Вторник, 22.08.2017, 02:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

К.Ю/Поспеев

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА»

Говорится о возможностях использования электронного мультимедийного учебного курса «Тактико-специальная подготовка», способствующего выстраиванию индивидуальной траектории освоения учебной дисциплины, позволяющего обучающимся самостоятельно оценивать уровень сформированности компетенций при решении кейса практико-ориентированных задач.

Ключевые слова: образовательная организация, обучающийся, формирование способности, компетентностный подход.

 
Основой инновационной образовательной технологии обучения студентов является разработанный электронный мультимедийный учебный курс (ЭМУК) по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» [5. С. 53]. Электронный мультимедийный учебный курс — это дидактическая компьютерная среда, содержащая систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний (дисциплине), объединенная единой программной оболочкой.

Электронный мультимедийный учебный курс способствует переходу от классического образования к его сетевой (дистанционной) форме. В нем реализованы альтернативные формы подачи материала, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений. Электронный мультимедийный учебный курс позволяет обогатить процесс обучения, дополнив его специфическими возможностями компьютерных технологий, и сделать его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучающихся. Высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов учебной дисциплины, комплексность и интерактивность — это преимущества, которые делают ЭМУК незаменимым помощником как для курсанта и слушателя, так и для преподавателя.

Педагогическая характеристика

Изучение проблемы формирования компетентности студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях образовательной организации предполагает использование инновационных педагогических технологий, дидактических моделей на основе компетентностного и проблемно-ориентированного подходов к организации и содержанию обучения. Поэтому формирование эффективной модели обучения должно осуществляться на основе информационных технологий, способствующих развитию уровня профессиональных компетенций обучающихся.

Решение этой задачи осуществлялось автором путем объединения содержания дисциплины «Тактико-специальная подготовка», принципов дидактики образования, психолого-педагогических знаний о субъекте и процессе обучения.
С педагогической точки зрения, курс соответствует принципам дидактики высшей школы и положениям теории поэтапного формирования умственных действий [2. С. 80], наиболее продуктивных при овладении соответственно практическими навыками и умениями или теоретическими знаниями.

Основное отличие ЭМУК — в принципе инклюзивности, решенном авторами методами информационно-дидактического подхода. Образовательная среда электронного курса должна соответствовать уровню интеллектуального развития обучающегося, сформированным компетенциям, стилю познавательной деятельности, способам обработки информации.
Процесс обучения может быть условно разделен на несколько этапов: поиск, обработка информации, закрепление полученных результатов.

Поиск информации во многом определяется уровнем знаний обучающегося, уже сформированными представлениями о сущности тактической и специальной подготовки, категориями, понятиями и определениями.
Обработка информации осуществляется обучающимся в ходе решения информационно- поисковых, логико-аналитических и поисково-оптимизационных мыслительных операций и определяется сформированными общекультурными и профессиональными умениями.

Закрепление результатов информационно-аналитических операций в форме решения практических задач и упражнений приводит к формированию навыков.

Дополнительным средством воздействия на обучающегося, формирования познавательной активности, установки на обучение выступает набор учебных видеофрагментов, описывающих особенности тактических действий сотрудников полиции и граждан в рамках изучаемых вопросов. Принцип викарного научения способствует актуализации обучающегося, усилению познавательных усилий, сочетаемых с аффективно-оценочной деятельностью сознания.
Анализ моделей обучения. Условно выделенные нами этапы формирования компетентности обучающегося могут быть сопоставлены со структурой и содержанием системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел [3. С. 177].

Типовая модель обучения [4. С. 3] предполагает ориентацию на систему передачи знаний студенту в классической модели обучения, состоящей из блоков изучения теоретического материала, самостоятельной подготовки по изучаемой дисциплине, решения практических задач (рис. 1).

В соответствии с данными уровнями передача знаний осуществляется в субъект-объектной форме классической дидактической модели высшей школы и предполагает усвоение дидактических единиц курса на уровне от «Информированности» до «Грамотности». Усвоение учебного материала на уровне «Грамотность» возможно в случае корректного определения уровня подготовленности, стиля мышления студента и модификации содержания учебного материала в соответствии с индивидуальными особенностями стиля обучения. В противном случае, если студент не эффективен в решении практических задач, его уровень ограничивается лишь частными представлениями о сущности изучаемой дисциплины, ее теоретическими категориями, понятиями и определениями.

При применении ЭМУК «Тактико-специальная подготовка», изучение теоретического материала обучающимся приводит к индивидуализации траектории освоения учебной дисциплины через оценку уровня своей подготовленности путем решения кейса практико-ориентированных задач и приобретения опыта решения актуальных проблем профессиональной деятельности, связанных с изучаемым модулем (рис. 2).

Решение практико-ориентированных задач предполагает их структурирование по трем видам: аналогии, выбора действий, поиска действий [1. С. 52]. Успешное нахождение ответа в задании «по аналогии» свидетельствует о возможности воспроизведения обучающимся усвоенных ранее знаний от буквальной копии до применения в типовых ситуациях. Знание, которым обладает студент, представляет собой копию материала, а умения не сформированы. На следующем уровне решения учебной задачи студент достигает уровня функциональной грамотности — такой стадии усвоения информации, при которой он способен самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в нетиповых (реальных) ситуациях. Так, обучающийся способен выбрать подходящий алгоритм из набора ранее им изученных для решения конкретной задачи. По совокупности признаков данный уровень свидетельствует о наличии умений.

Решение задачи, ориентированной на поиск действия, предполагает, что обучающийся овладел не только алгоритмами решения практико-ориентированных задач, но способен конструировать иные верные модели решения с опорой на элементы теоретического материала. Данный уровень свидетельствует о сформированности умений по изучаемой теме.

Переход от практико-ориентированных задач к актуальным проблемам деятельности дает возможность закрепить сформированные умения применительно к проблемным ситуациям практической деятельности сотрудников и подразделений правоохранительных органов.


Рис. 1. Модель этапов обучения в их связи с уровнями усвоения учебного материала обучающимся
 
 
Рис. 2. Модель этапов обучения в электронном мультимедийном учебном курсе «Тактико-специальная подготовка в их связи с уровнями усвоения учебного материала

Этот процесс тем более успешен, если обучающийся руководствуется не только личными мотивами учебной деятельности но и социальной значимостью правоохранительной деятельности, ее морально-этической направленностью.

Понимание этого факта способствует не только трансформации способов действия, поиска и закрепления алгоритмов решения нестандартных задач, но и формированию профессиональной идентичности, развитию морально-этической и нравственной составляющей личности профессионала.

Таким образом, инновационная образовательная технология, реализованная в модели ЭМУК "Тактико-специальная подготовка", объединяет в себе компоненты компетентности и проблемно-ориентированного подходов в контексте современных информационных технологий, обеспечивает единство теории и целостность процесса подготовки курсантов к действиям в особых условиях оперативно-служебной деятельности, дополняет и уточняет методику преподавания дисциплины "Тактико-специальная подготовка".

 

Список литературы

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии / В. П.Беспалько. - М. : ИРНО, 1995. - 221 с.

2. Гальперин, П. Я. К психологии творческого мышления / П. Я. Гальперин, Н. Р. Котик // Вопр. психологии. - 1982. - № 5. - С. 80 - 84.

3. Иоголевич, В.А. Разработка и использование автоматизированной информационной системы оценки и анализа профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел / В. А. Иоголевич,. Н. В. Астафьев, В. Л. Евграфов // Юрид. наука и правоохранит. практика. - 2014. - № 2 (28). - С. 177 - 180.

4. Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Шк. технологии. - 2004. - № 5. - С. 3 - 12.

5. Поспеев, К. Ю. Инновационная образовательная технология обучения курсантов и слушателей по учебной дисциплине «Тактико-специальная подготовка» на примере электронного мультимедийного учебного курса «Тактико-специальная подготовка» / К. Ю. Поспеев // Актуал. проблемы севрем. науки. - 2014. - № 1. - С. 53 -56.

Библиографическое описание: Поспеев, К. Ю. Инновационная образовательная технология обучения студентов по дисциплине «Тактико-специальная подготовка» / К. Ю. Поспеев // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 3. — С. 86 — 89.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (07.07.2017)
Просмотров: 24 | Теги: компетентностный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь