Четверг, 23.11.2017, 10:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТА

М.В.Ларских

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПЕРФЕКЦИОНИЗМА СТУДЕНТА

АННОТАЦИЯ. В статье представлены результаты эмпирического исследования изучения зависимости между темпераментом, характером и перфекционизмом. В качестве испытуемых выступили две выборки студентов медицинской академии. Были использованы следующие методики: опросник перфекциониз- ма Холмогоровой-Гаранян, шкала депрессии Бека, опросники Айзенка и Шмишека, опросник Русалова. Было выявлено, что у перфекционистов выше уровень нейротизма и интроверсии, а также преобладают сангвинический и холерический темпераменты. Были обнаружены латентные индивидные факторы, специфичные к типологии перфекционизма.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конструктивный перфекционизм, деструктивный перфекционизм, темперамент, характер.

 

Современная наука под перфекционизмом понимает психологическую характеристику, включающую в себя высокие требования, предъявляемые личностью к себе, своей деятельности, другим людям и миру в целом [1]. Актуальность изучения феномена перфекционизма студента, определения его детерминант обусловлена наличием многочисленных исследований о связи высокого уровня перфекционизма с психологических дискомфортом и эмоциональными нарушениями (тревожностью, избегающим поведением, социальной фобией, прокрастинацией, экзаменационным стрессом), которые оказывают выраженное влияние на учебную деятельность [2]. Исследователи выделяют микросоциальные (влияние родительской семьи и социальных групп) и макросоциальные факторы (культ успеха, совершенства) формирования перфекционизма (J. Ashby, J. Barrow, R. Frost, H. Hamachek, C. Moore, I. Ioorman, K. Rice, J. Stober, K. Preusser, А.Б. Холмогорова, M.B. Ларских). В предыдущих работах мы рассматривали современную рекламу и кинематограф, а также высокие образовательные стандарты учебных заведений как детерминанты формирования перфекционизма личности [3; 4]. Наше исследование посвящено нахождению индивидуально-типологических детерминант формирования перфекционизма.

По мнению Б.Г. Ананьева, в структуре человека присутствует три составляющие - человек как индивид, как личность, как субъект деятельности. К индивидным, природным свойствам человека Б.Г. Ананьев, кроме задатков - особенной структуры органических потребностей, относит темперамент [5]. Также Б.Г. Ананьев считает, что темперамент, являясь формально-динамической характеристикой индивида, служит базисом для характера человека. Основания же темперамента составляют свойства нервной системы (нейродинамические и психодинамические). И.П. Павлов, опираясь на основные свойства нервной системы, описал 4 основных типа темперамента. Вслед за ним, В. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы, по И.П. Павлову, очень близки к экс- травертированному и интровертированному типам личности, природа которых усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы. Следующая составляющая темперамента - нейро- тизм характеризует человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Пересечение этих 2 биполярных характеристик позволяет отнести человека к одному из четырех типов темперамента. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстраверсии, интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации И.П. Павлова, который описал четыре классических типа [6].

В рамках нашего исследования интересна также теория темперамента В.М. Русалова. В структуру темперамента, по его мнению, кроме предметной, социальной эгретичности, предметного и социального темпа и т.д., входит предметная эмоциональность - мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого, что можно в какой-то мере рассматривать как врожденный прообраз перфекционизма, наследственный фактор стремления к совершенству [1]. Отметим, что при анализе значительного количества работ, в которых так или иначе затрагивается перфекционизм, нами не было выявлено ни одного исследования взаимосвязи темперамента с перфекционизмом. Хотя A. Ellis всегда предполагал, что иррациональное перфекционистское мышление является врожденной особенностью людей, которая может поддерживаться общественными и культурными ценностями, но эмпирического подтверждения по этому факту проведено им не было. Кроме темперамента, некоторые ученые к индивидуально-типическим характеристикам человека относят характер. С этой точки зрения, характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. В типологии характеров К. Леонгарда выделяются акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный). Обзор работ, посвященных связи перфекционизма с определенными акцентуациями характера, выявил исследования, доказывающие корреляцию перфекционизма с определенными акцентуациями характера - интроективным (S. Blatt, 1990), автономным (A. Beck, 1997), нарцистическим (Е.Т. Соколова, 2001). Н.Г. Гаранян было выявлено, что общий показатель перфекционизма имеет устойчивые связи с дисфункциональными чертами различных типов личности: избегающего, зависимого, параноидного, шизоидного, нарцистического [7].

На основании приведенных теоретических посылок было проведено эмпирическое исследование, объектом которого стали студенты медицинского вуза с высоким уровнем перфекционизма, в возрасте от 18 до 24 лет. Предметом исследования является изучение биологических детерминант перфекционизма. Научная новизна работы заключается в реализации комплексного исследования структуры индивидуально-типических детерминант перфекционизма. Основные гипотезы исследования: существует зависимость между общим уровнем перфекционизма, параметрами перфекционизма и характеристиками темперамента; существует взаимосвязь между общим уровнем перфекционизма и акцентуациями характера; существуют латентные факторы индивидуально-типических свойств, детерминирующие формирование определенного типа перфекционизма.

Методы исследования и выборка

1. Тест Г. Айзенка [4].
2. Тест структуры темперамента В.М. Русалова [1].
3. Опросник акцентуаций характера Г. Шмише- ка [6].
4. Опросник перфекционизма А.Б. Холмогоровой - Н.Г. Гаранян [7].
5. Шкала депрессии А. Бека (адаптация Т.Н. Балашовой) [8].

В исследовании приняли участие 2 выборки студентов медицинской академии им. Бурденко в возрасте от 18 до 23 лет (164 человека и 148 человек). Для количественной обработки результатов исследования применялись программы Excel и Statistica 7.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Эмпирическое исследование индивидуально- типических детерминант перфекционизма на первом этапе включало в себя изучение взаимосвязи перфекционизма со свойствами темперамента. В результате корреляционного анализа были выявлены статистически значимые прямые корреляционные связи между нейротизмом и общим уровнем перфекционизма (г=0,34) и следующими составляющими перфекционизма: восприятие других людей как делегирующих высокие требования (г=0,38), высокие стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных» (при постоянном ревнивом сравнении себя с другими) (г=0,33), селектирование информации о собственных неудачах и ошибках (г=0,42). То есть чем выше нейротизм человека, тем вероятнее наличие высокого уровня перфекционизма. Показатели экстраверсии не имеют статистически значимых корреляционных связей с общим уровнем перфекционизма. Но отмечается единственная, положительная, выраженная корреляция между показателем перфекционизма «завышенные притязания и требования к себе» и экстраверсии (г=0,37). Таким образом, ориентация человека на мир внешних объектов повышает уровень требований к своей собственной личности.

На втором этапе исследования все студенты были разделены на три группы. В группу конструктивных перфекционистов (далее КП) вошли студенты с высоким уровнем перфекционизма и низкой депрессией (35 человек). В группу деструктивных перфекционистов (далее ДП) вошли студенты с высоким уровнем перфекционизма и высоким уровнем депрессии (25 человек), и в группу неперфекционистов (далее НП) вошли студенты с низким уровнем перфекционизма (104 человека). Осуществлено сравнение средних показателей темперамента в группах студентов с высоким и низким уровнем перфекционизма (перфекционистов и неперфекционистов), а также сравнение средних показателей в группах с ДП и КП с использованием t-критерия Стьюдента. При сравнении средних значений перфекционистов и неперфекционистов было выявлено, что у перфекционистов значимо выше средние значения экстраверсии (при р<0,05) и нейротизма (р<0,01). Кроме того, при более низком уровне значимости были выявлены различия в средних показателях темперамента в зависимости от типологии перфекционизма. Так, для КП, в отличие от ДП, значимо выше показатели интроверсии и значимо ниже показатели нейротизма (табл. 1).

Таблица 1
Процентное содержание типов темперамента в зависимости от типологии перфекционизма

Условные обозначения: НП - неперфекционисты; КП - конструктивные перфекционисты; ДП - деструктивные перфекционисты.

Из таблицы 1 видно, что в выборке неперфекционистов представлены все типы темперамента. Для КП преобладает сангвинический темперамент и отсутствует меланхолический и флегматический.

Для ДП преобладает холерический темперамент и полностью отсутствует сангвинический и флегматичный темпераменты. На этом же этапе, но уже с другой выборкой студентов (п=148) было проведено исследование взаимосвязи перфекционизма и темперамента по опроснику М.В. Русалова (табл. 2).

Таблица 2
Сравнение средних показателей темперамента у студентов с различным уровнем и типологией перфекционизма (методика М.В. Русалова)

Условные обозначения: ОВ - общая выборка; НП - неперфекционисты; КП - конструктивные перфекционисты; П - перфекционисты; ДП - деструктивные перфекционисты;  - среднее арифметическое оценок;  - стандартное отклонение; * - различия в средних между группами НП и П при уровне значимости р≤0,01; ** - различия в средних между группами КП и ДП при уровне значимости р≤0,01.

Как видно из таблицы 2, были выявлены значимые различия между группами перфекционистов и неперфекционистов по таким показателям темперамента, как эмоциональность (tэм.=7,l>tкp.- р<0,01≤2,61) и социальная эмоциональность (tэм. =5,2>t кр.р≤0,01= 2,61). На более низком уровне значимости были выявлены различия между этими же показателями темперамента в зависимости от типологии перфекционизма. Корреляционный анализ показал, что в общей выборке перфекционизм связан прямыми связями с эмоциональностью (r=0,45) и социальной эмоциональностью (r=0,44). Но характер корреляционных связей зависит от типологии перфекционизма. Так, в группе деструктивных перфекционистов рост перфекционизма приводит к росту такого параметра темперамента, как темп (г=0,39), и на более низком уровне значимости рост перфекционизма связан с социальной эмоциональностью (r=0,29). Можно предположить, что высокий темп деятельности в сочетании с высоким уровнем расхождения между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами (предметная эмоциональность), а также высокая чувствительность к оценкам окружающих (социальная эмоциональность) и являются биологическими факторами деструктивного перфекционизма. В группе с конструктивным перфекционизмом рост этого показателя ведет также к росту темпа деятельности (r=0,48), но в то же время перфекционизм связан отрицательной корреляционной связью с социальной эмоциональностью (r=-0,49), что свидетельствует о врожденной уверенности в себе и ситуации, независимости от оценок окружающих, и положительной связью с эргичностью (r=0,33) (высокая потребность в освоении предметного мира, жажда деятельности) и пластичностью (r=0,46) (широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты). Таким образом, результаты второго этапа исследования позволяют сделать вывод, что природные, биологические свойства оказывают влияние на формирование перфекционизма, т.е. перфекционизм может быть врожденной особенностью человека.

Третий этап исследования посвящен исследованию взаимосвязи перфекционизма студента со свойствами характера. Корреляционный анализ между общим уровнем перфекционизма и выраженностью различных акцентуаций характера демонстрирует таблица 3.

Таблица 3
Взаимосвязи общего уровня перфекционизма и акцентуаций характера (N = 164)

Условные обозначения: * - уровень значимости при р≤0,05; ** - уровень значимости при р≤0,01; КП - конструктивный перфекционизм; ДП - деструктивный перфекционизм.

Как видно из таблицы 3, в общей выборке перфекционизм связан практически со всеми типами акцентуаций характера (что подтверждает данные других исследований, о которых мы писали выше). Но корреляционный анализ в группе деструктивных перфекционистов выявил только одну значимую отрицательную корреляционную связь между деструктивным перфекционизмом и гипертимической акцентуацией (г=-0,50). Данный тип акцентуации К. Леонгард называет акцентуацией темперамента, подчеркивая природную основу гипертимности. Можно сделать вывод, что личности с гипертимической акцентуацией не характерно быть деструктивным перфекционистом, так как свойственные им природные активность и оптимизм, жажда деятельности и инициативность, вероятно, не оставляют времени для деструктивного, разрушающего стремления к совершенству во всем. В группе с конструктивным перфекционизмом корреляции более многочисленны, причем эти связи имеют отрицательный характер. Так были выявлены статистически значимые, отрицательные связи между конструктивным перфекционизмом и демонстративностью (г=-0,39), педантичностью (г=-0,47), дистимичностью (г=-0,44), тревожностью (г=-0,40) и эмотивностью (г=-0,41). Иначе говоря, чем выше показатели конструктивного перфекционизма, тем ниже демонстративность, педантичнось, отсутствует подавленность и тревожность. Эмотивный, тревожный и дистимический тип акцентуации К. Леонгард также относил к акцентуациям темперамента, т.е. настаивал на биологической природе этих качеств.

Выводы

Подводя итоги эмпирического исследования индивидуально-типологических свойств перфекционистов, выделим главные из них. К ним относятся: повышенный уровень нейротизма и интроверсии, высокая чувствительность к расхождению планов и результатов, чувствительность к оценкам, а также преобладание сангвинического и холерического типа темперамента. Интересны различия в зависимости от типологии перфекционизма. Для КП - это сангвинический темперамент с высоким темпом поведения, социальной пластичностью, низкой чувствительностью к оценкам и низким уровнем педантичности, тревожности, демонстративности. Для ДП - это холерический темперамент с низким уровнем активности и оптимизма и высокой чувствительностью к несовпадению между реальным и идеальным результатом. Конструктивный перфекционизм имеет отрицательные корреляции с демонстративностью, педантичностью, дистимичностью, тревожностью и эмотивностью. Для ДП - только одну значимую отрицательную корреляционную связь с гипертимностью. Несмотря на то, что перечисленные нами качества, вероятнее всего, имеют биологическую, гинетически обусловленную природу, неккоректно трактовать эту зависимость прямолинейно. Можно лишь предположить, что существуют некоторые индивидные предпосылки перфекционизма, увеличивающие вероятность его формирования при наличии других внешних детерминант.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Русалов В.М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально- психофизиологические и психологические исследования / В.М. Русалов. - М. : ИП РАН, 2012. - 528 с.
2. Ларских М.В. Идеи совершенства, идеала, перфекционизма в коммерческой рекламе, психологический аспект / М.В. Ларских, Д.С. Бакулина // Воспитательная деятельность в вузе: проблемы, эффективность, качество : материалы Международной научно-практической конференции. - Воронеж : Научная книга, 2013. — Ч. 1. — 177 с.
3. Ларских М.В. Высокие образовательные стандарты вуза как один из факторов формирования высокого перфекционизма студента / М.В. Ларских, Ю.Е. Васильева, Е.Ю. Бурлак // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : материалы XXXVIII Международной заочной научно-практической конференции. - Новосибирск, 2014. - № 3(38). - С. 110-117.
4. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) альманах психологических тестов. - М., 1995. - 528 с.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания психологии / Б.Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.
6. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - М., 1997. - 368 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (29.05.2017)
Просмотров: 105 | Теги: перфекционизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь