Понедельник, 18.11.2019, 22:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИННОВАЦИОННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

М.С.Маслов

ИННОВАЦИОННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Сегодня дистанционное образование - это удобный вариант особенно для тех, кто привык жить в ногу со временем, своевременно ликвидировать недостаток информации и знаний. Возникает потребность повышать уровень образования непрерывно в течение всей жизни.

Большинство вузов Европы и России рассматривают дистанционное обучение как нечто противоречащее очной, зочной формам получения образования. Если реализуют то в части дополнительного образования на основе платных образовательных услуг. По мнению руководителей ведущих вузов Сибири, дистанционное обучение не позволяет в полной мере идентифицировать студента, определить качество обученности. Для того чтобы решить данную проблему проводится очная сдача сессии, что позволяет преподавателю качественно оценить знания студента. В результате имеем очно-заочную форму обучения, где заочная форма замещается дистанционным обучением. Это сложившийся стереотип и его тяжело нарушить [1, c. 25].

Степень восстребованности дистанционного обучения высока. Доказательством данного утверждения являются следующие факты.

Исследование рынка труда в Сибирском регионе показывает, что сложился контингент лиц, нуждающийся в образовательных услугах, которые традиционная система образования предоставить не смогла по причине их географической изолированности, социальной незащищённости и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными делами.

Основным преимуществом дистанционного обучения является возможность построения для каждого студента/слушателя индивидуальной траектории образования на основе информационной среды, удобное для обучающегося время и собственном темпе обучения.

Важно понимать, что дистанционное обучение позволяет создавать электронные образовательные ресурсы, использовать современные образовательные технологии, в частности кейс-метод.

В настоящее время для автора очевидно, что переход к дистанционному использованию цифровых форматов для распространения медиа- данных способен при определённых обстоятельствах, в короткие сроки полностью изменить привычные схемы функционирования образовательных организаций. В этой связи удалённым пользователям (слушателям/студентам), проходящими обучение по профилю подготовки «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности» в Алтайском государственном институте культуры, разрабатываются новые механизмы и пути распространения информации.

Проведённое автором исследование соответствует требованиям, предъявленным к разработкам данного направления в отношении выборки респондентов и репрезентативности. Статистика опроса обучающихся факультета дополнительного профессионального образования Алтайского государственного института культуры свидетельствует, что из всех слушателей ФДПО высказали желание использовать дистанционную форму 83 % обучающихся.

Продолжая изучение ответов респондентов, акцентирую внимание на указании времени, которое затрачивается на один процесс обучения. Подавляющее большинство (67 %) занимаются обучением параллельно со своей трудовой деятельностью. По сравнению с ранее проведёнными исследованиями в данной области, изменилось соотношение мнений респондентов о доверии к качеству обучения по программам дистанционной подготовки. Если ранее мы отмечали беспрекословное недоверие к online-обучению, то в настоящее время именно оно становятся инструментом получения знаний (71 %). Данный фактор свидетельствует об изменении отношения общества к дистанционным информационным технологиям. Электронное обучение в дистанционной форме занимает все большую часть информационного потока, что подтверждается чтением источников Интернет, поиском ресурсов и информации, представленной в социальных сетях.

В частности, отмечается необходимость создания дистанционной информационно-коммуникационной образовательной среды, которая представляет собой совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебных коммуникаций, прежде всего на базе ИКТ и т. д.) образовательного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов [3, с. 74].

Достичь высокого качества образовательных результатов позволяет кейс-метод, который хорошо адаптируется преподавателями при реализации дистанционного обучения.

К сожалению, кейс-метод не популярен среди профессорско- преподавательского корпуса вузов. Причина данного явления в нежелании преподавателей использовать новые технологии (удобно и комфортно пользоваться классическими методами обучения и ограничиваться тем, что «дал знания студенту» и, не задумываясь о том «взял он их или нет», «умеет ли он их использовать на практике»).

Чтобы выделить преимущества данной технологии, сравним репродуктивный (классический) метод обучения и кейс-метод.

Во-первых, репродуктивный метод ориентирован на усвоение студентами/слушателями определённых постулатов. В свою очередь, кейс- метод - на формирование базовых и специальных компетенций, что соответствует требованиям стандарта.

Во-вторых, в классической системе преподавания логика процесса определяется следующей схемой «теория - практика». Кейс-метод позволяет студенту/слушателю самому приобретать новые знания через решение конкретных проблем, основываясь на собственном жизненном опыте, базовых знаниях. Данный метод позволяет студенту в ходе решения проблемы определить «зону незнания» и ликвидировать её. Такое обучение становится личностно значимым, а следовательно, эффективным.

В-третьих, изменяется роль преподавателя. Он из источника знаний в классической системе обучения, преподаватель превращается в организатора процесса, который создаёт условия для работы группы студентов/слушателей.

В-четвертых, изменяется и образовательный результат. В классической системе вузовского образования результат представлен системой знаний, которыми обладает студент/слушатель. Результат обучения по классической системе - парадокс. Выпускник вуза с красным дипломом оказывался не способен решать стандартные производственные задачи, и, работодатели вынуждены были его (выпускника) прикреплять к работнику-профессионалу, который вынужден был обучать выпускника вуза использовать свои знания на практике. При применении кейс-метода у выпускника вырабатывается потребность в постоянном повышении профессиональной компетенции. Он умеет решать производственные проблемы нестандартно, быстро, эффективно организует работу своей проектной группы [4, c. 311].

Следовательно, кейс-метод является одной из продуктивных технологий реализации групповой работы студентов/слушателей во время очных сессий, позволяющей сделать учение привлекательным, когда студенты/слушатели сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, что позволяет им быть конкурентно способным в изменяющемся обществе.

По сути, кейс-метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии с той разницей, что в проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности студентов/слушателей, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.

Кейс-метод объединяет в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирует личностные качества обучаемых. Для него характерна активизация деятельности студентов/слушателей, стимулирование их успеха, подчёркивание достижений. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой указ позитивной указ мотивации факт и наращиванию познавательной указ активности суть [5].

Считаю необходимым остановиться на образовательных Web- ресурсах системы дистанционного обучения Moodle. Данная система предоставляет широкие дидактические возможности для образовательных Web. Одним из важнейших преимуществ использования образовательных Web-ресурсов является представление информации на основе гипертекстов, которые в наибольшей степени соответствуют особенностям их восприятия и осмысления слушателями/студентами.

Использование образовательного Web-ресурса позволяет связывать распространённые данные, осуществлять функцию рассмотрения информации с наибольшей степенью детализации, что существенно упрощает анализ больших объёмов информации факт [6].

Помимо этого, Web-технологии увеличивают возможности телекоммуникации в части доступа к разнообразным источникам знаний. По мнению автора, Web-технологии предоставляют следующие дидактические возможности.

Представление и передача учебной, методической и справочной информации в различных форматах:

- текстовом, графическом, звуковом и видео-форматах;

- визуализация учебно-методической информации (текст, графика, анимация, звук, видео);

- организация консультаций, видеоконференций и дискуссий (форум, чат, электронная почта и т. д.);

- возможность интерактивности с помощью специально создаваемой мультимедийной информации с оперативной обратной связью (вебинар);

- возможность оперативного представления отчетов по итогам контрольно-оценочных мероприятий [7, c. 38].

Хранение и обработка учебной, методической и справочной информации:

- свободный поиск учебной, методической и справочной информации на любом компьютере сети, связанных через шлюзы компьютеров других сетей;

- доступ к учебному программному обеспечению и документации из огромных файловых архивов;

- возможность хранения и резервирования, информации любого вида (статичной, динамичной, текстовой, графической, визуальной, звуковой, видео) на сервере, в облаке;

- обработка и редактирование (переконструирование) учебной, методической и справочной информации с помощью текстового или графического редактора;

- систематизация информации в собственных электронных картотеках, архивах и базах данных.

Проектирование образовательного процесса:

- возможность организации электронных видеоконференций;

- использование и создание современного программного обеспечения для решения учебно-методических задач образовательного процесса;

- возможность организовать совместные исследовательские проекты преподавателей, обучающихся из различных вузов, научных и учебно-исследовательских центров;

- возможность организовать сеть дистанционного обучения и повышения квалификации кадров различных сфер деятельности;

- возможность организации индивидуальной, групповой и коллективной учебной деятельности, в том числе, проектных групп смешанного разновозрастного, разностатусного состава, члены которых проживают в различных регионах страны;

- возможность самообразования, саморазвития, самооценки, саморегуляции в комфотрных для слушателя условиях (дома, обучени в свободное от работы время, в благоприятном для слушателя режиме) [7, с. 40].

Инновации в образовательной среде охватывают не только содержание в ней новых компонентов (в основном электронных образовательных ресурсов), но и достижение новых образовательных результатов. Особо важны в этой связи состав, структура и взаимосвязь различных компонентов информационно-коммуникационной образовательной среды, эффективное функционирование которой обеспечивает её гибкая структура, адаптирующаяся к определённым ситуациям, подстраивающаяся под различные потребности и способности студентов/слушателей.

Список литературы

1. Погодина Е. А. Электронное обучение повышает уровень очного // Справочник по управлению персоналом. 2012. № 3. С. 24-29.
2. Образовательный виртуальный мир Vacademia. URL: http://vacademia.com/wiki/doku.php/interfejs (14.01.2019).
3. Рауш Л. И. Компьютер как инструмент самореализации и саморазвития человека // Среднее образование: управление, методика, инновации. 2012. № 1. С. 71-77.
4. Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. 2011. № 6 (39). С. 307-315.
5. Сетевые образовательные сообщества URL: http://www.openclass.ru/forums/114394 (25.12.2018).
6. Тихомирова, Е. И. E-learning - обучение со скоростью мысли? // Все для кадровика. 2011. № 7. URL: http://www.pro- personal.ru/journal/692/302826/ (14.12.2018).
7. Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 2. С. 31-42.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (25.10.2019)
Просмотров: 24 | Теги: дистанционное образование, кейс-метод, образовательная среда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь