Вторник, 19.09.2017, 14:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА

Л.Н.Мамаева, Е.С.Лобова

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТЬ БИЗНЕСА

Авторы рассматривают перспективные инновационные направления на базе высоких технологий в бизнесе. Обозначают безопасность функционирования фирм с ведением информационных технологий.
В качестве основных методов анализа были использованы диалектический, институциональный, системный, структурно-функциональный.

Ключевые слова: информационные технологии, безопасность, глобализация, бизнес, интернет, инновации.

 

Становление и дальнейшее развитие информационного рынка происходит под воздействием многих факторов. Мотивацией к развитию информационного бизнеса в современной рыночной экономике выступает жесткая конкуренция. В стремлении получить сверхприбыль и обойти конкурентов предпринимателям необходимо все время совершенствовать системы информационного обеспечения. В бизнесе, да и не только в нем, это ведет к совершенствованию процесса производственной деятельности, созданию более сложных, инновационных продуктов, заставляет предпринимателей сотрудничать с учебными центрами в проведении научных исследований. Все это побуждает предпринимателей к повышению своего образовательного уровня. «Усиление конкуренции на рынке труда неизменно сопровождается увеличением спроса высококвалифицированных кадров. Непрерывный образовательный процесс становится императивом» [1]. Все это требует соответствующего информационного обеспечения, которое основано на расширенном воспроизводстве информационных ресурсов, включая и воспроизводство их носителей - высококвалифицированных специалистов в тех или иных отраслях экономики.

Отметим, что современные информационно-коммуникационные технологии - это наиболее востребованный продукт для организации эффективной работы и продвижения бизнеса, умелое владение которым дает конкурентное преимущество в бизнес-среде. На сегодняшний день трудно представить организацию любой сферы деятельности, которая бы не использовала в бизнесе свой сайт или портал, электронные площадки интернета или электронный маркетинг.

В рамках стратегии инновационного развития большинство российских предприятий регулярно разрабатывают или совершенствуют новые продукты, процессы и технологии и ведут жесткую конкурентную борьбу за завоевание доверия клиентов на базе внедрения пионерских технологий в сфере обслуживания. Это позволяет им снижать издержки производства и получать высокую прибыль в сфере развития информационных технологий.

В отличие от зарубежных компаний, в России компании пока не ставят перед IT- службами цель увеличение роста бизнеса компании. Основными целями наших компаний являются: повышение производительности и рентабельности, а также оптимизация расходов. И лишь только 1/5 российских компаний в качестве результата развития IT видят выход компании на новые рынки и создание новых продуктов и услуг. Еще меньшая доля компаний ставит создание новых конкурентных преимуществ в качестве результата развития информационных технологий.

С ростом уровня значимости информационных технологий в российских компаниях будет происходить расширение круга решаемых ими задач, а в дальнейшем они будут больше использоваться в качестве основного средства развития бизнеса.

Что касается возможных перспективных инновационных направлений на базе высоких технологий в бизнесе, то ими могут стать: IT-проекты, связанные с отслеживанием качества услуг «глазами клиентов»; персонифицированный подход к клиентам; делегирование функций по обеспечению технической поддержки и обновлению программного обеспечения в системе интернет-обслуживания специализированным компаниям; переход на облачные технологии в целях обеспечения лучшего качества предпринимательских логистических систем и так далее. Можно говорить и о функциональности электронных каналов, используемых предприятиями, о приложениях в системе онлайн, где существует большое поле для эволюции.

Одним из последних нововведений в сфере информационных технологий являются облачные компьютерные технологии. Облачные компьютерные технологии благодаря имеющемуся потенциалу обретают все большее значение для предприятий, а именно, позволяют пользователям через интернет и при помощи других цифровых сетей получить доступ к масштабируемому и гибкому набору ресурсов хранения данных и осуществления компьютерных операций, когда это необходимо. Таким образом, в связи с бурным развитием информационных технологий в ближайшие годы облачные технологии станут одной из наиболее значимых прорывных технологий, которые окажут огромное влияние на развитие рынка, экономики и общества в целом.

Следует отметить, что в последнее время виртуальные «облака» стали модным явлением и продвигаются быстрыми темпами в сфере автоматизации и виртуализации IT-процессов. Стремительное развитие потенциала хранения, обработки и передачи данных заложило основу для экономики облачных технологий. Облачные вычисления (doud computing) представляют результат эволюции информационных технологий в предпринимательстве и выступают в виде технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие оборудования, сетей, мощностей для хранения, услуг и интерфейсов, необходимых для предоставления компьютерных технологий в качестве услуг.

Заметим, что нынешний интерес к использованию облачных технологий представляет собой глобальное изменение во взаимодействии между различными сферами: телекоммуникационной, деловой и общественной. данное взаимодействие стало возможным благодаря наращиванию возможностей обработки информации, ресурсов хранения данных и скорости их передачи. Согласно определениям, предложенным Международным союзом электросвязи и Международной организацией по стандартизации, облачные технологии представляют собой парадигму обеспечения сетевого доступа к масштабируемому и гибкому набору доступных для совместной работы физических или виртуальных ресурсов, которые можно при необходимости самостоятельно использовать и регулировать [1].

Как отмечает А.Н. Радыгин, «облачные услуги - это услуги, предоставляемые или используемые в любой момент времени по запросу клиентов с помощью любой сети доступа и любых подсоединенных устройств, использующих облачные компьютерные технологии» [5]. Подчеркнем, что особенностью «облачных технологий» является передача данных на сервер, который контролирует третья сторона.

В последнее время предприятия проявляют все больший интерес к облачным технологиям. Однако одним из главных вопросов использования облака в бизнесе остается проблема безопасности. Идея работы облака достаточно проста и подразумевает, что вместо приобретения и установки собственных серверов для запуска приложений можно арендовать серверы, к примеру, у Microsoft, Amazon, Google или другой компании. Для запуска приложений через интернет осуществляется управление серверами и при этом пользователь платит только за реальное их использование для обработки и хранения информации.

Потенциал роста экономической эффективности, связанный с облачными технологиями, является для предприятий реальным стимулом для переноса операционной деятельности на платформу облачных технологий. Необходимо находить компромиссы, например между снижением издержек, с одной стороны, и с обеспечением безопасности данных - с другой. Так, различные компании в зависимости от особенностей деятельности и их моделей ведения бизнеса выбирают разные варианты решений. Например, предприятие может получить больше преимуществ от перехода на облачные технологии за счет более эффективного использования данных и рыночных возможностей, если оно имеет высокие постоянные издержки, связанные с содержанием собственных IT-отделов или сталкивается с непредсказуемыми изменениями спроса на IT-ресурсы.

В России среди физических лиц широкое распространение получили бесплатные облачные услуги, такие как веб-почта и социальные сети. Такая ситуация сложилась практически во всех регионах Российской Федерации, особенно в тех, где отмечается высокий уровень пользования интернетом и готовность к использованию облачных технологий. Скорее всего, наиболее популярными будут приложения на базе облачных технологий, которые предоставляются на глобальном уровне.

Следует отметить, что облачные технологии являются платформой для перехода к e-governance (электронному правительству), межведомственной кооперации и инновациям на всех уровнях, что подтверждается глобальными решениями в сфере информационно- компьютерных технологий крупнейших стран мира [4].

Следует учитывать, что в России пока что недостаточно опыта использования облачных технологий для того, чтобы иметь наработанную информационную базу, позволяющую оценить их воздействие. Фирмам, правительственным структурам и другим организациям следует детально изучить потенциал облачных услуг в контексте совершенствования собственных систем управления и предоставления услуг. При этом следует переносить данные и услуги на платформу облачных технологий только тогда, когда существует уверенность в том, что такая платформа принесет значительные выгоды, а соответствующие риски могут быть в достаточной степени нивелированы. В этой связи следует рассматривать и общедоступные, и частные облачные услуги с учетом возможных последствий для безопасности и конфиденциальности данных. Вместе с тем неразвитая инфраструктура является значительным барьером при внедрении облачных технологий и получении соответствующих преимуществ. В этом контексте ключевыми факторами являются, в частности, наличие и качество инфраструктуры, связанной с облачными технологиями, уровень затрат и пробелы в нормативно-правовой базе в вопросах защиты данных и конфиденциальности.

Можно отметить, что еще одной информационной технологией последнего времени, которая хорошо зарекомендовала себя за рубежом и начала активно внедряться в крупные российские компании, является новая система Near Field Communication (NFC).

NFC - это технология беспроводной связи малого радиуса действия, которая позволяет производить бесконтактный обмен данными между устройствами, находящимися друг от друга на расстоянии до 10 сантиметров.

Элементы бесконтактного обмена данными

Прмечание. Составлено автором

Обмен данными в системе NFC происходит по принципу действия Bluethooth, но обладает целым рядом важных преимуществ: более высокая скорость передачи данных и большая безопасность, а также более широкие функциональные возможности.

Процесс работы данной технологии выглядит следующим образом: включенное мобильное устройство, обладающее передатчиком NFC подносится к NFC-метке, после этого мобильное устройство производит обработку запрограммированного в метку действия. Благодаря данной системе становится возможным использовать обычный смартфон как универсальную банковскую карту, оплачивая покупки, услуги или проезд в общественном транспорте, в качестве билета на массовое мероприятие и даже как электронный ключ от машины или помещения.

Внедрение данной информационной технологии в бизнес может использоваться для роста объема продаж, а также увеличения привлекаемых клиентов и развития конкурентоспособности предприятия.

Таким образом, важно отметить, что новая технология упрощает и делает более удобными для потребителей разнообразные платежи, обмен цифровым контентом и соединение всевозможных электронных гаджетов.
Но разработке продуманной IT-стратегии и внедрению новых IT-проектов большое внимание уделяют не все предприятия. В условиях жесткой конкуренции на рынке без развития собственных информационных технологий им не обойтись. Для успешного функционирования бизнеса на первое место выходит разнообразие ассортимента продукции, динамичность обслуживания, и современные условия требуют от предприятия быстроты реакции на меняющуюся ситуацию, где качество обслуживания становится практически главным критерием их успешности. Предприятия с высоким качеством обслуживания, широко использующие информационные технологии, занимают лидирующие позиции в бизнесе, несмотря на то, что для клиента ценовые условия являются первостепенными [3].

В настоящее время информационные технологии востребованы, но с течением времени будут востребованы ещё больше, поэтому компаниям необходимо внедрять новые IT-решения не только в процесс управления бизнесом, но и в развитее качества продуктов и оказываемых услуг, чтобы удержать свои конкурентные позиции на рынке.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на современном этапе IT-рынок является привлекательным для инвесторов, что связано, во-первых, с активным развитием самого IT-рынка, во-вторых, с постоянным внедрением новых технологий в производство, государственный сектор и обычную жизнь пользователя, в-третьих, с активной конкуренций на рынке и, в-четвертых, с тем, что IТ-компании являются самыми дорогими компаниями в мире.

Сегодняшний день трудно представить без информационных технологий, которые плотно вошли во все сферы нашей жизни. Развитие бизнеса, продвижение и реализация различных материальных и нематериальных баз напрямую зависит от внедрения информационных технологий. Существует множество программных продуктов для оптимизации бизнес-процессов, повышения контроля над потоками документов, для ведения внутренней документации. Благодаря информационным технологиям стало возможно обмениваться информацией на больших расстояниях и заниматься бизнесом в разных странах.

Информационные технологии дают возможность неограниченного расширения бизнеса и позволяют автоматизировать процесс управления в целом.

 
Библиографический список (References)

1. Александрова Е.Н. Стратегические ориентиры развития национальной инновационной системы России в условиях глобализации инновационного процесса // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 5.
Aleksandrova Ye.N. (2012) Strategicheskiye oriyentiry razvitiya natsional'noy innovatsionnoy sistemy Rossii v usloviyakh globalizatsii innovatsionnogo protsessa [Strategic Focus for the Development of the National Innovation System in Russia in the Context of the Globalization of the Innovation Process] // Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost'. № 5.
2. Быкова Е.С., Шубина Н.Н. Взаимосвязь конкурентоспособности с объектами продаж и рисками предприятия // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2012. № 13.
Bykova Ye.S., Shubina N.N. (2012) Vzaimosvyaz' konkurentosposobnosti s ob»yektami prodazh i riskami predpriyatiya [Correlation between the Competitiveness of Products and Risks of the Enterprise] // Vestnik Permskogo natsional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskiye nauki. № 13.
3. Мамаева Л.Н. Характерные проблемы информационной безопасности в современной экономике // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22).
Mamayeva L.N. (2016) Kharakternyye problemy informatsionnoy bezopasnosti v sovremennoy ekonomike [Typical Information Security Problems in the Modern Economy] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov [Regional Information Secuirity]. № 1 (22). 21-24 p.
4. Мамаева Л.Н., Кондратьева О.А. Основные направления обеспечения информационной безопасности предприятия // Информационная безопасность регионов. 2016. № 2 (23).
Mamayeva L.N., Kondrat'yeva O.A. (2016) Osnovnyye napravleniya obespecheniya informatsionnoy bezopasnosti predpriyatiya [Main Focus of Ensuring Information Security of the Enterprise] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 2 (23).
5. Радыгин А.Н. Информационное общество в России: ограничения и перспективы // Вопросы экономики. 2013. № 1.
Radygin A.N. (2013) Informatsionnoye obshchestvo v Rossii: ogranicheniya i perspektivy [Information Society in Russia: Limitations and Opportunities] // Voprosy ekonomiki. № 1.

"Информационная безопасность регионов" № 4(25) 2016

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (05.06.2017)
Просмотров: 828 | Теги: информационные технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь