Среда, 19.09.2018, 02:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНОВ И КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

А.С.Аджикова, Н.Н.Школьникова

ИНТЕГРАЦИЯ РЕГИОНОВ И КАЧЕСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье определена роль интеграционного взаимодействия регионов в их социально-экономическом развитии и обозначены предпосылки развития интеграционных процессов. Выявлена взаимозависимость качества экономического пространства и интенсивности интеграционных процессов. Качество экономического пространства рассматривается как фактор готовности регионов к интеграционному взаимодействию. В связи с этим предпринята попытка оценки имеющихся возможностей для межрегионального сотрудничества и интенсивности интеграционных процессов в субъектах Северо-Кавказского федерального округа. Хронологическим периодом для оценки аналитических показателей является период с 2008 по 2013 год. Авторами проведено ранжирование субъектов СКФО по основным характеристикам экономического пространства и оценке уровня интеграции. На основании расчетов сделаны выводы о степени реализации интеграционного потенциала регионов. Проведенный анализ выявил несовпадение среднего ранга уровня интеграционной активности со средним уровнем оценки качества экономического пространства у многих субъектов округа. Ряд регионов СКФО, имея благоприятные условия для межрегионального сотрудничества, тем не менее остаются в аутсайдерах по коэффициенту интеграции. Большая часть регионов округа не реализует имеющийся интеграционный потенциал. С другой стороны, отдельные регионы, несмотря на низкий обобщающий балл сложившихся условий для интеграции, вышли в лидеры округа по интеграционному сотрудничеству. Учитывая, что интеграционные процессы способствуют улучшению характеристик экономического пространства и повышению конкурентоспособности региональных экономик, в настоящее время актуализируются вопросы интенсификации межрегионального экономического сотрудничества. Стимулирование интеграционной активности возможно на основе повышения качества экономического пространства за счет совершенствования действующего инфраструктурного комплекса, обеспечивающего и обслуживающего интеграционное взаимодействие регионов. В этой связи представляется целесообразным создание и поддержка различных интеграционных форм пространственной организации, совершенствование действующего инфраструктурного комплекса, обеспечивающего и обслуживающего интеграционное взаимодействие регионов, разработка общей для округа стратегии интеграционных процессов и т. д.

Ключевые слова: интеграция, факторы интеграции, качество экономического пространства, плотность, размещение и связанность экономического пространства, коэффициент интеграции, ранжирование регионов.

 
Характерной особенностью современного этапа развития экономики является межрегиональная интеграция. Межрегиональное сотрудничество становится мощным инструментом ускоренного развития и повышения конкурентоспособности региональных экономик. Экономическая интеграция регионов создает благоприятные условия для социально- экономического развития взаимодействующих территорий на основе более рационального использования местных ресурсов, повышения уровня предпринимательской активности, установления долгосрочных партнерских отношений между отдельными предприятиями и регионами в целом [2; 5].

Межрегиональные связи формируются как на микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (регион, группа регионов). Предприятия, вовлеченные в интеграционное взаимодействие, получают реальные выгоды: увеличение объема продаж, снижение затрат, позиционирование на межрегиональном рынке и т. д.

В дальнейшем интеграционные процессы способствуют увеличению размера и емкости рынка, росту занятости населения, использованию преимуществ разделения труда, специализации и кооперированию производства в интересах интегрирующихся региональных экономик.

На интенсивность интеграционных процессов оказывают влияние определенные факторы. Во-первых, географическая близость интегрирующихся территорий, наличие общих границ и транзитных транспортных магистралей. Современные интеграционные процессы наиболее активны в соседних регионах, где исторически заложены возможности для взаимодействия предпринимательских структур. Предприятия интегрирующихся регионов, географически приближенные друг к другу, имеют возможность расширения рынков сбыта с минимальными логистическими издержками.

Во-вторых, специализация производства, наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся территорий и их кооперация. Региональная специализация как форма разделения труда между регионами способствует росту концентрации однородного производства и изготовления однородных продуктов труда сверх внутренних потребностей. Тем самым создаются объективные предпосылки для межрегионального обмена товарами, услугами, научно-техническими знаниями.

В-третьих, общность социально-экономических проблем интегрирующихся регионов и единство целей государственной региональной политики. Интеграционное взаимодействие территорий позволяет ослабить вопросы занятости населения, дотационности бюджетов, разрешить противоречия монопрофильности экономики и преодолеть перекосы хозяйственной структуры. Производство только в рамках региона не позволяет осуществлять самодостаточное развитие территории, успешно решать социально-экономические проблемы. В такой ситуации для отдельных регионов необходимым становится выход на более высокий уровень хозяйственной эффективности, который может обеспечить межрегиональное сотрудничество. Кроме того, межтерриториальная интеграция предприятий позволяет осуществлять крупные региональные инновационные проекты, которые невозможно реализовать на уровне отдельно взятого региона [4].

Таким образом, межрегиональная интеграция представляет собой закономерный процесс нарастания тесноты экономических связей в результате взаимопроникновения и включения интегрирующихся регионов в единый хозяйственный оборот на основе разделения труда в соответствии с ресурсной региональной ориентацией посредством обмена и движения товаров, услуг, капитала, трудовых ресурсов. Межтерриториальная интеграция является важным индикатором социально-экономического развития. Уровень социально- экономического развития регионов существенно зависит от включенности территориальной экономики в национальную, связанности экономического пространства и интенсивности межрегиональных взаимодействий.

Интенсивность интеграционных процессов тесно связана с категорией экономического пространства. Чем выше качество экономического пространства, тем более полно реализуется интеграционный потенциал и используются региональные преимущества, такие как природные, производственные, транспортные, кадровые и другие [3; 4; 6].

Экономическое пространство России отличается значительной неоднородностью. Регионы обладают различным трудовым, природным, производственным и инфраструктурным потенциалом. В связи с этим территории (в значительной степени) дифференцированы по уровню экономического развития. Усилению ассиметричности развития регионов способствовали преобразования российской экономики в 90-е годы [4]. Интенсивность межрегиональных взаимодействий была значительно ослаблена в результате разрыва связей между предприятиями по поставкам сырья, материалов, готовой продукции, действовавших в плановой экономике.

Образование суверенных государств СНГ привело к тому, что множество предприятий одномоментно оказались за пределами национальной экономики. Гиперинфляция, нарушение ценовых пропорций, смена собственности и организационной структуры управления также содействовали дезорганизации работы отлаженного в советский период механизма кооперации. В связи с этим прежние рынки факторов производства были уничтожены, а новые практически еще не сформировались. Поэтому предприятия вынуждены были менять географию рынков сбыта и рынков снабжения, ориентируясь на локальные ресурсы и местных потребителей продукции. Эти факторы, разумеется, отразились на изменении выпуска объема продукции предприятиями и, как следствие, на объемах перевозок.

Таким образом, рыночные реформы создали угрозу целостности экономического пространства России. Отдельные предприятия предпринимают попытки компенсировать негативные издержки экономических реформ выходом на внешний рынок и увеличением поставок за рубеж. Однако, во-первых, эти тенденции не имеют массового характера, так как основная часть предприятий не обладает достаточной финансовой базой для внешнеэкономических связей; во-вторых, структура российского экспорта однобока с ярко выраженным сырьевым характером [1].

Компенсировать сложившуюся ситуацию можно путем повышения качества экономического пространства. Качество экономического пространства определяется многими характеристиками и параметрами. Среди них прежде всего следует выделить:

- плотность (численность населения, объем валового регионального продукта, природные ресурсы, основной капитал и т. д. на единицу площади пространства);

- размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности, в том числе существование хозяйственно освоенных и неосвоенных территорий);

- связанность (интенсивность экономических связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей) [4]. Так, в определенной степени об имеющихся условиях для межрегиональной интеграции можно судить по основным характеристикам экономического пространства. В частности, уровень плотности в таблице 1 представлен показателями валового регионального продукта и основных фондов на единицу площади. Уровень размещения предлагается оценить по показателям оборота организаций и инвестициям в основной капитал на душу населения. Степень связанности можно рассматривать по инфраструктурным показателям плотности железнодорожных путей на 10 000 кв. км и плотности автодорог на 1 000 кв. км территории.

Ранжирование субъектов Северо-Кавказского федерального округа по показателям плотности за 2008-2013 гг. выдвигает Республику Северная Осетия - Алания на первое место с большим отрывом. Аналогичный подсчет мест по показателям размещения позволяет определить Ставропольский край как самый результативный. Оценка регионов по наиболее стабильным показателям плотности дает возможность отметить Республику Северная Осетия - Алания и Чеченскую Республику в числе имеющих наиболее высокую густоту автомобильных дорог и железнодорожных путей.

Средний ранг рейтинга регионов СКФО по оценке степени готовности к интеграционным процессам, рассчитанный по сумме мест по всем рассмотренным показателям, выводит в тройку лидеров Республику Северная Осетия - Алания, Чеченскую Республику и Ставропольский край. Карачаево-Черкесская Республика занимает последнее, 7-е место.

Таблица 1
Оценка степени готовности регионов СКФО к интеграционным процессам (условия для интеграции)


Примечание. Составлено авторами по: [9, с. 476, 501, 548, 791, 803, 1176].

Характер интеграционных процессов и их активность во многом обусловлены спецификой социально-экономического развития территории. СКФО почти полностью состоит из национально-территориальных субъектов (республик), имеющих трансграничный потенциал и сосредоточение транспортно-коммуникационных связей и товарных потоков по линии «север - юг». Субъекты СКФО отличает многонациональность и многоконфессиональность и значительная социально-политическая конфликтность, что сдерживает развитие межрегионального взаимодействия. Для субъектов СКФО характерна аграрная направленность экономики, недостаточное развитие промышленности, невысокая технологичность и наукоемкость производства. Кроме того, отличительной особенностью данного макрорегиона является наличие санаторно-курортного и туристско-рекреационного потенциала. В то же время имеющиеся возможности социально-экономического развития региона используются не в полной мере. Практически все регионы СКФО являются дотационными, с высоким уровнем безработицы и социальной напряженности. Реализации конкурентных преимуществ региональных экономик, решению острых социальных проблем и выравниванию уровня социально-экономического развития субъектов округа может способствовать активизация интеграционных процессов.

Интенсивность интеграционных процессов в регионах, в частности, можно оценить по коэффициенту интеграции. Расчеты за 20082013 гг. указывают в числе наиболее преуспевающих следующие регионы СКФО: Ставропольский край - 1-е место, Карачаево-Черкесская Республика - 2-е место, Республика Северная Осетия - Алания - 3-е место (табл. 2).

О реализации имеющегося потенциала интеграции можно судить путем сопоставления обобщающих показателей экономического пространства и уровня интеграции. Соотношение среднего ранга по характеристикам качества экономического пространства и среднего ранга уровня интеграции в регионах СКФО за 2008-2013 гг. позволяет сделать следующие выводы (см. табл. 3, рисунок). Единственный субъект федерального округа, у которого совпадают ранги (4-е место), - Кабардино-Балкарская Республика. Следовательно, данный субъект достаточно полно использует экономические и инфраструктурные возможности для интеграции. Большая часть регионов не полностью реализует имеющийся потенциал для межрегиональных торговых взаимодействий, особенно Чеченская Республика и Республика Северная Осетия - Алания (положительная разница в рангах уровня интеграции и степени готовности к интеграции). Напротив, Карачаево-Черкесская Республика вопреки наиболее низким в округе параметрам основных характеристик качества экономического пространства проявляет высокую интеграционную активность с разницей мест в пять пунктов. У Ставропольского края - лучшая сумма мест (отрицательная разница - 2) с той же тенденцией [1; 7; 12]. Следовательно, ограничитель стартовых условий интеграции не является неизбежным препятствием для взаимного межрегионального торгового сотрудничества.

Для интенсивных интеграционных взаимоотношений особое значение имеет наличие высокоразвитой рыночной инфраструктуры, позволяющей различным бизнес-структурам эффективно взаимодействовать независимо от их территориальной принадлежности. Усиление интегрированности экономического пространства предполагает однородность в уровнях развития рыночных структур регионов, то есть интеграция невозможна без преодоления межрегиональных различий в функционировании рыночных институтов и механизмов. В связи с этим для преодоления территориальных барьеров на пути движения капитала, товаров, рабочей силы следует предусмотреть институциональное оформление интеграционных процессов.

Таблица 2
Оценка уровня интеграции регионов СКФО по коэффициенту интеграции (отношению ВРП к объему оптовой торговли), ед.


Примечание. Составлено авторами по: [11, с. 293, 495].

К потенциальным эффектам интеграции регионов можно отнести: возможность выхода из депрессивного состояния, достижение самодостаточности и обеспечение экономической безопасности регионов; реализацию конкурентного потенциала территории на основе более рационального и эффективного использования локальных ресурсов; реализацию совместных крупных инвестиционных проектов; расширение границ экономического пространства; повышение уровня жизни населения и т. д. [2].

В ходе интеграции происходят глубокие структурные сдвиги в экономике интегрирующихся регионов, складываются более эффективные производственные пропорции на основе развития производства до уровня, предполагающего специализацию. Интеграционные процессы в первую очередь приводят к преодолению рамок региональной ограниченности.

Усиление экономических связей территориально приближенных регионов в конечном итоге способствует формированию единого экономического пространства, расширению конкурентных позиций на основе взаимодополняемости экономического потенциала. В то же время регионы, не включенные в систему интеграционных взаимодействий, ограниченные локальной ресурсной базой, нарушают единство экономического пространства страны, усиливая межрегиональную экономическую дифференциацию, и могут потенциально стать источником угрозы национальной безопасности [9; 10].

Таблица 3
Сопоставление обобщающих результатов по ранжированию регионов СКФО в оценке условий и уровня интеграции


 

Рисунок. Сопоставление обобщающих результатов по ранжированию регионов СКФО в оценке условий и уровня интеграции
Примечание. Составлено авторами.

Процессы межрегиональной интеграции должны быть подкреплены государственной поддержкой в форме институциональной и законодательно-правовой базы. Наличие единого инструментария и административно-управленческого стимулирования экономического сотрудничества регионов СКФО должно быть
направлено на разработку общей для округа стратегии интеграционных процессов, которая должна стать синтезом индивидуальных региональных программ развития с учетом уникальных особенностей и собственных приоритетов каждой территории.

Активизация интеграционных взаимодействий должна быть основана на совершенствовании действующего инфраструктурного комплекса, обеспечивающего и обслуживающего интеграционное взаимодействие регионов. В связи с этим необходимо развитие объектов транспортной и логистической инфраструктуры, создание и поддержка существующих «мягких» интеграционных форм пространственной организации (межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, межрегиональных финансово-промышленных групп, внутри- и межотраслевых объединений и т. д.). Интенсификация интеграционных процессов возможна при наличии единого инструментария административно-управленческого стимулирования экономического сотрудничества регионов СКФО. Вследствие этого представляется целесообразной разработка общей для округа стратегии интеграционных процессов на основе индивидуальных региональных программ развития с учетом конкурентных преимуществ и собственных приоритетов каждой территории.

Таким образом, интеграция направлена на возрастание взаимосвязей и взаимодополняемости экономик регионов, снижение дифференциации и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, повышение уровня и качества жизни населения. Межрегиональная интеграция экономик субъектов СКФО расширяет горизонты использования конкурентных преимуществ регионов и позволяет существенно повысить экономический потенциал территории.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аджикова, А. С. К вопросу оценки интеграционных процессов и перспектив межрегионального взаимодействия предпринимательских структур Северо-Кавказского федерального округа / А. С. Аджикова, Н. Н. Школьникова // Вестник Академии : науч. журн. Моск. акад. предпринимательства при Правительстве Москвы. - 2014. - № 2. - С.77-88.
2. Бурьков, С. М. Механизм интеграции регионов России в систему мировой экономики / С. М. Бурьков // Экономика региона. - 2005. - № 2. - С. 50-56.
3. Гагарина, Г. Ю. Сетевые структуры и их роль в формировании и развитии пространственной интеграции экономики регионов / Г. Ю. Гагарина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2012. - №5 (44). - С. 17-19.
4. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - 5-е изд. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. - 416 с.
5. Гришин, В. И. Российское экономическое пространство: проблемы и перспективы реструктуризации / В. И. Гришин, Г. Ю. Гагарина. - М. : Инфра-М, 2013. - 187 с.
6. Курбанова, З. З. Региональный подход к решению проблем территориальной экономической интеграции / З. З. Курбанова // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4 (36). - С. 39-44.
7. Митрофанова, И. В. Управляемое социально-экономическое развитие регионов и округов России: мифы и рифы стратегического менеджмента / И. В. Митрофанова // Менеджмент и бизнес- администрирование. - 2010. - № 4. - С. 62-71.
8. Модели региональной интеграции: прошлое и настоящее / под ред. А. С. Маныкина. - М. : Ол Би Принт, 2010. - 628 с.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2015 : стат. сб. - М. : Росстат, 2015. - 1266 с.
10. Рой, О. М. Проблемы интеграции российских регионов в экономическое пространство других государств / О. М. Рой // Управленческие науки. - 2012. - № 1 (2). - С. 108-112.
11. Российский статистический ежегодник. 2015 : стат. сб. - М. : Росстат, 2015. - 727 с.
12. Старокожева, Г. И. Хозяйственный комплекс Южного федерального округа в условиях ВТО: пути снижения отраслевых рисков / Г. И. Старокожева, И. В. Митрофанова // Региональная экономика. Юг России. - 2013. - № 1. - С. 75-81.

Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. "Экономика. Экология. 2016. №2 (35)

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (16.05.2017)
Просмотров: 793 | Теги: интеграция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь