Суббота, 27.05.2017, 18:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В РОССИИ

СВ. Бирюков, A.M. Барсуков

Кемеровский государственный университет

 

ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ В РОССИИ

 

Политические изменения в России, направленные на формирование ре-гионального институционального дизайна отражают как общие тенденции по-литики федерального центра, так и особенности организации и механизмов функционирования институтов власти в регионах. На протяжении последнего десятилетия в политологическом сообществе активно обсуждается вопрос о разработке методологии исследования региональных политических режимов.

В российской политической науке процесс становления региональных политических режимов характеризуется различными подходами к анализу и исследованию политико-институционального дизайна с учётом региональных вариаций. При первом приближении к исследованию властно-институцио­нальных характеристик регионов обычно выделяют формальные властные уч-реждения, в число которых входят [1, с. 88]:

-   представительный орган власти субъекта РФ - ассамблея (Совет, Дума, Законодательное собрание);

-   исполнительный орган власти субъекта РФ (исполком, правительство, администрация) - кабинет;

-   должность главы исполнительного органа власти субъекта РФ как госу-дарственного образования (глава администрации, губернатор, президент) - гла-ва региона.

Помимо особенностей институционального устройства, на характер регио-нальных политических режимов влияют [2, с. 101]:

-   происхождение правящей группы;

-   количество и субординация центров (полюсов) политического влияния;

-   состояние гражданского общества как инфраструктуры регионального политического процесса;

-   статус региона вовне.

На основе институциональных критериев исследователи соответственно выделяют четыре условных типа региональных политических режимов [1, с. 89]: 1) президентский; 2) президентско-парламентский; 3) премьер-президент-ский; 4) парламентский. Однако институциональный дизайн и формальные характеристики не выражают полностью сути региональных политических режимов, поскольку, как, вполне справедливо, отмечают исследователи, при формальном соблюдении демократических процедур может существовать авторитарное политическое правление. Поэтому, классифицируя региональные политические режимы по характеру осуществления власти, мы можем условно подразделить их на следующие основные типы [3, с. 33]:

-              автократические (с практически полным контролем главы региона и вы­
двинутых его элитных групп за органами власти, экономическими ресурсами,
политическим и информационным пространством региона);

-   авторитарные (предполагающие аналогичную автократии концентрацию ресурсов и полномочий в руках одной группы, но при этом допускающие огра-ниченную автономию экономических и иных элитных групп, неспособных либо добровольно отказывающихся бороться с ними за власть);

-   упорядоченные полиархические, предполагающие соглашение («пакт») примерно равных по силам групп региональной элиты о разделе власти и сфер влияния со сравнительно мягким устранением от властных рычагов и ресурсов всех иных групп;

-   неупорядоченные полиархические (когда такого соглашения о разделен-нии власти и сфер влияния достичь не удалось, что порождает общую слабость и неэффективность региональной политической власти, сопровождаемую пе-риодическими кризисами).

Российский политолог СВ. Борисов считает, что в России преобладают регионы с авторитарным и автократическим режимом правления [2, с. 104]. В качестве предпосылок формирования именно автократического и авторитарно-го типа правления является патриархальный и подданнический тип полити­ческой культуры и трансформационный характер институтов власти в регионах. Предложенная типология на основе проведённого анализа 31-го региона Рос-сии В. Нечаева, Н. Мелвина и А. Кузьмина опирается на критерии роли и стату-са региональных легислатур с различными региональными вариациями в за-висимости от характера регионального политического лидерства и консоли-дации политической элиты [4].

Российский политолог РФ. Туровский в качестве направлений иссле­дования региональных политических режимов предлагает проведение анализа потрём осям: «монополия-олигополия» («консолидация-конкуренция»), «центр-регионы» («автономия-зависимость») и «демократия-авторитаризм» [5, с. 92]. Данные направления исследования позволят выявить региональную специфи-ку и типологизировать политико-институциональный дизайн в регионах. Акцен-тируя внимание политологического сообщества в необходимости переосмы­сления теоритико-методологических рамок исследования региональных полити-ческих режимов, РФ. Туровский обосновывает следующие задачи:

-              провести параметризацию региональных политических режимов;

-   акцентировать внимание на проведении кроссрегиональных иссле­дований;

-   разработать совокупность определённых характеристик, с помощью ко-торых возможно интерпретировать региональные политические процессы и специфику функционирования институтов власти в регионах.

Вместе с тем РФ. Туровский предлагает исследовать институциональный дизайн региональных политических режимов, учитывая особенности струк-турной организации политической власти в регионе. Данный подход позволит выявить специфику модели властных отношений в регионе и тенденции взаи-мовлияния федерального центра на регион по следующим критериям [6]:

-   региональной легислатуре и политическим партиям в системе политиче-ских отношений;

-   степени автономии и политической практики местной власти;

-   модель взаимоотношений «центр-регион».

Другой подход к анализу региональных режимов правления представлен концепцией политической клиентелы, которая характеризует модели взаимо-отношений актеров политики и влияние неформальных институтов на регио-

нальную политическую власть [7, 8]. Политическая клиентела представляет собой специфическую форму сети вертикального типа, в рамках которой про-исходит монополизация политических ресурсов со стороны официальных властных институтов («патронов») и принятие «правил игры» со стороны «клиентов» с целью получения возможности влиять на формирование политики в регионе.

Политическая клиентела может выполнять ряд функций: способствовать урегулированию конфликтов между институтами региональной власти, ин-тегрировать политическую элиту региона, обеспечивать деятельность властных институтов на основе неформальных связей, мобилизовывать ресурсы, кон-солидировать региональное сообщество в условиях трансформаций и кризисов и осуществлять неформальный контроль со стороны главы региона за ме­ханизмами управления регионом. Однако, несмотря на ряд положительных моментов в осуществлении функций, клиентелизм ограничивает механизмы реальной демократии и препятствует эффективной институционализации в регионах.

Таким образом, в 1990-е гг. в регионах России реализовалась определённая модель политического перехода, в результате которой складывался тот или иной вариант клиентарных отношений, которые стали «матрицей» для складывания региональных режимов правления. Большинство факторов процесса поли­тического транзита 1990-х гг. на уровне регионов способствовали выстраиванию системы региональной политической власти на клиентарных основаниях.

Наиболее типичные проявления региональных режимов с клиентарной «основой» на сегодня таковы:

1. Складывание моноцентричной модели региональной власти и управления.

2.       Харизматический, патерналистский и социально-популистский харак-тер регионального лидерства.

3.       Замкнутость и ориентация на регионального лидера политических, эко-номических и основных социальных сетей региона.

4.       «Перемещение» региональной политической элиты на «второй план», превращение её в клиента властных институтов и лидеров.

5.       Элиминация самостоятельной и автономной экономической элиты ре-гиона с сохранением в регионах полуавтономных сегментов бизнес-элиты, представляющих крупные общефедеральные ФПГ.

6.       Слабая институциализация региональной власти, зависимость струк-туры и порядка работы властных институтов от воли «первого лица региона».

7.       Превращение отделений основных политических партий, профсоюзов и общественных объединений в «клиентов» региональной власти, маргина-лизация и выдавливание всех остальных партий и организаций, не согласных на клиентарные отношения с властью.

В основу предложенной авторами классификации региональных поли­тических режимов положено различие в уровне контроля официальной адми-нистрации над органами власти и политическими ресурсами, уровне консо-лидации и структуре правящей элиты, а также в способах осуществления власти:

- автократических, сложившихся на основе сохранившейся в период трансформаций 1990-х годов моноцентричной клиентелы, с практически полным контролем главы региона за региональными институтами власти, экономическими ресурсами, политическим и информационным простран­ствами;

-    упорядоченных (устойчивых) полиархических режимов, предпола-гающих соглашение («пакт») примерно равных по силе влияния групп регио-нальной элиты о разделе власти и сфер влияния с взаимной готовностью к разрешению спорных вопросов через переговоры, где глава региона является гарантом соблюдения условий подобного «пакта»;

-    неупорядоченных (неустойчивых) полиархических режимов, когда та-кого соглашения о разделении власти и сфер влияния добиться не удалось ни в «пактовом», ни в «картельном» вариантах, что породило общую слабость и неэффективность региональной политической власти, сопровождаемую пери-одическими кризисами.

По мнению авторов, после реформ 2004 г. региональные режимы прав­ления, в собственном смысле этого слова, сохранятся в национальных рес-публиках и в тех из областей и краев РФ, главам которых удастся сохранить моноцентричную клиентелу и одновременно добиться долговременного «кре-дита доверия» федерального центра. В большинстве же регионов возможно возникновение моделей, сходных, по сути, с описанной нами ранее французской моделью «периферийной власти» («ядром» которой является подчинённая центру официальная региональная администрация, связанная с региональными и федеральными нотаблями). При этом ограничение автономии региональных элит и более активное вовлечение последних в общефедеральные политические сети ещё не означает увеличения шансов на социально-экономическую модер­низацию и политическую демократизацию регионов России. Таким образом, «эффекты вертикали», помноженные на влияние сохраняющихся на местах «латентных» клиентарных механизмов, не способствуют активизации и кон-солидации независимых гражданских и политических акторов. Сохранение «квазиавторитарной ситуации», как можно предположить, станет на многие годы неотъемлемой характеристикой политической жизни многих российских территорий.

Список литературы

1.       Гельман В.Я. Региональная власть в современной России // Полис. -1998. -№ 1. - С. 87-105.

2.       Борисов СВ. Актуальный политический режим в Нижегородской об­ласти: становление в 1990-е годы // Полис. - 1999. - № 1. - С. 98-116.

3.       Бирюков СВ. Электоральный процесс и становление региональных по­литических режимов (на примере Кемеровской области) / СВ. Бирюков, Е.В. Мель-ниченко // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. - 2002. - № 1. -С. 32-56.

4.       Кузьмин А. Региональные политические режимы в постсоветской Рос-сии: опыт типологизации / А. Кузьмин, Н. Мелвин, В. Нечаев // Полис. - 2002. -№ 3. - С. 142-155.

5.       Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к мето-дологии анализа // Полис. - 2009. - № 2. - С. 77-95.

6.       Туровский Р.Ф. Институциональный дизайн российской региональной власти: кажущаяся простота? // Общественные науки и современность. - 2011. -№ 5. - С. 82-92.

7.       Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 318 с.

8.       Бирюков СВ. Клиентела как модель политического порядка и поли-тических изменений. - М.: МГУ, Изд-во «ТЕИС», 2008. - 136 с.

 

 

 

 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 750 | Теги: России, региональных, субъект РФ, Власти, ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ, ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь