Среда, 22.01.2020, 12:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА, ПРАВО И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Е.В.Румянцева

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА, ПРАВО И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация. Лицам с ограниченными возможностями здоровья, если не осуществлять как государственный, так и общественный контроль исполнения принятых норм права, постоянно отказывают в реализации права на качественное образование. В связи с этим мониторингу реализации прав лиц с ОВЗ на профессиональное образование, о котором идет речь в докладе, должно уделяться более существенное внимание, чем это осуществляется. В настоящее время отсутствует комплексный подход к проведению количественной оценки практики реализации прав лиц с ОВЗ на качественное профессиональное образование, ощущается недостаток компетентных международных сравнений.

Ключевые слова: инвалиды, здоровье, образование, качество, коррупция, нормы права, нравственность, правоприменительная практика, управление, государственный и общественный контроль.


Обеспечение равного доступа к образованию и профессионально- технической подготовке всех уровней для инвалидов как одной из уязвимых групп населения является одной из вынужденно провозглашенных на уровне ООН и ЮНЕСКО для всех стран мира целей устойчивого развития до 2030 г., т.к. во всем мире накоплена негативная практика неравенства, дискриминации в этой сфере. Важнейшим подходом к оценке реализуемости данной цели является ее измерение в течение определенного периода времени, сравнение с другими странами. К числу рекомендованных ЮНЕСКО показателей отнесены: динамику изменения количества числа студентов-инвалидов в вузах и числа выпускников- инвалидов; распределение ресурсов в области образования для обучения студентов-инвалидов; расходы на студента-инвалида в сравнении с расходами на студентов массового обучения и студентов, обучаемых по индивидуальным программам, но не причинам здоровья; индекс равенства, включающий сопоставления по важнейшим показателям равенства студентов-инвалидов со студентами массового обучения [5, с. 8, 281]. Как подчеркнул в своем докладе в 2008 г. заместитель генерального директора ЮНЕСКО, исполнительный директор ЮНЕСКО Чьян Танг, качество инклюзивного образования целесообразно анализировать по нескольким направлениям: по контролю нормативных средств (в развитие данного направления - достаточности и теоретической проработанности действующих норм права в этой области и реальной правоприменительной практике, особенно в условиях значительной коррупционной практики в российских вузах), по изучению и сокращению барьеров, возникающих на пути у студентов-инвалидов к получению ими образования и его завершению (получению диплома), а также обмену и обобщению лучшего практического опыта [4, с. 7].

Инклюзивное обучение в профессиональном образовании характеризуется следующими значимыми результатами: по данным опроса более 900 студентов-инвалидов в более чем 160 российских государственных вузах выявлено, что студентом в России становится в настоящее время только каждый 33-й инвалид (3,07%) в возрасте до 30 лет (т.е. сразу после школы - еще меньше), в то время как сверстники, не имеющие ограничений по здоровью, - каждый 5-й (20%) несмотря на то, что для поступления инвалидов в стране созданы достаточно лояльные условия - по квоте инвалидов во многих вузах недобор уже на стадии приема документов с передачей бюджетного места под общий конкурс. Среди студентов всего 0,38% инвалидов. Что касается вопросов качества обучения студентов-инвалидов, которые смогли сдать ЕГЭ или вступительные экзамены и поступить, то в соответствии с выявленными показателями от 25% до 63% из них (из того небольшого числа студентов, которые поступают по квоте) не заканчивают обучение, выразив в то же время свое стремление, надежды, волю, интерес к учебе, поступив в тот или иной российский вуз. Работу имеет только каждый 4-й инвалид в трудоспособном возрасте. Таковы результаты однократно пока проведенного исследовательским центром «Особое мнение» и представленного Общественной палатой РФ в феврале 2017 г.всероссийского комплексного мониторинга доступности высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [3].

Как справедливо отмечено во Всемирном докладе ЮНЕСКО по мониторингу качества образования за 2016 г., во всех странах мира инвалидность является фактором, препятствующим получению качественного образования, наряду с другими факторами, играющими самостоятельное значение, - бедностью, дискриминацией женщин, неудачным местом жительства и статусом иммигранта. По накопленной практике, «люди с ограниченными возможностями являются одной из наиболее маргинализированных и отчужденных групп населения, которым постоянно отказывают в реализации права на качественное образование». Например, согласно проведенным в 2015 г. исследованиям, во всемирном масштабе из всех детей, не посещающих начальную школу, треть являются инвалидами. В 2006 году Конвенция о правах инвалидов обязала правительства обеспечить инклюзивные системы образования на всех уровнях. В Докладе указывается, что для указанных категорий граждан значимыми являются исследования и политические решения, направленные на искоренение проблемы их неравенства, маргинализации и дискриминации. Неблагоприятное положение инвалидов, их ограничения по здоровью, если не прикладывать никаких специальных усилий, обуславливают процессы, происходящие в не социально, а, в основном, коммерчески ориентированных средах, создающих их отчуждение от образовательного процесса. Люди с инвалидностью, - подчеркивают эксперты ЮНЕСКО, - из-за своих ограниченных возможностей и необходимости несения высоких расходов на медицинское обслуживание, имеют больше шансов быть бедными и меньше шансов быть трудоустроенными [5, с. 7, 74, 78, 292]. При этом многие специалисты, занимая соответствующее служебное положение, имея полномочия и формально обязанности не готовы как из-за своего незнания, непонимания данных обязанностей, так и из-за своей асоциальности и безнравия протянуть инвалидам руку помощи, оказать поддержку им, когда это необходимо.

В Докладе обращается внимание также на то, что точный подсчет случаев инвалидности является проблематичным из-за значительных отличий при определении форм и степеней инвалидности, поэтому в мониторинг доступности и качества образования для инвалидов должны включаться не только лица, имеющие документ об инвалидности, позволяющий им также иметь определенные социальные льготы, но лица, находящиеся под угрозой инвалидности, имеющие существенные ограничения по здоровью, влияющие на их способность к получению образования, но не получившие статус инвалида [5, с. 83, 238].

Российское законодательство и требования к его исполнению на местах, несмотря на существенную автономию вузов, построено именно на таком подходе - на раскрытии, достаточно значимом для этой социальной группы нуждающихся в реальной помощи людей, требований к организации обучения не только инвалидов по своему статусу, а всех лиц с ограниченными возможностями здоровья, которых значительно больше. В статье 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой» [1]. Т.е. главным критерием инклюзивного, немассового обучения как в профессиональном, так и в среднем образовании в России является наличие адаптированной под возможности обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы - и в ее содержательном плане, и в имеющей критическое значение организационной части обучения студентов с ОВЗ, формально - направленной на соблюдения администраторами образовательного процесса, преподавателями представленных медицинских предписаний. Отсутствие же такой адаптированной образовательной программы, по нашему мнению, содержательного, организационного наполнения инклюзивного обучения в профессиональном образовании является наиболее емким показателем, характеризующим невыполнение образовательной организацией российских норм права и соответственно причиной того, что поступившие по квоте инвалидов студенты, как и студенты с ОВЗ, но без статуса инвалидности не могут в такой организации дойти до счастливого для них финала - до получения диплома (как раз, как и было выявлено, как это происходит реально в российской практике, когда от 25% до 63% из 0,38% студентов- инвалидов в общем числе студентов не получают диплом вопреки своим выраженным при поступлении в вуз жизненно важным для них целям).

Пунктом 8 Порядка организации образовательной деятельности [2] установлены все параметры образовательной программы, подчеркивается плановый, а не в ряде случаев проявляемый как спонтанный (по сути, как вид произвола в обучении) подход. Предписывается, что любому студенту уже в начале обучения должны быть известны все требования, все задания, необходимые для прохождения контрольных форм. Закрытый же характер образовательной программы является, по нашему мнению, существенным показателем для оценки уровня коррупции в той или иной образовательной организации, открыто пренебрегающей соблюдением норм права и скрывающей от общественного контроля, от лиц, проходящих обучение в данной организации, образовательные программы. В таких организациях спонтанного (беспланового) и закрытого образовательного процесса, как правило, - из-за отсутствия достаточной компетентности кадров и воли - и по студентам с ОВЗ не выполняются установленные государством требования адаптации образовательных программ. Другой важный момент соблюдения медицинских предписаний в инклюзивном обучении - это реальный (а не формально бумажно-отчетный как не соответствующий действительности) учет учебной нагрузки (п. 16 Порядка), которую может вынести среднестатистический студент и также студент с ОВЗ. Если в вузе такая нагрузка не считается, ни с кем не обсуждается при поступлении по квотам инвалидов, то, как правило, она всегда превышает допустимые для здоровья студентов нормы. И чаще всего именно поэтому (из-за неподготовленности учебного процесса по обучению данной социальной группы или, возможно, из-за нарушения норм права по причине вседозволенности в системе многолетних коррупционных связей) студенты с ОВЗ не могут обучаться, а их место с бюджетным финансированием забирается администрацией для других, негласно реализуемых целей.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также подпунктом «а» пункта 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582, образовательные организации обеспечивают размещение на своих официальных сайтах информации о реализуемых образовательных программах, в том числе о реализуемых адаптированных образовательных программах, с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных соответствующей образовательной программой, а также об использовании при реализации указанных образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Имея доступ к ее открытым данным, потребители образовательных услуг получают возможность оценить не только качество образовательной деятельности по ее содержанию, преподавательскому составу, но и рассчитать реальную учебную нагрузку на здоровье, которая является сегодня существенным различием в процессе образовательной деятельности по разным вузам страны, обучающим по схожим учебным программам, но с разными показателями качества и уровня требований, предъявляемых к студентам. Поэтому в одних вузах студенты сдают сессии почти без задолженностей и не испытывают серьезных стрессов из- за плохой организации учебного процесса, а в других - они изначально настраиваются на получение задолженностей и их урегулирование в индивидуальном порядке в долгосрочном периоде, что, естественно, вызывает вопросы по соблюдению прав студентов и норм права в области обучения лиц с ОВЗ.

Однако сайты многих российских вузов не выполняют требования к их ведению, не содержат объективных сведений о них, нацелены на привлечение студентов на основе подачи информации рекламного характера, не соответствующей действительности. Поэтому, по нашему мнению, для снижения уровня обмана абитуриентов и их семей, представления информации, не соответствующей реальной практике работы вузов, работа по стандартизации предоставления сведений на сайтах должна быть продолжена. В целях снижения уровня недобросовестной рекламы, непредставления важных для абитуриентов, студентов, отдельно студентов с ОВЗ совместно с органами прокуратуры к ответственным лицам должны применяться меры административной и уголовной ответственности. Пока же уровень искажений информации на сайтах вузов является одной из значимых причин ошибочного (по критерию гуманности, качеству, добросовестному и ответственному отношению к этому направлению не коммерческой, но социальной деятельности, в целом, соблюдению государственных требований к инклюзивному обучению лиц с ОВЗ) выбора вуза абитуриентами с ОВЗ, препятствуя их дальнейшему обучению по факту неподготовленности учебного процесса как, в основном, тщательно скрываемому от госорганов нарушению норм права.

Важнейшим препятствием успеха образования лиц с ОВЗ является также отсутствие (в т.ч. как непринятие) в практике работы вуза электронной информационно-образовательный среды (п. 27 Порядка), преобладание примитивизма в организации учебного процесса. В таких вузах неформальный порядок предусматривает конфликтный, дискриминационный, вседозволенный характер общения со студентами, которые во всех учебных ситуациях определяются как виновные, а примитивно преподающие преподаватели и их администраторы всегда правыми. Деспотичный, спонтанный, ненормированный по учебной нагрузке характер фактической организации учебного процесса, состояние борьбы студента за сохранение своего места в условиях, по сути, административного произвола, проявляющегося в ряде случаев, как правило, несовместим с обучением лиц с ОВЗ в такой неправовой среде, является барьером на пути профессионального образования и дальнейшего трудоустройства инвалидов, мониторинг изменения состояния здоровья (в части ухудшения) во время их обучения которых также крайне важен.

Список литературы

  1.  Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. №53. Ч. 1. Ст. 7598.
  2.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.04.2017 г. №301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» // Российская газета. 2017. 19 июля.
  3.  Инвалидам облегчат поступление в вузы. Общественная палата обсудила итоги мониторинга доступности высшего образования инвалидам // Комсомольская правда. 2017. 28 февр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26647/3668087/ (дата обращения: 04.02.2018).
  4.  Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Матер. междунар. конференции. 19-20 июня 2008 года. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 215 с.
  5.  Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех. Всемирный доклад по мониторингу образования. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2016. 568 с.
  6.  Румянцева Е.Е. Применение информационных технологий как механизм противодействия коррупции в современном российском образовании / В кн.: Инновации в информационных технологиях, машиностроении и автотранспорте: Сб. матер. Междунар. науч.- практ. конференции. 29-30 ноября 2017 года / Редкол.: Д.М. Дубинкин (отв. ред.) [и др.]. Кемерово, 2017. 566 с. С. 47-48 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iitma.sibscience.ru/ files/Sbornik-statej-iitma-1.pdf (дата обращения: 04.02.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (12.12.2019)
Просмотров: 24 | Теги: инвалиды | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь