Пятница, 20.07.2018, 05:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Информационные технологии в исследовании ситуационных восприятий спортсменов-игровиков

Д.Ю.Витман, В.В.Козин

Информационные технологии в исследовании ситуационных восприятий спортсменов-игровиков

Аннотация. Точность выбора объектов слежения за игровыми ситуациями и дальнейшее прогнозирование игровых событий в игровых видах спорта связано со спортсменами разных амплуа и квалификаций, что определяет эффективность коррекции своей деятельности по отношению к сопернику. Отсюда высокую значимость приобретает тестирование оценки точности слежения и прогнозирования игровых ситуаций спортсменов-игровиков с учетом специфики каждой команды и своей игры.

Ключевые слова: техника, тактика, информация, ситуация, игра.

 

Ситуационность игровой деятельности спортсменов игровых видов проявляется в каждом соревновательном компоненте противоборства команд, а игровые ситуации имеют бесчисленное разнообразие и вариативность. Одинаковые решения, принимаемые спортсменами в схожих игровых ситуациях, могут привести к разному игровому результату соревнующихся. Отсюда первостепенными факторами в успешности контроля и коррекции технико-тактических действий подопечных являются способности к слежению за действиями противоборствующих, а далее планированию и прогнозированию игровых ситуацийсвоих воспитанников [2].

В спортивной деятельности спортсменов игровых видов, игроки на площадке и мяч, шайба и т.д. являются объектами слежения, контроля. Взаимодействие субъектов игры представляется в виде специфических ситуаций, которые можно назвать игровыми эпизодами [1, 5]. Поэтому, при изучении игровой деятельностиспор- тсменов игровых видов необходимо ориентироваться не столько на отдельные характеристики технико-тактических действий, сколько на игровые ситуации, содержащие эти действия.

Изучение научно-методической литературы позволило определить высокую значимость прогнозирования игровых ситуаций спортсменами, в частности при реализации технико-тактических действий. Но по поводу игровых ситуаций, эпизодов сведений недостаточно. При прогнозировании ситуаций необходимо внимательно и непрерывно следить за тактикой игры соперника и собственными наработками. При прогнозировании игровых действий соперников и партнёров необходимо правильно оценивать ситуации и следить за всеми изменениями на игровой площадкеи постоянно осваивать их решение, совершенствовать мастерство [3,4,6]. На наш взгляд, взаимосочетание точности выбора объектов слежения за игровыми ситуациями и дальнейшее прогнозирование игровых событий в спортивных баталиях связано со спортсменами разных амплуа и квалификации, определяет эффективность коррекции своей деятельности по отношению к сопернику.

В связи с этим, актуальнапроблемаисследования и оценки точности слежения и прогнозирования игровых ситуаций спортсменов игровых видовс учетом специфики каждой команды и своей игры.

При разработке программы тестирования точности и корректности его проведения, прогнозирования игровых ситуаций спортсменов игровых видовнами использовался метод моделирования/Технология тестирования описана на примере высококвалифицированных баскетболистов и может быть перенесена на другие игровые виды спорта в виду специфической общности.

Среди обязательных признаков и условий данного метода нами обращалось внимание на следующие: наглядность, абстракция, элемент воображения, использование аналогии как логического метода построения [7].

Процесс создания моделей игровых ситуаций проходил в несколько этапов:

- изучение игровой соревновательной деятельности баскетболистов различной квалификации; анализ и обобщение характеристик, лежащих в основе будущих моделей игровых ситуаций;

- создание рабочих вариантов моделей игровых ситуаций для баскетболистов разного амплуа;

- составление программы тестирования, отвечающих требованиям точности слежения за игрой и прогнозирования игровых ситуаций квалифицированных баскетболистов с учетом специфики их деятельности;

- организация независимых предварительных методик тестирования для внесения корректировок, полученных на опыте практической работы.

При проведении тестирования определялсяуровень точности слежения и прогнозирования игровых ситуаций квалифицированных баскетболистов. В частности:

-логичность и точность воспроизведения эпизода;

- содержание элементов прогнозирования развития игровой ситуации;

- время развития игровой ситуации;

- последовательность игровых ситуаций;

- точность прогнозирования развития игровой ситуации

Уровень точности слежения определялся возможностью восстановить текущую информацию испытуемым о процессе игровой соревновательной деятельности, его содержании, требуемую для синтеза обратной связи и выявления имеющихся неопределенностей, несоответствий (ошибок).

Точность контроля игровых ситуаций и их прогнозирование оценивалось: по точности схематического воспроизведения игрового эпизода; по содержанию прогнозирования развития игровой ситуации; по последовательности (алгоритму) описания процесса игровой соревновательной деятельности.

Соответствие описания спортсменом процесса игровой деятельности и его реальным содержанием оценивалось в следующей последовательности:

1) Спортсменам предлагалось по 4 видеоролика для каждого амплуа.
- Разыгрывающий защитник (2 ситуации в нападении, 2 ситуации в защите).
- Атакующий защитник (2 ситуации в нападении, 2 ситуации в защите).
- Лёгкий форвард (2 ситуации в нападении, 2 ситуации в защите).
- Тяжёлый форвард (2 ситуации в нападении, 2 ситуации в защите).
- Центровой игрок (2 ситуации в нападении, 2 ситуации в защите).

2) В определенный момент просмотр останавливался, после этого баскетболист описывал свой вариант развития события для реализации игрового момента. Необходимо точно спрогнозировать действия игроков на площадке, опираясь на собственный опыт и записать свои мысли в таблице.

3) После этого продолжался просмотр записи, на которой происходила дальнейшая реализация игрового момента.

4) По окончании просмотра спортсмен записывал свои примечания по моменту и указывал допущенные ошибки или правильность своего прогноза и решения.

Спортсмену предлагалось вспомнить процесс игровой деятельности баскетболистов до остановки видео (перед прогнозированием) и описать его содержание.

При схематическом описании игровой ситуации использовалась прозрачная сетка, чтобы в дальнейшем оценить точность воспроизведения на рисунке.

Эффективность прогнозирования будет высокой при максимальном совпадении предположений испытуемого с реальным развитием игровой ситуации.

Прогнозирование игровых ситуаций оценивалось следующим образом:

Спортсмену предлагалось отобразить на схеме, где заранее отмечено расположение игроков (готовится до тестирования), дальнейшие действия игроков защиты и нападения, а также чем заканчивается атака (перехват, бросок и т.д.).При этом фиксируется время прогнозирования (электронным секундомером), о чем заранее предупреждался игрок.По окончании тестирования сравнивались предположения испытуемого с реальной ситуацией.

Этапы тестирования:
1) Спортсмену предлагалось просмотреть игровой эпизод.
2) В определенном моменте происходила его остановка.
3) Предлагалось спрогнозировать и описать схематически дальнейшее возможное развитие игровых событий (на макете игровой площадки).
4) Затем оценивалась точность схематического воспроизведения первой части игрового эпизода.
5) Воспроизводилась вторая часть игрового эпизода.
6) По его окончании предлагалось описать весь процесс игровой соревновательной деятельности, тем самым определив точность и последовательность (алгоритм) описания испытуемым увиденного.

Каждому спортсмену предлагалось по одному видеоролику. Видеоролики не повторялись. Продолжительность была одинаковой, и соответствовала специфике игрового амплуа испытуемого.

Все схемы, заполненные каждым испытуемым, обрабатывались и оценивались после тестирования.

В результате сравнительного анализа научно-методической литературы и собственных исследований были определены критерии точности слежения в спортивной деятельности: 1) Концентрация внимания на объектах важных для игры (партнёры, мяч, соперники) 2) Объём слежения 3) Ошибки слежения 4) Быстрота реакции на смену игровых ситуаций. По данным критериям проводилось исследование точности слежения у баскетболистов.

1. Точность схематического воспроизведения игрового эпизода
Соответствие описания спортсменом процесса игровой деятельности и его реальным содержанием оценивалась по следующим компонентам:
а) Схематическое начало игровой ситуации:
— где находились игроки нападения на площадке (по амплуа);
— где находились игроки защиты на площадке (по амплуа);
б) Схематическое передвижение игроков до остановки видео:
— по какой траектории передвигались игроки нападения (по амплуа);
— по какой траектории передвигались игроки защиты (по амплуа)
—какие игровые зоны заняли нападающие (по амплуа);
— какие игровые зоны заняли защитники (по амплуа);
в) Запоминание номеров на майках нападающих и защитников;
г) Детали игровой соревновательной деятельности, которые особо запомнились до остановки видео (например, необычное поведение отдельного игрока, болельщика и т.д.).

2. Содержание и время прогнозирования развития игровой ситуации
Отображение на схеме дальнейших действий игроков защиты и нападения, а также окончание атаки (перехват, бросок и т.д.)

3. Последовательность (алгоритм) описания процесса игровой соревновательной деятельности.

Литература:

1. Морозов, О. С. Общие принципы управления сложно- динамическими системами в конфликтной ситуации / О. С. Морозов // Теория и практика физической культуры.— 2005.— № 2.— С. 15-17.
2. Таймазов В. А. Развитие системного подхода к изучению деятельности человека / В. А. Таймазов, С. Е. Бакулев // Ученые записки университета имени ПФ Ле- сгафта. — 2007.— № . 1.— С. 23.
3. Фейгенберг И. М. Быстрота моторной реакции и вероятностное прогнозирование / И. М. Фейгенберг // Физиология человека.— 2008. Т. 34. № 5. С. 51-62
4. Шустин Б. Н. Моделирование и прогнозирование в системе спортивной подготовки // Современная система спортивной подготовки. — М.: СААМ. — 1995.— С. 226-237.
5. Козин, В. В. Моделирование и алгоритмизация технико-тактической деятельности спортсменов на основе ситуационной декомпозиции / В. В. Козин, Г. С. Лалаков // Физическое воспитание студентов.— 2011.— № 3.— С. 54-57.
6. Козин, В. В. Ситуационная композиция в технико- тактической подготовке спортсменов / В. В. Козин // Наука и спорт: современные тенденции. — № 2 (Том 3), 2014.— С. 74-83.
7. Козин, В. В. Требования к визуально-программному комплексу в формировании обратных связей при обучении игровым приемам баскетболистов / В. В. Козин // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. — 2014. — Вып. 1 (31). — С. 247-250.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.06.2018)
Просмотров: 15 | Теги: техника, Тактика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь