Воскресенье, 04.12.2016, 17:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Н.В.Калюжная  

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена проблеме дополнительного образования, как важной и неотъемлемой составляющей образовательного процесса обучения. В статье показана необходимость видоизменения системы дополнительного образования, раскрыты инновационные подходы к организации дополнительного образования.

Ключевые слова: дополнительное образование, инновации, Федеральный государственный образовательный стандарт.

 

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей [1].

Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего, речь идет о созданных для детей, подростков и юношей внешкольных учреждениях во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей.

В ряду новых явлений отечественной сферы образования, порожденных демократическими реформами, одним из наиболее значимых с полным основанием можно считать дополнительное образование молодежи. Сегодня дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современной школе.

Необходимость видоизменения системы внешкольного воспитания, перехода ее в новое качественное состояние определялась рядом обстоятельств: во-первых, произошли принципиальные изменения в общественном сознании - взгляд на человека; во-вторых, усиливается тенденция перехода развитых стран от техногенной к антропогенной цивилизации; в-третьих, культурно-образовательные, информационные, досуговые услуги пользуются все большим спросом и у детей, и у их родителей. В результате возрастает значение различных видов нетрадиционного образования для личности и общества. Одним из таких видов признано дополнительное образование, основное предназначение которого - удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. Учреждение дополнительного образования детей - это новый тип образовательного учреждения, имеющий свою специфику и задачи в едином образовательном пространстве. Основная из них - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой деятельности, спорте. Понятно, что в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно.

На современном этапе развития государства и общества в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения политика в области образования направлена на обеспечение нового качества образования. Эффективность подобных преобразований может быть усилена за счет интеграции основного и дополнительного образования.

Инновации в дополнительном образовании позволяют внедрить новейшие технологии в сферу российского образования и значительно расширить виды образовательных технологий, упрощающих процесс. При использовании такого учебного процесса поддержкой всегда служит педагогическое взаимодействие, и оно определяется своей активностью [2]. Инновации в дополнительном образовании всегда должны предоставлять новизну, как в наборе различных образовательных курсов, так и в составе преподавателей, которые все имеют высокую квалификацию.

Инновации в дополнительном образовании строятся на образовательных курсах за счет свободных часов, у обучающихся остается время на практику. И даже если один из них не смог посетить занятия, то учебный материал может быть выслан по электронной почте. Должны сказать, что инновации в дополнительном образовании не бывают односторонними, они несут в человеке, прежде всего, уверенность в себе и в своих способностях, что практически всегда направлено на свои возможности [3].

Теоретико-методологическими аспектами дополнительного образования в школе занимались З.А. Андросова, П.П. Блонский, Е. Вагнер, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, Е.В. Серединцева, Т. Фомина, И.И. Фришман и др.

Отдельные вопросы педагогики внешкольного учреждения раскрывают в своих трудах A. Г. Асмолов, Л.Ю. Круглова, В.А. Невский, Е.Ю. Ривкин, Е.М. Сафронова, Е.М. Хорева, B. Н. Шацкая и др.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и практики, необходимость их решения во взаимосвязи определили тему исследования: «Инновационные подходы к организации дополнительного образования учащихся начальной школы».

Анализ качества дополнительного образования показал невысокие результаты; так, на вопрос: «Достаточно ли эффективно, интересно и познавательно организован образовательный процесс в муниципальном казенном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детском экологическом центре»?, большинство респондентов ответило: «Да» (61 %), но в примечании к вопросу было отмечено: хотелось бы, чтобы в большей степени использовались инновационные подходы, современные технологии и современное мультимедийное оборудование. В связи с недостаточным финансированием дополнительного образования в полной мере переоснастить кабинеты учреждений дополнительного образования невозможно. Но можно и необходимо переориентировать учебные образователные программы, в соответствии с требованиями нового ФГОС.

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

ФГОС начального общего образования является неотъемлемой составной частью ФГОС общего образования и представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ФГОС начального общего образования (далее - Стандарт):

1. Является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Включает в себя требования:
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.

3. Является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования [4].

Таким образом, в соответствии с требованиями Стандарта была разработана программа дополнительного образования детей «Лесовичок» при МКОУ ДОД «Детский экологический центр» для повышения качества экологических знаний, воспитания нравственности у детей младшего школьного возраста.

Цель программы - создание широких возможностей для творческой самореализации личности младшего школьника на пользу себе и обществу; расширение знаний об окружающем мире.
Программа дополнительного образования «Лесовичок» рассчитана на проведение теоретических и практических занятий в разновозрастной группе девочек и мальчиков 7-10 лет в течение 3 лет и предназначена для учащихся основной школы.
Данная программа рассчитана на целый учебный год.
Программа включает региональный компонент.
Срок реализации программы 3 года.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить уровень эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы.
Разработка наглядных пособий, оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работы руководителя детского объединения, родителей и детей.

Программа включает следующие разделы:
1. Вводное занятие.
2. Состояние природы Магаданской области осенью.
3. Растения осенью.
4. Животные осенью.
5. Природа Магаданской области зимой.
6. Растения зимой.
7. Животные зимой.
8. Весенние явления в природе.
9. Весенние явления жизни растений.
10. Жизнь животных весной.
11. Какое оно - Магаданское лето?
12. Итоговое занятие.

Программа разработана в соответствии с требованиями нового ФГОС. Конспекты уроков и дополнительных занятий к программе разработаны соответственно.

Опытно-экспериментальная работа началась в 2011 году.

Эксперимент не завершен и в дальнейшем предполагает:
1. Окончательный срез знаний по разработанной программе.
2. Сравнительный анализ полученных результатов, обучающихся по экспериментальной рабочей программе дополнительного образования детей «Лесовичок», с учащимися, обучающимися по программам Детского экологического центра, принятым в 2005 году.
3. Оформление результатов. Разработка рекомендаций и педагогических выводов.

Исследование продолжается, и результатом должно стать повышение качества уровня
знаний учащихся начальной школы и качества дополнительного образования в целом.

Библиографический список

1. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня // Новые ценности образования. Принцип дополнительности. - 2006. - Вып. 4 (28). - С. 105-109.
2. Дополнительное образование в школе - инновационный блок общего образования и социального воспитания детей. - М. : ООО «ДОД», 2007. - С. 68
3. «Векторы развития региона: взгляд молодых исследователей - 2011 год» : материалы VIII Всерос. науч.- практ. конф. студ. и учащейся молодежи (г Магадан, 15 декабря 2011 г): сб. докл. - Магадан : Новая полиграфия, 2012. - 111 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373. (с изм. от 22.09.2011 г. № 2357).

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2013. Выпуск 19

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (24.11.2016)
Просмотров: 6 | Теги: дополнительное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016