Воскресенье, 04.12.2016, 19:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е. Г.Алпацкая

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются взаимодействия участников градостроительной деятельности с позиций институциональной экономической теории с учетом появления конфликтов (порождающих издержки обмена, или трансакционные издержки) и взаимозависимости в ходе этих взаимодействий. Градостроительная деятельность показана во взаимосвязи с территориальным планированием и стратегическим планированием социально-экономического развития муниципального образования, а взаимодействия ее субъектов рассмотрены на каждом из ее этапов. Описаны факторы, влияющие на трансакционные издержки, возникающие в ходе градостроительной деятельности. Эти факторы воздействуют на величину указанных издержек и в конечном итоге на результаты градостроительной деятельности.

Ключевые слова: градостроительная деятельность, трансакционные издержки, институциональный подход, конфликт интересов, территориальное планирование.

 
Рассмотрение и анализ взаимодействия участников (субъектов) градостроительной деятельности (основу которой составляет инвестиционная деятельность) с позиций современной институциональной теории помогают выявить пробелы в законодательстве в данной сфере хозяйственных отношений. Кроме того, выявление издержек обмена (то есть трансакционных издержек) в ходе данной деятельности, в том числе в процессе ее планирования, позволяет определить направления совершенствования градостроительного и инвестиционного законодательства, что весьма актуально для создания эффективной системы инвестиционного и градостроительного планирования, организации соответствующей деятельности и в конечном итоге для формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании и в регионе.

Проблемы рассмотрения взаимодействий субъектов градостроительной деятельности с институциональных позиций исследованы крайне ограниченно. Есть публикации об организации градостроительного и инвестиционного планирования инвестиционной деятельности в муниципальном образовании [13; 14], создании прозрачной системы отбора инвестиционных проектов для поддержки на муниципальном уровне [15], а также рекомендации для региональных органов власти, направленные на повышение благоприятности инвестиционного климата в регионе [16].

В некоторых научных работах исследуются взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности в целом, безотносительно к градостроительному аспекту, например у Е. Г. Садаковой [12]. Целый пласт научных исследований посвящен институтам вообще и их трансакционной теории в частности [17], институциональным основам реального сектора экономики [19].

Согласно институциональному подходу, взаимодействия между экономическими субъектами называются трансакциями. Трансакция является: наименьшей единицей измерения институциональной экономики, деятельностью человека по отчуждению и приобретению прав, включающей планирование, контроль за выполнением обещаний, адаптацию к незапланированным обстоятельствам (Дж. Р. Коммонс [3]); элементом экономического взаимодействия — сделкой, включающей и материальные, и договорные (институциональные) аспекты обмена как товарами и услугами, так и юридическими обязательствами (Р. И. Капелюшников [4]); распространением воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду (непосредственно, физически). Согласно Е. В. Попову, трансакция — процесс передачи прав собственности или ограничения деятельности между экономическими агентами [17].

Наиболее полно следующее определение трансакции: это обмен товарами, услугами, юридическими обязательствами (в том числе правами собственности) и в то же время деятельность человека по передаче/приобретению прав собственности, проявляющаяся в планировании, контроле за выполнением обещаний, адаптации к непредвиденным обстоятельствам.

Одна из классификаций трансакций — по характеру деятельности: трансакции сделки (торговые трансакции), трансакции управления и трансакции рационирования (нормирования) [12]. Эту классификацию ввел Дж. Коммонс [6]. При трансакции сделки осуществляются отчуждение и присвоение прав собственности и свобод, основанные на обоюдном согласии сторон и экономическом интересе каждой из них. В трансакции управления основное отношение — это «управление — подчинение», когда право принимать решение принадлежит одной стороне. При трансакции рационирования решение принимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав (совет директоров, арбитражный суд, орган власти). Есть и другие классификации трансакций [17], но мы будем придерживаться трактовки Коммонса.

Трансакция, по Коммонсу, содержит два вида социальных отношений — конфликта и взаимозависимости [7]. Конфликт исключает для участников взаимодействия использование ограниченного ресурса, а взаимозависимость отражает взаимное понимание возможностей повышения благосостояния за счет взаимодействия.

Конфликт интересов является основой для проявления так называемых трансакционных издержек. Трансакционные издержки можно понимать как: значимую с точки зрения общества оценку ресурсов, направляемых на формирование, сохранение и использование институтов; любые затраты, возникающие в результате координации и взаимодействия экономических субъектов; аналог трения в механике, издержки функционирования экономической системы; все затраты, связанные с обменом и защитой правомочий; затраты ресурсов для планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых экономическими субъектами обязательств при отчуждении и присвоении прав собственности. Трансакционные издержки, как отмечает А. Н. Нестеренко, связаны не с изменением свойств экономических благ, а с самим фактом проведения рыночных сделок (трансакций) и защитой прав собственности [18].
Градостроительная деятельность — это связанная с развитием территорий деятельность, которая осуществляется в форме территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства и т. д. Территориальное планирование является планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов различного назначения и уровня подчинения (федерального, регионального, местного значения) [1]. Под территориальным планированием, с другой стороны, следует понимать саму деятельность органов государственной власти, и прежде всего органов местного самоуправления по установлению/утверждению положений о развитии территорий, местах размещения объектов для государственных и муниципальных нужд (определение Е. Г. Алпацкой [2]).

Эту деятельность (в сочетании со стратегическим планированием социально-экономического развития муниципального образования) можно представить схематично (рисунок на с. 38).

Участниками градостроительной деятельности являются: муниципалитет (управление по архитектуре и градостроительству, комитеты по имуществу и земельным отношениям, представительный орган власти в данном муниципальном образовании); инвесторы, финансирующие градостроительные проекты; застройщики (подрядные организации, предприниматели в сфере строительства и смежных видах деятельности); потенциальные покупатели градостроительных объектов (чаще всего предприниматели в торговой, производственной сферах); а также население (прежде всего проживающее на близлежащей к объекту застройки территории, поскольку его интересы при появлении новых градостроительных объектов непосредственно пересекаются с интересами бенефициаров этих объектов). Каждый из участников имеет свои цели и интересы, которые могут быть как сонаправленными, так и противоположными. Возможные взаимодействия и конфликты интересов между этими участниками представлены в таблице на с. 38.

Данная деятельность, по сути, является инвестиционной, имеющей определенную специфику объектов инвестирования (больше срок и масштабы проектов, что приводит к взаимодействию с целями и интересами большего количества экономических субъектов).

В градостроительной деятельности трансакция рационирования (нормирования) является взаимодействием участников градостроительной деятельности с институциональной средой (нормами, правилами, регулирующими и контролирующими организациями, обеспечивающими соблюдение этих правил).

Территориальное планирование и планирование социально-экономического развития
муниципального образования [5]

 

Взаимодействия в рамках градостроительной деятельности

Предлагается рассматривать конфликты на различных стадиях градостроительной деятельности, представив их в процессе попарных взаимодействий ее участников. Возникновение конфликтов влечет за собой определенные затраты, связанные с «недореализацией» выгод участников взаимодействия или элементов институциональной среды (недополучение дохода, скрытые затраты) [12]. И если одна из сторон имеет больше влияния при конкретной сделке, то противоположная — несет более высокие затраты подобного рода.

Стратегическое планирование. На данной стадии предлагаем учитывать следующие конфликты:

1. Между муниципалитетом и населением, когда муниципалитет склоняется к реализации интересов предпринимателей или федеральных (региональных) органов власти, следуя их политике, если она идет вразрез с текущими интересами населения муниципального образования. Такое возможно, к примеру, при строительстве экологически неблагоприятных объектов на территории муниципального образования.

2. Между муниципалитетом и потенциальными инвесторами в случае, когда имеют место неустойчивые «правила игры» на муниципальном уровне для потенциальных инвесторов и застройщиков, субъективное отношение к отдельным предпринимателям и т. п.

На стадии территориального планирования конфликты, вероятнее всего, следующие:

1. Между инвесторами и застройщиками. Например, конфликты из-за стремления участников сделки к повышению доходов и снижению затрат. Кроме того, подобные конфликты могут возникать из-за неравномерного распределения власти и дохода между менеджерами, акционерами и работниками предприятия. Менеджер (директор), принимающий большинство решений, определяющих текущее состояние и перспективы развития организации (будь то застройщик или организация, ведущая свою деятельность на объекте градостроительства), может быть не заинтересован в повышении доходов акционеров (если сам не является акционером). Эти конфликты — проявление трансакции управления. Затраты при этих конфликтах обратно пропорционально зависят от силы влияния каждой группы участников взаимодействия.

2. Между инвесторами и институциональной средой. Это конфликты между инвесторами и регулирующими их деятельность организациями- институтами. Причина проявления этого — неясно прописанная законодательная база градостроительной деятельности или необоснованно строгий контроль над заключением инвестиционных контрактов, снижающий объем инвестиционных сделок в реальном секторе.

При реализации градостроительного зонирования и планировки территории могут возникнуть конфликты:

1. Между застройщиками, предпринимателями — покупателями градостроительных объектов и населением, проживающим на близлежащей к объекту застройки территории, как пользователем различных эффектов градостроительной деятельности. Данная группа конфликтов достаточно многообразна, это: а) возникновение безработицы среди населения вследствие конкуренции созданного градостроительного объекта с уже существующими; б) снижение доходов населения как следствие этой безработицы; в) появления отрицательных побочных (например, экологических) эффектов деятельности созданных объектов градостроительства и т. д. Эти затраты несет в основном население, но при соответствующей налоговой или экологической политике застройщики и предприниматели имеют возможность взять часть затрат на себя.

2. Между застройщиками (предпринимателями — покупателями градостроительных объектов) и институциональной средой. Подобные конфликты проявляются тогда, когда институциональные условия деятельности предпринимателей в этой сфере либо слишком слабы (недостаточно урегулированы или неясно прописаны правовые нормы деятельности, что может привести, например, к отрицательным «внешним» эффектам), либо чрезмерно жестки (большая налоговая нагрузка, существенные затраты при создании и функционировании предприятия и т. д.).

Появление конфликтов — неизбежное следствие взаимодействия участников экономической деятельности. Конфликты могут быть объективно существующими (то есть невозможно их непосредственное регулирование, так как они являют собой суть взаимодействий на соответствующих рынках, где одни участники — покупатели, а другие — продавцы ресурсов) и регулируемыми (которые можно устранить частично или полностью с помощью вмешательства органов власти, прежде всего муниципальных). Эта группа конфликтов в основном и является взаимодействием участников градостроительной деятельности с институциональной средой.

Объективно существующие конфликты — это стремление всех участников градостроительной деятельности к повышению своих доходов (оно неосуществимо одновременно для всех), например: стремление инвесторов повысить доходность инвестиций, застройщиков и предпринимателей — покупателей градостроительных объектов — увеличить прибыльность деятельности. Кроме того, к таким конфликтам можно отнести стремление всех участников снизить свои непосредственные затраты [12]. Данные конфликты возникают в основном на каком-то из этапов градостроительной деятельности и не могут быть полностью устранены при помощи институтов (прежде всего законодательства и органов государственной и муниципальной власти), так как рост доходов одного из участников обмена (если речь идет об обмене на конкретном рынке — инвестиционных средств, земли и т. п.), естественно, означает сокращение доходов (рост затрат) другого.

К регулируемым конфликтам в градостроительной деятельности предлагается отнести следующие: 1) неявные конфликты, которые проявляются при обмене ресурсами, благами и правами на различных рынках (соответствующих этапам градостроительной деятельности) — это могут быть упущенные возможности использования ресурсов; затраты, связанные с непрозрачностью деятельности некоторых участников градостроительной деятельности или рынков, рисками потери, уменьшения доходности инвестиций, рисками нарушения, неполного соблюдения договоров, отклоняющегося поведения и т. п.; 2) неблагоприятные внешние эффекты градостроительной деятельности, отражающиеся на интересах населения как потребителя ее результатов (ухудшение экологических параметров города, повышение безработицы как следствие замещения продукции действующих предприятий продукцией новых предприятий — объектов градостроительства или усиления позиций конкурентов, захвата предприятия конкурентами и т. д.).

Нас интересуют последние конфликты, так как они могут быть ликвидированы или значительно ослаблены путем воздействия институтов (прежде всего законодательных, государственной и муниципальной власти). По сути, они были созданы неэффективностью этих институтов (возникли при взаимодействиях участников градостроительной деятельности с институциональной средой). Трансакционные издержки субъектов градостроительной деятельности — это следствие появления таких конфликтов.

Обобщая вышесказанное, отметим, что трансакционные издержки участников градостроительной деятельности можно идентифицировать как затраты, связанные с координацией и взаимодействием (конфликтами) данных участников друг с другом и (или) с институциональной средой. Данные издержки являются издержками планирования, адаптации и контроля за выполнением взятых при указанных взаимодействиях обязательств.
Трансакционные издержки появляются из- за несовпадения целей и интересов участников экономической деятельности и по причине неопределенности. Одни экономисты в качестве основной причины трансакционных издержек называют информационные затраты (то есть затраты на получение информации об обмене и возможное отклоняющееся поведение контрагента; Дж. Стиглер [8], О. Уильямсон [9]), другие — затраты согласования (стремления переложить усилие по достижению желаемого результата на других участников), зависящие от количества участников сделки; третьи — неравномерность структуры институциональной среды (затраты согласования требований прямо противоположных норм, обязательно проявляющиеся при усложнении деятельности и появлении в ней элементов различных соглашений; Л. Тевено [10]), четвертые — затраты на измерение. Некоторые экономисты понимают трансакционные издержки как складывающиеся одновременно из нескольких элементов: затраты на получение информации о предпочтениях и возможностях контрагентов, на контроль выполнения и защиту достигнутых соглашений.

По нашему мнению, самое точное (мезоэкономическое) представление факторов, определяющих трансакционные издержки, предлагает Д. Норт [11], который выделяет четыре основных фактора, влияющих на издержки осуществления сделок или обмена:

• Первый. Затраты на измерение стоимости и ценности благ и непосредственного участия субъектов экономической деятельности в обмене. Чем сложнее измерить ценностные характеристики обмениваемых прав собственности (значит, определить пучок прав, который при сделке передается от продавца покупателю), тем выше упомянутые издержки, а значит, меньше будут реализованы экономические интересы субъектов обмена. Это альтернативные издержки при выборе конкретного варианта действий и инвестирования, риски инвестиций, затраты на получение достаточно полной и достоверной информации о возможностях инвестирования и выборе специфики объекта градостроительства и т. п. Этот фактор в ситуации градостроительной деятельности может быть значимым для застройщиков (предпринимателей), которые ищут новые объекты для инвестирования (своей деятельности).

• Второй. Величина и структура рынка, которые определяют уровень его монополизации. Когда рынок монополизирован, немалую роль при заключении сделок и взаимодействии контрагентов на нем играют родство, дружба, личная приязнь, наличие ранее сложившихся деловых отношений. Это снижает необходимость в дорогой спецификации и идентификации прав собственности и в однозначно понимаемом юридическом описании обязательств договаривающихся сторон. Однако трансакционные издержки других участников обмена, не имеющих данных преимуществ, возрастают. На рынках, близких к условиям совершенной конкуренции, нет никаких ограничений или стимулов в отношении того, чтобы стороны просто эгоистично извлекали выгоды от взаимодействия друг с другом. Затраты на заключение контракта будут увеличиваться при более сложном определении (и закреплении) прав собственности и обязательств, возникающих в ходе совершения сделки. Заплатив за закрепление (уточнение) прав собственности, субъекты конкурентного обмена не имеют других издержек такого рода. Конкурентные рынки обладают, таким образом, меньшим (и, соответственно, более оптимальным) уровнем трансакционных издержек их субъектов. Данный фактор актуален при привлечении средств для финансирования градостроительной деятельности (финансовый и банковский рынки, степень их монополизации) и при конкурентных взаимодействиях предпринимателей-застройщиков.

• Третий. Регулирование и принуждение, то есть существование относительно независимой судебной системы, оценивающей и разбирающей споры и назначающей наказания нарушившей стороне и компенсацию пострадавшей в случае невыполнения условий сделки. Чем эффективнее такая система, тем в большей степени будут реализованы интересы субъектов обмена и тем меньше окажутся трансакционные издержки его участников. В градостроительной деятельности это эффективность публичных слушаний о размещении градостроительных объектов, способность этих слушаний обеспечивать разумный компромисс интересов субъектов градостроительной деятельности. Это воздействие норм и правил, устанавливаемых муниципалитетом в качестве рамок градостроительной деятельности.

• Четвертый. Идеология и субъективизм мировосприятия людей, что определяет набор представлений, при помощи которых люди (участники обмена) объясняют и оценивают мир вокруг себя. Это может способствовать или, наоборот, препятствовать реализации градостроительных и инвестиционных процессов. Сюда относится и субъективное мнение каждого участника относительно юридической справедливости правил игры. Это воздействует на обмен не напрямую (ведь отношение к результатам сделки проявляется после ее заключения), но через систему выборов и голосования, может влиять на принятие законов и состав новых представителей муниципальной власти, а значит, затрагивать интересы субъектов градостроительства в будущем. К данному фактору можно отнести, например, «пассивность» участия населения в публичных слушаниях по вопросам градостроительной деятельности.

Таким образом, от всех этих факторов зависит величина издержек участников градостроительной деятельности при совершении ими взаимодействий на соответствующих этапах этой деятельности, что в конечном итоге влияет на ее результаты и перспективы пространственного и социально-экономического развития экономики муниципального образования. Измерение данных издержек — тема отдельного исследования. Однако эти выводы могут быть использованы при формировании мероприятий по совершенствованию градостроительной деятельности в отдельных муниципальных образованиях, а также для оценки участниками градостроительной деятельности своих конкурентных возможностей.

Список литературы

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182755 (дата обращения: 08.01.2016).
2. Алпацкая, Е. Г. Территориальное планирование: основные подходы / Е. Г. Алпацкая // Вестн. Че- ляб. гос. ун-та. — 2013. —№ 3 (294). Управление. Вып. 8. — С. 5—8.
3. Дж. Р. Коммонс. Институциональная экономика [Электронный ресурс] : пер. А. А. Курышевой / Дж. Р. Коммонс // Киберленинка. — URL: http://cyberleninka.rU/article/n/institutsionalnaya-ekonomika-l (дата обращения: 08.01.2016).
4. Капелюшников, Р. И. Категория трансакционных издержек [Электронный ресурс] / Р. И. Капе- люшников // Московский либертариум. Институт свобод. — URL: http://www.libertarium.ru/l_libsb3_l-2 (дата обращения: 08.01.2016).
5. Алпацкая, Е. Г. Современные подходы и этапы территориального планирования в муниципальном образовании / Е. Г. Алпацкая // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 1 (356). Управление. Вып. 10. — С. 5—7.
6. Шаститко, А. Е. Новая институциональная экономическая теория [Электронный ресурс] / А. Е. Шаститко. — М. : ТЕИС, 2002 // Библиотека Libbook. — URL: http://libbook.net/book_223_page_3 (дата обращения: 08.01.2016).
7. Commons, J. R. Institutional Economics / J. R. Commons // American Economic Rev. —1931. — Vol. 21.
8. Стиглер, Дж. Экономическая теория информации [Электронный ресурс] / Дж. Стиглер // Галерея экономистов. — URL: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/stigler/ works/stigler_w3.txt&img=works_small.gif&name=stigler (дата обращения: 08.01.2016).
9. Уильямсон, О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношенческая контрактация [Электронный ресурс] / О. Уильямсон. — URL: https://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/c/750/file/ WilyamsonEcInstCap.doc (дата обращения: 08.01.2016).
10. Тевено, JI. Множественность способов координации: равновесие и рациональность в сложном мире / Л. Тевено // Вопр. экономики. — 1997. — № 10. — С. 69—84.
11. Норт, Д. Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики [Электронный ресурс] / Д. Норт // Электронная библиотека RoyalLib.com. — URL: http://royallib.com/read/nort_ duglas/vklad_neoinstitutsionalizma_v_ponimanie_problem_perehodnoy_ekonomiki.html#0 (дата обращения: 08.01.2016).
12. Садакова, Е. Г. Трансакционные издержки субъектов инвестиционной деятельности в транзитивной экономике : дис. ... канд. экон. наук / Е. Г. Садакова. — Челябинск, 2004. — 173 с.
13. Комплексное планирование инвестиционного развития территории муниципального образования [Электронный ресурс] // Ассоциация компаний «Град». — URL: http://www.itpgrad.ru/node/612.
14. Формирование прозрачной системы отбора инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств муниципального бюджета [Электронный ресурс] // Практическая академия муниципального управления. — URL: http://pra-academy.ru/practics/210/ (дата обращения: 08.01.2016).
15. Интернет-портал об инвестиционной деятельности в регионе [Электронный ресурс] // Ассоциация компаний «Град». — URL: http://www.itpgrad.ru/node/617 (дата обращения: 08.01.2016).
16. Региональный инвестиционный стандарт [Электронный ресурс] // Инвестклимат.рф. — URL: http://investstandart.ru/resources/uploads/about.pdf (дата обращения: 08.01.2016).
17. Попов, Е. В. Институты : монография / Е. В. Попов. — Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2015. — 712 с.
18. Нестеренко, А. Н. Экономика и институциональная теория / А. Н. Нестеренко. — М.: Эдиториал : УРСС, 2002. — 416 с.
19. Абузярова, Э. Р. Институциональные основы реального сектора экономики / Э. Р. Абузярова // Экон. науки — 2015. — № 7 (128). — С. 7—9.

Вестник ЧелГУ № 2 (384) 2016. Экономические науки. Выпуск 52

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (03.07.2016)
Просмотров: 72 | Теги: градостроительная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016