Среда, 22.01.2020, 10:28
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

М.В.Овсипян

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации государственной программы «Доступная среда», которая предполагает обеспечение людям с ограниченными возможностями доступа к услугам, которыми пользуются здоровые люди. Образование - одна из таких услуг. Получить профессиональное образование инвалиду сложно: существует ряд трудностей. Учебное заведение должно обеспечить специальные условия для учащихся с различными нарушениями здоровья. Кроме того, что технические вопросы не везде решены, есть трудности, связанные с отсутствием навыков у педагогов, которые должны обучать инвалидов. Образование должно быть всеобщим - инвалид не является исключением из правила. Предстоит долгий путь, прежде чем это утверждение станет обычной практикой в нашей стране. Не только общество должно измениться, но и профессиональное мышление педагогов.

Ключевые слова: инклюзия, образование, доступная среда, обучение.
 

В 2016 году вступил в силу Федеральный закон от 01.12.2014 №419-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией международной Конвенции о правах инвалидов». Для создания благоприятных условий лиц с ограниченными возможностями принято множество нормативно-правовых актов Правительства РФ.

Определен порядок обеспечения доступности объектов, услуг и оказания помощи инвалидам во всех сферах их жизнедеятельности. Утверждены «дорожные карты» поэтапного создания безбарьерной среды для инвалидов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Внесены необходимые изменения в административные регламенты предоставления населению государственных услуг [3, с. 1].

Постановлением Правительства РФ от 01.12. 2015 №1297 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы. Программа направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Одной из задач программы является совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов [4, с. 1].

Подпрограмма 1 «Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», наряду с другими целевыми индикаторами включает такой показатель, как «Удельный вес числа профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Подпрограмма 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» включает такие целевые индикаторы, как «Доля инвалидов, принятых на обучение по программам бакалавриата и специалитета (по отношению к предыдущему году)»; «Доля выпускников-инвалидов».

Решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.

В РФ по состоянию на 2017 год насчитывается более 12 млн. инвалидов. Это почти 9% населения. Наибольший процент зарегистрирован в Белгородской, Ленинградской, Московской, Рязанской областях и в Чеченской Республике. Детей-инвалидов около 600 тыс. чел. (эксперты считают, что цифры занижены: на самом деле их около 3 млн. чел). 12% несовершеннолетних граждан с ограниченными возможностями проживают в специализированных интернатах.

По разным оценкам, в мире к инвалидам относятся более 1 млрд. чел. (это 13,7% от всего населения планеты). Каждый год этот показатель увеличивается. К причинам можно отнести прогресс в медицине и повышение продолжительности жизни. 80% молодых инвалидов (в том числе детей) проживают в развивающихся странах.

В странах с высоким уровнем жизни процент инвалидности высок за счет большого количества недееспособных пенсионеров. Так, в Финляндии доля инвалидов составляет 32,2% от численности населения страны, в Великобритании - 27,2%, в Нидерландах - 25,4%.

Среди трудоспособного населения планеты почти 400 млн. чел. - инвалиды, из которых 80% являются безработными. Так, в Индии - 70 млн. чел. инвалидов, из них только 0,1% смогли устроиться на работу. Инвалидам сложно найти даже самую неквалифицированную работу.
В РФ, например, трудоустроено только 10% инвалидов, в США - 35%, в Англии - 40%, в Китае - 80%.

Чтобы жизнь инвалидов в РФ была полноценной, у них должен быть доступ к образованию. Помимо технических вопросов, таких как обеспечение зданий пандусами и пр., есть специальные вопросы, связанные с неготовностью педагогов обычных ВУЗов к работе с инвалидами по индивидуальным программам, поскольку такой практики в большинстве ВУЗов нет.

По мнению Алехиной С.В., «несоответствие категории «ограниченные возможности здоровья» социальной модели инклюзии рождает методологический конфликт и противоречия в профессиональном мышлении педагогов. Вопрос более широкого взгляда на инклюзивность образовательной практики требует обсуждения в педагогической среде. Инклюзивная практика рождает много сомнений и страхов педагогов, вопрос профессиональной готовности к инклюзии остается горячо обсуждаемым» [1, с. 6].

Согласно ФЗ №125 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» основные образовательные программы высшего профессионального образования могут осваиваться в различных формах: очной, вечерней, заочной, в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования.

Инвалиды I и II групп, дети-инвалиды до 18 лет, которым не противопоказано обучение в высших учебных заведениях (по индивидуальной программе реабилитации), вне конкурса зачисляются в ВУЗ. Студентам-инвалидам I и II групп, кроме академической, назначается социальная стипендия.

В основе инклюзивного образования находится принцип, согласно которому все дети, насколько это возможно, должны учиться вместе, независимо от существующих между ними различий. Системы образования не должны рассматривать инвалидов как проблему, нуждающуюся в решении. Необходимо позитивно реагировать на многообразие учащихся и видеть в их индивидуальных особенностях возможность для обогащения процесса получения знаний всеми [2, с. 3].

Необходимо также использовать опыт передовых российских ВУЗов: например, МГТУ имени Баумана работает со студентами-инвалидами еще с 30-х годов прошлого века. Абитуриенты-инвалиды по слуху имеют возможность учиться или по специальной образовательно-реабилитационной программе, или по обычной образовательной программе. Если абитуриент выбирает специальную программу, то для него создается индивидуальный пакет реабилитационных услуг из 86 возможных позиций, в который входят адаптированные компьютерные аудитории, комплекс диагностики слухопротезирования, слуховые аппараты, индивидуальные и коллективные FM-передатчики, сурдоперевод, записывание лекций, тьюторинг и др.

Чтобы обеспечить все категории инвалидов возможностью обучаться по специальным программам, нужны не только технические средства и финансовые возможности, но и стремление педагогов расширять свои профессиональные компетенции, осваивать новые образовательные технологии.

Список литературы

  1.  Алехина С.В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. №3(5).
  2.  Анисимова Е.В., Трофимова М.С. Право лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) на образование // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: Сб. ст. по матер. I междунар. студ. науч.-практ. конф. №1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sibac.info/sites/default/files/files/06_12_12/06.12.2011.pdf (дата обращения: 30.01.2018)
  3.  Минтруд России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosmintrud.ru/social/invalid-defence/354 (дата обращения: 29.01.2018).
  4.  Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_kalinin/dostupnaya-sreda/ (дата обращения: 29.01.2018).

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (11.12.2019)
Просмотров: 23 | Теги: доступная среда, инклюзия, образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь