Пятница, 14.12.2018, 22:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Интеграция научной и физкультурно- спортивной деятельности в условиях регионального физкультурного вуза

С.С.Гуляева, П.Д.Гуляев

Интеграция научной и физкультурно- спортивной деятельности в условиях регионального физкультурного вуза

Аннотация. Высокий уровень современного спорта неразрывно связан с достижениями науки и техническим прогрессом, что создает реальные предпосылки для качественно нового подхода при решении ряда проблем человеческой деятельности, в том числе, и спортивной подготовки. В условиях непрерывной системы физкультурного образования и многолетнего цикла подготовки спортсменов, присутствие научного сопровождения является значимым фактором эффективности функционирования данной системы.
 

Ключевые слова: интеграция, наука, спорт, непрерывное физкультурное образование, подготовка спортсменов.

 

Интеграция хорошо используется в различных отраслях как объединение в целое, каких либо частей, элементов; процесс взаимного приспособления, интегрировать — производить интеграцию, объединять части в целое, а также включать новый элемент в существующую систему. Система представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов, ориентированных на достижение поставленной цели. Интеграция и системность могут эффективно применяться в физическом воспитании и спорте, физкультурном образовании (Ю. Железняк, 2011).

Интеграция науки, образования и практики в сфере спорта и физического воспитания — многоплановый процесс, с трудно предсказуемым ростом связей между ними. В одном случае интеграция ведет к укреплению связи науки со спортивной практикой, в другом — науки с образованием, в третьем — образованием с практикой. Расширение и углубление интегральных процессов обеспечивает переход результатов спортивно-научных исследований в теоретические основы спортивной практики.

Современный уровень развития образования, физического воспитания и спорта требует постоянного поиска новых способов управления деятельностью обучающихся и их научного обоснования. Интеграция науки и практики представляет собой необходимое условие дальнейшего совершенствования практики образования, физического воспитания и системы подготовки спортсменов.

Без конкурентоспособной науки не может быть профессионального спорта. А профессиональный спорт, в свою очередь, такой же интересный и важный с исторической точки зрения и в масштабах всего человечества процесс, как тяга человека к научному знанию и изучению окружающего нас мира.

Как справедливо отмечает Л. Матвеев, спорт из эмпирической области культуры ускоренными темпами превращается в объект глубокого и всестороннего научного познания. По своей сущности является отражением ряда закономерностей развития спорта как независимого явления, а также общих тенденций в современном научном познании.

Интенсивные научные исследования в сфере спорта определяются, прежде всего, возросшим значением его общественных функций — воспитательных, оздоровительных, интегративных, идеологических, познавательных и т. д. Их реализация находится в прямой зависимости от двигательных возможностей человека, получающих общественную оценку в процессе спортивного соревнования. Растущая необходимость научного подхода к процессу спортивного совершенствования для более полного раскрытия физических и духовных сил человека неразрывно связана с его производственной, общественной и культурной деятельностью. Именно посредством этого аспекта в науке о спорте появляется общая закономерность в развитии современной науки как производительной силы общества (А. Новиков) .

Вместе с тем в настоящее время не наблюдается должной связи между научными исследованиями и тренерско-педагогической практикой. Несмотря на достаточное научно-методическое обеспечение дидактического процесса, интеграция науки и практики не отвечает современным требованиям. Работа педагогов и тренеров нередко основывается на интуиции и собственном опыте. Результаты научных исследований далеко не всегда находят применение в практике подготовки специалистов и спортсменов (А. М. Доронин, Д.А., Романов, Т. П. Хлопова, 2007)

Доказано, что активные занятия студентов в группах спортивного совершенствования не мешают основной учебе в институте, а даже несколько повышают их успеваемость. Это объясняется тем, что тренировки студентов-спортсменов являются активным отдыхом от умственной работы, а смена деятельности значительно повышает работоспособность.

В физкультурно-спортивной деятельности ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Именно на спортивных тренировках проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. Эти качества необходимы при подготовке высококвалифицированного специалиста, от деятельности которого зависит эффективность и продуктивность руководимого им участка работы, людей, находящихся в его подчинении (С. В. Мусина, Е. В. Егорычева, М. К. Татарников, 2010) .

В Республике Саха (Якутия) одним из центров подготовки спортсменов является Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Вуз видит стратегической задачей своего развития создание ведущего вуза Российской Федерации, способного адаптироваться к условиям конкуренции на основе развития кадрового потенциала, развития образования, науки и инноваций, осуществления партнерства с работодателями, развития студенческого спорта и спорта высших достижений. Деятельность вуза направлена на формирование научно-образовательной системы, осуществляющей интеграцию науки, образования и спорта.

На данном этапе он представляется в роли базового ресурсно-координационного центра региональной системы непрерывного физкультурно-спортивного и педагогического образования, а также научного ядра, на базе которого создана реально функционирующая преемственная структура: центр развития ребенка (детский сад) — спортивная школа олимпийского резерва — училище олимпийского резерва — вуз (бакалавриат) — вуз (магистратура), что предполагает организацию непрерывной интегративной деятельности с физкультурно- спортивными учреждениями среднего, высшего и дополнительного профессионального педагогического образования Республики Саха (Якутия). С 2004 г. в качестве федеральной экспериментальной площадки Министерства науки и образования Российской Федерации институт реализует проект по организации системы непрерывного образования «Чемпион своей судьбы».

Особое внимание уделяется спортсменам высшего спортивного мастерства Регионального Центра спортивной подготовки, открытого на базе ЧГИФКиС и научно-методическому сопровождению спортивной деятельности по приоритетным видам спорта, таким как вольная борьба, легкая атлетика, настольный теннис, бокс, пулевая стрельба и стрельба из лука.

В перспективе в ближайшие годы на базе научно- исследовательской лаборатории, которая занимается научным сопровождением тренировочного процесса студентов-спортсменов института, планируется создание научного центра, изучающего проблемы физического совершенствования человека в условиях Севера, с полным технологическим оснащением.

Идет развитие научного и спортивного сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами и научными центрами, с заинтересованными министерствами, ведомствами, организациями и учреждениями региона по привлечению инвестиций на развитие научно-исследовательской и спортивной деятельности, а также с целью выполнения совместных научных проектов и публикаций, проведения совместных научных мероприятий, а также внедрения механизмов экономической мотивации тренерской работы.

За последние годы профессорско-преподавательским составом и сотрудниками научной лаборатории, по государственным заданиям и грантовой поддержке выполнены научно-исследовательские работы: «Разработка современных диагностических и восстановительных методик в период учебно-тренировочных сборов и соревнований спортсменов высокого класса»; «Исследование эффективности препарата детоксикационного действия «Ягель» в отношении нормализации уровня глюкозы и холестерина крови у людей страдающих сахарным диабетом и атеросклеротическими нарушениями»; «Разработка методов коррекции функциональных состояний спортсменов с использованием продуктов из природного северного сырья»; «Разработка методик применения БАД на основе продуктов из природного северного сырья для коррекции функциональных состояний спортсменов»; «Разработка программ повышения физической активности различных возрастов категорий и групп населения Дальнего востока (на примере национальных видов спорта)», «Организация физкультурно- спортивной работы на региональном уровне с учетом климатогеографических условий среды проживания (на примере Республики Саха (Якутия))» и др.

Вузом, планово проводятся научно-практические конференции. За последние годы проведены научно- практические конференции всероссийского и международного уровня по актуальным направлениям физкуль- турно-спортивной деятельности: «Физическая культура и спорт: тенденции развития в условиях Азиатско-Тихоокеанского региона», «Традиционные игры и состязания народов как инновационное направление развития физической культуры и спорта», «Система подготовки спортсменов высшего мастерства в спортивно-образовательных учреждениях», «Физическая культура и спорт: исследования, результаты и перспективы», « Историко-культурное и спортивно-прикладное развитие национальных видов спорта в России: опыт регионов», «Развитие спорта высших достижений и физкультурного образования в регионах РФ: история, традиции и инновации», «Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание», «Научные исследования в сфере физической культуры и спорта: мониторинг, технологии и методики», «Актуальные проблемы подготовки спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего совершенствования» и др.

Основными целевыми ориентирами интеграции науки, физической культуры и спорта в условиях Чу- рапчинского государственного института физической культуры и спорта заключается в следующем:
— в создании современного технологически оснащенного научного центра, имеющего компетентный кадровый потенциал научных сотрудников;
— в научно-методическом сопровождении всех сторон подготовки спортсменов на различных этапах спортивной специализации;
— в научном обосновании технологий и методик физкультурно-спортивных занятий с учетом специфики региона и климата Крайнего Севера»;
— в научно-методическом сопровождении внедрения ВФСК «ГТО» как средства привлечения населения к систематическим занятиям физическими упражнениями;
— в выполнении, на основе практического опыта и фактического материала, прикладных научных исследований, направленных на совершенствование спортивной подготовки;
— в разработке программ и методических материалов спортивной подготовки, с учетом новых Федеральных стандартов.

Таким образом, последовательная реализация указанных приоритетов и ключевых ориентиров позволит достигнуть устойчивого развития института как одного из ведущих учреждений страны и региона не только в области образовательной, но и научно-инновационной и спортивной деятельности.

Литература:

1. Доронин А. М., Романов Д. А., Хлопова Т. П. Интеграция науки и практики педагогической деятельности // Успехи современного естествознания.— 2007.— № 10.— С. 58-59. URL: http://www.natural-sciences.ru/ ru/article/view?id=11684 (дата обращения: 24.05.2016).
2. Железняк Ю. Д. Интеграция и системность как факторы повышения эффективности физического воспитания, скоростной подготовки, физического образования. // Теория и практика физической культуры / Б. м.— 2011 № 3 С 24-28.
3. Мусина С. В., Егорычева Е. В., Татарников М. К. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на учебу студентов и ее связь с профессиональным становлением // Современные проблемы науки и образования. — 2010.— № 2. — С. 71-71; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=1579 (дата обращения: 13.06.2016).

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (28.05.2018)
Просмотров: 116 | Теги: физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь