Вторник, 06.12.2016, 03:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Ш.Г.Акрамова
Научно-исследовательский центр Ташкентского государственного экономического университета, Узбекистан

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Инвестирование в человеческий капитал является важнейшим процессом в формировании человеческого капитала. Этот процесс требует участие множество институтов. Институциональный подход даёт возможность глубокого теоретического и практического анализа инвестиционного процесса.

Ключевые слова: формальные и неформальные институты, человеческий капитал, инвестиции.

 

В современных условиях усиления глобализационных процессов в мировой экономике сравнительные преимущества стран и рост благосостояния народа всё меньше определяются богатством природных ресурсов и дешёвой рабочей силой и всё больше человеческими активами. Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, подчёркивая, что «XXI век - это век, в котором главенствует интеллектуальные ценности», отметил: «И если кто-то своевременно не осознал эту истину и необходимость стремления к освоению новых знаний, наращиванию интеллектуального потенциала, если эти критерии не станут смыслом их повседневной жизни, то это общество неизбежно останется за рамками мирового прогресса» [1].

По данным Мирового банка, совокупный потенциал экономического развития для развитых стран на 64 % формируется человеческим капиталом и лишь на 20 % - сырьевым.

Человек и его творческие способности с древнейших времён стояли в центре исследований учёных различных дисциплин. Адам Смит в своей знаменитой книге «Богатство народов» утверждал, что улучшение способностей рабочих определяет экономический прогресс и рост благосостояния на макроуровне, а на личностном уровне влияет на личные доходы и структуру заработной платы. Но только в середине ХХ в. с усилением информатизации и интеллектуализации трудовой деятельности в работах американских учёных Чикагского университета Т. Шульца и Г. Беккера теория человеческого капитала состоялась как самостоятельная теория.

Применительно к категории «человеческий капитал» существует несколько определений: узкое, расширенное, широкое. Но, в общем, человеческий капитал можно определить как совокупность запаса врождённых способностей, знаний, умений, образования, навыков, творческих и профессиональных способностей, здоровья, мотиваций, обеспечивающих повышение производительности труда и роста дохода, которые постоянно накапливаются и усовершенствуются в процессе инвестирования в них. Инвестирование является неотъемлемым атрибутом человеческого капитала, так как формирование человеческого капитала требует отвлечение средств от текущего потребления ради получения дополнительных доходов в будущем.

По определению форм и структуры инвестиций в человеческий капитал мнения учёных расходятся.

Чикагская школа исследования человеческого капитала утверждает, что индивид рационально расходует средства на своё образование, здравоохранение, миграцию и другую деятельность, ожидая высокую отдачу в будущем. Родители также, подобно предпринимателям, инвестируют в своих детей, рассчитывая на высокую отдачу.

Основоположники теории человеческого капитала выделяют следующие основные виды инвестиций в человеческий капитал: образование, подготовка на производстве (on the job training), медицинское обслуживание, миграция, поиск информации о ценах и доходах, рождение детей и их воспитание:
- образование и подготовка на производстве повышает уровень знаний человека и объём человеческого капитала;
- охрана здоровья сокращает заболевания и смертность и этим продлевает срок службы человеческого капитала;
- миграция и поиск информации способствует движению рабочей силы в высокооплачиваемые регионы и отрасли с благоприятными условиями труда, где стоимость человеческого капитала по сравнению с другими выше;
- рождение и воспитание детей является источником воспроизводства человеческого капитала в следующем поколении.

Инвестирование в человеческий капитал производится на разных этапах и условно их можно разделить на три. На первом этапе, в период детства, на основе решения родителей определяется инвестировать или не инвестировать в человеческий капитал своих детей. Второй этап, период молодости, - решение об инвестировании совершается индивидами. Третий этап - после вхождения в период трудовой деятельности; здесь в качестве инвесторов выходят сами индивиды и (или) работодатели. В качестве основных инвесторов в человеческий капитал выступают государство, негосударственные общественные организации и фонды, отдельные фирмы, домашние хозяйства (индивид), международные организации, образовательные и здравоохранительные учреждения. Опыт США показывает, что инвестиции в человеческий капитал на 25 % выгоднее, чем привлечение в компанию подготовленного работника, окупаемость и рентабельность этих инвестиций достаточно высокие и соответственно степень риска низкая.

Человеческие способности превращаются в человеческий капитал только в процессе производства экономических благ и взаимоотношений с внешними факторами. Внешние факторы в основном определяются наличием определённых институтов. Под институтами чаще всего понимаются комплекс формальных и неформальных правил, регулирующих общественную жизнь. Д. Норт определял институт как «совокупность созданных человеком ограничений, которые структурируют политическое, экономическое и социальное взаимодействие» [3, с. 17]. По мнению Норта, формальные институты составляют лишь видимую часть институциональной системы, большую же часть формируют неформальные институты: культура, традиции, стереотипы поведения. Неформальные институты формируются в результате длительного процесса исторического развития. Основоположник теории человеческого капитала нобелевский лауреат Т. Шульц в работе «Инвестиции в человеческий капитал: роль образования и научных исследований» трактует институт, как правила, но более широко. К правилам он относит: и денежно- кредитные отношения, и организационные структуры, и права собственности, включая трудовое законодательство, и формы человеческого капитала, и материально-техническую инфраструктуру» [5, с. 104].

Отечественные авторы определяют некоторые институциональные моменты, ограничивающие эффективное становление инновационной экономики в трансформирующихся странах [6, с. 43]:
- отсутствие чёткой институциональной структуры;
- наличие значительного количества неформальных правил, подменяющих формальные институты;
- противоречивое различие между старыми и новыми институтами в обществе.

По нашему мнению, при институциональном подходе широкий анализ процесса инвестирования в человеческий капитал приобретает более глубокую форму, так как инвестирование в человеческий капитал является очень непростым процессом и происходит под воздействием и взаимодействием многочисленных институтов. Ряд работ зарубежных исследователей (Germana Bottone (2008), Daron Acemog- lu, Melissa Dell (2009), Charles I.Jones, Paul M. Romer (2009)) посвящены выявлению влияния и зависимости между развитием человеческого капитала, институтов, доходов и экономического роста. Новая институциональная экономика в основном изучает, как человеческий капитал может повлиять на снижение транзакционных издержек и проблемы, связанные с ограниченной рациональностью. Masten, Mee- han and Snyder (1991) обнаружили, что в отдельных случаях инвестиции в специфический человеческий капитал снижают внутренние управленческие расходы в большей мере, чем они повышают рыночные издержки [10]. В отличие от нового институционализма классический институционализм в своих исследованиях делает акцент на социальный капитал, а не на человеческий капитал, но рассматривает образование в качестве прогрессивной силы развития.

Исходя из структуры и сущности человеческого капитала, можно выделить следующие основные институты, участвующие в процессе формирования человеческого капитала и оказывающие влияние на него. Основные формальные институты, участвующие в формировании человеческого капитала, - это, во-первых, законодательная база - законы и правовые нормы в сфере охраны труда, образования, науки, здравоохранения, интеллектуальной собственности, миграции, предпринимательской деятельности и др.; во-вторых, комплекс всех учреждений системы образования, науки, здравоохранения, трудоустройства, пенсионного обеспечения, профсоюзы, т.е. инфраструктура.

Если воздействие формальных институтов в большинстве случаев носит строгий адресный характер по отношению к тем составляющим человеческого капитала, на которые они направлены, то воздействие неформальных институтов более размыто и проявляется практически во всех аспектах деятельности человека. Поэтому основными неформальными институтами, влияние которых проявляется наиболее явно, следующие: семья, социальное окружение, религия, культура, ментальность, национальные традиции, идеология, национальные особенности производства научного знания и др.

Анализируя мировой опыт, нужно отметить, что каждая экономическая модель соответствует определённому набору институциональных ограничений. Эти наборы радикально отличаются друг от друга и во времени, и при сравнении экономик разных стран. Содержание каждой модели зависит от конкретных институтов, и во многих случаях модели весьма чувствительны к изменению институциональных ограничений. Из этого очевидно, что применение опыта развитых стран в той или иной сфере вслепую, не адаптируя его под национальные особенности, является неэффективным.

С первых дней независимости в Узбекистане рост инвестиций и вложений в человеческий капитал, подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения стали приоритетными направлениями государственной политики. Человек определён как высшая ценность, его права и интересы закреплены законодательно в конституции. На этой правовой основе за прошедшие годы были осуществлены широкомасштабные преобразования и реформы, главной целью которых является обеспечение интересов человека. Благодаря своевременно разработанным и последовательно внедряемым в жизнь общенациональным и долгосрочным программам, практически не имеющим аналогов в мире, сформирована национальная эффективная модель образования, здравоохранения, охраны материнства и детства, развития детского спорта, поддержки молодых талантов. И это закономерно, ведь прогресс любого народа, государства и общества зависит прежде всего от степени внимания к человеческому капиталу, интересам и развитию личности и устремлений во имя этих благородных целей. Это подтверждает и тот факт, что данные проблемы в качестве приоритетных направлений включены в Цели развития тысячелетия ООН.

В Узбекистане ежегодные затраты на развитие и реформирование системы образования составляют 10-12 % ВВП, на здравоохранение - 4 % ВВП, а их доля в расходах государственного бюджета страны превышает соответственно 35 % и 16 %. Вследствие реформ в сфере образования в стране создана уникальная образовательная система, обеспечивающая непрерывность образования на протяжении всей жизни.

Отличительной чертой системы образование республики является обязательность и бесплатность 12-летнего образования. Охват школьным образованием детей в возрасте от 7 (6) до 15 лет составляет 99,3 %, охват средним специальным, профессиональным образованием выпускников 9-х классов - 97,1 %. Нужно отметить, что по результатам анализа инновационного состояния под названием «Глобальный инновационный индекс 2012», проведённого Всемирной организации интеллектуального имущества (WIPO) и Международной бизнес-школой INSEAD среди 141 стран мира по показателю инноваций в сфере начального и среднего образования Узбекистан занял 2-е место (75,4 балл.). На первом месте Ирландия (75,5 балл.), далее следуют такие страны, как Дания, Новая Зеландия, Исландия. Среди развитых стран Германия - 23 место (63,6 балл.), США - 31 место (61,3 балл.) и Япония - 52 место (56,6 балл.) [5, с. 3-8].

Как известно, двигающей силой инновационной экономики являются высококвалифицированные кадры, поэтому высшие учебные заведения и качество образовательных услуг играют основную роль в построении инновационной экономики. Образовательные системы должны уметь гибко адаптироваться к современным условиям, а методы обучения должны меняться. Один из таких методов, активно применяемых на западе, называется «independent learning», он нацелен на то, чтобы научить студента самостоятельно принимать решения и быть активным. Данный метод не предлагает студенту готовые решения, а помогает находить их.

Главным наставником в этом процессе становятся преподаватели, которые выступают больше как консультанты, чья задача - помочь студенту самому сформировать своё образование и осознать свою личную ответственность за это. В Узбекистане independent learning является основным компонентом учебной программы в большинстве вузов.

Наряду с правительственными организациями в республике функционирует множество неправительственных организаций, активно участвующих в процессе воспроизводства и развития человеческого капитала. Сегодня в Узбекистане создано более 5 тыс. неправительственных организаций, в том числе национальных культурных центров и свыше 70-ти фондов, которые действуют в избранных ими сферах (охрана здоровья, образование, физическое и духовное воспитание и т.д.); к примеру: «Соглом авлод учун» («Для здорового поколения»), «Сен елгиз эмассан» («Ты не одинок»), программы развития детского спорта, «Нуроний», «Экосан», «Ибн Сино»; общественное движение «Камолот», Ассоциация деловых женщин и др.

Одним из важнейших институтов, участвующих в процессе воспроизводства и развития человеческого капитала, является семья. Роль семьи в воспитании активной, творческой и высоконравственной личности неоценима. Она осуществляет такие важные функции, как воспроизводство человеческого капитала (репродуктивная функция), воспитательная, инвестиционная, социально-статусная, рекреативная и др. В то время когда в большинстве развитых странах идёт распад семейных ценностей, в Узбекистане семья остаётся понятием незыблемым. Конечно, категорически отвергать влияние мировой тенденции развития института семьи невозможно. В республике наблюдается снижение количества детей в семьях, но, несмотря на это, уровень рождаемости обеспечивает умеренно расширенное воспроизводства населения.
 
Как показывают социологические исследования, репродуктивные установки населения направлены на создание среднедетной семьи (см. рис.) [9].


Рис. Количество детей в семье в целом по республике, %

Снижение количество детей в семье объясняется качественным аспектом. Осмысляя вызовы нового тысячелетия, родители стали уделять большое внимание воспитанию здорового и образованного поколения. Наряду с формальным образованием наблюдается широкое распространение неформального образования.

Анализ социологического опроса «Оценка качества человеческого капитала», проведённого автором в 2012 г. показал, что 64 % респондентов, имеющих детей школьного возраста, водят своих детей на дополнительные занятия вне школы. Степень инвестирования в здоровье и образование своих детей существенно возросла.

Кратко анализируя поведение семьи, были выявлены следующие положительные факторы, способствующие формированию человеческого капитала внутри семьи: создание условий для производства, воспроизводства, формирования и реализации человеческого капитала; инвестиции в человеческий капитал как родителей, так и детей; накопление социального капитала, способствующего возрастанию производительности человеческого капитала.

Принимая во внимание, что Узбекистан только на пути построения инновационной экономики и то, что человеческий капитал является основной составляющей современного мира, нам ещё предстоит многое сделать; развитие эффективных институтов формального и неформального характера - залог устойчивого роста.

Список литературы

1. Каримов И.А. Конституция Узбекистана - прочный фундамент нашего продвижения на пути демократического развития и формирования гражданского общества // Народное слово, 8 декабря 2009 г.
2. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. С. 17.

3. Алимов Р.А., Султанова Л.Ш. Место институционального подхода в анализе инновационного развития // Общественные науки в Узбекистане. 2012. № 4. С. 43.
4. Попов Е., Сергеев А. Современный российский институционализм: к продолжению дискуссии // Вопросы экономики. 2010. № 2. С. 104.
5. The Global Competitiveness Report 2011-2012. World Economic Forum. Geneva, Switzerland 2011.
6. Germana Bottone (2008): Human Capital: an Institutional Economics point of view.
7. Charles I.Jones, Paul M. Romer (2009): The New Kaldor Facts: Institutons, Population, And Human Capital. NBER Working Paper. URL: http://www.nber.org/ pa- pers/w15094.
8. Daron Acemoglu, Melissa Dell (2009): «Beyond Neoclassical Growth: Technology, Human Capital, Institutions and Within-Country Differences» NBER Working Paper.
9. Убайдуллаева Р.А. Семья в Узбекистане. Ташкент, 2012. С. 17.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (13.05.2016)
Просмотров: 170 | Теги: инвестиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016