Среда, 22.01.2020, 12:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Ю. В. Жукова, В. Н. Введенский, доктор педагогических наук

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Современная система образования, в том числе и система начального музыкального образования не может ограничиваться лишь передачей некоего объёма знаний. В соответствии с актуальной парадигмой, образование рассматривается как пространство, в котором создаются условия для самореализации, самоактуализации в формирующемся информационном обществе.

Сегодня в музыкальном образовании остро ощущается потребность перемен, поскольку идёт неуклонное наступление инфокоммуникацион- ных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем и реализуемых в них образовательных процессов.

Современная музыкальная медиасреда, информационные фонды и технологии представляют собой принципиально новые возможности в развитии профессионального музыканта. Так, использование информационных технологий в учреждениях культуры позволяет:

- оптимизировать и модернизировать процесс обучения;

- обеспечить доступность образования;

- внедрять разнообразные формы деятельности обучаемых для развития самостоятельности в получении знаний;

- совершенствовать принципы многоуровневости, вариативности, личностной ориентации процесса обучения;

- стимулировать мотивацию учащихся к обучению;

- расширить их кругозор;

- способствовать формированию коммуникативных умений.

Использование методики интенсивного компьютерного обучения значительно повышает качество преподавания музыкально- теоретических дисциплин. Позволяет расширить возможности и объем вводимого материала, улучшает процесс управления по усвоению и использованию знаний. Применение на уроках сольфеджио, музыкальной литературы, элементарной теории музыки обучающих, тренажёрных и контролирующих систем позволяет необычайно интенсифицировать учебный процесс, делает его индивидуализированным для каждого учащегося.

Современные компьютерные музыкальные программы могут найти применение и в тех случаях, когда требуется интенсивное восстановление навыков после длительного перерыва в учёбе, а также при необходимости быстрого и прочного развития специальных знаний и навыков.

Термин «мультимедиа» (англ. multimedia, от multi - много и media - носитель, среда) понимается как многокомпонентная среда, основой которой является:

1. Текстовая информация (текстовые документы, числовые данные).

2. Аудиоряд (звуковые эффекты, речь, музыка).

3. Видеоряд (графические изображения, анимация, видео).

Данное объединение средств обеспечивает эффективный уровень восприятия информации: учащийся не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем.

Современные мультимедийные пособия помогают передать знания и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и качественнее, чем традиционные средства обучения.

Образовательные электронные издания и ресурсы подразделяются по своему методическому назначению на следующие группы:

- обучающие, целью которых является передача информации, формирование умений и навыков, обеспечение необходимого уровня усвоения учебного материала;

- тренажеры, помогающие отработать умения и навыки;

- контролирующие, созданные для осуществления контроля и самоконтроля по овладению учебным материалом;

- демонстрационные, использующие графические, цветовые, звуковые возможности компьютера и которые показывают запланированный ход того или иного явления;

- учебно-игровые, рассчитанные для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме;

- информационно-поисковые, позволяющие получить требуемую информацию по определённым критериям. Информационно-поисковые материалы содержат огромный объем фактологических данных и иллюстративного материала, который представлен обычно в более привлекательной форме, чем на бумажных носителях. Они интересны за счёт системы поиска, видео-, аудиоряда, анимации, а иногда и введением элементов тестовых заданий, викторин. Данная группа пособий не используется самостоятельно, а играет вспомогательную роль, как дополнительный источник информации.

В качестве примеров можно привести ряд мультимедийных электронных ресурсов, которые могут быть успешно адаптированы в урочную ситуацию, либо использованы в самостоятельной работе студентов.

М. П. Мусоргский. Картинки с выставки: обучающе-развивающая программа

Данная программа относится к обучающему типу.

При загрузке диска звучит «Кампанелла» Н. Паганини. Далее появляется главное меню: слева портрет М. Мусоргского, справа кнопки «Начать», «Выбрать эпизод», «Нотная тетрадь», «Об авторах», «Выход».

При нажатии кнопки «Начать» возникает анимационный сюжет, раскрывающий различные профессии, на фоне музыки Прокофьева (Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульетта»). Далее рассказ переходит к сюите «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского. При краткой характеристике номеров сюиты дано анимационное и звуковое сопровождение.

Справа имеются кнопки с изображением: чернильницы с пером и свечой, листов (выход в главное меню), трубы (регулируется громкость), указателя со стрелками (переход вперёд-назад), двери (выход из программы). При необходимости нужно просто щёлкнуть мышью по изображению.

После рассказа о сюите происходит переход к заданиям. Например, предлагается нарисовать на бумаге картинку к пьесе «Балет невылупив- шихся птенцов». Чтобы прослушать музыкальный отрывок необходимо щёлкнуть на изображении рояля. Или: Выбрать в музыкальных отрывках пьесу «Лиможский рынок». Щелкая по изображениям роялей можно прослушать предложенные отрывки. Выбрав правильный необходимо установить флажок рядом с этим изображением. Задания можно прослушивать несколько раз. Для этого нужно нажать на вопросительный знак.

Нотная тетрадь. Здесь представлены номера из сюиты. Необходимо выбрать нужный фрагмент и щёлкнуть на нем мышью.

Данный электронный ресурс с успехом может применяться на уроках музыкальной литературы. Наглядность представленного материала в программе даёт учащимся дополнительную психологическую опору для успешного усвоения темы за счёт конкретизации отражения и запе- чатлении в его сознании воспринимаемых зрительных образов. Интеграция звука, движения, образа и текста создаёт новую необыкновенно богатую по своим возможностям среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Обилие сказочных музыкальных образов, выразительность, выполнение заданий позволяет учащимся научиться запоминать и узнавать музыкальные темы.

Music trainer 1. 0: Тренажер музыкального слуха

Данное пособие относится к тренажерному типу.

Главное меню представляет собой небольшую таблицу интерфейса, имитирующую клавиатуру типа фортепиано, но в ромбовидной форме - двенадцать символов белого и чёрного цвета.

Программа включает базовые упражнения сольфеджио: узнавание отдельных нот, последовательности нот и интервалов. Регистр можно изменять нажатием стрелок «октава вверх» и «октава вниз». Октава активна - при нажатии любой «клавиши» раздаётся звук фортепианного тембра, и можно нажатием мыши «подбирать» и озвучивать мелодии.

Определение нот._Перед тем как нажать кнопку «Запустить», необходимо выбрать количество нот и паузу (в 1/100 долях секунды между их воспроизведением). После нажатия кнопки будут проиграны одна или несколько нот (до десяти). Задача состоит в том, чтобы правильно повторить их в том же порядке, нажимая на клавиши в окне программы или на соответствующие клавиши клавиатуры (для этого необходимо посмотреть меню справки - «?»).

Определение интервалов. Также необходимо нажать на кнопку «Запустить», после чего будут проиграны два звука. Необходимо выбрать и паузу (в 1/100 долях секунды) между их воспроизведением. Задача заключается в том, чтобы указать в появившемся окне «расстояние» в полутонах между ними.

Данный ресурс применим к урокам сольфеджио, с целью оптимизации некоторых видов слухового анализа и контроля за деятельностью обучаемых. Электронная версия позволяет с максимальной эффективностью использовать его в повседневной учебной работе. Пособие можно предложить для работы в классе в качестве тренировочных или контрольных заданий, а также для самостоятельной работы дома. Внедрение данного мультимедийного пособия в учебный процесс поможет формированию музыкального слуха.

Алиса в музыкальной стране: интерактивное приключение с элементами обучения

Программа относится к контролирующему типу, имеет две версии: русскую и английскую. При запуске на экране появляется изображение в виде закрытых ворот, около которых девочка со скрипичным ключом.

После открываются условия игры:

«В мире, в который Вы попали, кто-то перепутал все музыкальные произведения. Единственное, что осталось нетронутым, это старая музыкальная энциклопедия да короткие уцелевшие кусочки музыки.

Блуждая по мрачному лабиринту, Вам предстоит найти девять комнат, в которых Вы услышите странную музыку. В каждом фрагменте звучат изменённые (порой до неузнаваемости) несколько мелодий знаменитых композиторов. Ваша задача - разгадать, какие именно мелодии и каких композиторов звучали».

В музыкальной энциклопедии, которая всегда будет под рукой, есть вся необходимая информация для отгадки. Нужно только внимательно читать и слушать, так как некоторые из маленьких фрагментов музыки, можно найти в энциклопедии. Они и являются отгадками. Персонажи в комнатах также не случайны: все они могут подсказать правильный ответ.

Угадав мелодию, предлагается воспользоваться гадальной машиной. Необходимо выбрать в ней имя композитора и название музыкального произведения. Если ответ правильный, Вы получаете дополнительный балл, но если совершите 50 ошибок, игра закончена. Выигрывает тот, кто угадает все 34 зашифрованные мелодии. Такая задача достаточно трудна.

Основная часть ресурса начинается с рассказа об Алисе, которая попала внутрь пианино и . оказалась в очень странном месте. Вместе с героиней ученики попадают в лабиринт комнат.

В лабиринте и в основных комнатах имеется возможность поворачиваться вокруг своей оси, а также смотреть вверх и вниз. Для этого нужно, удерживая нажатой клавишу мыши, перемещать курсор в нужном направлении. Курсор меняет своё изображение на активных точках.

В комнатах на стенах, полу находятся портреты композиторов. Щелкнув на нем, раскрывается биографический материал о композиторе. Перелистывать страницы можно с помощью мыши - необходимо нажать на нижний правый угол. Здесь же имеется кнопка «Содержание». Нажав ее, открывается список композиторов, чья музыка будет звучать в игре. Здесь же можно прослушать фрагмент музыкального произведения, выбранного композитора (необходимо щёлкнуть мышью по изображённому граммофону).

При попадании в комнаты, используются следующие кнопки:

- Кнопка с изображением граммофона - для проигрывания музыкальной загадки.

- Кнопка с изображением книги - для обращения к Энциклопедии (в нее также можно попасть из лабиринта при помощи портретов композиторов).

- Кнопка с изображением Чеширского кота - для включения гадальной машины.

- Кнопка Q - для выхода из комнаты или лабиринта.

После прослушивания музыкальной загадки, нужно дать на нее ответ, пользуясь гадальной машиной. Количество произведений, зашифрованных в каждой комнате, разное, поэтому необходимо использовать гадальную машину только в случае полной уверенности в ответе. Для этого нужно выбрать сначала имя предполагаемого композитора, а затем название произведения. Затем сделать щелчок на изображении кота, что вверху экрана. По звуковому эффекту становится ясно - правильный ответ или нет. Комнату можно в любой момент покинуть и вернуться в неё тогда, когда будете уверены в ответе.

Джоаккино Россини. Маленький поезд удовольствий: интерактивное жизнеописание великого маэстро и кулинара

Диск относится к демонстрационному типу - содержит информацию о гениальном итальянском композиторе и кулинаре - Джоаккино Россини.

Главное меню изображено в виде поезда с несколькими блюдами, которые соответствуют основным главам:

- редис - символизирует детские и юные годы «пезарского соловья»;

- масло - раскрывает основной жанр, в котором работал Россини - опера;

- анчоусы - краткое эссе о Парижском периоде;

- корнишоны - здесь речь пойдёт о друзьях Россини;

- виноград - символизирует Итальянский период творчества Россини, годы, когда расцвёл его композиторский талант;

- орешки - раскрывают роль женщин в жизни композитора;

- сушёный инжир - здесь даётся ответ на вопрос: «Почему Россини, в расцвете сил перестал писать музыку?»;

- горький миндаль - это пора угасания великого мастера, его старость и смерть.

Чтобы заказать любое из блюд, достаточно щёлкнуть на нём мышью.

Представленный материал дан в виде гипертекста, содержит большое количество иллюстраций. Текст озвучивается диктором. Также можно прослушать анекдоты и просто забавные истории про гениального маэстро, который сам себя считал в большей степени кулинаром, нежели композитором.

Кроме этого на диске представлены редкие записи скрипичных сонат Россини (G-dur, A-dur, B-dur), написанные им в 1804 году, в годы учения в Болонском лицее. Чтобы попасть на концерт необходимо щёлкнуть по монументу композитора, после чего на экране появляется виртуальный проигрыватель.

Использование демонстрационных программ на уроках музыкальной литературы позволяет улучшить усвоение большого количества информационного материала. Мультимедийные пособия в наглядной форме раскрывают жизненные и творческие периоды жизни композиторов, помогают учащимся понять содержание произведений, подметить особенности музыкального языка. Как известно, это активизирует внимание учащихся, повышает интерес к уроку.

Музыкальные медиасредства и ресурсы, адекватно используемые при преподавании музыкально-теоретических дисциплин, могут значительно повлиять на содержание и уровень музыкального образования в целом.

Они выступают как результативный инструмент, средство поддержки и развития учебного процесса, позволяющие оптимизировать процесс обучения и использовать ресурсы информационных технологий, недоступные в традиционном образовательном процессе.

Работа с мультимедийной системой формирует и развивает способность к самостоятельной деятельности по получению и развитию знаний и умений.

Применение информационно-коммуникационных технологий делает урок привлекательным и современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно.

Список литературы

1. Ворожеев А. М. Мультимедийные учебные пособия // Информационные технологии в профессиональном музыкальном образовании: возможности и перспективы: материалы научно-практической конференции. Москва, 2002. С. 122-125.
2. Горбунова И. Б. Музыкально-компьютерные технологии как новая обучающая и творческая среда // Современное музыкальное образование - 2002: материалы междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2002. С. 161-169.
3. Кулапин Б. В. Проблема компьютерных технологий в контексте музыкального образования // Современное музыкальное образование. 2002 : материалы междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2002. С. 181-184.
4. Мосягина Н. Г. Некоторые аспекты разработки и использования электронных средств обучения в музыкальном профессиональном образовании // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики : тезисы межвуз. науч.-практ. конф. Тамбов, 2004. С. 69-70.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (08.12.2019)
Просмотров: 27 | Теги: музыкальное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь