Среда, 07.12.2016, 23:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ-ЮНОШЕЙ

В.В.Лавриченко, А.П.Золотарёв, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ-ЮНОШЕЙ

В статье рассматриваются вопросы построения процесса физической подготовки юных футболистов юношеского возраста. Спортивное мастерство юных футболистов этого возрастного периода во многом обусловлено уровнем развития специальной физической работоспособности, что связано с высокой степенью развития трёх источников энергообразования в организме - аэробного, анаэробного гликолитического и анаэробного алактатного. С этой целью нами разработана принципиальная схема годичного тренировочного цикла футболистов 15-17 лет, которая направлена на круглогодичное повышение функциональных возможностей организма юного спортсмена без риска перенапряжения и переутомления.

Ключевые слова: юные футболисты, физическая подготовка, направленность нагрузки, планирование.


На начальных этапах многолетней подготовки юных футболистов развитие физических качеств, объём и интенсивность физической нагрузки не являются главным условием роста спортивного мастерства. Роль физической подготовки становится наиболее значимой на этапах спортивного совершенствования, когда появляется возможность в физиологическом плане применять весь комплекс физических нагрузок с целью формирования целостной структуры специальной физической подготовленности современного футболиста.

Специалистами отмечается несоответствие уровня специальной физической подготовленности молодых футболистов современным требованиям профессионального футбола [7, 8, 9]. Также выявлено, что при сложившихся подходах к развитию физических качеств юных футболистов их функциональные характеристики формируются в основном в процессе соревновательной деятельности, поскольку тренировочный процесс ориентирован на результат в конкретном матче, а не на планомерную подготовку конкурентоспособных профессионалов [7, 9]. Отмечается, что в детских спортивных школах юноши за сезон проводят по 70-90 игр, что неизбежно приводит к форсированию процесса подготовки с его «побочными эффектами» - перетренированность и перенапряжение.

Поэтому, специалисты футбола неоднократно указывают на то, что успешная соревновательная деятельность юных игроков не является основным критерием работы тренера, а должна рассматриваться как важное средство качественной подготовки спортсменов на всех этапах многолетнего пути [9].

Определяющей особенностью современного футбола является высокая интенсивность игровой деятельности, что предъявляет повышенные требования к атлетизму, скорости и выносливости современных квалифицированных футболистов. Следовательно, одной из первостепенных задач подготовки конкурентоспособного резерва для профессионального футбола является достижение молодыми игроками более высокого уровня специальной физической работоспособности.

Как правило, в практике спорта решение этой задачи связано с дальнейшим увеличением объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок. В то же время, наблюдаемая тенденция на интенсификацию нагрузок требует тщательного планирования, связанного с точным распределением во времени и оптимальным сочетанием нагрузок разной направленности.

В системе подготовки спортивного резерва задачу совершенствования двигательных способностей следует считать одной из главных, независимо от этапов годичного цикла, характерных для квалифицированных игроков, где функциональное назначение его структурных единиц, а именно микро- и мезоциклов совершенно иное. Следовательно, периодизация годичного тренировочного цикла профессиональных футболистов с ярко выраженными подготовительным и соревновательным периодами не должна быть характерной для юных футболистов старших возрастных групп, что обусловлено действующей учебной программой [12].

Соответственно, цели и задачи каждого этапа многолетней подготовки и, соответственно, его структура будут совершенно иные.
На этапах спортивного совершенствования футболистов применение больших разнонаправленных тренировочных воздействий физиологически обосновано, а углубленное развитие отдельных физических качеств может быть весьма эффективным. Однако, на решение этой задачи необходимо отводить значительную часть тренировочного времени. При этом требуется много времени и для технико-тактической и других видов подготовки, поскольку физическая подготовка не является самоцелью в футболе, а есть лишь средство для роста спортивного мастерства.

Известно, что традиционная периодизация учебно-тренировочного процесса связана с комплексным решением проблемы становления спортивной формы для успешного выступления в текущих соревнованиях. Однако, как показывает практика (6), такой подход не обеспечивает достижение молодыми игроками соответствующего уровня специальной физической работоспособности для выступления в профессиональных командах. Это в свою очередь вызывает необходимость в разработке более эффективных тренировочных программ, позволяющих рационально планировать физические нагрузки.

Одним из таких направлений может быть организация учебно-тренировочного процесса футболистов юношеского возраста по программно-целевому принципу, суть которого подробно раскрыта в предыдущих работах авторов [2, 3, 4, 5]. С точки зрения программно-целевого подхода годичный тренировочный цикл представляется как монолитное целое, дифференцирующееся на части (блоки, мезоциклы, микроциклы), содержание и организация которых определяется целевыми задачами и объективными предпосылками, исходящими из закономерностей развития процесса адаптации организма к конкретному режиму мышечной деятельности. Поэтому, на каждом этапе существует своя иерархия тренировочных целей, предполагающая решение двух основных задач: развитие отдельных (совместимых) физических качеств и совершенствование элементов технико-тактического мастерства. Такой подход позволяет рационально расположить во времени периоды акцентированного воздействия на каждый из видов подготовки. А именно, три больших тренировочных блока (БТБ-1, БТБ-2, БТБ-3) включают в себя по три мезоцикла «А», «В» и «С», отличающиеся по направленности нагрузки и расположенные в строгой последовательности, обусловленной известным методическим положением о продвижении в процессе повышения тренированности от экстенсивных нагрузок к интенсивным. То есть мезоцикл «А» решает конкретную задачу повышения уровня аэробной выносливости и общей силы, а также совершенствования общекомандных взаимодействий в больших группах (игровые упражнения 10х10, 9х9, 8х8). Мезоцикл «В» направлен на развитие гликолитической выносливости (скоростной и силовой) и освоения задач технико-тактической подготовки в средних группах (7х7, 6х6, 5х5), направленных на улучшение взаимодействий между линиями. Соответственно, мезоцикл «С» будет способствовать развитию алактатной выносливости (взрывных способностей) и совершенствованию более частных задач технико- тактической подготовки (взаимодействие в линиях в малых группах 4х4, 3х3). В данном контексте микроциклы тренировки имеют развивающую, поддерживающую и восстановительную направленность в каждом из перечисленных режимов - «А», «В», «С».

Основной задачей развивающих микроциклов является совершенствование определённых физических качеств. Восстановительные микроциклы в целом направлены на решение задач технико-тактической подготовки, а поддерживающие - сочетают в себе и более комплексно решают эти две задачи.

Предлагаемый методический подход предусматривает концентрированное использование нагрузок выраженной преимущественной направленности [1, 6] в развивающих микроциклах. Такой приём, с одной стороны, приводит к временному снижению функциональных показателей организма, что затрудняет эффективное совершенствование в это время спортивной техники или скорости соревновательного упражнения. Однако, после завершения воздействия большого объёма однонаправленных нагрузок наблюдается увеличение продолжительности тренировочного эффекта, выражающееся в существенном и стойком повышении функциональных показателей до сверхисходного уровня, так называемый «долговременный отставленный тренировочный эффект» [1, 6]. Поэтому задачи углубленного развития физических качеств и совершенствование технико-тактического мастерства разведены во времени. Иными словами, физическая подготовка футболиста будет предшествовать углубленной работе над скоростной техникой, то есть опережать во времени эту работу.

Такая форма организации тренировки предусматривает органическую связь и взаимообусловленность соревновательной деятельности и более полной реализации адаптационных возможностей спортсменов. А именно, соревнования будут непосредственно вписаны в учебно-тренировочный процесс в качестве мощного адаптационного фактора.

Известно, что любая система объединяет элементы в структуру, определяющую способ их взаимодействия между собой. Отсутствие целостной структуры тренировочных средств обнаруживает трудности, связанные с выделением их оптимального состава при решении тренировочных задач, а также не позволяет рассматривать разнонаправленные группы средств в их взаимосвязи друг с другом [10].

Следует подчеркнуть, что в практике спорта определяющим критерием интенсивности и направленности принято считать энергообеспечение ключевых тренировочных упражнений, а не всего тренировочного занятия. Специалистами [6] установлена следующая закономерность: чем выше интенсивность работы, тем больше доля гликолиза в энергообеспечении отдельных упражнений и, следовательно, короче должен быть ключевой тренировочный отрезок, чтобы предотвратить дальнейшее развитие гликолиза. Если время отдыха между повторениями нагрузки значительной мощности недостаточно, то энергообеспечение тренировки переводится в гликолитическое русло. Поэтому необходимо ясно понимать различия между локальным энергообеспечением отдельного тренировочного упражнения (части тренировки) и общим энергообеспечением тренировки в целом.

Особо следует отметить суперпозицию ключевого упражнения в структуре тренировочного занятия. Такое упражнение является его основным содержательным элементом и решает главную задачу тренировки. Поэтому, говоря об основной направленности тренировочного занятия, мы подразумеваем направленность физической нагрузки именно в ключевом упражнении. Следовательно, повышение интенсивности ключевых тренировочных упражнений предполагает сокращение общего времени тренировочного занятия.

При развитии того или иного физического качества применяемое ключевое упражнение может иметь как неспецифический, так и специфический характер. Поэтому, определение нами состава тренировочных средств в разных тренировочных блоках годичного цикла (ТБ-1, ТБ-2, ТБ-3) базировалось на принципе постепенного перехода от применения общефизических упражнений к специализированным с целью обеспечения условий необходимого переноса формируемых двигательных навыков в игровую деятельность.

Таким образом, при реализации годичной тренировочной программы футболистов-юношей предлагается руководствоваться следующими методическими положениями, основанными на естественнонаучной системе знаний [11] (рис.1).

 

Рис.1. Принципиальная схема годичного тренировочного цикла футболистов-юношей

1.    Постепенная трансформация физических нагрузок от экстенсивных к интенсивным.
2.    Сокращение тренировочного времени по мере повышения интенсивности нагрузок.
3.    Увеличение доли специфических средств по отношению к неспецифическим по мере повышения уровня тренированности.
4.    Постепенный переход от решения задач общей физической подготовки к специальной.

Следовательно, такой подход, во-первых, создаёт необходимые условия для совместного и планомерного решения задач физической и технико-тактической подготовки на протяжении года и позволяет достигать синергичного сочетания их тренировочных эффектов; во-вторых, при освоении тренировочных нагрузок разной направленности соблюдается принцип чередования мезоциклов доминирующей направленности, который происходит в строго определённой последовательности («А» «В» «С»); в-третьих, в отличие от традиционного комплексного подхода представленный методический приём позволяет дифференцировать физические качества по времени их развития в годичном тренировочном цикле и избирательно развивать отдельные с прогнозируемыми тренировочными эффектами, избегая при этом их отрицательного взаимодействия. Это будет способствовать более целенаправленному и рациональному использованию энергетических ресурсов растущего организма футболистов-юношей и повышению эффективности тренировочного процесса с минимизацией потерь в виде травм и перенапряжения.

Литература

1. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки: блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - № 4. - 2005 - C. 24-26.
2. Григорьев, С. К. Блоковая методика физической подготовки футболистов 1719 лет / С. К. Григорьев, А. П. Золотарёв, В. В. Лавриченко // Физическая культура, спорт - наука и практика. Научно-методический журнал Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. - №4. - 2011. - С. 15-19.
3. Григорьев, С.К. Планирование процесса физической подготовки на разных этапах годичного тренировочного цикла футболистов 17-19 лет на основе блокового метода / С.К. Григорьев, А.П. Золотарёв, В.В. Лавриченко // «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», Научно-теоретический журнал, №1 (83). - 2012. - С. 5055.
4. Григорьев, С.К. Построение развивающих микроциклов футболистов- юниоров с учётом дифференцирования упражнений по сегментам тренировки в микроблоках однонаправленных физических нагрузок // Культура физическая и здоровье. Научно-методический журнал. Воронеж. - №1 (43), 2013. - С. 8-11.
5. Ермаков, В.В. Модель процесса физической подготовки юных футболистов 15-17 лет // В.В. Ермаков, В.В. Лавриченко, А.П. Золотарёв // «Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта», Научно-теоретический журнал, №6 (112) - 2014. - С. 6670.
6. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки: монография [Текст]: / В. Б. Иссурин. - М.: Советский спорт, 2010 - 288 с.
7. Искусство подготовки высококлассных футболистов: науч.-методич. пособие / под ред. проф. Н. М. Люкшинова. - 2-е изд., испр., доп. - М.: Советский спорт, ТВТ Дивизион, 2006. - 432 c.
8. Лалаков, Г. С. Чередование тренировочных нагрузок в микроциклах подготовительного периода у футболистов 17-19 лет: Учебное пособие. / Г. С. Лалаков. - Омск, 2005. - С. 14-20.
9. Лексаков, А. В. Состояние и актуальные аспекты развития системы управления детско-юношеским футболом в России / А. В. Лексаков // Актуальные проблемы современного футбола: сборник научных трудов, посвященный 25-летию кафедры теории и методики футбола и регби. - Краснодар, 2011. - 240 с.
10. Романов, Н. С. Концептуальный подход в организации тренировочного процесса спортсменов на основе идей системности и структурности / Н. С. Романов, А. И. Пьянзин // «Моделирование управления движением человека» под. Ред. М. П. Шес- такова и А. Н. Аверкина. М.: «СпортАкадемПресс», 2003. - С. 45-48.
11. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / под общей редакцией д.п.н., профессора Ф.П. Суслова, д.п.н., профессора Ж.К. Холодова. - М., 1997. - 416 с.
12. Футбол: типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Российский футбольный союз. - М.: Советский спорт, 2011. - 160 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (05.04.2016)
Просмотров: 184 | Теги: футболист, Физическая подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016