Среда, 07.12.2016, 23:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ИННОВАЦИОННОЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА)

ИННОВАЦИОННОЕ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА)

Процесс вступления России во Всемирную торговую организацию по существу начинается только со второго полугодия 2013 г. и по ряду соглашений продлится 5 - 7 лет, так что время у наших предпринимателей для подготовки к работе в новых условиях еще есть. Но представители малого и среднего бизнеса европейских государств уже активно выходят на российский рынок и в некоторых отраслях (легкая и пищевая промышленность, фармацевтика) создают серьезную конкуренцию отечественным производителям. При этом российские предприниматели изначально находятся в заведомо невыгодной ситуации из-за высоких процентных ставок по кредитам и арендной плате, а главное, по причине отставания в развитии малого и среднего бизнеса в инновационной и производственной сферах. Интересы национальной безопасности требуют снижения зависимости от импорта высокотехнологичных товаров. Тем более нельзя допустить захвата иностранным капиталом ключевых позиций в стратегически важных сегментах российского рынка. В настоящее время в России доля инновационных предприятий в общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства не превышает 6%, а производственных - 10%, в экономиках развитых стран эти показатели в несколько раз больше и в среднем составляют 25 - 30%.

Эксперты Всемирного банка отмечают, что квалифицированные работники и городское население выиграют от вступления в ВТО больше, чем население страны в целом, благодаря увеличению притока иностранных инвестиций в сектор бизнес-услуг. Значительную выгоду получат прежде всего регионы-доноры (типа Свердловской, Тюменской, Новосибирской областей). Для привлечения иностранных инвестиций в регионы потребуется наличие перспективных и экономически выгодных проектов в производстве высокотехнологичной и наукоемкой продукции, востребованной на международном рынке.

Для г. Екатеринбурга как одного из крупнейших в научно-техническом и промышленном отношении российских мегаполисов проблемы развития инновационного и производственного предпринимательства особенно актуальны. Мировой экономический кризис 2008 - 2009 гг. осложнил реализацию поставленных целей перехода экономики на инновационную модель развития, привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные недостатки российской инновационной системы. Несмотря на резко сократившуюся за годы кризиса востребованность научных разработок, город сохранил значительный научно-технологический и интеллектуальный потенциал, создающий объективные предпосылки для перехода на инновационную модель развития. Развиваются новые эффективные формы интеграции науки и производства. Ежегодное увеличение затрат на научные исследования и разработки новых продуктов и производственных процессов составляет от 18 до 20%. Формируется инфраструктура инновационного бизнеса (технопарки, индустриальные парки, инновационно-технологические центры). Только за последние несколько лет количество технопарков в Екатеринбурге увеличилось с 2 до 8 единиц. С 2007 по 2012 г. объем отгруженной инновационной продукции, выполненных инновационных работ и услуг возрос в два с половиной раза.

По своему научному потенциалу Екатеринбург занимает одно из ведущих мест в России. Численность персонала, занятого непосредственно исследованиями и инновационной деятельностью, на 1 января 2013 г. составила около 16 тыс. человек. В расположенных в Екатеринбурге 21 научном учреждении Уральского отделения РАН трудятся более 4400 человек, в том числе 1995 научных сотрудников, 1008 кандидатов наук и 430 докторов наук. О наличии у институтов УрО РАН солидных научных заделов свидетельствует перечень сложившихся и новых направлений фундаментальных и прикладных исследований. Практически во всех институтах в последние годы получены научные результаты мирового уровня. В том числе в Институте электрофизики экспериментально реализован и теоретически исследован сверхбыстрый механизм коммутации тока в полупроводниках на основе туннельно-ударного ионизационного фронта; Институтом химии твердого тела разработаны материалы кислородных мембран и мембранных реакторов парциального окисления природного газа; Институтом металлургии получена порошковая конструкционная сталь с новым типом композиционной структуры на основе нанотехнологий и т.д.

В институтах УрО РАН на сегодняшний момент оформлены 505 объектов интеллектуальной собственности, защищенных охранными документами, охватывающих весь перечень действующих в настоящее время приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в Российской Федерации. Более двух третей объектов интеллектуальной собственности относятся к категории принципиально новых, почти половина из них не имеют зарубежных аналогов. В том числе уникальными являются разработки по таким критическим технологиям, как нанотехнологии и наноматериалы, клеточные технологии, технологии биоинженерии, геномные технологии, технологии получения и обработки композиционных и керамических материалов, базовые промышленные технологии и др. Значительная часть этих разработок практически готова к реализации. Внедрение этих предложений в практику позволит получить технологии, оборудование и материалы, существенно превосходящие по своим характеристикам используемые в мире в настоящее время. На повестке дня сейчас стоит вопрос о коммерциализации этих и других разработок ученых, для чего необходимы организация малых инновационных предприятий, привлечение финансирования, в том числе и иностранных инвестиций.

В связи со вступлением в ВТО ключевой проблемой становится в целом низкий спрос на инновации, а также его неэффективная структура - избыточный перекос в сторону закупки готового оборудования за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок. Ни частный, ни государственный секторы не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. В процессе интеграции отечественного малого и среднего бизнеса в мировое экономическое пространство ключевая роль должна принадлежать развитию модернизации и внедрению инноваций. А для этого требуется выстраивание цепочки формирования объектов инфраструктурных организаций поддержки малого инновационного и производственного предпринимательства, включающих в себя бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, кластеры и особые экономические зоны. Необходимо перенимать опыт таких стран, как Китай, где государство за счет бюджетных средств организует и строит технопарки, промпарки, предоставляя затем их производственные и офисные площади предпринимателям в безвозмездное пользование. Безусловно, в настоящий момент России остро требуется государственная программа первоочередных мер по стимулированию развития инновационного и производственного предпринимательства (здесь можно задействовать средства федерального резервного фонда и фонда развития).

Развитие малого и среднего инновационного предпринимательства после вступления страны в ВТО становится одним из приоритетных направлений реформирования и модернизации российской экономики. В ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" говорится о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства <1>. Значимость малого инновационного бизнеса обусловлена его специфическими свойствами, ключевыми из которых являются оперативность, мобильность и способность в сжатые сроки обеспечить концентрацию людских, финансовых и организационных ресурсов на подготовку и выпуск серийных образцов современной продукции.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Российская газета. N 4427. 2007. 31 июля.

 

В современных экономических условиях главенствующую роль приобретает инновационный вектор развития, а также коренная модернизация технологий и производств, что требует и от предпринимателей, и от инвесторов серьезных финансовых вложений. О степени риска в инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что если уровень выживаемости среди всех субъектов малого предпринимательства составляет в среднем 50%, то из каждых десяти инновационных малых предприятий успеха добиваются лишь одно-два. И такие примеры в Екатеринбурге имеются: группа малых компаний "Аверон" - монополист по выпуску электровакуумных печей для обжига керамики - изготовляет почти 40% от объема производимых печей такого типа во всем мире; ООО "ВМП - высокодисперсные металлические порошки" производит свыше 30% от всего российского рынка антикоррозийных покрытий на основе нанопорошков для мостов, ЛЭП.

Полностью избежать риска в инновационном предпринимательстве, тем более в условиях вступления в ВТО, невозможно, поскольку очень трудно предвидеть, какое нововведение будет иметь успех на рынке, а какое не будет востребовано. Однако риски можно снизить, если тщательно анализировать инновационные проекты, привлекая для этого опытных специалистов и экспертов. Комплекс мер, снижающих риски, возникающие в условиях "открытых дверей" для малого и среднего бизнеса, должен, по нашему мнению, включать следующие первоочередные мероприятия:

1) организация целенаправленной поддержки предпринимателей и хозяйствующих субъектов, работающих в сфере инновационной экономики;

2) стимулирование развития инновационной деятельности посредством эффективной налоговой политики и снятия бюрократических ограничений;

3) становление предпринимательства в сфере развития инноваций, которое должно осуществляться с учетом реальных экономических и правовых условий;

4) повышение профессиональной квалификации работников малого и среднего инновационного бизнеса, их активное участие в производственном процессе;

5) поддержка и развитие высокотехнологичного, инновационного предпринимательства, которые должны стать главным приоритетом для государственных и муниципальных органов власти.

Значительную роль в стимулировании развития малого инновационного и производственного бизнеса, в повышении его конкурентоспособности на международных рынках может сыграть принятие комплекса мер в области налогового регулирования. Прежде всего это предоставление "налоговых каникул" для вновь образованных инновационных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений (например, временное освобождение от налогов на прибыль, имущество, земельного налога предприятий, работающих по общей системе налогообложения, и временное освобождение от уплаты единого налога предприятий, работающих по специальным режимам налогообложения). С целью высвобождения у малых предприятий дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые инновационные и производственные предприятия за счет снижения отдельных налогов, в том числе НДС и ЕСН (единый социальный налог). Общее снижение налогового бремени для малых и средних предприятий послужит стимулом к росту и увеличению производства, а также будет способствовать сокращению теневого сектора и укреплению позиций российского бизнеса.

Требуется разработка и реализация стратегических федеральных и региональных программ и проектов, направленных на стимулирование развития инновационного и производственного предпринимательства. К примеру, ключевым нормативным документом, определяющим для муниципального образования "город Екатеринбург" основные направления и программы развития экономики на долгосрочную перспективу, является "Стратегический план Екатеринбурга", принятый в 2003 г. <1>. В рамках реализации этого основополагающего документа были разработаны свыше 100 стратегических проектов, охватывающих все сферы экономики города. В частности, основной целью стратегического проекта "Екатеринбург - центр инновационной деятельности и инновационных услуг" (утв. решением Программного совета стратегического развития Екатеринбурга от 7 марта 2007 г. N 34/2) <2> является создание условий для ускоренного развития инновационной деятельности и инновационного потенциала города с целью значительного увеличения доли современной высокотехнологичной продукции в общем объеме производства. Данный проект среди прочих включает целый ряд мероприятий, направленных на поддержку малого инновационного предпринимательства. Поначалу проект был рассчитан до 2015 г., но сейчас проведена его актуализация на период до 2020 г., что вызвано:

--------------------------------

<1> Стратегический план Екатеринбурга (утв. решением Екатеринбургской городской думы от 10 июня 2003 г. N 40/6). Екатеринбург, 2003.

<2> Стратегический проект "Екатеринбург - центр инновационной деятельности и инновационных услуг" (утв. решением Программного совета стратегического развития Екатеринбурга от 7 марта 2007 г. N 34/2) // http://www.ekburg.m/administration/administration-gorod/4/32/32/.

 

- возрастанием роли инноваций как фактора роста устойчивости социально-экономического развития;

- актуальностью формирования в Екатеринбурге эффективной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на современных технологических укладах;

- недостаточным развитием российского законодательства в инновационной сфере и отсутствием концепции развития инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях;

- отсутствием должных условий для активного вовлечения накопленного научно-технического потенциала города в процессы модернизации производства для повышения эффективности использования энергетических и сырьевых ресурсов и развития высокотехнологичного сектора экономики;

- вступлением России во Всемирную торговую организацию.

Очевидно, что реализация такого масштабного проекта по развитию инновационной деятельности зависит прежде всего от грамотного проектного финансирования самих малых и средних предприятий и организаций, а здесь, к сожалению, кроме общих цифр, характеризующих объемы, мы ничего не видим. И только там, где четко прописаны механизмы привлечения инвесторов, основные и дополнительные источники финансирования, обоснование сроков возвратности заемных средств, можно ожидать привлечение инвестиций в требуемых объемах. По мнению некоторых специалистов, основные направления государственной поддержки малых и средних предприятий - это не прямые субсидии, а предоставление консалтинговых и маркетинговых услуг, помогающих выходить на рынки. Так, например, в Италии действует целая система банков, предоставляющих экспортные кредиты, поддержку оказывает большое количество региональных фондов <1>. Переход к цивилизованным нормам, принятым в международном экономическом пространстве, потребует от наших предпринимательских структур перестройки устоявшихся методов и практики ведения бизнеса. Для этого малому и среднему предпринимательству необходимо будет предпринять следующие шаги:

--------------------------------

<1> http://www.regruss.ru/content/news/?ELEMENT_ID=946

 

1. Срочно заняться профессиональной подготовкой своего персонала. Опыт предприятий, успешных в бизнесе в ВТО, показывает, что они тратят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20% от общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12% для крупного бизнеса.

2. Каждому предприятию осуществить инвентаризацию и комплексную оценку своего интеллектуального капитала и всех объектов интеллектуальной собственности.

3. Выстроить на предприятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг, причем основной упор сделать на качестве менеджмента, с тем чтобы не допускать дефектов в производимой продукции или услуге и привлекать полноценные человеческие и финансовые ресурсы.

4. Установить прозрачную систему финансовой отчетности на основе МСФО, а в перспективе внедрить ее глобальную систему.

5. Необходимо подготовить новое поколение бухгалтеров, способных выполнять функции финансовых директоров, т.е. управлять активами и вести оперативную оценку их рыночной стоимости.

Но, несмотря на эти недостатки, у нас есть и положительные примеры стимулирования развития малого производственного и инновационного бизнеса. Так, в Екатеринбурге реализуется программа строительства блок-модулей для малых и средних предприятий (площадью 10 - 11 тыс. кв. м); планируется, что каждый из блок-модулей будет иметь свою отраслевую направленность: производство электронного медицинского оборудования, современных экологически чистых строительных материалов, приборостроение. Для участия в этой программе подали заявки свыше 70 малых и средних предприятий, причем половина из них готовы вложить свои средства в финансирование строительства. После реализации этой программы в полном объеме (а это 150 тыс. кв. м производственных и офисных площадей) в блок-модулях разместятся не менее 100 малых и средних инновационных и производственных предприятий. Главным стимулом для привлечения частных инвестиций в реализацию данного проекта стало решение Администрации г. Екатеринбурга об участии в его реализации и выделение участка под строительство общей площадью 66,5 га. Что немаловажно, городские власти берут на себя наиболее затратные по времени вопросы: оформление землеотводов, межевание, проектные работы, согласование технических условий и прокладка инженерных коммуникаций. Общая стоимость проекта оценивается в 2,5 млрд. руб.

На сегодняшний день перспективными направлениями для развития малого и среднего производственного бизнеса в Екатеринбурге стали: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; информационные технологии; выпуск ресурсосберегающего и энергосберегающего оборудования. Для того чтобы эти направления могли закрепиться на внешних рынках и с целью успешного развития новых видов деятельности, требуется выделение земельных участков под строительство промышленных зон и отраслевых индустриально-промышленных парков, которые будут создаваться на специально резервируемых для этого территориях. И они определены на генплане города. Организовывать и координировать деятельность промышленных парков и технопарков будут специально созданные управляющие компании (в форме АНО (автономных некоммерческих организаций) или НП (некоммерческих партнерств)), учредителями которых станут сами субъекты малого и среднего предпринимательства. В настоящее время уже зарегистрирована и приступила к работе АНО "Управляющая компания по строительству блок-модулей для малых и средних производственных и инновационных предприятий" на площадке в районе Ново-Свердловской ТЭЦ.

Наиболее продуктивным подходом к формированию промпарков и технопарков может стать отраслевой принцип, имеющий своей целью создание отдельных отраслевых кластеров предприятий. Результатом деятельности таких структур будут не только опытные образцы инновационной продукции, но и организация их серийного производства, что позволит выходить на международный рынок и активно продвигать свою продукцию, используя преимущества, которые дает вступление в ВТО.

Чтобы повысить конкурентоспособность малого и среднего предпринимательства в условиях открытых рынков ВТО, необходимо стимулировать долгосрочное венчурное финансирование и повышать привлекательность частных инвестиций в развитие инновационной деятельности малых и средних предприятий. Значительный положительный эффект для малого и среднего предпринимательства может дать снятие административных барьеров, к которым относятся таможенные формальности, технические стандарты, санитарные и ветеринарные нормы, требования к упаковке и маркировке, снижение уровня коррупции в регионах. Одной из основных задач государственных и муниципальных органов власти должно стать проведение регулярного мониторинга и обобщение отечественного опыта развития предпринимательства с учетом менталитета, национальных и территориальных традиций и предпочтений, с тем чтобы совершенствовать нормативную правовую базу для облегчения ведения бизнеса.

В решении, принятом по итогам Всероссийской конференции "Повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий в условиях ВТО: возможности, инструменты, механизмы, инфраструктура" (4 декабря 2012 г., г. Москва), проведенной в Торгово-промышленной палате России, было отмечено, что "в настоящее время наиболее остро стоит вопрос о совершенствовании действующего законодательства с целью создания благоприятных экономических условий для осуществления инновационной деятельности в Российской Федерации, стимулирования долгосрочного венчурного финансирования и повышения привлекательности частных инвестиций в развитие инновационной деятельности. С участием предпринимательского сообщества необходимо сформировать современную законодательную базу в сфере инновационного развития" <1>.

--------------------------------

<1> http://www.tpprf.ru/common/upload/05.12_Rosagentstvo_podderzhki_MSB Povyshenie_konkurentosposobnosti.doc

 

В заключение следует констатировать, что принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без приобщения отечественного инновационного и производственного предпринимательства к высоким технологиям. Находясь вне системы международных торгово-экономических отношений, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую отсталость, ориентацию на сырьевой экспорт, сохранение архаичных форм хозяйствования, совершенно не работающих в рыночных условиях.

Архангельский В.Н.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (09.04.2014)
Просмотров: 381 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016