Понедельник, 27.05.2019, 04:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

И. А. Кудряшова, д-р экон. наук, доцент, Н. А. Кудрявцева, А. В. Колеватова

ИНТЕГРАЦИЯ ИННОВАЦИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОМ ИНСТИТУТЕ (ФИЛИАЛЕ) РЭУ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

В статье рассматриваются вопросы интеграции инноваций и образования на примере Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Ключевые слова: инновационное обучение, индивидуальная образовательная траектория, образовательные технологии.

 

Глобализация стала важным реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития нашей планеты. Она затрагивает все области общественной жизни, включая экономику, политику, социальную сферу, культуру, образование, экологию, безопасность и др.

В действительности в глобальной экономике наиболее важным и «правильным» активом для индивидуумов является высшее образование. Отдача от него повышается год от года во всем мире за счет быстрого увеличения прибавки к заработной плате, получаемой выпускниками вузов. Общеизвестно и то, что образование ведет к повышению производительности труда [1].

Мировым сообществом признана концепция развития профессионального образования ЮНЕСКО, которая ставит в число приоритетных следующие задачи:

- внедрение и применение на практике новых информационных технологий в образовательном процессе, сохраняя при этом важнейшие аспекты и черты традиционных методик обучения;

- повышение внимания к программам обучения в сферах, которые обладают большим потенциалом в создании рабочих мест.

Программа ЮНЕСКО рекомендует для тиражирования новые методики:

- методику задания в виде проекта (проектной работы);

- методику направляющего текста (для этих целей используется специальное учебное пособие, которое «ведет» студента по всем стадиям технологического процесса);

- методику отработки профессиональных навыков в учебных подразделениях корпорации, которыми управляют специалисты-менеджеры: преподавателей и студентов готовят в условиях реального бизнеса.

Эти методики имеют одну общую черту: студент становится центром учебного процесса. Получая доступ к информации, он действует самостоятельно. Меняется роль преподавателя: он выступает менеджером-наставником, отвечая за создание эффективной учебной среды на рабочем месте.

На национальном уровне в качестве ключевого направления развития выступает переход к инновационному обучению. Роль образования в решении задач социально-экономического развития России определяется как создание условий для развития инновационной сферы, повышения конкурентоспособности личности и т. д.

Оценка инноваций в образовании должна быть тесно увязана с современным экономическим потенциалом региона, рынком труда и структурой предпринимательства. При этом требуется, чтобы образовательные учреждения высшего образования впитывали в себя все новейшие достижения мировой социальной, технической и экономической мысли, были проводником инновационной политики государства [2].

Реализация модели непрерывного профессионального образования в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г. В. Плеханова обеспечивает каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста, а также диверсификации видов, направлений и форм профессионального развития путем обучения по модульным образовательным программам с использованием новых образовательных технологий (в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения в режиме on-line, проектных и других методов, предусматривающих увеличение роли самостоятельного обучения), развития «тьюторской» поддержки: интерактивные лекции, «case study», групповые проекты, индивидуальные и групповые презентации, технологии проблемного обучения, «гостевые» лекции профессоров отечественных и зарубежных вузов, научные семинары.

Основными принципами реализации индивидуальной образовательной траектории в вузе являются:

- принцип непрерывности, когда современное образование сопровождает руководителя и специалиста на всем протяжении его профессиональной деятельности, то есть является непрерывным;

- принцип индивидуализации образования: студентам и слушателям предоставляется возможность формировать свою образовательную траекторию из набора предоставляемых модулей с целью реализации индивидуальных программ обучения и развития;

- принцип интернационализации образовательных программ, который проявляется через использование современных подходов к профессиональной деятельности, в том числе передового международного опыта в профессиональной деятельности руководителя и специалиста, что обусловливает необходимость учета при разработке образовательных модулей и программ опыта ведущих зарубежных образовательных организаций, приглашения иностранных преподавателей, прохождения студентами и слушателями зарубежных стажировок, а также развития академической мобильности;

- принцип компетентностного подхода, когда образовательные программы ориентируются не на стандартный набор лекций и количество часов занятий, а на овладение студентами определенными практическими компетенциями; модульность и алгоритмизация учебного процесса позволяют формировать у студентов набор новых квалификаций и компетенций с учетом региональной направленности образовательных программ;

- принцип инновационное™ и применения новых образовательных технологий и активных методов обучения, предопределяющий широкое использование в учебном процессе со студентами и аспирантами инновационных образовательных технологий.

В реализации данного принципа использования современных технологий учебного процесса в Кемеровском институте (филиале) РЭУ им. Г. В. Плеханова накоплен значительный опыт, и основными программными мероприятиями в вузе являются следующие:

- переход к модульному принципу построения образовательных программ, в том числе на иностранном языке; широкому использованию новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения в режиме онлайн, проектных и других методов, предусматривающих увеличение роли самостоятельного обучения; развитие тьюторской поддержки и т. д.;

- внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения с использованием информации и образовательных массивов Интернета с учетом региональной направленности экономики;

- широкое применение «ситуационных кейсов», тренажеров, компьютерных симуляторов, деловых игр, проектного подхода в обучении, модерационных семинаров (опрос с использованием специальных модерационных карточек; способы сортировки и классификации карточек; методы «оценки блоков»; ранжирование карточек), использование возможности междисциплинарного модульного подхода к организации образовательного процесса, внедрение в практику междисциплинарных курсовых работ;

- расширение практики проведения онлайн-лекций ведущих практиков и ученых России;

- создание принципиально новой учебной и методической литературы, обеспечивающей реализацию методико-технологических подходов к организации образовательного процесса на базе обновленного лабораторного оборудования, модернизированного аудиторного фонда, нового программного и методического обеспечения;

- создание специализированных лабораторий и кабинетов, оснащенных современным оборудованием и программным обеспечением в целях развития заочной формы обучения;

- создание системы и технологии формирования индивидуальных образовательных траекторий подготовки магистров, бакалавров и специалистов, обеспечивающих обучение по индивидуальному учебному плану, предусматривающему самостоятельный выбор профессиональных компетенций;

- создание при выпускающих кафедрах учебно-методических кабинетов, проведение в режиме онлайн учебных занятий на базе коммерческих компаний и крупных торговых организаций и др.;

- внедрение образовательных и коммуникационных интернет-технологий, обеспечение электронными учебными материалами, мультимедийными образовательными ресурсами всех дисциплин учебных программ высшего образования, необходимыми для результативной учебы и личностного развития, а также для успешной карьеры;

- расширение объемов подготовки учебно-методических изданий, содержащих инновационные технологии преподавания [3].

В целях развития научно-инновационной активности в молодежной среде и подготовки кадров для инновационной деятельности в вузе формируется атмосфера доверия и творчества, реализуется идея педагогики сотрудничества. Совместно с ведущими учеными, специалистами СО РАН, зарубежными учеными, с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций широко используются традиционные формы и инновационные форматы организации научно-исследовательской работы студентов, направленные на популяризацию науки и создание благоприятного образа молодых ученых и исследователей:

- научные семинары, проводимые с участием ведущих отечественных и зарубежных ученых и исследователей в формате «Визит профессора», «Недели науки», «Work Shop», «Science Slam»;

- серия региональных и межвузовских научно-практических семинаров «Молодежные инновации - бизнесу и региону»;

- многочисленные бизнес-тренинги и семинары с практикующими бизнесменами и бизнес-тренерами «100 вопросов боссу»;

- фестивали молодежной науки;

- декады иностранных языков;

- серии интеллектуальных игр «Брейн-ринг»;

- заседания студенческих научных клубов;

- деловые интеллектуальные игры «Школа юного инвестора» и «Школа юного профи» и т. д.

Студенты и аспиранты Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова имеют возможность продолжать обучение или строить профессиональную карьеру в различных странах мира. В настоящее время выпускники Кемеровского института (филиала) РЭУ им. Г. В. Плеханова с успехом работают в 15 странах - США, Канаде, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Чили, Австралии и др. Профессиональная деятельность руководителя и специалиста предполагает использование современных подходов к профессиональной деятельности, в том числе передового международного опыта. Это обусловливает необходимость учета при разработке образовательных модулей и программ опыта ведущих зарубежных образовательных организаций, приглашения иностранных преподавателей, прохождения студентами и
слушателями зарубежных стажировок, а также развития академической мобильности.

 

Список литературы

1. Захарова Н.В. Основные особенности формирования инновационной экономики в Великобритании // Вопросы новой экономики. 2015. № 1 (33). С. 4451.
2. Зайцев А.В., Месяц М.А. Перспективы развития экономики Кемеровской области в условиях глобализации // Развитие регионов и предприятий в условиях глобализации: материалы междунар. науч.-практ. конференции. Отв. редактор Татаркин А.И. 2015. С. 188-194.
А. Г. Киренберг,
канд. техн. наук доцент кафедры информационных технологий и прикладной математики, А. С. Назимов, канд. техн. наук, доцент доцент кафедры информационных технологий и прикладной математики, С. Р. Ли, канд. техн. наук, доцент декан экономического факультета
3. Кагакина Е.А., Харлампенков Е.И., Чекалина Т.А., Устимова О.В. Формирование компетенций студентов вузов как логистический процесс // Вестник КемГУКИ. 2011. № 17/2. С. 117-125.

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(17). 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.05.2019)
Просмотров: 20 | Теги: инновационное обучение, образовательные технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь