Среда, 22.02.2017, 07:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ

ХАРЛАМОВ В.С.,
кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник филиала
ФГКУ «ВНИИ МВД России» по Северо-Западному федеральному округу

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СЕМЕЙНО-БЫТОВОЙ СФЕРЕ

 


Инновационный (от лат. «innovatio» - об-
новление) подход к организации профилак-
тики  криминальных  проявлений  в  семей-
но-бытовой  сфере  означает  применение
новаторских  решений  для  совершенствова-
ния  противодействия  неправомерному  по-
ведению  личности  в  сфере  жизнедеятель-
ности, не относящейся к производственной.
Известно,  что  профилактическое  воздей-
ствие  на  преступления  является  реакцией
общества,  государства  на  криминальные
посягательства.  Органы  государственной
власти заинтересованы выстроить адекват-
ное  и  оптимальное  реагирование  правоох-
ранительных  структур  в  рассматриваемой
сфере  жизнедеятельности.  Креативность
(или творческая активность) в профилакти-
ке правонарушений обусловлена стремлени-
ем  повысить  эффективность  деятельности
правоохранительной  системы,  направлен-
ной на создание безопасной среды обитания
и  повышение  благосостояния  российского
общества.  В  период  реформирования  со-
временной российской правоохранительной
системы  указанные  проблемы  достаточно
актуальны.
Среди  компонентов  инновационного
подхода в рассматриваемой сфере следует
выделить системность, устойчивость и без-
опасность  применения  превентивных  мер.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Системность.  Системность  являет ся
свойством объекта обладать всеми призна-
ками  системы.  Рассматриваемый  компо-
нент в исследовании сложных динамических
целостностей,  по  замечанию  профессо-
ра  Ю.Е.  Аврутина,  позволяет  обнаружить
внутренний  механизм  не  только  действия
отдельных  его  компонентов,  но  и  их  взаи-
модействия  на  различных  уровнях  [1,  с.19].
Системность  способна  привести  к  повыше-
нию эффективности функционирования вы-
бранных объектов. Для достижения приклад-
ной  цели  разрабатываются  имитационные
модели, повышается качество криминологи-
ческой  диагностики.  Теоретической  разра-
ботке системности в деятельности по преду-
преждению преступности посвящены работы
многих выдающихся ученых: Ю.Е. Аврутина,
Ю.М. Антоняна, Г.А. Аванесова, М.М. Бабаева,
Б.С. Волкова, С.Е. Вицина, А.А. Герцензона,
Я.И.  Гилинского,  А.И.  Долговой,  А.Э.  Жа-
линского, Г.И.  Забрянского,  К.Е  Игошева,
И.И. Карпеца, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузне-
цовой, В.Е. Квашиса, В.Я. Лебедева, Д.А. Ли,
В.В. Лунеева, А.В. Наумова, Э.В. Побегайло,
Н.А. Стручкова, А.Б. Сахарова, Д.А. Шеста-
кова, А.М. Яковлева и других.
Научную  концепцию  исследования
объектов,  представляющих  собой  системы,
разрабатывает общая теория систем. К чис-
лу основных категорий общей теории систем
относятся  такие,  как  «элемент»,  «целост-
ность»,  «структура»,  «функция»,  «состоя-
ние».  Термин  «элемент»  рассматривается
как  неделимая  часть  объекта.  Принадлеж-
ность исследуемого явления к системе озна-
чает, что оно есть некое целое, образуемое
некоторым  множеством  элементов,  законо-
мерно  связанных  между  собой.  Категория
«целостность»  предполагает  несводимость
свойств целого к его составляющим, а так-
же анализ составляющих элементов с точки
зрения целого [2, с.622]. Дефиниция «струк-
тура» отражает способ взаимодействия эле-
ментов системы посредством определенных
связей. Каждый элемент в системе выполня-
ет соответствующую функцию. В ходе функ-
ционирования системы происходит ее транс-
формация. Термин «состояние» определяет
положение системы относительно других её
положений.
В научной литературе представлено мно-
жество определений такой основополагающей
категории,  как  «система».  Так,  П.К.  Анохин
предлагает  достаточно  оригинальное  опре-
деление,  отражающее  целевое  назначение
понятия.  По  его  мнению,  «системой  можно
назвать только комплекс таких избиратель-
но  вовлеченных  компонентов,  у  которых
взаимодействие  и  взаимоотношения  при-
нимают  характер  взаимосодействия  компо-
нентов для получения фокусированного по-
лезного результата» [3, с.72]. На наш взгляд,
данная формулировка не исчерпывает всего
многообразия  систем.  К  более  полным  по-
нятийным  конструкциям  следует  отнести
представление системы как категории, обо-
значающей объект, организованный в каче-
стве целостности, где энергия связей между
элементами системы превышает энергию их
связей с элементами других систем, и зада-
ющей онтологическое (сущностное) ядро си-
стемного подхода [4, с.936].
Борьба  с  криминальными  проявления-
ми в семейно-бытовой сфере в нашей стране
является  подсистемой  целостного  комплекса
мер упреждающего воздействия на правона-
рушения.  Она  осуществляется  в  различных
формах,  на  различных  уровнях,  включая  в
себя  профилактическую  работу  семьи,  шко-
лы, правоохранительных органов, иных субъ-
ектов  профилактики.  Для  рассматриваемой
подсистемы, как и всей системы предупреж-
дения правонарушений, приемлема классифи-
кация по следующим основаниям: социально-
му уровню предупредительной деятельности;
объему  (массовости  охвата);  территориаль-
ному масштабу; этапу воздействия; субъекту
разработки и применения [5, с.191-208].
Современная  российская  государ-
ственная  система  предупреждения  престу-
плений  и  иных  правонарушений  находится
в  режиме  реформирования.  В  настоящее
время  Министерством  внутренних  дел  РФ
разработана и внедрена базовая модель го-
сударственной  системы  профилактики,  ко-
торая включает четыре уровня: в субъектах
Российской  Федерации,  в  городах  с  рай-
онным делением, в городах без районного
деления,  в  муниципальных  поселениях.  В
субъектах  РФ  уже  практически  сформиро-
ваны  и  действуют  региональные  системы
профилактики  правонарушений  граждан-
ского населения, в том числе несовершен-
нолетних.  Их  деятельность  урегулирована
более 130 законами субъектов Российской
Федерации  в  области  противодействия
противоправному поведению и осуществля-
ется  на  основе  комплексных  целевых  про-
грамм  по  профилактике  правонарушений.
Вместе с тем в ряде субъектов РФ законы,
регламентирующие  профилактику  право-
нарушений,  не  приняты  ввиду  отсутствия
федерального  закона  об  основах  системы
профилактики правонарушений, а там, где
они приняты в результате инициативы мест-
ных  законодательных  органов,  отсутствует
единообразие и системность правового за-
крепления  основ  профилактической  дея-
тельности.  Последние  три  года,  начиная  с
2009 года, в большинстве регионов страны
функционирует  институт  уполномоченных
по правам ребенка. 1  Однако как уполномо-
ченные по правам ребенка, так и уполномо-
ченные  по  правам  человека  не  включены
в  законодательно  закрепленную  систему
профилактики  правонарушений.  Аналогич-
ная  ситуация  с  примирительными  комис-
сиями, действующими в регионах в рамках
восстановительного  правосудия,  и  специ-
ально  сформированными  общественными
советами  для  обеспечения  согласования
общественно  значимых  интересов. 2   На  се-
годня отсутствует механизм их взаимодей-
ствия с каждым из субъектов профилактики
в  рамках  единой  системы  профилактики
правонарушений.  В  результате  современ-

1  Ассоциация уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ на 02.04.2012 года включала 82 региона, где работают детские омбудсмены. См.: официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfdeti.ru/regions.php (дата обращения: 02.04.2012).
2  См.: п. 7 ст. 9 Федеральный закон от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» [Электронный ресурс]. URL: http: //www.mvd.ru/mvd/zacon_policija (дата обращения: 02.04.2012) и Указ Президента РФ от 23.05.2011 № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах») [Электронный ресурс]. URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ea-akty/x1r.htm (дата обращения: 02.04.2012).

ный  процесс  предупреждения  преступно-
сти  и  правонарушений  не  имеет  цельной
структурированной  законодательной  базы.
Правовые нормы, регламентирующие пред-
упредительную  деятельность,  разбросаны
по  разным  отраслям  законодательства  и
не  способствуют  консолидации  профилак-
тических  усилий  различных  субъектов  [5,
с.186;  6,  с.355].  Следовательно,  требуется
предпринять  комплекс  взаимоувязанных
мер  (законодательных,  организационных,
правоприменительных)  для  формирования
эффективной  общероссийской  системы
профилактики правонарушений.
Устойчивость. Обеспечивая комплекс -
ностью  и  консолидированностью  усилий
всех  субъектов  профилактической  работы
по реализации профилактических меропри-
ятий,  устойчивость  системы  профилактики
правонарушений  в  семейно-бытовой  сфере
формируется:
-  постоянным  мониторингом  причаст-
ных лиц (преступников, пострадавших и со-
трудников  правоохраны)  для  оценки  состо-
яния  явлений,  на  которые  осуществляется
профилактическое воздействие;
-  всесторонним  и  непрерывным  воз-
действием  на  криминогенные  факторы,  ко-
торые обусловливают в целом преступность,
отдельные  виды  преступлений  и  фоновые
явления;
- вовлечением всех субъектов профи-
лактики и средств, направленных на нейтра-
лизацию криминальных явлений;
-  скоординированным  взаимодей-
ствием  системы  субъектов  профилактики
и  активизацией  государственных  и  обще-
ственных  органов  в  деле  профилактики
правонарушений;
-  пропорциональностью  воздействия
ресурсов профилактики на явления и про-
цессы,  отрицательно  влияющие  на  пре-
ступность;
-  разработкой  категориальных  крите-
риев  эффективности  превенции  на  основе
формирования  системы  статистической  от-
четности,  соответствующей  потребностям
профилактической деятельности.
Очевидно, устойчивость системы про-
филактики правонарушений не должна быть
утрачена  в  ходе  реформирования  органов
внутренних  дел,  которые  играют  ведущую
роль  в  предупреждении  семейно-бытовых
преступлений.
Безопасность.  Безопасность  приме-
нения  превентивных  мер  обеспечивает  за-
щищенность конкретного ребенка, взрослого
человека от возможных посягательств и со-
держит  ограничения,  препятствующие  зло-
употреблениям  [7,  с.438].  Среди  указанных
ограничений следует выделить следующие:
- в основе применения мер лежит ба-
зисный принцип «не навреди»;
- требуется обеспечить максимальное
соответствие  правам  человека,  действую-
щим правовым и моральным нормам;
-  целесообразно  осуществлять  раз-
работку  и  применение  мер  профилактики
высококвалифицированными  профессиона-
лами  (юристами,  психологами,  педагогами,
врачами, социальными работниками);
- иным лицам, вовлеченным в профи-
лактическую деятельность, требуется  про-
ходить  предварительное  обучение  и  ста-
жировку;
- в максимальной степени использовать
положительный потенциал семьи в обеспече-
нии прав и законных интересов ребенка.
На  наш  взгляд,  наиболее  значимым
направлением  совершенствования  органи-
зационно-правового  обеспечения  деятель-
ности  по  профилактике  преступлений  в
семейно-бытовой  сфере  является  обеспе-
чение тесного взаимодействия местных, ре-
гиональных  и  федеральных  властей  путем
скорейшего  принятия  нормативных  право-
вых  актов,  законодательно  закрепляющих
механизм  деятельности  и  статус  органов,
осуществляющих  охрану  общественного
порядка  и  контроль  над  семейно-бытовой
преступностью.  Целесообразно  включить
в  систему  субъектов  профилактики  упол-
номоченных  по  правам  человека  и  упол-
номоченных  по  правам  ребенка,  прими-
рительные  комиссии  и  иные  современные
специально  сформированные  профилакти-
ческие структуры.
Таким  образом,  инновационный  под-
ход  в  деятельности  по  антикриминальной
профилактике  в  семейно-бытовой  сфе-
ре  следует  рассматривать  как  связующее
звено  между  предупредительным  воздей-
ствием на совершаемые виновными право-
нарушения  и  непосредственной  работой
по  реализации  криминологических  идей
посредством  определенных  мероприятий,
проводимых конкретными субъектами при-
сущими им способами и методами. В осно-
ве - сбалансированный межведомственный
подход, накопленные знания и опыт проти-
водействия  правонарушениям  рассматри-
ваемой категории.
Библиографический список:
1. Аврутин Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: учеб. пособие. 2-е изд., перераб.
и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
2. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. М., 2004.
3. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные тру-
ды. М.: Наука, 1978.
4. Всемирная энциклопедия. Философия. М., 2001.
5. Криминология: Учебник / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и
доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.
6. Шестаков Д.А. Криминология: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Предисл. В.П. Саль-
никова. СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. С.355.
7. Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный кон-
троль. СПб.: Изд-во Р.Асланова «Юридический центр Пресс», 2009.







 

 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 467 | Теги: семейные отношения, Законодательство, преступление, системность, нововведение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017