Четверг, 08.12.2016, 10:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Е.А. Подгорная
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕЙСТВИЕ ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Инвестиционная привлекательность субъекта РФ является одним из ключевых аспектов его экономического развития. Потенциальным инвесторам важна информация об истории экономического сотрудничества в регионе. Статья знакомит читателя с историей, проблемами и перспективой инвестиционной политики в Кузбассе.

Ключевые слова: инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность, Кузбасс, грант Губернатора Кемеровской области, информационно- лингвистическая поддержка, история экономики, иностранные инвесторы.

 

Важной задачей российских регионов является построение экономической системы, основанной на синтезе природных и человеческих ресурсов и модернизации производственной базы. Субъекты Российской Федерации заинтересованы в денежных вливаниях от крупных российских и зарубежных компаний.

Российские регионы неодинаковы по уровню развития инфраструктуры, бизнес-потенциалу, рискам. Субъекты РФ стремятся создать оптимальные условия для инвесторов и ведут активную PR-деятельность по информированию потенциальных деловых партнёров об условиях ведения бизнеса в регионе.

Под инвестиционной политикой региона в литературе понимается комплекс систематически принимаемых органами власти и управления территории (субъекта Федерации) решений относительно темпов, направлений, структуры, форм и методов развития инвестиционных процессов и инвестиционной деятельности в регионе в рамках общей стратегии регионального социально-экономического развития [5].

На практике также используется понятие «маркетинг территории», т.е. улучшение её «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов. Маркетинг территории предполагает создание информационного поля, необходимого инвесторам для принятия решений. Эффективным инструментом маркетинга территорий является инвестиционный паспорт региона или муниципального образования - комплексный информационный бюллетень, рассчитанный на конкретную аудиторию - потенциальных инвесторов. Разрабатывая инвестиционный паспорт, регион заявляет о себе как о партнёре для участия в инвестиционной деятельности. Одновременно оказывается информационная поддержка местным предприятиям, имеющим инвестиционные проекты. Составление инвестиционного паспорта региона должно строиться на регулярной основе с целью обновления представляемой информации.

Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 г. провозглашает важными направлениями социально-экономического развития региона диверсификацию экономики и создание новых видов экономической деятельности. Решение актуальных задач, стоящих перед регионом, невозможно без повышения инвестиционной привлекательности Кузбасса.

В Кемеровской области была принята долгосрочная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области» на 2008-2012 гг., в соответствии с которой предусматривается «привлечение отечественных и иностранных инвесторов к реализации проектов на территории Кемеровской области, формирование и закрепление положительного имиджа региона, организация эффективного взаимодействия субъектов рынка инвестиций и органов власти; создание, администрирование и обновление инвестиционного портала Кемеровской области (на иностранных языках)» и др.

Важнейшим фактором развития инвестиционного процесса в регионе для иностранцев является информационно-аналитическая открытость, прозрачность и обеспеченность. Управление инвестиционной привлекательностью региона предполагает как целенаправленное воздействие региональных органов власти на критерии, повышающие надёжность и эффективность инвестиций, так и на обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях.

Органы власти Кузбасса уделяют значительное внимание привлечению инвестиций в область. В регионе функционирует система привлечения и поддержки инвестиционной деятельности. Инвестиционная политика в Кемеровской области находится в ведении заместителя губернатора по экономике и региональному развитию. Функции управления инвестиционной политикой осуществляет Департамент инвестиций и стратегического развития, в структуре которого действуют:
- Управление инвестиционной политики;
- Отдел сопровождения проектов и оценки регулирующего воздействия;
- Отдел развития инвестиционной и инновационной деятельности;
- Управление стратегического развития;
- Отдел стратегического планирования и разработок.

В области создана необходимая законодательная база инвестиционной политики:
- «О государственной поддержке инвестиционной, инновационной и производственной деятельности в Кемеровской области» (от 26.11.2008 № 102-03);
- «О зонах экономического благоприятствования» (от 08.07.2010 № 87-03);
- «О технопарках в Кемеровской области» (от 25.06.2008 № 55-03);
- «Об основаниях и условиях предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по региональным налогам» (от 26.11.2008 № 97-03) и др.

Во всех муниципальных образованиях кемеровской области действует институт инвестиционных уполномоченных.
С 2011 г. Управлением инвестиционной политики Администрации Кемеровской области запущен Инвестиционный портал Кемеровской области, который включает в себя актуальную информацию для инвесторов:
- общая информация о Кемеровской области;
- законодательство;
- инвестиционные проекты
- инвестиционные площадки;
- зоны экономического благоприятствования;
- информация о мерах господдержки предпринимательства в Кузбассе.

Администрация области стремится показать инвесторам конкурентные преимущества территории, уровень стратегического и оперативного управления и профессионализм менеджмента, стабильность финансового положения, возможности сбыта и наличие потенциальных покупателей и др. Для этого информацию необходимо систематизировать и представить на языке международного общения.

Областная долгосрочная целевая программа по повышению инвестиционной привлекательности региона предусматривает комплекс мер по формированию «визитной карточки» Кузбасса. Разработанный инвестиционный паспорт Кемеровской области представлен также на английском, немецком и китайском языках. Важную роль в развитии внешнеэкономических связей региона играет Кузбасская торгово- промышленная палата.

В тоже время, на наш взгляд, информационное обеспечение инвестиционной деятельности в регионе нуждается в совершенствовании. Инвестиционные паспорта городов и районов Кузбасса содержат данные только за 2009-2010 годы. Необходимо постоянное обновление содержательной информации.

В общедоступных сетевых ресурсах о Кемеровской области (с возможностью корректировки) инвестиции вообще не упоминаются.

Кроме того, отсутствует обобщённый аналитический материал о зарубежных компаниях, работавших и работающих в данный момент в Кемеровской области, необходимый для демонстрации, как привлекательности региона, так и многолетнего (с конца XIX в.) опыта сотрудничества.

В 2012 г. на конкурсе на получение гранта Губернатора Кемеровской области для поддержки молодых учёных-кандидатов наук в номинации «Гуманитарные науки (отечественная и иностранная филология)» был поддержан проект, направленный на содействие повышению инвестиционной привлекательности региона путём совершенствования информационно-лингвистического обеспечения деятельности АКО.

Целью проекта стало содействие повышению инвестиционной привлекательности Кемеровской области путём обеспечения публичности проводимой инвестиционной политики, ясности и прозрачности инвестиционного процесса, открытости и доступности для всех иностранных инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности.

Важной задачей проекта стала разработка справочного контента об иностранных инвесторах и компаниях в Кузбассе, успешно работающих сегодня и работавших в XX - начале XXI вв., для сайта АКО.

Инвестиционная привлекательность территории современной Кемеровской области всегда прямо или косвенно определялась находящимися в её недрах полезными ископаемыми. Впервые интерес иностранных инвесторов к Кузбассу проявился в 1893 г., когда французский горный инженер, предприниматель. Эдгар Буланже (Boulangier E.) и иркутский адвокат польского происхождения М.А. Коссовский регистрировали Сибирское металлургическое и горное акционерное общество, планируя развивать металлургию и металлообработку для удовлетворения нужд железной дороги и золотодобычи [4]. Тогда инвесторами нового проекта выступил консорциум, в том числе иностранных банков (Петербургский международный коммерческий, Парижско-Нидерландский и др.). Проект остался не реализованным по причине недостатка средств.

Строительство Транссибирской железной дороги существенно повысило инвестиционную привлекательность Кузнецкой Земли, где вновь появились французские инженеры. В то же время, удалённые и мало освоенные пространства, неблагоприятный климат, отсутствие путей сообщения требовали громадных затрат на создание инфраструктуры, не говоря уже о самом производстве. Россия никогда не была богата капиталами, поэтому столь масштабные задачи могли быть решены только с помощью зарубежных инвесторов или государства. Кабинет, владевший землями в Кузбассе, стремился привлечь крупных, прежде всего иностранных предпринимателей, которые, однако, добивались исключительно к эксплуатации сырьевых богатств.

В 1903-1904 гг. в Кузбассе началось строительство коксовых печей бельгийской фирмы «Evence Coppee & Cie». Директор «Копикуза» И.И. Федорович заключил соглашение о предоставлении технической документации с бельгийской компанией «Olivier Piette (Bruxelles)».

Первая мировая война фактически свела на нет присутствие иностранного капитала в Кузбассе. Визит летом 1916 г. на объекты «Копикуза» представителей английской компании «Vickers Ltd» остался без последствий.
В целом в этот период иностранные инвестиции не сыграли сколько-нибудь заметной роли в экономическом развитии региона, их развитие было прервано гражданской войной и разрухой.

В советский период, несмотря на некоторое участие иностранцев в экономическом развитии региона (Автономная индустриальная колония «Кузбасс» и др.), речи об инвестициях как таковых не шло. Советская модель экономики предусматривала сотрудничество (строительство КМК, Беловского цинкового завода и др. предприятий), но инвестиционным процессом это не было.

С переходом страны к рыночной экономике интерес к иностранным инвестициям в Кузбассе стал быстро расти, был разработан и принят пакет документов, направленных на привлечение в регион иностранного капитала [1].
9 июля 1991 г. было принято «Положение о свободной экономической зоне в Кемеровской области (СЭЗ «Кузбасс») [3], создававшейся, в том числе в целях «привлечения иностранного капитала для развития экспортного потенциала и производительных сил региона». Положение предусматривало, что иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории СЭЗ «Кузбасс» путём долевого участия в предприятиях, организуемых совместно с советскими юридическими лицами и гражданами; создания предприятий, их филиалов, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; приобретения имущества, акций и других ценных бумаг; приобретения прав пользования землёй, в том числе на основе соглашений о долгосрочной аренде, а также «иными способами, предусмотренными действующим законодательством», которое на тот момент было крайне несовершенно, а по большинству аспектов инвестиционного процесса и просто отсутствовало.

В то же время важным было то, что положение о СЭЗ «Кузбасс» гарантировало вывоз прибыли и не допускало мер по принудительному изъятию иностранных инвестиций, в том числе таких, как национализация, реквизиция и конфискация, кроме как по решению суда. Не допускался также секвестр инвестированного имущества, за исключением временного приостановления по решению суда права его вывоза до погашения инвестором своих обязательств. Таковы были первые шаги в направлении обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе.

Сложная социально-экономическая ситуация в стране, противоречивое формирование институциональной среды не позволили быстро развить инвестиционные инициативы руководства области.

В 1993 г. в Москве в Центре международной торговли на выставке «Кузбасс на Красной Пресне» председатель областного совета А. Тулеев принял активное участие в дискуссии с федеральным правительством о распределении полномочий в области внешнеэкономических связей. Все тогда были единодушны в том, что для реконструкции экономики Кузбасса, как крупнейшего промышленного региона России, необходимо привлечение иностранных инвестиций. При этом областные власти уже достигли некоторых результатов. Бельгийская фирма «Sema Group plc», выиграв конкурс ЕС, планировала разработать методы адаптации Кузбасса к рынку (стоимость проекта составляла $1,5 млн). Основное внимание в проекте уделялось развитию промышленной инфраструктуры и сельского хозяйства. Крупнейшим проектом стал проект «Фата-Кузбасс», где капиталовложения превысили $200 млн [6].

О реальном и быстром росте темпов иностранных инвестиций в экономику Кузбасса можно говорить начиная с начала 2000-x годов. В 2003 г. по общему объёму иностранных инвестиций ($39,4 млн) Кемеровская область занимала пятое место в Сибирском федеральном округе. В то же время прямые и портфельные инвестиции едва превышали 10 %, тогда как на «прочие инвестиции», т.е. кредиты, приходилась оставшаяся масса.
В целом в 2000-2005 гг. основной формой иностранных вложений являлись кредиты и займы (в среднем 90 % всего объёма).

Иностранные инвесторы участвовали в основном в добыче угля («Распад- ская» и иностранный партнёр - английская компания «Joy mining machinery Ltd.» и др), производстве горно-шахтного оборудования, его сервисным обслуживанием, монтажом и ремонтом. Появился иностранный капитал в торговле (СП «Нью-Йорк моторс Сибирь», «Сибита», «Зирве» и др.).

В 2003 г. были разработаны и приняты Законы Кемеровской области «О государственной поддержке инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области», «О налоговых льготах субъектам инвестиционной и производственной деятельности Кемеровской области», где определены основные механизмы государственной поддержки инвесторов. В частности, предусмотрено снижение налоговых ставок субъектам инвестиционной деятельности и товаропроизводителям в приоритетных отраслях экономики. Благодаря этому созданы благоприятные условия для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в экономику региона.

В 2003 г. в связь было инвестировано почти $15 млн в основном австрийские вложения в ЗАО «Кемеровская мобильная связь», а также в совместное российско- итальянское предприятие - междуреченскую телефонную компанию «РИКТ». Очень низкими оставались иностранные инвестиции в машиностроении, приборостроении, химии, электротехнической промышленности - до 1 % в общем объёме иностранных инвестиций. Среди отраслей, привлекших внимание иностранного капитала, чрезвычайно мала доля (до $10 тыс.) пищевой, лёгкой промышленности, строительства, сельского хозяйства, лесопереработки.

По объёму инвестиций в основной капитал в 2004 г. Кемеровская область заняла первое место в Сибирском федеральном округе, опередив многие годы лидирующий Красноярский край. Позитивное влияние на инвестиционный климат в регионе оказали общее улучшение внешнеэкономической конъюнктуры, рост основных макроэкономических показателей, улучшение финансовых результатов деятельности предприятий, снижение налоговой нагрузки.

В 2004 г. в область было инвестировано $52,7 млн или 134 % к уровню предыдущего года. Основными факторами, определяющими положительную тенденцию, являются политическая стабильность региона, сохранение экономического роста, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, наличие у региона уникальных конкурентных преимуществ. В основном рынок иностранных вложений формировался за счёт кредитных ресурсов, объём которых в 2004 г. достиг $48,5 млн, что в 1,4 раза выше аналогичного показателя 2003 года.

В 2005 г. в экономику области было привлечено уже $547,6 млн, что в 10,4 раза больше, чем в 2004 году. В структуре иностранного капитала тогда преобладали заёмные средства («прочие» инвестиции) - 73 % от общего объёма. Объём прямых иностранных инвестиций (взносы в уставный капитал, финансовый лизинг) также рос и достиг 14,4 % всего притока иностранного капитала. Удельный вес портфельных инвестиций (приобретение акций кузбасских предприятий) в общем количестве поступивших иностранных вложений в 2005 г. достиг 9 % в совокупном объёме иностранного капитала, что свидетельствовало о росте привлекательности ценных бумаг кузбасских предприятий на фондовом рынке.

Наиболее привлекательными для вложения иностранного капитала были добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства - 37,7 % и 33 % соответственно от общего объёма поступлений. В 2005 г. в экономику области поступили инвестиции из 18 стран, наиболее крупные вложения осуществили инвесторы из Кипра и Великобритании (36,7 % и 27,7 % соответственно от общего объёма поступлений).

К началу 2006 г. в Кузбассе действовало 123 предприятия с участием иностранного капитала из 29 зарубежных стран. По-прежнему доминировали кипрские инвестиции - 34 предприятия. Компании с иностранным капиталом создали почти 80 тыс. рабочих мест и вложили в создание и развитие своих производств свыше 15 млрд рублей.

В 2005 г. Администрация Кемеровской области для повышения инвестиционной привлекательности приступила к созданию ресурсной карты Кузбасса, которая была призвана помочь потенциальным частным инвесторам провести бизнес- планирование и сориентироваться с объектом вложения своих денег.

В 2006 г. инвестиции в экономику Кузбасса выросли на 24 %, а в 2007 г. этот показатель превысил 100 млрд рублей. Положительной тенденцией стала наметившаяся диверсификация инвестиционной составляющей экономического развития Кемеровской области. Инвестиционная активность со стороны частных инвесторов из дальнего зарубежья (19 стран) в 2007 г. оценивалась в $400 миллионов. В то же время по-прежнему 90 % иностранных инвестиций составляли кредитные ресурсы [8]. К 2007 г. стало ясно, что большая доля (свыше 60 %) инвестиций была направлена либо в экспортно-ориентированные отрасли (угледобыча, металлургия - более 50 %), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости (телекоммуникации, торговля, коммерческие услуги). Отсюда становилось ясно, что уровень инвестиционной активности не соответствует потребностям и возможностям экономического развития Кузбасса. На повестку дня встал вопрос о решении данной проблемы программными методами - через специальную региональную инвестиционную программу. Летом 2007 г. была принята среднесрочная региональная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области на 2008-2012 годы» [2].
В 2007 г. 63,6 % всех инвестиционных поступлений в Кузбасс были направлены в добычу полезных ископаемых. Основными странами-инвесторами Кузбасса в 2007 г. являлись Канада ($70,319 млн), Кипр ($67,448 млн), Киргизия ($21,247 млн), Швейцария ($13,923 млн) и др., всего 23 страны [9].

В 2008 г. иностранные инвестиции из 22 стран в экономику Кемеровской области выросли в 1,9 раза по сравнению с 2007 г. и составили $1,1 миллиардов.

В период мирового финансового кризиса инвестиционная активность несколько снизилась, однако уже в 2011 г. объём инвестиций в основной капитал региона составил 225 млрд руб., что на 34 % больше, чем в 2010 году. При этом было привлечено $1,3 млрд привлечённых иностранных средств, что вдвое превышает уровень 2010 года.
Если исходить из общероссийского показателя - $65 млрд, то доля Кузбасса, лидера по привлечению иностранных инвестиций в Сибирском федеральном округе по итогам 2011 г., выглядит очень достойно. В ноябре 2011 г. международное рейтинговое агентство «Fitch» присвоило Кемеровской области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте на уровне «BB», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» и национальный долгосрочный рейтинг «AA-(rus)» со стабильным прогнозом.

В 2012 г. инвестиции в основной капитал Кемеровской области превысили 255 млрд руб., а иностранные инвестиции - $1,4 млрд, что свидетельствует о стабильном устойчивом росте доверия иностранных инвесторов к Кемеровской области, её устойчиво развивающейся экономике, социально-политической стабильности. В конце ноября 2012 г. международное рейтинговое агентство «Fitch» присвоило Кемеровской области рейтинг «BB» со стабильным прогнозом, а также краткосрочный рейтинг по обязательствам в иностранной валюте «В» и долгосрочный рейтинг по национальной шкале «AA-(rus)» со стабильным прогнозом [7].

Рейтинги отражают ожидания экспертов от стабилизации операционного баланса на уровне 8-10 % от операционных доходов и поддержание умеренного прямого риска. В то же время рейтинги учитывают непостоянный уровень доходов в связи с высоким уровнем концентрации местной экономики и валютный риск, связанный с долгосрочными банковскими кредитами.

Столетний опыт привлечения иностранных инвестиций в Кузбасс показывает осторожное стремление вкладывать в развитие сырьевого, прежде всего угледобывающего, сектора экономики, готовность предоставлять кредитные ресурсы. Слабее выражены тенденции инвестирования в производство, особенно - высокотех-
нологичное. Именно на этом направлении сейчас сконцентрированы усилия кузбасских властей.

Список литературы

1. Об образовании зон свободного предпринимательства. Постановление Верховного Совета РСФСР № 65-1 от 13.09.90; Об экономическом и юридическом статусе Свободной экономической зоны в Кемеровской области. Указ Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР от 07.06.91; О подтверждении статуса Свободной экономической зоны в Кемеровской области. Указ Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР № 1588-1.
2. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 2 июля 2007 г. № 184 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение инвестиционной привлекательности Кемеровской области» на 2008-2012 годы (в ред. от 26.10.2009).
3. Положение «О свободной экономической зоне в Кемеровской области» (СЭЗ «Кузбасс»). Утв. Распоряжением Председателя Верховного Совета РСФСР от 9 июля 1991 г. № 1588-1.
4. Boulangier E. Notes de voyage en Siberie. Le Chemin de fer Trans-Siberien et la Chine. Paris: Societe d'editions scientifiques, 1891. P. 89.
5. Гуськова Н.Д. Инвестиционный менеджмент / Н.Д. Гуськова, И.Н. Краковская, Ю.Ю. Слушкина, В.И. Маколов. М.: КНОРУС, 2010. 456 с.
6. Сухова C. Кемерово намерено самостоятельно выйти на мировой рынок // Коммерсантъ. 1993. 8 сентября. № 171 (394).
7. Бизнес-портал Кузбасса [Электронный ресурс]. URL: http://avant- partner.ru/news/6216 .html.
8. Деловой Кузбасс [Электронный ресурс]: электронная версия газеты. URL: http: //www .delkuz. ru/html/200504/01interview. shtml.
9. Кузбасский деловой портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.kuzbass.com/news/422228-mln-dollarov-investirovano-v-kemerovskuyu- oblast. html.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (05.03.2016)
Просмотров: 247 | Теги: инвечтиции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016