Суббота, 30.05.2020, 04:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

М.В.Гудкова

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Аннотация. В данной статье обобщается опыт преподавателя при организации учебных занятий по дисциплине «юридическая психология» с использованием интерактивных и активных форм обучения.

Ключевые слова: интерактивные и активные формы обучения, проектно-исследовательский метод обучения, судебно- психологическая экспертиза, критическое социальное мышление.


Проведение учебных занятий с применением различных инновационных - активных и интерактивных - форм обучения с целью формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций у студентов юридической направленности является одним из необходимых условий реализации образовательных программ, выполняющее требования федерального государственного образовательного стандарта. По дисциплине «юридическая психология» для студентов по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) уголовно-правовой направленности рабочей программой дисциплины Международного юридического института предусмотрены учебные занятия с использованием инновационных (активных и интерактивных) форм обучения.

Применение активных и интерактивных технологий обучения предусматривает имитирование ситуаций из жизни, инсценированные игр по ролям, решение проблем при совместном взаимодействии. Запрещен приоритет какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Студент сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом, таким образом, из объекта воздействия он становится субъектом взаимодействия.

Преподаватель, который использует в ходе своей работы инновационные формы обучения, способствует развитию общепрофессиональных компетенций студентов: совершенствованию коммуникативно-организаторских способностей, развитию навыков самоанализа и рефлексии (обращение на самого себя и на продукты своей активности), развитию навыков владения современными техническими средствами и технологиями восприятия и обработки информации, формированию и развитию самостоятельного поиска информации. При такой организации учебного процесса у студентов повышается внутренняя мотивации к изучению дисциплины «юридическая психология», увеличивается объем самостоятельной совместной работы.

Юридическая психология - самостоятельная наука со своим объектом, предметом изучения, а также специфическим категориальным аппаратом, которые необходимо изучить студенту за довольно короткое время. Очень сложны в освоении такие категории, как психические процессы, свойства, состояния и понимание механизмов их образования, функционирования, деструктурирования. В связи с этим необходимо для студентов юридической направленности при изучении дисциплины «юридическая психология» подбирать такие формы и методы обучения, при которых психологические категории с легкостью встраивались бы в юридические знания обучающихся. Поэтому целесообразно использовать интерактивную форму с применением проектно-исследовательского метода обучения, который способствует развитию умения находить решение проблемы при самостоятельном анализе заданной ситуации. Проектно-исследовательский метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.

Поставленная дидактическая цель перед студентами в рамках интерактивной формы обучения посредством реализации проектно-исследовательского метода будет воплощена и достигнута в процессе детальной разработки проблемы. Исследованная проблема завершается вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом в виде некоего конечного продукта, а решения проблемы становится лично значимой для обучающихся.

По многим темам дисциплины «юридическая психология» можно использовать проектно-исследовательский метод, так как вся область изучения данной науки направлена на исследование психики вовлеченного в правовые отношения человека. Специфика развития нравственного, морального, правового сознания человека существенно влияет на его поведение в социуме. Принятие, следование правовым нормам, а также их отрицание, нигилизм влияют на изменение сознания человека в структуре нравственного компонента. Интересны для студентов-юристов такие психологические исследования, как формирование у личности механизмов суженного сознания, стагнация мыслительных процессов, возникновение импульсивных разрядок, эффективность и особенность психологических и психических методов воздействия.

Поделимся опытом применения нами проектно-исследовательского метода при изучении темы «Использование психолога в качестве специалиста, консультанта и эксперта». Цель изучения данной темы - изучить сущность и предназначение психолога в качестве консультанта, специалиста, эксперта. Интерактивная форма занятия по данной теме позволяет студентам не только раскрывать сущность новых знаний, но и демонстрировать уже имеющиеся психологические знания. Тема «Использование психолога в качестве специалиста, консультанта и эксперта» консолидирует в себе знания по методам юридической психологии, психологии личности и деятельности, социализации личности, криминальной психологии, психологии предварительного следствия.

В своей профессиональной деятельности следователю, судье, оперативному работнику для решения специфических вопросов правовых знаний и житейского опыта недостаточно. Очень многие вопросы относятся к области научной психологии, особенностям познания психологии личности, такие задачи может рассмотреть специалист, который владеет методикой психологических исследований. Именно в таких случаях необходимо привлечение психолога в качестве специалиста, консультанта или эксперта для проведения психологической экспертизы. В связи с этим на своих занятиях мы погружаем студентов в экспертную деятельность психолога.

Студентам предлагается следующий алгоритм исследования к подготовке и формированию проекта:

1) смоделировать ситуацию любого правонарушения, смоделировать индивидуально-психологические особенности, психические процессы, эмоциональные состояния участников ситуации;

2) в смоделированной ситуации провести полный психологический анализ преступного поведения;

3) разрешение ситуации осуществить с привлечением психолога в качестве эксперта;

4) поставить перед экспертом-психологом соответствующие вопросы;

5) оформить заключение эксперта-психолога в соответствии с требованиями. В заключении обязательно указать методы, которые применял эксперт, их цель и область исследования, валидность, надежность, стандартизацию метода тестов; отразить количественные и качественные показатели результатов тестирования; записать возможное заключение психолога по смоделированной ситуации, которое будет являться доказательством по делу на предварительном следствии;

6) защитить проектное исследование.

В такой алгоритмической последовательности освоения темы достигается предназначение проектно-исследовательской работы, которая состоит в том, что студентам предоставляются возможности самостоятельно приобретать и формировать лично свой индивидуальный запас знаний в процессе решения жизненных задач или проблем, требующий интеграции знаний из различных предметных областей.

На первом этапе выполнения данного проектного исследования студент должен самостоятельно придумать ситуацию правонарушения, уже с этого момента обучающийся опирается на свои интересы и более прочные позиции в области уголовного права, уголовного процесса. Чаще всего студенты моделируют ситуации по ДТП, изнасилованию, преступлению в состоянии аффекта, кражи. На данном этапе студенты моделируют также психологические портреты участников правонарушения. Здесь необходимо наполнить каждый персонаж индивидуально-психологическим свойствами: особенностями интеллекта, специальными способностями, темпераментом, характером, цен- ностно-мотивационной сферой, направленностью; раскрыть психические процессы: закономерности ощущений, свойства восприятия, особенности памяти, протекания мыслительных процессов, воображения, речи и т.д.; охарактеризовать эмоциональное состояние, актуальное на момент ситуации и предшествующее сложившейся ситуации: уровень стресса, тревоги, тревожности, страха, имеется ли фрустрация, осознание эмоционального состояния персонажем. Учитывая психологические компоненты личности и определяя их роль в своей ситуации, у студента формируется навык предвидения поведения человека в условиях моделировании.

Следующий этап проектного исследования - это полный психологический анализ преступного поведения. Этот этап касается предполагаемого виновного персонажа смоделированной ситуации.

Поведение - это внешнее проявление деятельности, действий человека, процесс взаимодействия с окружающей средой, опосредованный его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью . Юридическая психология обладает специфическим исследовательским предметом - это особенности психических процессов, свойств, состояний субъекта, а также особенности взаимодействия между личностями, приводящие к противоправному, преступному поведению и имеющие правовое значение для установления истины.

Студенты проводят анализ преступного поведения с психологической позиции. Здесь самое важное - научиться увидеть не только само преступление, но и факторы, которые способствовали формированию противоправного деяния. Существенными являются внутренние факторы, то есть психические процессы, свойства и состояния, которые привели к решению совершить преступление, а также направляли и контролировали его исполнение.

В юридической теории и практической деятельности процесс формирования и проявления преступного поведения личности, которая умышленно совершила преступление, условно разделяют на два основных этапа: мотивационный - это первый этап; реализация решения - это второй этап.

Очень сложным является проектирование мотивационного этапа. От сконструированной модели в дальнейшем будет зависеть выбор психологических методов и, собственно, качество составления экспертного психологического заключения. По сути, обучающимся необходимо выстроить полностью все сложное волевое действие субъекта: возникновение побуждения (определить тенденцию стремления - влечения, желания, хотения, интереса), осознание цели, обсуждение и борьба мотивов, принятие решения (оценка степени усилия, направленность на осуществление - переход к моторному действию), выбирается объект, на который субъект планирует направить свои преступные действия; исполнение (имело ли место целенаправленного плана действия). Необходимо также смоделировать процесс реализации принятого решения: оценить условия, где будет совершено преступление, и как эти факторы будут или нет способствовать реализации поставленных целей; подбираются средства, способы, орудия совершения противоправного деяния. При разработке ситуации группового преступления четко распределяются роли с их функциональными обязанностями. При моделировании студентами ситуации они должны установить разнообразие причин, способствующих формированию криминогенной обстановки: конфликтный характер отношений сторон с наличием провоцирующих элементов, например, в виде неправомерного поведения потерпевшего, быстротечность происходящих событий, неопределенность, непредсказуемость развития событий и поведения различных лиц, экстремальность, бесконтрольность, отсутствие должного порядка, дисциплины и т. д.

Поведение субъекта определяется такими важными факторами, как особенности, свойства его личности (направленность, мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, уровень правосознания, индивидуально-психологические особенности, характер), а также воздействием социальной среды на формирование его личности и поведение как до возникновения криминогенной обстановки, так и непосредственно в ходе нее - именно это нельзя игнорировать при анализе механизмов преступного поведения.

Третий и четвертый этапы проектного исследования направлены на моделирование такого развития событий, при котором следователю на предварительном следствии необходимо привлечь психолога в качестве эксперта, при этом, в зависимости от ситуации, правильно поставить перед экспертом вопросы.

Судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики, поэтому проводится в отношении психически здоровых людей (обвиняемых, потерпевших, истцов, ответчиков, свидетелей). В связи с этим следователь должен определять поводы и правильно формулировать вопросы для экспертного разрешения, а для этого ему необходимо знать предмет, возможности и компетенцию данного вида экспертизы, в обязательном порядке анализируются и устанавливаются факты, которые свидетельствуют о необходимости проведения именно судебно-психологической экспертизы.

Студенты на данном этапе должны установить причинно- следственные связи между смоделированной ситуацией и смоделированными индивидуально-психологическими особенностями персонажей. Например, обязательный повод для назначения экспертизы - определение способности человека правильно воспринимать существенные для дела обстоятельства и давать о них правильные показания.

Индивидуальные особенности функционирования сложной психической системы, уровень абсолютной и относительной чувствительности, особенности цветовосприятия, закономерности ощущений, свойства восприятия, особенности восприятия времени, движения и пространственных качеств предметов и явлений (пропорции частей предметов, их пространственная ориентация, размеры, форма, удаленность, особенности рельефа и т.д.), особенности звуковысотного различия и т.д. - все это устанавливается судебно-психологической экспертизой. Также студенты в своей проекто-исследовательской деятельности должны учитывать, что достоверность показаний зависит от качества функционирования процессов памяти, мышления, воображения человека, суггестивных свойств и склонности к фантазированию. Например, люди с повышенной внушаемостью склонны к ложному узнаванию, к различным внушаемым дополнениям к своим представлениям. Весь этот спектр индивидуально-психологических особенностей разрабатывается и отрабатывается обучающимися при моделировании и проектировании сюжетной линии ситуации.

Перед СПЭ должны быть поставлены вопросы, связанные с выявлением у лиц конкретных психических аномалий, существенных для уголовного дела.

Формулировки вопросов (примерные), которые ставятся перед экспертом  :

1) учитывая индивидуальные и возрастные особенности обследуемого и конкретные условия, в которых происходило событие (указать какое), мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?

2) учитывая психическое состояние обследуемого в момент конкретного события, мог ли он правильно воспринимать важные для дела обстоятельства (указать какие)?

3) обладает ли испытуемый абсолютной чувствительностью зрительного, слухового (или иного) анализаторов, достаточной для восприятия раздражителя (указать какого)?

4) имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?

5) имеются ли у испытуемого признаки повышенной склонности к фантазированию?

6) имеются ли у испытуемого признаки эйдетической памяти? Перед СПЭ нельзя ставить вопросы, связанные с диагностикой
ложности показаний (например, опознал человека в действительности предъявляемый объект или не опознал, соответствуют ли его показания действительным событиям).

На последнем этапе проектно-исследовательской работы студенты должны оформить заключение эксперта-психолога в соответствии с установленными требованиями. Здесь обучающимся необходимо решить следующие задачи: определить какие психические процессы, свойства, состояния будут исследоваться психологом; указать методы, которые применил эксперт; описать получившиеся качественные показатели и как полученные характеристики психики личности повлияли на сложившуюся противоправную ситуацию.

Предметом судебно-психологической экспертизы являются конкретные процессы, свойства, состояния и механизмы психической деятельности человека, имеющие значение для установления истины по делу. Чаще всего судебно-психологическая экспертиза осуществляется методами научного наблюдения, беседы, биографического метода, однако ведущим методом является метод тестов, с помощью которого осуществляется психодиагностика. Тесты должны быть надежными, валидными и стандартизированными.

Студенты подбирают необходимую «батарею» тестов, описывают их, устанавливают закономерность. Оформленное экспертное заключение и есть законченное проектное исследование студентов по теме «Использование психолога в качестве специалиста, консультанта и эксперта».

Проблемы, которые носят правовой характер, создаются людьми, которые имеют свой психический мир, поэтому необходимо учитывать менталитет, нравственные аспекты, интеллектуальный уровень, способности людей, находящихся «по ту сторону» Закона . Студентам, обучающимся по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата), необходимо оценивать социальные явления, применяя конструкты своего развитого критического социального мышления. Именно проекто-исследовательская организация учебного процесса с применением интерактивных и активных форм обучения будет способствовать развитию критического социального мышления студентов, которое поможет сформировать такие компетенции, как способность к анализу альтернативности неоднозначных ситуаций, способность находить приемлемые пути решения проблем. Развитие критического социального мышления личности является одной из важнейших задач высшего образования, так как оно формирует человека как субъекта социального взаимодействия, позволяет субъекту адекватно соотносить себя с постоянно меняющейся действительностью (обнаруживать ошибки, недостатки и противоречия в объекте познания), ставить и решать социальные проблемы, которые возникают в процессе взаимоотношения людей друг с другом и с обществом .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гудкова М.В. Формирование критического социального мышления студентов юридической направленности // Вестник Международного юридического института. Научно-информационный журнал. - М., 2016. № 1. С.94.
2. Гудкова М.В. Характеристики критического социального мышления субъекта при решении социальных задач: дис... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.В. Гудкова. Казань, 2011. 213 с. С. 13.
3. Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи: судебная экспертиза / Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. Москва: Проспект, 2016. 464 с. С. 366-367.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд-во «Питер», 2002. 720 с.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 3 (70) 2019


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (14.04.2020)
Просмотров: 32 | Теги: формы обучения, интерактивные | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь