Четверг, 26.04.2018, 22:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

И.В.Манжелей, С.Н.Чернякова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Аннотация: В статье представлен подход к формированию физкультурной компетентности у студентов через построение в вузе ннформацнонно-образовательной среды. Приведена систематизация информационных ресурсов, разработанных и используемых в физического воспитания студентов ТюмГУ. Обосновано построение процесса физического воспитания студентов с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: физкультурная компетентность, индивидуальный физкультурно-образовательный маршрут, информационно-образовательные ресурсы.

 

Введение. Переход отечественного образования на платформу компетентностного подхода, развитие идеи вариативности и непрерывности образования в течение всей жизни в последние десятилетия сопровождаются концепцией здоровье формирующей педагогики и самосохранительного поведения, готовностью выпускников к нравственному выбору и самообразованию, что отразилось на содержании и организации современного физического воспитания студенческой молодежи [1,2,3,4].

В настоящее время назрела необходимость в использовании современных информационных технологий, позволяющих поставить самостоятельную работу и самообразование студентов на иной уровень, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения в области физической культуры и спорта (О.В. Жбанков, Ю.Д. Железняк, М.М. Чубаров и др.).

Цель исследования - обобщение педагогического опыта по использованию информационных технологий в процессе построения информационно- образовательной среды вузовского физического воспитания, способствующей формированию физкультурной компетентности студентов. Информационные технологии рассматриваются нами как процесс использования информационно- образовательных ресурсов (компьютерные базы данных, мультимедиа системы и средства коммуникации) в целях повышения эффективности учебно- воспитательного процесса.

Методика и организация исследования. В ходе работы были применены методы теоретического анализа, обобщения и систематизации; педагогическое моделирование и проектирование; анкетирование и тестирование, а также опытно-поисковая работа, организованная на базе Тюменского государственного университета (ТюмГУ) в период 2011-2016 г. г.
Результаты исследования и их обсуждение. В настоящее время образовательный процесс в высшей школе организован в соответствии с ФГОС ВО, который является в общей сложности уже третьим, а с поправками «3+», практически четвертым стандартом высшего образования. Формируемая дисциплиной «Физическая культура» общекультурная компетенция (ОК) унифицирована для всех направлений подготовки, имеет контурный формат и чаще всего представлена как «способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Поэтому для конкретизации целей и подбора содержания теоретико-методической и учебно-тренировочной работы со студентами нами были разработаны универсальные, детализированные физкультурные компетенции: адаптивно-оздоровительная; коррекгцюнно-оздоровительная; кондиционно-двигательная; профессионально-прикладная; рекреативно-спортивная [5].

Для формирования физкультурной компетентности в университете на основе интеграции учебной и внеучебной работы, информатизации и дифференциации построена среда физического воспитания, насыщенная практико-ориентированными микросредами и электронными информационно- образовательными ресурсами (рис.1).

Рис. 1. Структура среды физического воспитания и уровни активности студента (а, б, в) в информационно-образовательной среде вуза

Нами разработаны и встроены в информационно-образовательную среду вуза информационные ресурсы, условно разделенные на следующие группы: а) организационно-контрольные, ориентированные на совершенствование управления учебно-воспитательным процессом (УВП) (компьютерные

программы: «Мониторинг физического состояния студентов» (авторское свидетельство № 2008612389); «Информационно-аналитический комплекс ГТО» (авторское свидетельство № 2015612698)); б) программно-информационные, ориентированные на совершенствование содержания УВП (УМК по дисциплине «Физическая культура», комплексная программа «Университет здорового образа жизни», пособия, презентации и лекции, видеолекции и видеогимнастика, выставленные в сети интернет); в) обучающие, ориентированные на дифференциацию и персонификацию УВП («Маршрут здоровья» и «Физкультурно-спортивное портфолио»); г) рекламно-информационные, ориентированные на создание позитивного отношения к физкультурно- спортивной деятельности и стимулирование физкультурно-спортивной активности студентов (рекламно-информационные блоки на страничках сайта).

Физическим воспитанием студентов ТюмГУ занимается Центр оздоровительной физической культуры (ЦОФК), который был создан решением Ученого совета университета от 28.05.2001 г. на базе кафедры физического воспитания.

Преподавание дисциплины «Физическая культура» у студентов 1 -2-х курсов осуществляется с учетом физкультурно-спортивных интересов (выбор элективного курса по 11 видам спорта), на третьем - акцент делается на теоретико-методической и общефизической подготовке. Студенту предоставляется возможность, исходя из своих интересов, уровня здоровья и двигательной подготовленности, на учебный год самостоятельно выбрать наиболее целесообразный физкультурно-образовательный маршрут.

В начале учебного года сведения о студентах заносятся в компьютерную базу «Мониторинг физического состояния студента», программный интерфейс которой разработан на платформе «1С: Предприятие». Программа ведет учет передвижений студентов (курс, учебная группа, вид спорта и др.) и их успеваемости по дисциплине (показателей физической подготовленности); определяет рейтинг студента по показателям физической подготовленности; формирует отчеты по персональному и групповому профилю физического развития и физической подготовленности и отслеживает их динамику.

Студенты основной и подготовительной групп выбирают элективный курс и заполняют «Физкультурно-спортивное портфолио». Физкультурно-спортивное портфолио (ФСП) является Интернет-ресурсом и написано на языке программирования С#. Вся информация заносится в базу данных на основе MySQL. ФСП является индивидуальной накопительной системой физкультурно- спортивных достижений (оценка физического развития и физической подготовленности, физкультурно-спортивной грамотности, изучение физкультурно-спортивных потребностей, мотивов, активности и др.) и может использоваться при аттестации студентов.

Студенты с ослабленным здоровьем занимаются в специальных медицинских группах и разрабатывают собственный физкультурно-образовательный маршрут с помощью компьютерной программы «Маршрута здоровья», разработанной на основе платформы Delphi 2006. Студенты заполняют электронную карту соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко, обучаясь методам самодиагностики и коррекции состояния здоровья, а компьютерная программа дает отчет с индексной оценкой всех показателей и предлагает рекомендации по коррекции текущего физического состояния с учетом диагноза заболеваний.

Спортивно одаренные студенты занимаются в группах спортивного совершенствования и заполняют «Физкультурно-спортивное портфолио».

Для аттестации все студенты набирают рейтинговую оценку успеваемости по дисциплине, не только посещая учебные занятия, но и активно участвуя в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой жизни вуза. Причем для зачета необходимо набрать 61 балл, а дополнительные баллы позволяют участвовать в конкурсе на лучшего студента института, который дает право на получение стипендиальных надбавок.

В рамках внедрения ВФСК ГТО нами создана и используется компьютерная программа «Информационно-аналитический комплекс ГТО», разработанная на платформе «1С Предприятие». Ее преимуществами являются согласованность с нормативами примерных программ и стандартов по физической культуре, гибкая и расширяемая архитектура. База комплекса охватывает все XI ступеней и может использоваться как в системе образования, так в любых учреждениях и организациях для учета за выполнившими нормы и для контроля за подготовкой к выполнению норм, оценкой «западающих» физических качеств и их динамики во временном аспекте, оценкой эффективности тренировочной работы.

Для связи с преподавателем-консультантом (тьютором) для студентов всех форм обучения ТюмГУ используются различные информационно- коммуникативные технологии (например, корпоративный портал «Вместе» (vmeste.utmn.ru), созданный на основе облачного сервиса для совместной работы «Битрикс24»; корпоративная электронная почта). Студент по используемым в вузе электронным ресурсам в любое время может задать вопрос преподавателю, прислать работу на проверку, проконсультироваться по составлению заданий индивидуальных программ физического самосовершенствования, разместить свой проект, резюме, эссе и др. Преподаватель во время часов своей консультационной работы может ответить на интересующую студента тему, выслать задания или ссылки на нужную информацию. Для студентов института дистанционного образования создана «виртуальная среда совместной работы» на платформе Cisko WebEx по системе вебинаров и компьютерное тестирование на платформе Moodle (ежесеместровое тестирование методико-теоретических знаний по массиву модульно построенных тестовых заданий).

В формирующем этапе опытно-поисковой работы приняли участие 150 студентов (110 девушек и 40 юношей) очной формы обучения (ЭГ-1) и 94 студента (63 девушки и 31 юноша) заочной формы обучения (ЭГ-2). В итоге после проведения опытно-поисковой работы выявлено уменьшение числа студентов с пороговым уровнем сформированности физкультурной компетентности. Показатели базового уровня увеличились во всех группах, повышенный уровень сформированности компетенций выявлен только у 15 % юношей и 7,3 % девушек ЭГ-1 и у 3,2 % юношей и 6,3 % девушек ЭГ-2.

Доказана эффективность формирования физкультурной компетентности в информационно-образовательной среде вуза, что проявилось в повышении показателя индекса активности физкультурно-спортивной деятельности студентов (с «ниже среднего» до «среднего» уровня), в повышении индексов мотивов и потребностей занятиями физической культурой (ЭГ-1 - Р<0,05), в достоверном повышении физкультурной грамотности во всех группах (Р<0,001) и позитивной динамике их физического состояния (улучшение физического здоровья в ЭГ-1 (Р<0,01) и ЭГ-2 (Р<0,05) и физической подготовленности в ЭГ-1 (Р<0,05)). Выявлено, что организация поточных занятий по элективным курсами (видам спорта) расширяет диапазон социальных контактов студентов и стимулирует их физкультурно-спортивную активность.

Выводы. Информаг^ионно-образователъныересурсы позволили:
- повысить эффективность управления процессом физического воспитания (четкость распределения по элективным курсам, планирование нагрузки и др.);
- повысить успеваемость студентов через введение контроля за уровнем физкультурной компетентности как результатом обучения (мониторинг физической и методической подготовленности);
- стимулировать физкультурное самообразование и физкультурно-спортивную активность студентов (рейтинговая оценка);
- осуществлять оценку качества учебно-воспитательного процесса (мониторинг и оценка динамики результатов).

Таким образом, в Тюменском государственном университете построена открытая и гибкая, кластерно-сетевая и личностно ориентированная среда физического воспитания, встроенная в информационно-образовательную среду вуза, насыщенная информационно-образовательными ресурсами и практико-ориентированными микросредами оздоровительной, спортивно-ориентированной, кондиционно-развивающей, профессионально-прикладной, рекреативной, образовательной, реабилитационно-восстановительной направленности, где создаются условия для построения собственного физкультурно-образовательного маршрута через актуализацию личностных смыслов и включение их в личностно- значимую физкультурно-спортивную деятельность.

Литература

1. Загвязинский В.И. Возможно ли в России здоровьеформирующее образование? / В.И. Загвязинский, И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 94-96.
2. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. [Электронный ресурс]. URL: httр://минобрнауки.рф/документы/4952 (15.02.2017).
3. Лубышева Л.И. Вузовская физкультура и студенческий спорт: новые цели и приоритеты развития / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 9. - С. 40.
4. Манжелей И.В. Средовый подход в формировании спортивного стиля жизни студенческой молодежи / И.В. Манжелей // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 9-13.
5. Манжелей И.В. Формирование физкультурных компетенций у бакалавров в образовательной среде вуза / И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова // Вестник Тюменского государственного университета. Педагогика. Психология. - 2014.-№ 9.-С. 78-91.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (20.03.2018)
Просмотров: 78 | Теги: компетентность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь