Вторник, 23.10.2018, 07:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Спивак Ю.П., Алёшин Е.В., Годз Л.А.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Аннотация. В статье приведены примеры решения задач физического воспитания на основе компьютерных технологий. Предлагаемая форма реализации учебного процесса позволяет изменить характер самостоятельной работы студентов, делая их активными участниками физического самосовершенствования, разрабатывать индивидуальные нагрузочные режимы.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, компьютерные технологии, физическая нагрузка, студенты.

 

Актуальность. Сегодняшние студенты будут составлять большую часть интеллектуального потенциала украинского общества первой половины XXI века. Именно им придется решать сложные социально-экономические и морально- этические проблемы, которые уже сегодня волнуют общество.

Ухудшение показателей состояния здоровья, физической подготовленности, снижение интереса к физическим упражнениям и низкий уровень знаний по физической культуре студентов, на фоне всевозрастающей увлеченности молодежи электронными коммуникациями указывает на то, что необходимо модернизировать процесс управления физическим воспитанием с использованием информационных технологий.

Использование информационных компьютерных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества физического воспитания в образовательных учреждениях, не разработанностью в теории и практике педагогики и методике физического воспитания педагогических условий использования информационных компьютерных технологий, практической потребностью в использовании в образовательных учреждениях современных компьютерных программ и компьютерных технологий.

Эффективное решение проблем физического воспитания, как и любого педагогического процесса, в значительной мере определяется степенью индивидуализации педагогического воздействия. В свою очередь, индивидуальное воздействие педагога осуществимо лишь при условии активной ответной реакции студента.

Реализация педагогических методик физического воспитания на качественно новом уровне, в условиях, позволяющих осуществить недоступные ранее дидактические процессы, предполагающие использование компьютерных технологий. Такие технологии дают возможность радикальным образом активизировать методы ведения учебного процесса: изменить характер самостоятельной работы студентов, ориентировать педагога на использование специализированных комплексов упражнений, применять специализированные рабочие режимы, обеспечивающие программирование объема и интенсивности нагрузки.

Можно выделить две основные проблемы разработки методов обучения, решение которых возможно при использовании компьютерной технологии.

1. Моделирование процесса физического воспитания, разработка учебных программ с учетом базового вида спорта, определение структуры и содержания учебных занятий. Решением проблемы становится разработка алгоритма контроля и управления процессом физического воспитания, формирование количественного содержания понятия степень усвоения студентом управляющих воздействий (нагрузок, полученных во время занятий).

2. Методическое обеспечение учебного процесса.
Работ посвященных использованию информационных технологий в учебном процессе, достаточно много. Из них следует, что совершенствование учебного процесса в институтах физической культуры ведется по двум направлениям. Во- первых, разрабатываются обучающие системы, направленные на сообщение студентам теоретических сведений и фактов по учебным дисциплинам и контроль за их теоретическими знаниями. Во-вторых, компьютерный опрос используется для отбора абитуриентов и студентов.

Следует отметить, что использование информационных технологий при занятиях физическими упражнениями со студентами отражено в двух публикациях. Статья С.П. Киршева освещает вопросы применения информационных технологий при обучении физическим упражнениям. В этом исследовании обсуждается проблема развития мышления занимающихся посредством использования компьютерного моделирования физических упражнений.

Задача работы. Задача заключается в разработке учебно-методических компьютерных изданий. Их назначение в следующем:
- дать студенту возможность ознакомится с содержанием учебного курса и конкретного учебного задания;
- создать преподавателю условия для разработки и обновления конспектов занятий, методических разработок в целях создания и выдачи студентам конкретных заданий, а также дальнейшей их редакции в целях совершенствования учебного процесса;
- обеспечить возможность проведения экспресс-анализа состояния подготовленности студента и выдачи рекомендаций по структуре, объему и интенсивности занятий на последующем этапе обучения.

Метод активной рефлексии. Интеллектуализация процессов обработки информации оказывает влияние на метод обучения, так как позволяет сформировать информационное пространство, обладающее функциями окружающей среды. При этом во все большей степени учитывается индивидуальность обучаемого, кокретизируется содержание учебных занятий и определяется уровень развиваемых в процессе воздействия физических качеств и навыков. Технология при таком подходе базируется на методе активной рефлексии. Он определяет основных участников процесса (студент, преподаватель) и их взаимодействие, ориентирован на определенную коммутационную базу (компьютерное оборудование, средства отображения информации и др.).

В настоящее время классическим методом воздействия в физическом воспитании можно назвать имитационно-воспроизводящий. При этом студент является лишь объектом воздействия дидактических приемов преподавателя, т.е. им управляют внешние стимулы, которые носят случайный характер. К отрицательным последствиям подражательного метода можно отнести:
- снижение у студентов способности управления собой, увеличение потребности во внешних импульсах для поддержания активности;
- неспособность принятия решения к изменению поведения даже при значительном изменении обстоятельств;

Для исключения недостатков имитационно-воспроизводящего метода необходима передача студенту информации о качественной стороне его действий в процессе обучения. Недоступная ранее информация - результат компьютерного анализа - давая обучаемому детальную картину его собственного физического состояния и ее динамики, позволяет сопоставлять ее с другими объективными данными и собственными ощущениями, и тем самым инициирует активную реакцию действия, т.е. становится сильным фактором мотивации.

Активация обучаемого достигается индивидуальными воздействиями следующими методами:

1. Метод программированного усовершенствования - всякого рода «круговые» комплексы, «тропинки здоровья».

2. Метод программированного обучения - самостоятельное овладение индивидуальными двигательными заданиями.

3. Проблемный метод - педагог, давая задание, ставит студентов в ситуацию, с которой они сталкиваются впервые.

Содержание образовательного компонента должно охватывать следующую примерную тематику:
- физическая культура личности как экологическая категория;
- основы методики психофизической тренировки и ее разновидностей;
- основы методик использования восстановительных средств и т.д.

Познавательная активность студентов, повышенная сопоставлением аутоинформации с теоретическими положениями, находит логическое продолжение в самостоятельных занятиях.

Методическое обеспечение учебного процесса. Важная составляющая организации учебного процесса - разработка методического обеспечения. Технической базой для оперативной редакции учебно-методических документов становится компьютерная технология. В ее основе - соответствующие программные комплексы, системы, средства.

Для реализации современных методов обучения в области физического воспитания существует комплекс программных средств, который обеспечивает:
- накопление информации о физическом состоянии студентов;
- накопление информации о публикациях по конкретным разделам теории и методики физического воспитания, видам спорта, физиологии, гигиене, средствах и методах реабилитации и рекреации, режимах сбалансированного питания и других смежных областях знаний;
- ведение электронных учебно-методических пособий;
- создание справочников по спортивно-оздоровительной тематике, различных картотек, блокнотов.

Совокупность специализированных программ и технической базы образует информационно-методическую систему в общем контексте средств ведения учебного процесса.

Информационно-методическая система (ИМС) содержит три группы программ: первая ориентирована на контроль и управление ходом учебного процесса, вторая - на создание и ведение методических и информационных документов в виде баз данных, третья - на поиск и чтение информации.

Для трансформации познавательной активности выполнения учебных программ в активность двигательного действия необходимо создание ассоциативных связей в сознании каждого конкретного студента. Лишь при таком условии возможен «запуск» цепочки «рефлексия - интерес - мотив» и побуждение к двигательному действию. Разработка такой системы предполагает решение следующих задач:
- подбор контрольных упражнений, соответствующих подготовленности студентов и спортивной специализации учебной группы;
- разработку методики оценки физической подготовленности студентов
- разработку алгоритма анализа успеваемости конкретного студента;
- разработку программного обеспечения для реализации этого алгоритма.

Текущая и этапная информация о ходе учебного процесса в группе заносится в
специализированные базы данных, создаваемые с использованием пакетов программы «Excel». К важным достоинствам систем (табличных процессоров) для использования в педагогике следует отнести:
- возможность обеспечения многопользовательского режима;
- формирование трехмерной графики и обеспечение высококачественной печати;
- мощная система тестирования таблиц и макропрограмм.

Базы данных имеют структуру, обусловленную особенностями конкретного вида спорта, базового для данной учебной группы. Приведем наиболее характерный пример.

Результаты исследований. В целях этапного контроля над уровнем физической подготовки студенты легкоатлетических групп проходят первичное тестирование в начале каждого нечетного семестра, а также в конце каждого четного. Задача этапного тестирования - определить уровень физической подготовки по пяти составляющим: скоростной (бег 100 метров), скоростно-силовой (прыжок в длину с места и разгибание рук в упоре в течении 20 секунд), силовой(подтягивание на перекладине) и выносливости (бег 3000 метров). В качестве основы при разработке тестов использованы упражнения из программы по физическому воспитанию. По результатам тестирования автоматически рассчитывается индекс, интегрально определяющий уровень физической подготовленности студента:

где Li - результаты прыжка в длину с места (м), сгибания-разгибания рук в упоре за 20 с (раз) и в подтягивании на перекладине (количество раз); Tj - результаты бега на 100 м (с) и 3000 м (с); Ki и Kj - весовые коэффициенты.

В итоге контроля студент получает информацию о том, какому уровню физической подготовки соответствует его реальное состояние. Такая информация становится инструментом дидактического воздействия, способствуя рефлексивной активности центральной нервной системы, тем самым усиливая мотивацию занимающегося.

Вывод. Использование компьютерных технологий в процессе физического воспитания будет способствовать к формированию интересов к обучению и повышению познавательной активности студентов, целостному восприятию физического воспитания как системы здорового образа жизни.

Литература

1. Гримблат С. О. Здоровьесберегающие технологии в подготовке специалистов : учеб.-метод, пособие / С. Гримблат, В. Зайцев, С. Крамской. - Харьков: Коллегиум, 2005. - 182 с.
2. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений,- 3-е изд., испр. и доп. /В.И. Дубровский , 2004. - 390-419 с.
3. Карпов С.П. Компьютерные технологии обучения упражнениям на уроке физкультуры / С.П. Карпов // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №5-С. 38-40.
4. Круцевич Т.Ю. Контроль в физическом воспитании детей, подростков и юношей./ Т.Ю.Круцевич, М.И. Воробьёв. - К.: Полиграф-Експресс, 2005. - 196 с.
5. Меняев М.Ф. Компьютеризация технологии обучения: Учебное пособие. 2005 год. 59-68с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (05.04.2018)
Просмотров: 191 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь