовки тех, кто впервые принимается на службу в полицию, как одного из важных направлений кадровой политики МВД России показывает, что:

1) в результате профессиональной подготовки должна быть сформирована целостная личность сотрудника полиции, который обладает необходимой компетентностью и готовностью применить на практике полученные знания, приобретенные умения и навыки;

2) при разработке образовательными организациями МВД России рабочих программ для осуществления профессиональной подготовки этой категории обучающихся систему профессиональных и профессионально-специализированных компетенций необходимо дополнить следующей общекультурной компетенцией: «Способность осознавать гуманистический смысл правоохранительной деятельности, ее направленность на защиту интересов общества, государства и его граждан, понимать ценностно-мотивационную ориентацию правоохранительной деятельности»;

3) нужно обеспечить внедрение в образовательный процесс инновационных технологий практико-ориентированного обучения, построенных на междисциплинарной интеграции. Это позволит наполнить требуемым содержанием получаемые обучающимися теоретические знания, расширить и углубить их, а также обеспечит успешное применение в практической правоохранительной деятельности тех профессиональных умений и навыков, которые выработаны в процессе обучения;

4) особенно важно обеспечить умелое использование преподавателями методического приема перевода слушателей в позицию развивающихся профессионалов, который (перевод) достигается посредством профессионального позиционирования и «погружения» обучающихся в определенную ситуацию, требующую принятия обоснованных решений и осуществления грамотных действий.

Приведенные нами выводы показывают, что исследование проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников полиции, к которому мы подходим с позиций интегративного подхода на основе интеграции теории и практики, может способствовать не только повышению эффективности образовательной деятельности ведомственных образовательных организаций, но и повышению эффективности осуществления кадровой политики МВД России, способствовать решению тех задач, которые встают перед органом исполнительной власти в изменяющихся условиях осуществления правоохранительной деятельности. Интересные перспективы открываются перед исследованием обозначенных проблем в связи с использованием интегративно-личностного подхода, приобретающего в последние годы все больше сторонников [7, с. 17].

 
Библиографический список:

1. Колокольцев В. А. Итоги. Задачи. Перспективы. Ответы на вопросы редакции газеты «Щит и меч» // Щит и меч. 2016. № 42 (1538). 10 ноября.
2. Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Васильев Г.Н., Келасьев В.Н. Самоорганизация целостности: психо- и социогенез. СПб: Изд. дом СПбУ, 2003. 204 с.
4. Мещерякова Е.И., Панферкина И.С. Интегративный подход к профессиональной подготовке специалистов для подразделений по делам несовершеннолетних: Монография. Воронеж: ВИ МВД России, 2015. 198 с.
5. Вербицкий А. А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: Монография. М.: Логос, 2011. 288 с.
6. Комарова Э.П., Фетисов А.С. Формирование профессиональных качеств педагога: проблемы интеграции // Антропоцентрические науки: инновационный взгляд на образование и развитие личности: Материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Воронеж: Научная книга, 2018. С. 30-34.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (29.04.2019)
Просмотров: 23 | Теги: профессиональная подготовка, полиция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь