Пятница, 20.09.2019, 21:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

В.Ю.Асланян, доцент кафедры психологии СВГУ; кандидат психологических наук
А.А. Бирюк, преподаватель класса домры МБОУ «Детская музыкальная школа»

ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ОШИБКИ В ПОСТАНОВКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ

В статье дается теоретическое обоснование гипотезы о взаимосвязи индивидуального стиля деятельности педагогов по исполнительскому мастерству и ошибок в постановке музыкального исполнительского действия их учеников.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, музыкальное исполнительское действие. 

 

Движения, благодаря которым осуществляется музыкальное исполнительское действие (далее - МИД), должны соответствовать определенным правилам, описанным в «школах» обучения игре на музыкальных инструментах [4; 7; 11]. К сожалению, в педагогической практике достаточно часто встречаются нарушения этих правил, так называемые ошибки в постановке МИД. Часто данные ошибки являются следствием отсутствия навыка регуляции силы движений при игре на музыкальном инструменте. В результате, процесс МИД сопровождается мышечным дискомфортом, замедляется развитие технических навыков. Если своевременно не предпринять мер коррекции данных ошибок МИД [6; 8], то при повышении сложности исполнительской программы возможно развитие профессиональных заболеваний.

В своих предыдущих публикациях мы неоднократно обращались к вопросам коррекции МИД [2; 3; 8]. Осмысление данной проблемы и результаты наших исследований привели нас к пониманию, что коррекция МИД - борьба со следствием. Одна из возможных причин ошибок кроется в стилевых особенностях деятельности педагогов по исполнительскому мастерству. Точнее, в несформированности у педагогов эффективных стилей индивидуальной деятельности.

Цель статьи: теоретическое обоснование гипотезы о взаимосвязи индивидуального стиля деятельности педагога музыкальной школы по исполнительскому мастерству и ошибок в постановке музыкального исполнительского действия учеников.

В отечественной психологии изучение стилей деятельности имеет длительную историю. Еще В.М. Бехтерев [5], А.Ф. Лазурский [12], Б.Г. Ананьев [1] в своих трудах заложили традиции исследования личности как целого на различных уровнях ее функционирования. Однако, комплексную разработку понятия впервые предложил Е.А. Климов [10]. Он выделял широкий и узкий смысл понятия «индивидуальный стиль деятельности» (далее - ИСД). В первом случае ИСД - индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек, уравновешивая условия деятельности и типологические особенности своей индивидуальности. Во втором - устойчивая система способов деятельности. Формирование стиля происходит в процессе развития индивидуальных качеств субъекта. Наиболее целесообразным считается работа над «наименее стойкими» качествами. В разных стилях сходные личностные свойства проявляются по-разному. При изменении условий деятельности ИСД может изменяться.

На основе богатого эмпирического материала Е.А. Климов разрабатывает типологический подход к изучению ИСД. Основные положения подхода включают в себя представления о наличии стойких, типологически обусловленных качеств, существенных для успешной деятельности; о возможности приспособления к деятельности различными способами; о компенсации недостаточно выраженных способностей; о существенном влиянии внутренних условий, активности субъекта в процессе формирования личности.

Анализ теоретических источников свидетельствует о существовании множества типологий ИСД педагогов [9; 13; 15; 17]. В рамках теоретического обоснования гипотезы мы остановимся на типологии А.К. Марковой и А.Я. Никоновой, так как только данная типология строится на совокупности содержательных, динамических (методичность-импровизационность, рассудительность-эмоциональность), результативных характеристик личности, что позволяет комплексно рассматривать ИСД педагогов по исполнительскому мастерству. Согласно типологии, существует четыре стиля.

Первый стиль - эмоционально-импровизационный. Учитель, характеризующийся таким стилем, предпочитает ориентацию на процесс обучения: интересный материал обсуждает с учениками на уроках, а часто сложный, но не столь интересный материал задает ученикам в качестве домашней работы. Данный педагог отличается низкой методичностью: использует много разнообразных, но неструктурированных методов, практически не контролирует знания учеников. Вследствие излишней эмоциональности учителя ученики не могут проявить себя в образовательном процессе в полной мере. Учителям такого стиля характерна импульсивность, нестабильность психоэмоционального состояния и недостаточность развитости рефлексии.

Второй - эмоционально-методический. Учитель с данным ИСД учитывает важность как процесса, так и результата обучения. Поэтапное планирование и отработка учебного материала позволяет добиться устойчивых результатов обучения. Большую роль в этом играет постоянный контроль знаний. Педагогу свойственна высокая оперативность, преобладание интуитивности в деятельности, эмоциональная возбудимость.

Третий - рассуждающе-импровизационный. Учитель, имеющий такой стиль деятельности, проводит урок размеренно, отвечает на вопросы учащихся, выслушивает их мнение. Он использует небольшой перечень методов, отличается рефлексивностью. Учителя с рассуждающе-импровизационным стилем эмоционально нестабильны, быстро истощаются.

Четвертый - рассуждающе-методический. При данном стиле учитель ориентируется прежде всего на результаты обучения. Он использует привычные методы, предпочитает репродуктивную деятельность учащихся, активен, отличается благополучным психоэмоциональным состоянием. Однако, используемые средства не всегда адаптированы к ситуации, что может снизить заинтересованность учащихся.

Для более глубокого анализа ИСД педагогов по исполнительскому мастерству необходимо рассмотреть специфику их профессиональной деятельности. На основе анализа теоретических источников [9; 14; 16] и нашего опыта исследований мы можем выделить следующие черты: взаимосвязь музыкальной (исполнительской) и педагогической деятельности; сложность формируемого в процессе обучения навыка; индивидуальное обучение по принципу наставничества; развитость эмоциональной чувствительности педагога.

Специфические черты деятельности педагогов по исполнительскому мастерству обуславливают специфичность их ИСД. С точки зрения Ю.Н. Славинской [14], ИСД учителя музыки является системой личностных и деятельностных качеств, специальных умений, способностей, навыков музыкально-педагогической направленности, предпочтений, а также осмысленного опыта педагогической работы.

По мнению Р.К. Хурматуллиной [16], музыкально-педагогическая деятельность - деятельность, в которой педагогические задачи решаются с помощью музыкального искусства. Для обозначения данной взаимосвязи автор вводит понятие «индивидуальный творческий стиль музыкально-педагогической деятельности» (далее - ИТСМПД) и раскрывает его специфические стороны: развитие ИТСМПД с помощью музыкально- исполните льско й ра боты; отражение в ИТСМПД особенностей педагогического и музыкального мышления, профессиональной рефлексии, индивидуально-психологических особенностей педагога и особенностей общности людей, в которую входит педагог в процессе образования и при педагогической деятельности; поведение, отражающее эмоции и чувства, которые вызывает музыка в педагоге, передача ученику этих чувств.

Возникает вопрос: «как особенности стиля деятельности педагогов по исполнительскому мастерству будут проявляться при реализации типов ИСД по А.К. Марковой и А.Я. Никоновой?».

Эмоционально-импровизационный стиль деятельности. Педагог с таким стилем деятельности может достичь высокого профессионализма в сфере исполнительства: активность, высокая эмоциональность позволят раскрыть драматургию произведения, склонность к самолюбованию позволит свободно чувствовать себя на сцене. Для качественного выполнения педагогической деятельности такому педагогу недостаточно методичности и профессиональной рефлексии, терпения.

Эмоционально-методический стиль деятельности. Данный стиль более продуктивен. Высоко развитая методичность педагога создает условия для формирования устойчивых знаний и навыков. Но и в эмоционально-импровизационном, и в эмоционально-методическом стиле деятельности высокая эмоциональность педагога может послужить препятствием для самовыражения учеников, развития музыкальности.

Рассуждающе-импровизационный стиль деятельности. Недостаточная методичность, эмоциональная нестабильность, спонтанность педагога препятствует устойчивости навыков учеников. Быстрая исто- щаемость педагога проявляется в низком темпе деятельности, невыполнении плана урока. Несмотря на это, такой педагог с уважением относится к ученикам, дает им возможность быть активными в процессе обучения, что создает благоприятный эмоциональный климат на занятии, способствует развитию музыкальности.

Рассуждающе-методический стиль деятельности. Такой педагог отличается высокой методичностью, что приводит к устойчивости навыков учеников. Однако, привычные педагогу методы не всегда могут соответствовать индивидуальности ученика, что может негативно отразиться на развитии музыкальности.

Как было показано выше, формирование навыка МИД ученика проходит в тесном взаимодействии с педагогом, на основе методов, приемов его деятельности. Соответственно, возможна взаимосвязь деятельности педагога и особенностей МИД учеников. На основе анализа методической литературы, а также наблюдения за педагогическим процессом, опыта построения методики коррекции [2; 3; 6; 10; 13; 14; 16], мы можем выделить аспекты индивидуального стиля деятельности педагога, взаимосвязанные с ошибками в постановке МИД:

1. Постановка МИД педагога, его поведение на занятиях: ученики повторяют посадку, движения, даже покачивания корпусом и отсчет такта ногой. Часто в классах учеников встречаются ошибки в постановке МИД, свойственные педагогу класса.

2. Недостаточное внимание педагога к постановке МИД ученика: педагог должен контролировать правильность постановки МИД в течение всего периода обучения.

3. Коррекция постановки МИД исключительно «руками педагога» (например, педагог во время урока может поддерживать инструмент). В таких случаях ученики не самостоятельны, они не осознают, что неверные действия вызывают дискомфорт, не могут выявить основные точки опоры инструмента и исполнительского аппарата. В результате при занятиях в классе под присмотром педагога ученики пытаются придерживаться верной постановки МИД, но при выходе на сцену проявляются «реальные» неверные навыки.

4. Отсутствие обучения учеников навыку контроля состояния мышц. В случаях, если ученик сам не научился регулировать мышечный тонус в соответствии с целями, возникают «зажимы» в мышцах, гипертонус.

5. Слишком строгое или попустительское отношение педагога к ученику. В таких ситуациях ученики сидят расслабленно либо слишком напряжены, пренебрегают рекомендациями педагога.

Исходя из вышеуказанных аспектов можно сделать вывод, что возможна взаимосвязь ИСД педагога и ошибок в постановке МИД по многим критериям: подражание ученика педагогу, внимание педагога к постановке МИД ученика, полнота воспитуемых навыков, доля самостоятельности ученика в педагогическом процессе.

Далее рассмотрим, как ИСД педагога по классификации А.К. Марковой и А.Я. Нико- новой может быть взаимосвязан с ошибками в постановке МИД учеников.

Эмоционально-импровизационный стиль деятельности. Низкий уровень методичности педагога может привести к неустойчивости навыков МИД, из-за чего могут возникать как статические ошибки (ошибки в постановке инструмента и движений по извлечению звука), так и динамические ошибки (неумение контролировать мышечный тонус во время игры на инструменте). Возникают ошибки в результате самостоятельных, редко удачных попыток приспособления к инструменту. Невозможность достаточного самовыражения ученика может привести к мышечной зажатости.

Эмоционально-методический стиль деятельности. Благодаря высокой методичности педагога, навык постановки МИД ученика будет устойчив. Однако, так же, как и в эмоционально-импровизационном стиле деятельности, высокая эмоциональность педагога может привести к нарушению динамической стороны МИД: ученикам сложно достичь свободного МИД.

Рассуждающе-импровизационный стиль деятельности. Недостаточная методичность, эмоциональная нестабильность, спонтанность педагога препятствует устойчивости формируемых навыков, что приводит к статическим и динамическим ошибкам в постановке МИД. Так как урок проводится медленно и план занятия не выполняется, навык МИД не прорабатывается, ошибки в постановке МИД не корректируются.

Рассуждающе-методический стиль деятельности. Благодаря высокой методичности педагога, навык постановки МИД ученика будет устойчив. Низкая заинтересованность педагога в личности учеников и в образовательном процессе может привести к динамическим нарушениям постановки МИД учеников.

Таким образом, импровизационность педагога поддерживает благоприятный климат на занятии, но негативно влияет на постановку МИД ученика: неустойчивость требований вынуждает ученика приспосабливаться к ситуации, что вызывает неустойчивость постановки МИД, приводит к ошибкам как статического, так и динамического характера. Методичность педагога, наоборот, благоприятно влияет на постановку МИД ученика: навык МИД тщательно контролируется, корректируется педагогом на занятиях.

Также стоит отметить, что как излишняя эмоциональность, так и попустительское отношение к ученику может влиять негативно на постановку МИД, вызывая, в основном, ошибки динамики: мышечную зажатость, слабый звук. Внимание к индивидуальности ученика способствует развитию музыкальности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что ИСД педагога может быть взаимосвязан с ошибками в постановке МИД учеников. Излишняя эмоциональность педагога взаимосвязана с ошибками динамического аспекта МИД, недостаточная методичность - с ошибками как статического, так и динамического аспекта МИД.

 

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Л. : Ленингр. ун-т, 1986. - 340 с.
2. Асланян В.Ю. Значение психологических знаний для коррекции музыкального исполнительского действия / В.Ю. Асланян, А.А. Бирюк // Development of the creative potential of a person and society : materials of the IV international scientific conference on January 17-18, 2016. - Prague : Vмdecko vydavatels^ centrum «Sociosffira-CZ», 2016. - С. 76-79.
3. Асланян В.Ю. Опыт построения методики коррекции музыкального исполнительского действия / В.Ю. Асланян, А.А. Бирюк // Scientific and practical journal «Academic psychology». - 2018. - № 1. - С. 7-16.
4. Беккер Х. Техника и искусство игры на виолончели / Х. Беккер, Д. Ринар. - М. : Музыка, 1978. - 292 с.
5. Бехтерев В.М. Объективная психология / В.М. Бехтерев. - М. : Наука, 1991. - 480 с.
6. Бирюк А.А. Типичные ошибки постановки исполнительского аппарата у детей, обучающихся игре на домре / А.А. Бирюк // Молодая наука - будущее Колымы : материалы II обл. науч.-практ. конф. студенческой и учащейся молодежи Магаданской области, 17 мая 2017 г [Магадан] / Министерство образования и молодежной политики Магаданской области ; [науч. ред. И.Г. Третьяк ; оргком. : А.В. Шурхно [и др.]. - Магадан, 2017. - С. 127-129.
7. Броун А.В. Очерки игры на виолончели / А.В. Броун. - М. : Государственное музыкальное издательство (МУЗГИЗ), 1960. - 88 с.
8. Гутерман В.А. Возвращение к творческой жизни. Профессиональные заболевания рук / В.А. Гутерман. - Екатеринбург : Гуманит.-эколог. лицей, 1994. - 89 с.
9. Звонарева Н.А. Формирование и коррекция профессионального стиля деятельности учителя на основе его индивидуальности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.А. Звонарева. - М., 2000. - 156 с.
10. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта / Е.А. Климов. - Казань : Казан. ун-т, 1969.
11. Круглов В.П. Искусство игры на домре : учеб. пособие / В.П. Круглов ; предисл. А. Цыганков ; введ. авт. - М. : Композитор, 2001. - 187 с.
12. Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности / А.Ф. Лазурский. - М. : Алетейя, 2001. - 192 с.
13. Маркова А.К. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя / А.К. Маркова, А.Я. Никонова // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 40-47.
14. Славинская Ю.Н. Индивидуальный стиль учителя музыки в его музыкально-педагогической деятельности : методическая разработка [Электронный ресурс] / Ю.Н. Славинская. - Режим доступа: https:// nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/12/19/statya- individualnyy-stil-uchitelya-muzyki-v-ego-muzykalno.
15. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности / В.А. Толочек. - М. : Смысл, 2000. - 199 с.
16. Хурматуллина Р.К. Индивидуальный творческий стиль музыкально-педагогической деятельности / Р.К. Хурматуллина // Вестник ТГГПУ. - 2012. - № 3. - С. 290-293.
17. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности / М.Р. Щукин // Вопросы психологии. - 1984. - № 6. - С. 23-32.

Источник: Вестник Северо-Восточного государственного университета, 2019. - Вып. 31.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (06.09.2019)
Просмотров: 23 | Теги: исполнительское искусство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь