Вторник, 28.02.2017, 03:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Интерактивные занятия со студентами - будущими менеджерами

ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ-ПРАКТИКОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ - БУДУЩИМИ МЕНЕДЖЕРАМИ

В статье анализируется опыт привлечения практикующих специалистов к ве­дению активных и интерактивных занятий со студентами, обучающимися по основ­ным образовательным программам специальности 080507.65 менеджмент организа­ции и бакалавриата по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент как наибо­лее эффективный подход, способствующий простому пониманию, запоминанию и освоению учебного материала студентами. Рассматриваются формы и методы про­ведения интерактивных занятий.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стан­дартами (далее ФГОС) реализация учебного процесса со студентами должна преду­сматривать проведение занятий в интерактивных и активных формах с привлечени­ем специалистов-практиков. Так, по программам бакалавриата доля подобных заня­тий должна составлять не менее 20% от общего числа аудиторных занятий.

Для многих российских преподавателей интерактивные уроки в новинку, да­леко не все желают перестраиваться на новый лад и проводить интерактивные заня­тия, предпочитая работать в традиционном формате обычных лекций и семинаров. С точки зрения организационного поведения, это вполне закономерное сопротивление нововведениям, которое возможно объяснить теорией гомеостаза, т.е. склонностью системы сохранить своей первоначальное состояние и противостоять любым изме­нениям, даже позитивным. И, хотя новые взгляды на обучение пока не принимаются безоговорочно многими преподавателями, не стоит игнорировать данные многочис­ленных исследований и наблюдений, подтверждающих, что использование активных подходов является наиболее эффективным путем, способствующим более быстрому обучению студентов, более простому пониманию и запоминанию материала, форми­рованию у них устойчивого интереса к занятиям. Исходя из этого, основные методи­ческие инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных средств обучения.

Определимся с терминами. Интерактивный метод (англ. «inter» - взаимный и «act» - действовать) означает постоянное взаимодействие, нахождение в режиме беседы, активного диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методы ориентированы не только на традиционное взаимодействие студентов с преподава­телем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обу­чения (рис.1).

Схема взаимодействия при интерактивном методе обучения

Рис. 1. Схема взаимодействия при интерактивном методе обучения

Роль преподавателя на подобных занятиях сводится к направлению деятельно­сти студентов на достижение целей урока. Интерактивное обучение - это особая форма организации когнитивной деятельности. Она подразумевает вполне конкрет­ные и прогнозируемые цели. Главная же цель состоит в создании комфортных усло­вий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллекту­альную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерак­тивные занятия призваны дать знания и навыки, а также сформировать компетенции, которые помогут решать проблемы уже после того, как обучение закончится. Дру­гими словами, интерактивное обучение - это активное диалоговое общение, в ходе которого осуществляется взаимодействие как между студентами и преподавателем, так и между самими студентами.

Существуют устоявшиеся формы интерактивных занятий. К самым популяр­ным модно отнести:

  • Круглый стол (дискуссия, дебаты, полемика и т.п.).
  • Мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака).
  • Деловые и ролевые игры.
  • Метод сase-study (анализа конкретных ситуаций).
  • Мастер класс, тренинги.

Следуя требованиям ФГОС, коллектив кафедры постарался учесть все много­образие данных средств и использовать их в своей работе.

За период 2012-2014 г.г. на кафедре ГиТМ к проведению интерактивных заня­тий привлекались специалисты-практики различных сфер деятельности: туризм, маркетинг, менеджмент, юриспруденция, управление человеческими ресурсами. Данных специалистов приглашали к проведению тренингов и мастер-классов в рам­ках таких дисциплин как: хозяйственное право, управление персоналом, бизнес- планирование, антикризисный менеджмент и менеджмент туроперейтинга.

Приведем конкретные примеры.

  1. В 2012 г. для студентов старших курсов был организован круглый стол по проблемам трудоустройства выпускников сферы туризма и основным требованиям, предъявляемым к работникам данной сферы. Присутствовал директор Нижневолж­ского регионального агентства по туризму «Эльдорадо» со специалистом отдела маркетинга (Дрегваль И.Н., Шаболдин М. Ю.). Студенты в рамках активного диало­га обсудили основные проблемы, связанные с трудоустройством молодых выпуск­ников и качества, которые хотят видеть в них их непосредственные работодатели.
  2. В 2013 г. были приглашены специалисты из агентства развития туризма, ко­торые в рамках активного диалога обсудили со студентами вопросы государственно­го регулирования туристской сферы в субъектах РФ (Власова М.В.).
  3. В 2013-2014 г.г. несколько раз приглашался арбитражный управляющий для проведения интерактивных занятий по дисциплине «Хозяйственное право» (4 курс) в рамках темы «Несостоятельность и банкротство хозяйствующих субъектов» (Светлова Т.В.).
  4. В 2014 г. был проведен тренинг «Правила проведения отборочного собесе­дования» и деловая игра «Отбор персонала» менеджером по управлению персоналом ЗАО «Работа для вас» (Цибизова И.В.).
  5. С мультимедийным показом о специфике работы своей компании и с пред­ложением о трудоустройстве студентов старших курсов приходили сотрудники ООО  «Национальная служба взыскания».
  6. Особый интерес у студентов всех курсов вызвал тренинг по самостоятель­ным путешествиям, который объяснял как самостоятельно, всего за один вечер, ор­ганизовать любое, даже самое экзотическое путешествие и сэкономить до 50% сво­его бюджета. В ходе этих занятий студенты получили необходимые инструменты и знания для самостоятельного планирования путешествий. Самое интересное, что спустя всего полгода данный бизнес-тренер обрел большую популярность, и сего­дня его занятия стоят 5500 рублей, у нас же в академии тренинг проводился совер­шенно бесплатно, за положительные отзывы в соответствующих Интернет-ресурсах.

По итогам проведенных интерактивных занятий:

  • Налажено сотрудничество с организациями по вопросам прохождения на­шими студентами практики.
  • Осуществлено трудоустройство положительно зарекомендовавших себя на практике студентов. Специалисты-практики поддерживают связь с ППС кафедры и периодически просят нас рекомендовать студентов для трудоустройства в их компа­ниях.
  • Организовано привлечение студентов в качестве волонтеров на различные культурно-массовые и спортивно-массовые мероприятия. (К примеру, 11 сентября г. в Краснооктябрьском районе города Волгограда состоялась квест-игра «Ис­тория Краснооктябрьского района». Организаторами игры выступили муниципаль­ное учреждение «Городской молодежный центр «Лидер» при поддержке комитета молодежной политики и туризма администрации Волгограда, а также ФГБОУ ВПО «ВГАФК». Квест-игра представляла собой маршрут по памятным местам Красноок­тябрьского района.)
  • Произведен обмен опытом. Студентам наглядно показывается процесс трансформации теоретических знаний в практические.
  • Происходит более эффективное освоение дисциплин учебного плана, повы­шается заинтересованность студентов и их мотивация на активное обучение.

В завершении хочется сказать, что главными принципами теории успешного обучения являются:

1) Обучаемый должен быть заинтересован в результатах.

  1. Обучение должно включать практику.
  2. Представляемый материал должен быть осмыслен.
  3. Методы обучения должны быть разнообразными.
  4. Теорию следует приближать к конкретной рабочей обстановке.

Все эти принципы помогут реализовать активные и интерактивные методы обучения, а данные мероприятия будут способствовать реализации ФГОС и повы­шению заинтересованности студентов в обучении.

Литература

Беликова, Е.В. Состояние современного рынка трудовых ресурсов в России: проблемы и тенденции развития / Е.В. Беликова, А.Н. Сырбу // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса.- 2013.- Вып. 4. - Волгоград: Изд-во «ПринТерра», 2013.- С. 91-94.

Губанищева, А.А. Учет особенностей профессиональной деятельности буду­щих менеджеров индустрии туризма в процессе физического воспитания / А.А. Губа­нищева // Философия социальных коммуникаций. - 2013. - №1 (22). - С. 130-135

Степанян, В.М. Профессиональная управленческая компетентность будущих менеджеров / В.М. Степанян // Философия социальных коммуникаций. - 2014. - №1 (27). - С. 130-135

Селиванова, С.Р. Организационно-правовые и методические аспекты совер­шенствования процесса подготовки будущих менеджеров в условиях физкультурного вуза / С.Р. Селиванова, С.Р. Сулейманова, А.Г. Мастеров // Вестник Евразийской ака­демии административных наук. - 2013. - №1 (22). - С.116-121.

_________________

Степанян В.М.

Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: интерактивный метод, интерактивные средства, формы интерактивных занятий, гомеостаз, формирование устойчивого интереса.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (02.03.2015)
Просмотров: 1204 | Теги: менеджер, Занятие, интерактивный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017