Пятница, 09.12.2016, 10:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

С.Р.Ли, А.С.Назимов

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Рассмотрены вопросы использования информационных технологий в обучении студентов. Контроль качества усвоения знаний - часть учебного процесса, поэтому важно применение различных форм контроля уровня знаний и навыков. Авторы представили достоинства использования тестирования в постоянной педагогической деятельности. Эффективный подход в обучении - сочетание компьютеров и традиционных технологий. Тесты позволяют создавать современные системы адаптивного обучения и контроля.

Ключевые слова: информационные технологии, образование, информатизация, сетевые технологии, тестирование.

 

В современном бурно развивающемся обществе усложняется техническая и социальная инфраструктура. Наиглавнейшим стратегическим ресурсом в этой ситуации становится информация. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать и обеспечивать эффективные способы представления информации потребителю, стали не только важным условием в жизни общества, но и средством повышения эффективности управления во всех его сферах. Одним из пунктов обязательной инновации в стратегии развития любого региона становится достижение высокого уровня информатизации. Только так можно сделать регион конкурентоспособным как на своём рынке, так и за его пределами.

Быстрое развитие передовых информационных и коммуникационных технологий основательно изменило природу глобальных взаимоотношений, способствовало появлению новых возможностей для конкуренции, экономического и социального развития стран.

Такие технологии, как Интернет, персональные компьютеры, сетевые технологии и мобильная связь превратили информацию в основной ресурс развития общества, создав предпосылки для лидирующего положения информационного сектора в экономике. В современных условиях информационное обеспечение проектирования и управления осуществляется с помощью автоматизированных систем с применением современных средств вычислительной техники, внедрением в экономическую деятельность методов оптимизации и формализации ситуаций различных экономических ситуаций. Использование автоматизированной системы управления позволяет снизить численность управленческого персонала, повысить качество функционирования объекта управления и самого управления.

Проникновение информационных компьютерных технологий во все сферы общества позволяет решить глобальную проблему - повышение уровня образования как на внутреннем, так и внешнем конкурентном рынке.

Есть и обратная сторона в данной ситуации. Быстрое обновление информации в связи с появлением новых открытий в науке и технике приводит к быстрому устареванию содержания рабочих программ дисциплин в различных направлениях подготовки бакалавров и специалистов, поэтому высокое значение получает подготовка студентов вуза в приобретении навыков использования самых различных способов поиска знаний, умений в использовании удалённых баз данных с актуальной научной, учебной и познавательной информацией. В процессе обучения студенты должны максимально овладеть навыками использования современных информационных технологий в учебной, исследовательской, научной и в последующем практической деятельности.

Из раннее изложенного следует, что информатизация образования, однозначно связанная с процессом его модернизации, становится одним из основных направлений развития образовательного процесса реализация концепции опережающего образования. Основным ориентиром должны стать новые условия информационного общества, при которых широко используются инновационные педагогические технологии развивающего обучения, направленные на творческое развитие потенциала личности. На данный момент в сфере образования процесс информатизации является неотъемлемой частью перехода к постиндустриальному обществу.

Электронные учебники, автоматизированные системы обучения для проверки приобретаемых компетенций привели к появлению виртуальных институтов и университетов.

Формализация всех процессов обучения студентов с последующим созданием автоматизированной системы образования представляется очень сложной задачей. Огромную роль на начальной стадии её решения играет наличие не только современных информационных технологий, но и наличие высокой квалификации разработчиков такой системы. Необходимо направить информатизацию образования на определение того, что нужно изучать в конкретной ситуации, на обеспечение поиска, сбора, передачи и представления знаний.

На следующем этапе формируется состав специалистов из научно- педагогических кадров, подготовленных к использованию телекоммуникационных технологий и способных объединить свои педагогические навыки с сетевыми технологиями. Для повышения качества образовательного процесса все преподаватели должны быть раз в три года проходить курсы повышения квалификации в области информатизации, что позволит им превратить свои оригинальные методики в электронные курсы, симуляторы, тесты.

В Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ студентам предоставляется свободный доступ к учебно-методическим образовательным ресурсам посредством сайта института (виртуальный читальный зал; электронный каталог «Ирбис-64»; база данных «RSUTE Library»; база данных «Каталог статей»; база данных «Периодические издания»). Представлены электронные образовательные ресурсы, доступ к которым обеспечивается по договорам со сторонними организациями (система тренажёров «ZNANIUM.COM»; электронная библиотека диссертаций; научная электронная библиотека eLIBRARY.RU), и электронные образовательные ресурсы в информационных банках систем «Консультант-плюс» и «Гарант».

Студентам и преподавателям предоставлена возможность использовать в учебном процессе:
- внутривузовскую «телевизионную» доску объявлений;
- телеконференции, где обсуждаются проблемы научного и профессионального характера;
- электронную почту для обмена информацией как внутри сети, так и с внешними абонентами, что особенно важно для развития партнёрских отношений и осуществления обмена информацией со студентами других вузов;
- доступ к открытым файловым серверам сети Интернет для получения свободно распространяемых программных средств, а также для хранения своих временных файлов;
- удалённый доступ к базам данных, библиотечным каталогам и файлам электронных библиотек при подготовке учебных работ и проведении научных исследований;
- электронные периодические издания по избранной тематике;
- on-line конференции сети Интернет через систему IRC;
- самостоятельное и контрольное тестирование;
- проведение расчётов с использование пакетов прикладных программ.

Система подготовки студента, использующего компьютерные технологии в обучении, привела к изменению его уровня подготовленности, повышению эффективности деятельности преподавателя, предоставляя принципиально новые возможности, отвечающие реалиям современности. В процессе обучения студент самостоятельно принимает решения, связанные с процессом обучения. Это означает, что не только преподаватель осведомлён об уровне подготовки студента, но и сам студент становится заинтересованным в результатах своей учёбы.

В учебных планах всех направлений подготовки в соответствии с ФГОС ВПО представлен определённый перечень компетенций для каждой дисциплины, который должен быть сформирован у студента. Каждый преподаватель в процессе преподавания формирует своё понимание оценки уровня знаний по дисциплине. При этом оценка преподавателем уровня освоения студентами практических умений и навыков осуществляется согласно рекомендованной институтом многобалльной (100-бальной) системы оценки знаний студентов.

Контроль качества усвоения знаний, оценка степени достижения поставленных учебных целей являются важными составными частями учебного процесса, поэтому применение различных форм контроля, оценки уровней знаний и навыков отличаются большим разнообразием. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Одной из форм контроля является тестирование. Компьютерные технологии и достоинства тестирования предоставляют преподавателям возможность разработки тестов, систем тестирования. Изучение каждой темы дисциплины заканчивается контрольным тестированием, которое позволяет студенту выяснить, какими компетенциями он овладел, усвоив учебный материал. Промежуточное тестирование показывает готовность перехода от одной темы к другой. В результате, осуществляется постоянная обратная связь обучаемого и преподавателя.

В процессе тестирования охватывается большой объём материала и тем самым формируется действительное и широкое представление о знаниях студента. Использование тестирования в постоянной педагогической деятельности позволяет заметно повысить объективность, детальность и точность оценивания результатов процесса обучения. Тесты могут быть использованы студентом и в ходе самостоятельной работы для собственного контроля качества усвоенного материала.

В сочетании с персональными компьютерами и новыми информационными технологиями тесты помогают перейти к созданию современных систем адаптивного обучения и контроля. Понимая важность применения в учебном процессе данной формы контроля, преподаватели кафедры вычислительной техники и информационных технологий создают тестовые задания и компьютерные тестирующие программы в разрезе преподаваемых ими дисциплин. Полученные в результате тестирования данные записываются в журналы текущего контроля и анализируются как преподавателями, так и деканатом факультета. Обобщение данных позволяет оценить в динамике степень овладения студентами учебного материала.

Анализ тестирования и последующая сдача экзаменов показали, что тестирование становится наиболее эффективным в сочетании с другими видами промежуточного контроля.

Список литературы

1. Волков А.Н. Сети и телекоммуникации. М: Academia, 2009. 250 с.
2. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. 6-е изд. М.: Юрайт, 2012. 263 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 3(12). 2013

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (27.04.2016)
Просмотров: 154 | Теги: информатизация, информационные технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016