Пятница, 20.09.2019, 21:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ

Н.Ю.Четыркина

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАНИЕМ - ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИИ

Аннотация. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационная экономика, реформирование образования, конкурентоспособность России.

Современная рыночная экономика характеризуется преобладанием рынка знаний и информации, а также значительным ростом объема затрат на развитие ее первичного базового сектора, в котором создаются и распространяются знания. Тип экономики, где производство знаний является источником ее роста, в литературе называют экономикой знаний или инновационной экономикой.

Общество, основанное на знаниях, характеризуется ростом инвестиций в высокие технологии, развитием высокотехнологичных отраслей, растущей производительностью в экономике и, соответственно, наличием высококвалифицированной рабочей силы, обновление которой становится приоритетной задачей развития образования.

В связи с этим стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества.

Образование - это вполне самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая все другие социальные сферы. С одной стороны образование обеспечивает целостность общественного организма, а с другой - является мощным ресурсом его экономического развития. Образование - это система, где обучающийся осваивает новый опыт в виде знаний, умений и навыков, развивает способности, ценностные отношения, профессиональные компетенции.

В последние годы знания устаревают очень быстро, поэтому желательно дать выпускнику учреждения профессионального образования относительно широкую подготовку и научить его пополнять и обновлять знания, умения и навыки по мере необходимости, что требует инновационных подходов к реформированию профессионального образования, причем в соответствии с европейскими масштабами.

Вместе с тем развитие процессов интеграции экономики России и европейских стран формируют национальную структуру профессиональных квалификаций, обеспечивающих вхождение России в Единое Европейское пространство, а также признанию ее в международной системе квалификаций. Однако, интеграция образовательных систем России и европейских стран возможна только через взаимное изучение накопленного опыта, глубокое исследование проблем применения инновационных технологий обучения, а также через активное сотрудничество учебных заведений, преподавателей и студентов.

Единое образовательное пространство позволяет национальным системам образования европейских стран взять все лучшее, что есть у партнеров, за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы. В результате, единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом «образовательном рынке», а Россия существенно увеличивает свои конкурентные преимущества. В связи с этим для решения поставленных задач предстоит выполнить ряд преобразований каждой стране.

При этом следует отметить, что интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы - это один из принципов государственной политики России.

В то же время проект «Российское образование - 2020» предусматривает кардинальные изменения в образовании: от финансово- экономических механизмов до ценностных характеристик личности, где особое внимание уделяется развитию сети учреждений профессионального образования (начального, среднего и высшего). При этом подчеркивается, что, прежде всего, должны учитываться интересы потребителей образовательных услуг, причем в течение всей жизни. Планируется внедрение гибких образовательных программ, позволяющих оптимизировать согласованность разных уровней ПО для обеспечения доступности образования, что не в полной мере реализовано в настоящее время. Особый акцент ставится на необходимости инновационных подходов к управлению образованием, основанных на рациональном использовании ресурсов с целью достижения оптимальных образовательных результатов [2].

Развитие системы профессионального образования пока отстает от потребностей развивающейся экономики. Сложившаяся сеть учреждений ПО и структура оказываемых ими услуг не успевает реагировать на демографические изменения в стране, ведущие к дефициту квалифицированных специалистов.

В связи с этим реализация инновационных целей предполагает решение следующих приоритетных задач:

• обеспечение доступности качественного образования, вне зависимости от доходов и местожительства;

• формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью;

• повышение качества образовательных услуг и эффективности управления образовательными системами;

• расширение использования современных образовательных технологий, обеспечивающих расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении сроков обучения, с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

• совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров;

• создание структуры образовательной системы, соответствующей требованиям инновационного развития экономики;

• развитие механизмов стратегического планирования, обеспечивающих формирование инновационного развития учреждений ПО.

Решение поставленных задач реформирования образования дает возможность целенаправленно формировать человеческий и квалификационный капитал страны, исходя из необходимости обеспечения конкурентоспособности инновационного развития экономики и России [1].

Таким образом, реформирование образования является крупномасштабной комплексной инновационной деятельностью, направленной на кардинальное обновление образовательной системы в соответствии с возникшими качественно новыми целями и задачами ее развития в новых внутренних и внешних социально-экономических условиях.

 

Список литературы

1. Пономарев Н.Л., Смирнов Б.М. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: Учеб. пособие. М.: Изд. центр «Академия», 2007.
2. Российское образование-2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: IX Междунар. науч.-практ. конференция «Модернизация экономики и глобализация». Москва, 1-3 апреля 2008 г. / Под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.1)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (31.08.2019)
Просмотров: 24 | Теги: инновационная деятельность, конкурентоспособность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь