Вторник, 22.10.2019, 20:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ

С.А. Шулубина, кандидат исторических наук
Р.Т. Нальгиев

ИНТЕГРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА В СОВРЕМЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ТРУДЕ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ 

Проанализирован процесс формирования законодательства о льготах и гарантиях для лиц, работающих в отдаленных местностях. Определено, что сложившееся законодательство создает предпосылки для неравенства в обеспечении льготами работников, проживающих в одной местности в зависимости от бюджета работодателя. Сделан вывод о том,
что в целях закрепления населения на «Севере» законодательство должно быть особенным.

Ключевые слова: интеграция, законодательство о труде, Крайний Север, исторический опыт, зарубежный опыт.

 

Также как и в начале XX в., сегодня мы можем констатировать, что будущее динамичное развитие не только России, но и всего мира во многом зависит от северных регионов планеты. Начинается эра «северной цивилизации», в развитии которой нашей стране выпадает не последняя роль.

Российское государство на протяжении последних пяти веков в целях решения своих социально-экономических и политических задач активно использовало природные ресурсы отдаленных территорий. В силу данного обстоятельства проблема трудовых ресурсов всегда была и остается в обозримой перспективе центральной для Севера (включая «Крайний Север», «местности, приравненные к районам Крайнего Севера» и «Европейский Север»). В целях привлечения и закрепления населения в этих регионах использовались разные методы. Так, до XX в. это были преимущественно методы принуждения. В последующие годы государство постепенно перешло к мерам привлечения посредством создания особых стимулов для притока населения в данную местность и его приживаемости там на длительный срок.

Важное значение в этом направлении имеет формирование законодательства о «северных» льготах, в первую очередь, посредством интеграции накопленного за десятилетия позитивного опыта в современное законодательство о труде.

Интеграция - слово латинского происхождения, означающее процесс вставки частей во что-то [7, с. 606]. Наша задача заключается в том, чтобы установить степень восприятия предшествовавшего законодательного опыта в регулировании труда лиц, работающих в особых климатических условиях Севера.

Действующие правовые нормы, регулирующие труд работников на Крайнем Севере и территориях приравненных к нему принципиально воспроизводят те, что были закреплены в нормативных актах СССР и РСФСР еще в 20-х-30-х гг. ХХ столетия. Именно в этот период получили надлежащее оформление и проверку на практике ключевые понятия, которые в последующем законодательстве составили юридический инструментарий законодательства о льготах. Так, первыми законами о труде в отдаленных местностях введена дефиниция «система льгот». В законодательстве 1930-1932 гг. были созданы и опробованы такие элементы механизма льгот, как понятия территориальной дифференциации, перечня местностей, на территориях которых вводились льготы специального стажа работы в отдаленной местности, срочного трудового договора и др.

Применительно к историческому опыту различные этапы становления законодательства о труде лиц, работающих и проживающих на данных территориях, характеризовались формированием перечня преференций, объем которых регулярно изменялся под влиянием экономических и политических факторов, с учетом возможностей государства и стратегической важности районов Крайнего Севера.

Изначально льготами и гарантиями обеспечивались жители отдаленных районов страны, включенные в соответствующий перечень территорий. Причем льготы предоставлялись отдельным категориям работников, присутствие которых на Крайнем Севере считалось необходимым. Так, по «Положению о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР» утвержденному постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 10 мая 1932 г. работники, чья должность не предусматривалась списком прилагаемой к нему Инструкцией, не имели вообще права на льготы (прибывшие по собственной инициативе, без направления на работу, местные уроженцы) [10].

В связи с начавшейся Великой Отечественной войной действие законов о льготах было приостановлено с 1 октября 1942 г., но почти сразу после ее окончания руководство страны возобновляет применение системы гарантий и компенсаций. Впоследствии неоднократно принимались постановления ВЦИК и СНК СССР и РСФСР, которые были призваны увеличивать объем гарантий северным жителям нашей страны.

Признанием необходимости улучшения законодательства о льготах стало издание Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» [8]. Помимо прочего, важной положительной чертой в его содержании стало распространение действия льгот на лиц, прибывших на Север по собственной инициативе, и на местных жителей. В том же году было предусмотрено перераспределение территории между собственно Крайним Севером и местностями, приравненными к нему.

В современном законодательстве сохранились нормы введенные Указом Президиума Верховного Совета СССР 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» [9]. Например, снижение на 5 лет возраста для назначения пенсии по старости лицам, проработавшим на Севере не менее 15 лет.

Несмотря на то, что законодательство о «северных» льготах носило фрагментарный характер и состояло из большого количества подзаконных актов, последовательное его развитие создавало предпосылки для постепенного освоения районов с неблагоприятной окружающей средой, оказало благотворное влияние на положение дела с кадрами на Севере.

Тема северных льгот и гарантий получает актуализацию и в науке трудового права. Наиболее ранние труды принадлежат советским ученым-трудовикам таким как Л.Я. Гинцбург, С.В. Славин, В.В. Яновский, С.А. Иванов и др. [2, с. 8; 4, с. 6-10; 11, с. 115; 12, с. 71]. В своих трудах они предприняли попытки разобраться в особенностях регулирования труда данной категории работников и определили два главных критерия, которым должно отвечать законодательство в данной сфере:

1) стимулирование притока трудоспособных кадров, в первую очередь высококвалифицированных кадров;

2) закрепление населения на длительный срок в районах Крайнего Севера.

Наиболее ярким примером в развитии обозначенных критериев стало положение об отмене предъявляемых требований к стажу работы для начисления надбавок к окладам, предусмотренным для работников в возрасте до 30 лет, проживших на территории Крайнего Севера более 5 лет в соответствии с Законом РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях».

Развал СССР повлек большие изменения в социально-экономической и политической жизни страны. Государство на данном этапе перестало рассматривать освоение территорий Крайнего Севера, в качестве приоритетной задачи.

Перестройка экономики от плановой к рыночной не могло не оказать влияния, в том числе негативного, на правоприменительную практику. Закрепив большое количество гарантий, государство не смогло финансово обеспечить их реализацию. Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (далее - Федеральный закон от 22.08.2004) внесены изменения в 152 федеральных закона, в т. ч. в 37 статье ТК РФ. Изменения касались снятия обременения с федерального бюджета и распределения соответствующих обязанностей по исполнению закрепленных льгот и гарантий для работающих лиц между федеральным, субъектным, муниципальным бюджетами, а также бюджетом работодателя [5]. Это повлекло за собой возникновение ряда проблем в правоприменении, в частности, создало возможность дискриминации работника, работающего в частной компании. Например, для реализации правового положения ст. 320 ТК РФ («Сокращенная рабочая неделя») необходимо включение в коллективный договор организации или трудовой договор условия о сокращенной рабочей неделе в 36 часов для женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при сохранении заработной платы в полном объеме. Но не в интересах работодателя включать это условие в коллективный или трудовой договор. С другой стороны, включение другими работниками этого условия в свой коллективный или трудовой договор неизбежно порождает неравенство между работниками, проживающими на одной территории.

Подобные примеры иллюстрируют некую декларацию «северных» льгот и являются следствием нивелирования провозглашенных обязательств по отношению к работающим в экстремальных условиях Севера.

Несмотря на то, что современное законодательство о «Северах» складывалось на основе советского законодательства с учетом принципиально исключительного подхода, очевидным сегодня является то, что условия труда, в первую очередь по оплате труда, фактически приближаются к условиям, предоставляемым в организациях, расположенных в более комфортных для проживания территориях. Такое положение является одной из важнейших причин оттока трудоспособного населения из районов Крайнего Севера.

Когда стало ясно, что задача освоения Дальнего Востока, в т. ч. территорий Крайнего Севера, не снята, потребовались альтернативные способы решения проблемы. Идея улучшения социально-демографической ситуации и создания условий для роста численности населения на территориях и Дальнего Востока и Байкальского региона получила свое воплощение в Федеральном законе от 01.05.2016 № 119-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» («Дальневосточный гектар»).

Программа «Дальневосточный гектар» стартовала для дальневосточников с 1 июня 2016 г., а с 1 февраля 2017 г. правом получить свой «дальневосточный гектар» смог воспользоваться каждый гражданин нашей страны. В настоящее время в рамках реализации программы подано - 127 605 заявок, участков отдано в использовании - 48 537, заявок на рассмотрении - 79 068 [3]. Учитывая, что население Дальнего Востока чуть больше 7 млн. человек, можно сделать вывод, что за сравнительно небольшой срок (2 года) население активно пользуется возможностями, предоставленными им государством.

С точки зрения аналогии, подобные формы привлечения трудоспособного населения имеют место в законодательстве некоторых зарубежных государств. Так, например, при решении вопроса «как привлечь население на данную территорию?» власти штата Аляски проявили большую изобретательность. Для того чтобы житель другого штата был признан постоянным жителем штата Аляска, человеку необходимо совершить несколько процедур: во-первых, снять жилье и получить письменное подтверждение от владельца, оформить свой почтовый адрес; во-вторых, нужно получить удостоверение личности в DMV (Департамент транспорта) и там же получить водительские права штата. Чтобы доказать свои намерения переселенцам необходимо зарегистрироваться в избирательной системе штата и даже обзавестись квитанцией о перевозке своего багажа к новому месту жительства. Отсутствие лица на территории штата в течение более чем 180 дней в году автоматически лишает его статуса резидента. Исключение делается только для студентов, военнослужащих и членов их семей.

Аляска - единственный штат США, невзимающий свой налог, его жители облагаются минимальным федеральным налогом и не платят подати за недвижимость, они получают ежегодное пособие, имеют право на получение земельного надела и социальные преференции [1].

Однако, льготы связанные с реализацией права на труд в общей массе социальных льгот должны иметь приоритетное значение. Развитие промышленной и социальной инфраструктуры на отдаленных территориях с экстремальными условиями проживания должно быть тесно связано с трудоправовой политикой в отношении работника и работодателя, выделения их особого статуса не только формально, но и фактически.

В связи с этим, необходимо вернуться к вопросу о пересмотре принципиальной позиции, сформулированной в Федеральном законе от 22.08.2004 № 122-ФЗ о распределении полномочий по обеспечению трудящихся льготами и гарантиями, связанными с пребыванием на Крайнем Севере и приравненных к нему территориях между соответствующими бюджетами. Требуется вернуться к тому позитивному опыту, который был сформирован в советский период времени и не создавал предпосылки для дискриминации работающих в организациях, финансируемых из разных бюджетов при определении условий, порядка и размеров льгот и гарантий, либо предусмотреть ряд льгот для работодателей, несущих бремя реализации предусмотренных в трудовом законодательстве преференций для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районов.

Сформировавшийся в течение десятилетий позитивный опыт правового регулирования труда лиц, работающих в отдаленных местностях, направленный на привлечение и закрепление населения был существенно искажен современным действующим законодательством, что не могло не привести к тому, что население территорий Дальнего Востока, в т. ч. Крайнего Севера значительно сократилось. Если до 1991 г. темпы роста народонаселения на Дальнем Востоке были самыми высокими в России (численность населения к 1991 г. достигла исторического максимума - 8,06 млн. человек), то в дальнейшем численность населения существенно сокращалась в основном за счет миграции в центральные и западные регионы страны. Наиболее масштабное сокращение пришлось на 1991-2000-е гг. - 1232 тыс. человек, из них 94 % за счет миграции [6]. Возникла необходимость трансформации законодательства в целях сокращения оттока трудоспособного населения с территорий Крайнего Севера и районов, приравненных к нему и реализации новых способов привлечения работающих здесь граждан. На наш взгляд, данная цель может быть достигнута посредством возвращения к тому эффективному законодательству о труде лиц, работающих в особых климатических условиях, которое было сформировано в предшествующие периоды.

Библиографический список

1. Аляскинский гектар: как в США заселяют отдаленные районы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20170210/1487655655.html. - (Дата обращения: 17.01.2019).
2. Гинцбург Л.Я. Льготы работающим на Крайнем Севере / Л.Я. Гинцбург, Н.М. Смирнова. - М. : Юридическая литература, 1975. - 216 с.
3. Дальневосточный гектар. Социальная инициатива Правительства РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn—80aaggvgieoeoa2bo7l.xn— p1ai/. - (Дата обращения 18.01.2019 г.).
4. Иванов А.И. Льготы для работников Севера / А.И. Иванов. - М., 1991. - 143 с.
5. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
6. Об утверждении Концепции демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 20.06.2017 № 1298-р (ред. от 30.11.2017) // СЗ РФ. - 2017. - № 27. - Ст. 4062.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М. : Оникс, 2011. - 2314 с.
8. Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года // СП СССР. - 1960. - № 14. - Ст. 118.
9. О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: Указ Президиума Верховного Совета СССР 26.09.1967 // ВВС СССР. - 1967. - № 39. - Ст. 519.
10. Положение о льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера РСФСР: Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 10.05.1932 // СУ РСФСР - 1932. - № 62. - Ст. 278.
11. Славин С.В. Советский Север / С.В. Славин. - М. : Просвещение, 1972. - 200 с.
12. Яновский В.В. Человек и Север / В.В. Яновский. - М. : Наука, 1969. - 158 с.

Источник: Вестник Северо-Восточного государственного университета, 2019. - Вып. 31.


Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (15.09.2019)
Просмотров: 24 | Теги: интеграция, законодательство о труде | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь