Четверг, 08.12.2016, 12:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ЦЕННОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Информационная компетентность личности как ценность: теоретический аспект

П.В.Разбегаев

Современное развитие общества ориентирует систему образования на сформированность не только знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся («Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»). Несмотря на то, что в педагогической науке понятия «компетенции», «компетентности» еще не устоявшиеся и нет однозначного определения, они уже прочно заняли свое место.

Сегодня существует много различных мнений по вопросу классификации и выделения важнейших компетенций. Информационная компетентность независимо от авторов и способов классификации всегда выдвигается как одна из наиболее важных.

Образовательная система, призванная формировать новую личность с универсальными способностями и эффективной поведенческой моделью, не обеспечивает необходимый и достаточный уровень развития вышеназванных качеств выпускника профессионального образовательного учреждения.

Таким образом, становится необходимым включение в образовательную систему компонента, обеспечивающего формирование личности, способной грамотно ориентироваться в условиях постоянного многократного прироста информации, и применения его для решения возникающих задач и непрерывного самообразования. Таким компонентом должна стать информационная компетентность специалистов-профессионалов.

Будем понимать информационную компетентность как интегративное качество личности, характеризующееся когнитивным, ценностно-мотивационным, технико-технологическим, коммуникативным, рефлексивным структурными компонентами; познавательной, коммуникативной, адаптивной, нормативной, оценочной, интерактивной функциями и свойствами: относительностью, дуализмом, структурированностью, селективностью, аккумулятивностью, самоорганизованностью, полифункциональностью.

 В основу формирования компетентной личности ложится такой результат образования, который выражается в овладении обучающимися определенным набором (меню) способов деятельности.

Субъект, овладевая каким-либо способом деятельности, получает опыт интеграции различных результатов образования (знаний, умений, навыков, ценностей и т. д.), и постановки (или присвоения) цели. Так происходит осознание процесса управления своей деятельностью — «компетенции».

Особенность компетентности такова, что она может проявляться только в органичном единстве с ценностями человека, т. е. при условии глубокой личной заинтересованности в данном виде деятельности. Поэтому, помимо когнитивного (знания) и операционально-технологического (умения, опыт) компонентов, информационная компетентность предполагает наличие у индивида внутренней мотивации к качественному осуществлению информационной деятельности, присутствие отношения к этой деятельности как ценности [6¾8].

Остановимся более подробно на ценностной составляющей информационной компетентности. С этой целью необходимо определить позицию относительно такой категории, как «ценность».

Значение понятия «ценность» многовариантно и распространено как в сфере обыденного сознания, так и научного знания. В обыденном значении понятие «ценность» связывается           с оценивающим их субъектом и понимается как что-то крайне важное, значимое для конкретного человека и общества в целом (человек, культура, наука, труд и т. д.). Можно встретить и другое понимание ценностей ¾ как неких абстрактных идеалов (свобода, добро, красота, истина и др.). Определений понятия «ценность» настолько много, что порой ученые используют их во взаимоисключающих смыслах, при этом часто ограничиваются констатацией различных аспектов ценностей.

В философской и социологической литературе ценность, как термин, используется для указания на человеческое, культурное и социальное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту. Ценности задают границы социокультурной активности любого социального субъекта (будь то человек или общество в целом). Ценности имеют внеличностный, надличностный, а иногда и внеисторический характер. Зачастую ценности трактуются как «вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества» [15, с. 5. ].

Они понимаются как порождаемые культурой или задаваемые трансцендентно содержания, вплетаемые в изменчивое многообразие социальной жизни как ее инварианта, позволяющие: связывать различные временные модусы (прошлое, настоящее, будущее); семиотизировать пространства человеческой жизни, наделяя все элементы в нем аксиологической значимостью; задавать системы приоритетов, способы социального признания, критерии оценок, строить сложные и многоуровневые системы ориентации в мире; обосновывать смыслы. Ценности представляют собой механизм строительства системы ценностных отношений в обществе, конституируют процессы оценивания [13, с. 798].

Понятие «ценность» в современной философской литературе рассматривается двояко: «ценность» как единство субъективного и объективного факторов и «ценность» как воплощение преимущественно фактора субъективного в отношении к предмету, его значимости.

В рамках первого подхода существует три основных варианта определения сущностных характеристик «ценности». Наиболее распространенным является понимание «ценности» как значимости предметов и явлений действительности для человека. Именно так впервые в философии трактовалось понятие «ценность», введенное в научный оборот в 60-е гг. ХIХ в. немецким философом Р. Г. Лотце. При этом отмечались способности ценностей удовлетворять материальные и духовные потребности человека, а также отождествлялись сама ценность как значимость и ее объект-носитель, сведение же ее к идеалу ведет, напротив, к отрыву «ценности» от ее материального основания [1]. Рассмотрение «ценности» сквозь призму объективного и субъективного факторов имеет свои положительные стороны, т. к. учитывает историчность развития человеческого общества, однако такого рода отношения (субъект — объектные) соответствуют пониманию «ценности» лишь как значимости объекта для субъекта         и приводит к неразличению ее с оценкой, которая также понимается как «субъект-объектное отношение и способ определения ценности или высказывания о ней» [1].

Представители второй («этической») точки зрения относят к ценностям лишь высшие общественные идеалы. И. Кант, В. Виндельбанд          и Г. Риккерт и др., обосновывая понятие категорического императива, исследовали категории должного, которое не основывается на законах   и потребностях этого мира [14]. Они рассматривают ценности как самостоятельную сферу, лежащую по ту сторону субъекта и объекта, как идеальные сущности, которые не зависят от индивидуальных потребностей и не связаны со сферой человеческого опыта. С этой позиции рассматриваемые ценности представляются уже не средством, а целью, не сущим, а должным.    С человеческими же потребностями ценности — идеалы оказываются связанными лишь генетически. Это характерно и для работ И. С. Нарского [12 ].

Исследователи, развивающие второй подход, доказывают, что специфика ценностей, их проявление и функционирование в обществе определяются не субъект-объектными, а межсубъектными отношениями, и в них же, в свою очередь, реализуются [2]. Ценности представляют собой некие смысловые универсалии, кристализованные в результате обобщения типичных ситуаций, фиксируют наиболее общие типы отношений между субъектами любого уровня от личности до общества в целом. Субъект в данном случае может выступать в различных модификациях: от отдельного человека до различной степени общности социальной группы.

Ценность представляет собой необходимую, должную и желанную цель, преобразуемую идеалом и участвующую, таким образом, в обратном нормативно-регулирующем воздействии на межсубъектные отношения, а через них и на социальную практику. Ценности проявляются        и реализуются в конкретных социальных ситуациях, в отношениях между людьми по поводу материальных объектов, фактов, событий, действий, идей и т. д., становящихся в этих ситуациях носителями ценностей, и поэтому всегда имеют исторически-конкретное содержание [9].

Ценности существуют и функционируют объективно в практике реальных социальных отношений и субъективно осознаются и переживаются. Их объективным определителем является практика [16]. Ценности представляют синтез человеческого опыта познания, в них воплощается устремленность культуры в будущее, они выступают элементами культуры, формируя ее целостность.

Ценности, как образ идеала, выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы и от самого себя, а объединяют, собирают людей в общности любого уровня, т. е. ценности являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и ненасильственными, их невозможно отобрать, а значит, они принимаются человеком как личностно значимые, индивидуальные и избирательные. Поэтому ценности личности не всегда совпадают с ценностями общества.

Третий вариант определения сущности «ценности» непосредственно объединяет исходные основания первых двух. О. Г. Дробницкий рассматривает «ценности» одновременно как значимость и идеал, что позволяет говорить о ценности как об «одушевленном», «ожившем» предмете, способном принимать «деятельностное участие в жизни человека» [4, с. 317. ]. Он подчеркивает, что нормативно-оценочные представления позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире, т. к. содержат в себе огромный исторический опыт. [4]. Отождествление ценности с предметами и их свойствами, с идеями и побуждениями человека можно наблюдать также в концепции В. П. Тугаринова. Природу ценностей он пытается объяснить, исходя из объективных свойств предметов и явлений действительности [17]. Таким образом, второй и третий варианты в понимание «ценности» включают нормы, цели и идеалы, а не сводит все к «должному».

Можно выделить разнообразные классификационные модели ценностей. В философии системы ценностей различаются по предметному содержанию, по функциональной направленности, по роли в жизнедеятельности индивида, по соотнесению с потребностями индивида и прочим основаниям .

В контексте статьи особый интерес представляет классификационная модель, в которой критерием выступает предметное содержание. Эта модель используется в различных вариантах, например: материальные, духовные, социально-политические ценности [17]; экономические, социально-политические, духовные ценности [2]; витальные, социальные, политические, моральные, религиозные, эстетические ценности [3] экономические, моральные, эстетические, правовые, идеологические, политические ценности [4] и др.

Информационная компетентность может выступать в качестве профессиональной ценности.

Рассматривая данную проблему, необходимо, в первую очередь, определить, что такое профессиональная компетентность, выявить ее структуру и условия формирования. Следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия профессиональной компетентности. Обзор психолого-педаго­гической литературы и других информационных источников, посвященных данной проблеме, показывает, что можно выделить несколько подходов к определению понятия «профессиональная компетентность». Так, например, зарубежными исследователями данное понятие зачастую рассматривается как «углубленное знание», «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности», «эффективность действий» [11].

Одним из наиболее распространенных определений рассматриваемого термина в отечественной психолого-педагогической литературе является следующее: «качество, свойство или состояние специалиста, обеспечивающее вместе или в отдельности его физическое, психическое и духовное соответствие необходимости, потребности, требованиям определенной профессии, специальности, специализации, стандартам квалификации, занимаемой или исполняемой служебной должности» [10]. Э. Ф. Зеер под профессиональной компетентностью понимает совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности [5].

Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и личностно значимых компетенций, а значит, может выступать в виде профессиональной ценности.

Таким образом, на наш взгляд, можно утверждать, что компетентность специалиста представляет собой присвоенную, отрефлексированную им в ходе профессиональной деятельности систему социально значимых и личностно значимых компетенций.

Список библиографических ссылок

 1.   Василенко В. О. Мораль и общественная практика. М., 1983.

2.   Выжлецов Г. П. Духовные ценности и судьба России // Соц.-полит. журнал. 1994. № 3—6.

3.   Додонов Б. И. Эмоциональная направленность личности: дис. … д-ра психол. наук. Симферополь, 1978.

4.   Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марк­систская философия. М., 1967.

5.   Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие. М., 2003.

6.   Зимняя И. А. Компетентность человека — новое качество результата образования // Проблемы качества образования. Кн. 2: Компетентность человека — новое качество результата образования: материалы XIII Всерос. совещ. М., 2003.

7.   Кизик О. А. Подходы к структуризации информационной компетентности выпускника профессионального лицея // Электронное научное издание «Письма в Emissia. Offline». СПб., 2003. ART 923.  Гос. рег. # 0320100088. URL: http: // www. emissia. org /offline /2003 /923. htm

8.   Кизик О. А. Становление информационной компетентности учащихся в образовательном процессе профессионального лицея: дис. … канд. пед. наук. Петрозаводск, 2004.

9.   Крутова И. В. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как к социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2002.

10.    Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие. Ульяновск, 1996.

11.    Мутовкина О. М. Слагаемые профессиональной компетентности преподавателя иностранных языков. Волгоград, 2001.

12.    Нарский И. С. Ценность и полезность // Филос. науки. 1969. № 3.

13.    Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. Минск, 1998.

14.    Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Спб., 1911.

15.    Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2003.

16.    Столович Л. Н. Философия. Эстетика. Смех. СПб., 1999.

17.    Тугаринов В. П. Философия сознания (современные вопросы). М., 1971.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 566 | Теги: образование, информационная компетентность, ценность, личность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016