Суббота, 16.02.2019, 07:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ К

Бикмуллина А.Р.
Бикмухаметов Р. К

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА КАК УСЛОВИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В качестве важнейших критериев профессиональной адаптации педагогов по физической культуре мы рассматриваем эффективность профессиональной деятельности и профессиональную этику. Для успешного формирования профессиональной этики будугщих педагогов по физической культуре необходима интеграция образовательного и профессионально-производственного пространств.

Ключевые слова: профессиональная этика, профессиональная адаптация, педагог по физической культуре, образовательное пространство.

 

Введение. В специальной литературе отмечается несоответствие структуры подготовки физкультурных кадров реальной практике, которое сказывается на качестве труда выпускников физкультурных вузов, на сроках их профессиональной адаптации, на степени удовлетворенности своим трудом и на престиже профессии физкультурного работника.

Выпускник вуза только в течение двух-трех лет работы адаптируется социально и профессионально, т.е. становится членом микросоциума, усвоив формальную и неформальную иерархию и заняв в ней свое место; признав нормы взаимоотношений между коллегами, свойственные именно данному коллективу; определив для себя социальные и профессиональные перспективы в этом коллективе; сформировав потребность координировать свои поступки с мнением коллектива и т.п., что в совокупности определяет моральную и заметную извне поведенческую составляющие профессиональной компетентности [6].

Сокращение периода адаптации как этапа становления профессионала должно привести к снижению затрат на подготовку педагогических кадров. Соответственно, значительного внимания требует создание соответствующей психолого-педагогической обстановки подготовки будущих педагогов по физической культуре. Из-за тесного переплетения профессионально-личностных взаимоотношений преподавателя и студентов с предметно-содержательной стороной учебного процесса любая учебная ситуация независимо от нашего желания становится ситуацией учебно-воспитательной. Поэтому конструирование учебной деятельности студентов при подготовке преподавателей по физической культуре должно учитывать не только содержание и структуру обучения, но и систему социальных отношений, реализующихся во всех учебных и профессионально-педагогических ситуациях. Речь, таким образом, идет об образовательном пространстве вуза как системной совокупности взаимодействий и взаимовоздействий преподавателей и студентов, и среды между ними (внутренние отношения). В качестве ведущего компонента образовательного пространства рассматривается личность студента и его взаимодействия с содержанием, методиками и технологиями обучения.

Образовательное пространство выступает в качестве формы процесса образования, захватывая некоторую часть окружающей среды и одновременно, человека, как участника взаимодействия среды и личности. Оно воздействует не только на тех, кто непосредственно в него погружен, но в силу многочисленных связей между людьми, практически на всех остальных членов общества [2]. В образовательном пространстве каждый студент способен интегрировать в своем сознании различные профессиональные сферы, что позволяет ему расширять пространство собственного профессионального развития, проживать различные профессиональные модели жизни, сопрягать в своем сознании различные типы мышления. Речь идет о формировании профессионально-производственного пространства.

Профессионально-производственное пространство предполагает освоение в процессе профессиональной деятельности специалистом по физической культуре норм профессиональной этики, а также включение в многокомпонентное взаимодействие субъектов данного пространства как целостный процесс личностно-профессионального развития.

В первые годы работы одновременно с социальной адаптацией происходит доучивание молодого специалиста по физической культуре в профессиональной области: он знакомится с конкретной административной схемой управления, воспринимает порядок принятия педагогических и физкультурно- оздоровительных решений, знакомится с инструментарием и доступным набором типовых для данного учреждения технологий обучения, воспринимает свойственный данному коллективу педагогический почерк, а также совершенствует профессиональные умения и навыки.

Основные положения. Процесс социально-профессиональной адаптации рассматривается как переход из зоны актуального личностного и профессионального развития в зону потенциального личностного и профессионального развития. Таким образом, процесс социально- профессиональной адаптации - это процесс расширения зоны актуального личностного и профессионального развития. И поэтому социально-профессиональная адаптация рассматривается как личностное и профессиональное развитие за относительно короткий период времени. При этом устанавливается, что процесс социально-профессиональной адаптации педагога по физической культуре определяется тремя параметрами: личностным и профессиональным развитием учителя, уровнем развития его педагогической деятельности и особенностями образовательной среды [3].

Если личностное и профессиональное развитие учителя по физической культуре, или уровень его педагогической деятельности, или уровень мотивированности будут недостаточными, то особенности образовательной среды не дадут возможности перехода в зону потенциального развития, что неминуемо приведет к обострению адаптационных процессов и возникновению серьезных профессиональных проблем. Поэтому уровень здоровья и физического развития педагога по физической культуре выступает в качестве важного условия осуществления им функций высококвалифицированного специалиста, а потребность в сохранении и развитии здоровья - в качестве фактора социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда. Здоровье составляет главную, относительно неспецифическую динамическую основу продуктивности всех аспектов труда педагога и общего благополучия человека и является одной из основных общественных и личностных ценностей, показателем профессиональной этики педагогов по физической культуре.

Однако при равных условиях уровень профессиональной этики и личностные качества выпускников играют заметную роль в их успехах в профессиональной адаптации. При этом мотивация играет роль движущей силы процессов адаптации и развития.

Педагогическая деятельность учителя физической культуры, включая все общепедагогические компоненты деятельности, наполняет их новым содержанием в силу специфических, отличительных особенностей учительской профессии. Профессиональная деятельность педагога по физической культуре направлена на формирование культуры здоровья и двигательной деятельности, практическую реализацию средствами физической культуры принципов активного и здорового образа жизни. Педагогическое взаимодействие в двигательном воплощении является основным обучающим и воспитательным инструментом психолого-педагогической структуры деятельности учителя физической культуры.

Профессиональная деятельность специалистов по физической культуре, через учебную, практическую, научную, педагогическую, спортивную деятельности, приобретает некую специфичность, отсюда, происходит опредмечивание специальных способностей преподавателя этой области.

Мы полагаем, что формирование профессиональной этики связано с наличием у специалиста по физической культуре профессионального интереса к педагогической деятельности как действенного фактора развития профессиональных качеств, побуждающих педагога во всех видах деятельности настойчиво и целеустремленно овладевать этическими знаниями и умениями для повышения качества профессиональной подготовки.

Таким образом, адаптация молодого специалиста по физической культуре (выпускника вуза) происходит следующим образом: адаптация профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в вузе к условиям трудовой и профессиональной деятельности, и только потом - адаптация, направленная на выстраивание отношений в коллективе и с учениками, признание моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации (например, норм взаимоотношений между коллегами).

Адаптация связана с изменением образов. А.И.Худяков считает, что обобщенный образ формируется в течение всей жизни человека, соответственно, в течение всей профессиональной жизни происходит трудовая и профессиональная адаптация. Необходимым условием достижения и сохранения профессиональной успешности в системе «человек - профсреда» является способность человека гибко изменять свою систему профессиональных образов в соответствии с изменением ситуации (см. С.А.Дружилов [4]). Другими словами, реализация профессиональных способностей (актуальных, включенных в структуру выполняемой деятельности, и потенциальных, которые пока не включены в нее возможна лишь в том случае, если носитель этих способностей адаптируется, т.е. «вписывается» в производственную и социально- экономическую реальность [5]. Именно такая адаптация обеспечивает надежность профессиональной деятельности специалиста по физической культуре, его профессиональную устойчивость.

Из всего разнообразия проявлений феномена адаптации нас интересует проявление адаптации в трудовой и профессиональной деятельности. Ф.Б.Березин определяет психическую адаптацию как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям [ 1 ].

На этапе вхождения молодого специалиста по физической культуре в новый для него трудовой коллектив, в организацию с установившимися правилами, традициями должна преобладать стратегия адаптивного поведения. Эта стратегия позволяет человеку конструктивно войти в технологический процесс, характеризующийся своими нормативами, освоить необходимые алгоритмы труда, определяемые внутренними правилами и распорядками, вписаться в сложившиеся информационные потоки, в систему деловых и межличностных отношений членов педагогического коллектива. При адаптивном поведении человек проходит процесс профессиональной социализации, связанный с «присвоением» накопленного социального и личностного опыта в коллективе.

По мнению С.А.Дружилова при выборе стратегии профессиональной адаптации специалист оценивает: а) требования, предъявляемые к нему со стороны профессиональной среды; б) собственный индивидуальный ресурс профессионального развития в плане возможности изменения профессиональной среды или изменения себя как профессионала; в) цену усилий (физические и психологические затраты) при выборе стратегии изменения профессиональной среды или самокоррекции себя как профессионала. Оценка всех этих параметров в большинстве случаев происходит на неосознаваемом, интуитивном уровне [4].

Обычно исследователи при рассмотрении профессиональной (или социально- профессиональной, подчеркивая при этом роль социального взаимодействия) адаптации выделяют два типа адаптационного процесса, характеризующихся, соответственно: 1) преобладанием пассивного, конформного принятия ценностных ориентаций; 2) с преобладанием активного воздействия человека на профессионально-социальную среду.

Истинная адаптация - это всегда активный процесс: будь то активное изменение профессиональной среды или активное самоизменение и самоприспособление молодого специалиста к социуму (с коррекцией собственных установок и привычных поведенческих стереотипов). Причем, активное изменение себя, оставаясь процессом профессиональной адаптации (приспособления) педагога по физической культуре к трудовой деятельности, может объективно протекать как процесс развития человека-профессионала, развития его профессионализма. Это наглядно можно представить на примере вхождения молодого специалиста по физической культуре в новую для него профессиональную среду со сложившимися профессиональными традициями и стилем совместной деятельности.

Выводы. В качестве важнейшего критерия профессиональной адаптации мы рассматриваем эффективность профессиональной деятельности.

Профессиональная адаптация - процесс непрерывный, постоянно активизирующийся в изменяющихся условиях профессиональной среды. Профессиональная этика (корпоративная), являясь приоритетным условием адаптации к профессиональной деятельности, призвана в первую очередь, усилить составляющую взаимоотношений в коллективе и с учениками (моральные кодексы специалиста), профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в корпоративность), особую форму ответственности, обусловленную предметом и родом деятельности педагога по физической культуре. По-нашему мнению, для успешного формирования профессиональной этики будущих педагогов по физической культуре необходима интеграция образовательного и профессионально-производственного пространств. Иначе говоря, в сферу взаимодействия субъектов (педагогов, студентов и среды, взаимоотношений между ними) необходимо включить требования, нормы и правила корпоративной этики, предъявляемые работодателем.

Литература

1. Березин Ф.Б. «Психическая и психофизиологическая адаптация человека». Л., 1988.
2. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущего педагога. Учебно- методическое пособие. - Казань, 2002. - 165 с.
3. Бикмухаметов Р.К. Проектирование интеграции физического и духовного воспитания студентов педагогических учебных заведений. - Изд-во Казанск. ун¬та, 2003. -238 с.
4. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. - Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. - 242 с. «Гуманитарные исследования в образовании».
5. Платонов К.К. О системе психологии. —М., 1972.
6. Фазлеев Н.Ш. Компетентностно ориентированный подход к профессиональной подготовке педагога по физической культуре и спорту. М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 200с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.01.2019)
Просмотров: 21 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь