Воскресенье, 31.05.2020, 18:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел

А.С.Душкин, А.В.Липницкий

Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел

В статье рассмотрены особенности и психологические закономерности развития познавательной деятельности курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России на основе логико-гносеологической модели. Представлены практика внедрения в образовательный процесс когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов на основе интерактивных технологий обучения при подготовке специалистов-психологов для органов внутренних дел.

Ключевые слова: образовательная организация, подготовка кадров, познавательная деятельность, научные подходы, интеграция, интерактивные технологии обучения.

 
Познание и познавательная деятельность для любой образовательной организации являются основой и смыслом их создания и существования. Для образовательных организаций системы МВД России особым требованием является практическая направленность подготовки специалистов, их готовность к правоохранительной деятельности [1; 3; 7].

Современные подходы к подготовке специалистов для системы МВД России на основе компе- тентностного подхода, внедрение новых и постоянно изменяющихся стандартов обучения, а главное - развивающейся практики деятельности специалистов- выпускников в условиях бурной динамики социальных процессов и деятельности правоохранительных органов требуют от всех участников учебно-воспитательной деятельности - курсантов и слушателей, педагогических работников и руководителей - работы с соответствующими выходными параметрами компетенций [2; 9]. Это такие выходные характеристики выпускника и специалиста-практика, как практические умения рефлексировать и проектировать, использовать современные технические и социальные технологии, в духе современности организовывать деятельность, достигая при этом должных результатов на основе профессионального самоопределения.

Необходимость и возможность внедрения научных оснований познавательной деятельности во многом определяется возможностями и ограничениями традиционного подхода в обучении, который обладает как достоинствами, так и недостатками. Среди ограничений системного характера, свойственных традиционному подходу, следует отметить, например, недостаточную технологичность деятельности и низкий уровень использования возможностей современных информационно-коммуникационных технологий [8].

Познавательная деятельность в образовательной организации - это творческая деятельность субъектов, направленная не только на приобретение достоверных знаний о мире, но также на развитие общепрофессиональных и профессиональных компетенций, позволяющих достигать адекватного профессионального самоопределения и качественных результатов профессиональной деятельности.

Познавательная деятельность является результатом умственной деятельности человека на основе когнитивных, аффективных и регулятивных процессов, активного взаимодействия с внутренним и внешним миром, другими людьми в различных ситуациях жизнедеятельности. Следовательно, и результаты познавательной деятельности определяются прежде всего её внутренними процессами: структурно-динамическими характеристиками когнитивной и когнитивно-поведенческой сферы, развитием рефлексивных, когнитивно-коммуникативных навыков, состоянием здоровья и познавательной активностью [6].

Образовательная организация в свою очередь задаёт внешние характеристики образовательной и непосредственной познавательной среды (деятельности): прежде всего соответствие социальному заказу на подготовку профильных специалистов, а также соответствие запросам обучающихся (субъектов познания).

Главной характеристикой познавательной деятельности в образовательных организациях МВД России является её направленность на профессиональное и личностное развитие, соответствие познавательным интересам личности и требованиям к профессиональной подготовленности специалистов на основе личностного подхода к человеку, его познанию и деятельности [4].

Управление познавательной деятельностью по своей сути является процессом воздействия управляющего на объект управления (управляемого) в необходимом направлении, с применением необходимой силы и в необходимое время.

Из этого следует, что управление познавательной деятельностью происходит по всем сферам жизнедеятельности субъектов: психосоматическая - деятельность по поддержанию функций организма, внешняя деятельность (собственно деятельность), сфера социального взаимодействия (коммуникация, контакты), мыслительная (умственная) деятельность.

В практике управления познавательной деятельностью следует исходить из двойственного источника управления: внешнее управление со стороны всей образовательной системы, внутреннее управление на основе самоорганизации и самореализации, развитых в результате познавательной деятельности до уровня профессионального самоопределения.

В акме- и практико-ориентированной парадигме управления познавательной деятельностью в образовательных организациях системы МВД России следует исходить из ряда стратегических подходов: собственно познавательных стратегий и стратегий организации и управления познавательной деятельностью.

Логико-гносеологическая модель познавательной деятельности структурирует содержание, акцентирует внимание в зависимости от задач познания.

Для управления познавательной деятельностью, принципиально можно выделить такие познавательные стратегии, как [6]:

1) управление пониманием - главная стратегия и главный механизм осознанного знания и формирования компетенций;

2) управление усвоением сущности и рациональности получаемого знания (компетенций) как стратегия развития личности и подготовленности специалиста к практической деятельности;

3) управление динамикой осмысленного знания.

Использование логико-гносеологической модели познавательной деятельности позволяет целостно познать собственно познавательную деятельность и наполнить её адекватным содержанием, отражающим задачи подготовки специалистов и акценты в области теории, методологии, технологии и практики.

Структура познания в рамках логико-гносеологической модели может быть представлена кругом познания, логика движения по которому отражает реальную практику познавательной деятельности в зависимости от запросов и потребностей. Круг познания, по нашему мнению, образуют: практика - теория - методология - технологии познавательной деятельности (познания). При этом своеобразным входом для конкретных задач познавательной деятельности могут быть любые позиции круга познания, однако системное познание предполагает обязательное овладение каждой составляющей: теорией, методологией и технологиями, с обязательным выходом на новый уровень практики.

Особую актуальность анализ круга познания приобретает в практико-ориентированном подходе, когда, в зависимости от потребностей практики, требуются полнота и направленность интереса конкретного вида практики: практическая деятельность, научная деятельность, образовательная деятельность и др. В этом случае делаются акценты на теории, методологии, практике или технологии. При этом логико-гносеологическая модель познавательной деятельности позволяет делать акценты на областях познания. Морфологический анализ содержания субъективной значимости предметной, процессной и эмоционально-мотивационной составляющих полученного знания даёт воозможность делать вывод о сформированности тех или иных личностных сфер специалиста.

Разумность человеческих мыслей как результат познания подтверждается на практике в рациональных конструкциях, эффективностью и целенаправленностью действий.

Однако современный рационализм и способность человека действовать на основе познанных закономерностей природы и мироздания, возможностей познания человека и созданного им социума как части природы обладает относительной разумностью, за которой прячется механистическая нравственность и оправдание всего сделанного человеком на основе познанной сущности явлений.

Альтернативой свободному разуму и свободному рационализму являются свобода и ответственность в целостном и гармоничном сочетании.

Для сотрудника органов внутренних дел, как и для любого познающего субъекта, свобода и ответственность в целостном единстве - это главный экзистенциальный закон, это и принцип индивидуального познания и целостного гармоничного существования. Учёт свободы и ответственности - основа профессиональной компетентности и эффективной деятельности.

При учёте принципов гуманистической психологии для развития современных образовательных технологий в системе подготовки кадров МВД России всем участникам образовательного процесса следует исходить из того, что [8]:

1) каждый человек в системе образовательной технологии (обучающийся, обучающий, организатор) имеет свою историю развития и представляет собой единство его прошлого, настоящего и будущего;

2) принципиальными источниками развития личности являются его свобода выбора и ответственности свобода воли, активность, творчество, взаимодействие и развитие. Проект человека в образовательной технологии - это результат действия указанных факторов (векторов его активности);

3) в основе любого образовательного процесса лежат закономерности общей психологии и таких смежных её отраслей, как современная когнитивная, экспериментальная и социальная психология, психология развития и управления, акмеология;

4) образовательная технология сама является системой, обладает её свойствами и требует системного подхода в познании, проектировании и управлении;

5) традиционная лекционно-семинарская система имеет возможности использования активных и интерактивных форм обучения.

Например, на кафедре педагогики и психологии Санкт-Петербургского университета МВД России сложилась практика внедрения в образовательный процесс когнитивно-поведенческого и практико-ори- ентированного подходов на основе интерактивных технологий обучения при подготовке специалистов- психологов, которая, на наш взгляд, может быть полезной и внедряться на других кафедрах университета и в иных образовательных организациях системы МВД России при подготовке специалистов другого профиля.

Как известно, когнитивно-поведенческий подход, составляющий основу всякого учебно-познавательного процесса, основан на развитии когнитивной сферы и организации когнитивного поведения как в рамках обучения, так и в практической деятельности любого специалиста. Дисциплины, преподаваемые на кафедре педагогики и психологии, по существу являются основой учебно-познавательной деятельности как обучающихся, так и обучающих, как начинающих, так и опытных специалистов всех профилей деятельности современной полиции: от оперуполномоченного и следователя до руководителя (начальника). При этом сам когнитивно-поведенческий подход может применяться осознанно или интуитивно, на любом предметном содержании и в любой профессиональной сфере. И действительно, в основе психологических закономерностей любой профессиональной деятельности - от законов восприятия учебного материала и содержания профессиональных функций до осознания собственных профессиональных действий, закономерностей профессионального мышления и речи - лежат классические когнитивные процессы: восприятие и внимание, память и воображение, мышление и речь, а также развитая сенситивность и аффективно-регулятивный потенциал человека. Все эти стороны психического отражения вовлекают в организацию поведения и деятельности всю полноту психики, все её сферы и процессы: как осознаваемые - регулируемые усилиями сознания, так и неосознаваемые - в основе которых лежит бессознательное (например, та же интуиция).

Поэтому в интеграцию когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов на основе интерактивных технологий обучения специалистов-психологов для органов внутренних дел нами положены:

- во-первых, учёт закономерностей функционирования когнитивной сферы человека и её рефлексия как обучающимися, так и педагогическими работниками в процессе самого обучения;

- во-вторых, учёт закономерностей и рефлексия познавательной активности и познавательного поведения обучающихся и педагогических работников в различных формах занятий;

- в-третьих, ресурсы самих интерактивных технологий (широта или ограниченность охвата аудитории управляемой интерактивностью, наглядность, доступность измерений по объективным критериям, развитие активности и самостоятельности и др.).

Такой подход позволяет достигать осознанности получаемых результатов, возможности повторения полученного опыта и в целом развития как педагогических работников, так и обучающихся. Примером может служить использование названного интегра- тивного подхода при изучении обучающимися по специальности «Психология служебной деятельности» дисциплин «Общая психология», «История психологии» и «Общепсихологический практикум» [10].

Первое, на что обращается внимание обучающихся при изучении уже вводных тем, связанных с понятиями «психика», «психические познавательные процессы», - при усвоении материала в связи теории с практикой следует выделять понятийный и феноменологический подходы и задания выполнять с учетом ракурса видения этих подходов: теория и практика.

Сочетание ресурса интеллектуальных карт и внедрения их в различных ситуациях и формах позволяет с первых занятий осознавать полученный результат, объективно оценивать и осознанно управлять познавательной деятельностью. Так, при рассмотрении любого когнитивного процесса (например: восприятие, внимание, память, мышление, речь) возможно дать и усвоить его определение (понятие), т.е. то, что даётся в словаре (теория), но в практике каждый из названных процессов будет представлен своими феноменами, на основе которых можно строить гипотезы и организовывать поведение как самих обучающихся, так и их будущих респондентов (обследуемых сотрудников, обучающихся). Внимание, например, может быть определено (теория) как психофизиологический познавательный процесс, представляющий собой направленность и сосредоточенность сознания в определённый момент времени на чём-то конкретном [11]. Это и есть понятие, или теоретическое представление. Вместе с тем внимание человека возможно наблюдать, а точнее, возможно наблюдать внешние признаки внимания, такие как, например, невербальное проявление: направленность взгляда, сосредоточенность и её продолжительность, выражение согласия кивком головы либо проявления его отсутствия - различного рода отвлечения [5].

Обучающиеся усваивают понятийный и феноменологический подходы через исследовательскую работу в рамках учебно-познавательных лабораторий. Занятия в таких лабораториях требуют постоянного внимания к содержанию и форме подачи материала, являются одной из стратегических линий, реализуемых в практико-ориентированном подходе. Обучающиеся в лабораториях выполняют творческие практико-ориентированные задания: по общей психологии - пишут памятки-методички по развитию конкретных когнитивных процессов (восприятия, памяти, мышления, речи, эмоциональной сферы, воли); по общепсихологическому практикуму - создают рабочие тетради и предлагают инструментарий для исследования когнитивных процессов, описываемых в памятках-методичках [12]. При этом педагогические работники организуют сотрудничество между курсантами и слушателями разных курсов. Кроме того, учебно-познавательные лаборатории через группы ответственных за конкретную тематику, совместно с ведущим педагогическим работником организуют работу среди курсантов и слушателей по формированию конкретных компетенций, по конкретным темам: мышление, внимание, эмоции и др. Информационные бюллетени - это прикладной проект, своеобразная стратагема развития активности участников и других пользователей результатами учебно-познавательной, проблемно-поисковой прикладной лаборатории.

В рамках учебно-познавательной лаборатории обучающиеся выполняют и другие творческие задания. Важную роль при этом играют технологии интерактивного обучения. Так, например, на кафедре прочно вошла в практику проведения семинаров и ряда практических занятий технология «fresh vision» (свежий взгляд), разработанная в одной из санкт-петербургских школ социально-психологического проектирования. Суть этой технологии состоит в том, чтобы реализовать два процесса: параллельное обсуждение методом «мозгового штурма» общей проблемы и организация межличностного и межгруппового познавательного взаимодействия по принципу дополнения. При этом каждый слушатель за время занятия, организованного по тематическим группам, проходит в каждую группу и излагает для других результаты «мозгового штурма» в своей группе, знакомится с результатами других групп и затем информирует свою группу о собранных мнениях других по их теме, которая расширяет общую тему. После этого в группах готовится общий доклад, представляемый в виде коллективного образа-рисунка (коллективной интеллектуальной карты) по теме, разрабатываемой группой. При этом важно, чтобы рисунок создавался вкладом каждого члена группы, мнение которого приветствуется в общегрупповом взгляде на проблему.

Технология «fresh vision» основана на принципах интерактивного обучения и позволяет:

- продуктивно использовать учебное время за счёт параллельных процессов обсуждения проблем;

- достигать активности каждого за счёт вводимых правил и особой познавательной атмосферы;

- развивать познавательную индивидуальную и групповую активность, познавательную мотивацию и в целом продуктивно управлять всеми аспектами познавательной деятельности.

Указанный арсенал интерактивных технологий позволяет достигать осознанности получаемых результатов, возможности повторения опыта и в целом развития, как педагогических работников, так и обучающихся.

Выводы

1. Значимый результат познавательной деятельности в практико-ориентированном подходе не объём усвоенной информации и полученных знаний, даже не мера «технологической» подготовленности, а два главных навыка, две главных компетенции:

- навыки и компетенция владения знаниями о способах добывания знания, необходимого для выполнения задач профессиональной деятельности;

- нравственные навыки и компетенции - достижение целостности и гармонии свободы и ответственности, приводящие к гармоничному развитию на личностном и профессиональном уровне.

2. Интеграция когнитивно-поведенческого и практико-ориентированного подходов на основе интерактивных технологий при обучении специалистов-психологов для органов внутренних дел позволяет повышать качество образовательного процесса в системе подготовки кадров МВД России.

Список литературы

1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - № 49. - Ч. 1. - Ст. 7020; 2017. - № 15. - Ч. 1. - Ст. 2139.
2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012. - № 53. - Ч. 1. - Ст. 7598; 2017. - № 31. - Ч. 1. - Ст. 4765.
3. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 [Электронный ресурс] // Сайт «Официальный интернет-портал правовой информации». - 2015. - 14 мая. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.05.2018).
4. Балахонский, В. В. Раскрытие творческого потенциала личности в системе образования как фактор обеспечения национальной безопасности современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - № 4 (60). - С. 202-208.
5. Гейжан, Н. Ф., Душкин, А. С., Юренкова, В. А. Психология и педагогика: учебное пособие / СПб ун-т МВД России. - СПб : ООО «Р-Копи», 2016. - 268 с.
6. Липницкий, А. В. Психология познавательной деятельности в образовательных организациях МВД России: теория и практика: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 160 с.
7. Любан, В. Г. Усиление практической направленности обучения в образовательных организациях системы МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 1 (60). - С. 91-93.
8. Педагогика высшей школы : учебник / под общ. ред. А.А. Кочина. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 288 с.
9. Пряхина, М. В, Душкин, А. С., Мартиросова, Н. В. Профессиографическое описание основных видов деятельности в системе МВД России на основе компетентностного подхода : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012. - 136 с.
10. Сагайдак, А. Ю., Душкин, А. С., Гейжан, Н. Ф. Организация подготовки психологов в образовательных организациях МВД России на интегративно-модульной основе : монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2017. - 156 с.
11. Человек: анатомия, физиология, психология: энциклопедический иллюстрированный словарь / под ред. А.С. Батуева, Е.П. Ильина, Л.В. Соколовой. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
12. Юренкова, В. А., Душкин, А. С., Иванова, А. М. Психология : практикум. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 76 с.

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (07.05.2020)
Просмотров: 21 | Теги: подготовка кадров | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь